Рабочая учебная программа по дисциплине Гематология Для специальности

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой - доцент, к.м.н.Декан факультета -профессор, д.м.н.

/Соловьева Н.В./ /Буюклинская О.В./

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине_____Гематология________________________________

Для специальности 060112 «Медицинская биохимия»______________

Кафедра__Патофизиологии _________________

Курс_______5__________________________________________________

Семестр____9__________________________________________________

Лекции____20____________(час.)

Практические (семинарские) занятия_40______________(час.)

Самостоятельная работа____30______(час.)

Всего часов____90_________

Экзамен______-____________________ (семестр)

Зачёт ________9___________________ (семестр)

2008 г.

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Цель: формирование у будущего специалиста научных знаний об общих законо­мерностях и конкретных механизмах возникновения, развития болезней системы крови, умения использовать метод патофизиологического анализа для решения профессиональных задач (биохимического моделирования болезни, схем диагностического поиска и терапии различных заболеваний и патологических состояний), научить студентов дифференцировать клетки крови и костного мозга по морфологическим и другим признакам в норме и при патологии, обучить методам лабораторного исследования крови и костного мозга, принципам диагностики гематологических заболеваний.

1.2. Задачи изучения дисциплины

  1. Изучить морфологические, цито-, биохимические и функциональные особенности клеток крови, особенности картины периферической крови и костного мозга в норме и при патологии.

  2. Изучить этиологию, патогенез, особенности клинико-лабораторной картины анемий, лейкоцитозов, лейкемоидных реакций, лейкопений, острых и хронических лейкозов, геморрагических диатезов.

  3. Освоить принципы диагностики анемий, лейкоцитозов, лейкемоидных реакций, лейкопений, острых и хронических лейкозов, геморрагических диатезов на примере решения ситуационных задач.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

Знать:

- морфологические, биохимические, цитохимические и функциональные характеристики эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов в норме и при патологии;

- этиологию, патогенез, клинико-лабораторные проявления наиболее частых заболеваний системы крови;

- принципы диагностики наиболее частых заболеваний системы крови;

- типовые изменения показателей крови при заболеваниях органов и систем;

- причины, виды и последствия изменения общего объема крови;

- механизмы компенсации и принципы терапии при острой кровопотере.

Уметь:

- применять полученные знания при изучении клинических дисциплин;

- решать профессиональные задачи, используя знание общих закономерностей и конкретных механизмов возникновения гематологических изменений;

- по данным гемограммы формулировать заключение о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;

- формулировать заключение об этиологии, патогенезе, принципах и методах выявления (диагностики) болезней системы крови.

Владетьнавыками:

- интерпретации результатов наиболее распространенных мето­дов лабораторной диагностики заболеваний системы крови;

- решения ситуационных задач по основным формам патологии крови;

- анализа лейкоцитарной формулы;

- расчета цветового показателя;

- определения в мазках крови патологических форм эритроцитов;

- подсчета и оценки индекса ядерного сдвига;

- отличия основных форм лейкозов по картине периферической крови;

- определения гематокритного показателя и характеристики видов гипер- или гиповолемии;

- оценки степени тяжести кровопотери;

- работы со справочной и научной литературой.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость(час.)

Аудиторные занятия:

лекции

20

практические занятия

40

лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

30

Общая трудоемкость

90

  1. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности

(контрольная работа, зачёт, экзамен)

9-й семестр

зачет

5.Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

Разделы

Лекции

Трудоемкость

(час.)

Практические

занятия

Трудоемкость

(час.)

1

Введение в гематологию. Основы учения о крови, теории кроветворения.

6

5

2

Патофизиологические основы заболеваний системы крови

14

35

5.2. Содержание разделов

Раздел 1. Введение в гематологию. Основы учения о крови, теории кроветворения.

Тема 1. Введение в гематологию. Основы кроветворения, патология объема крови.

Предмет и задачи гематологии. Основные этапы развития гематологии в России. Основные методы гематологии. Кровь как внутренняя среда организма, функции крови. Гемограмма здорового человека. Основные показатели, методы их определения и расчета, возрастные гематологические нормы. Лабораторные методы исследования состояния костного мозга, клеточный состав костного мозга.

Органы кроветворения. Эмбриональное кроветворение. Теории кроветворения. Современная схема кроветворения. Учение о стволовой кроветворной клетке. Номенклатура клеток крови. Клеточные основы кроветворения. Регуляция кроветворения.

Раздел 2. Патофизиологические основы заболеваний системы крови

Тема 2. Система эритрона – норма и патология.

Эритропоэз, виды, критерии эффективности. Морфо-функциональная характеристика эритроцитов в норме. Патологические формы эритроцитов. Нарушения эритропоэза. Эритроцитозы, классификация и характеристика отдельных видов.

Анемии. Общие сведения (понятие, классификация, неспецифические и специфические клинико-лабораторные проявления). Постгеморрагическая анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Железо-дефицитная и железо-рефрактерная анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. В12-, фолиеводефицитная анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Гипо- и апластические анемии. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Механизмы разрушения эритроцитов. Гемолитические анемии. Этиология, классификация, патогенез. Приобретенные гемолитические анемии. Этиология, классификация патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Наследственные гемолитические анемии. Мембранопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Наследственные гемолитические анемии. Энзимопатии, этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Наследственные гемолитические анемии. Гемоглобинопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.

Тема 3. Норма и патология лейкона.

Лейкон, понятие, кинетика. Морфофункциональная характеристика клеток белой крови в норме и при патологию. Патологические формы лейкоцитов. Лейкоцитозы. Виды, причины и механизмы развития. Физиологические и патологические лейкоцитозы. Изменения лейкоцитарной формулы. Нарушения структуры и функции отдельных видов лейкоцитов, их роль в патологических процессах. Понятие об ядерных сдвигах. Виды. Клиническое значение подсчета индекса ядерного сдвига. Лейкопении. Виды, причины и механизмы развития. Клинические проявления и осложнения. Агранулоцитоз. Понятие. Виды. Причины и механизмы развития, основные проявления. Лейкемоидные реакции. Виды лейкемоидных реакций, их этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Отличия от лейкозов, значение для организма.

Лейкозы: характеристика понятия, принципы классификации. Этиология лейкозов и гематосарком, роль вирусов, химических канцерогенов, ионизирующей радиации в их возникновении. Атипизм лейкозов; морфологическая, цитохимическая, цитогенетическая и иммунологическая характеристика лейкозных клеток. Особенности кроветворения и клеточного состава периферической крови при разных видах лейкозов и гематосарком. Основные нарушения в организме при гемобластозах, их механизмы. Особенности картины периферической крови при остром миело- и лимфобластном лейкозе.Особенности картины периферической крови при хроническом миело- и лимфолейкозе. Лимфогрануломатоз. Понятие, этиопатогенез, принципы диагностики.

Тема 4. Система регуляции агрегатного состояния крови – норма и патология.

Понятие о системе РАСК. Современные представления об основных факторах, участвующих в поддержании агрегатного состояния крови. Тромбоцитопоэз, характеристика, регуляция, кинетика тромбоцитов. Морфофункциональная характеристика тромбоцитов в норме и при патологии. Сосудисто-тромбоцитарный и плазменный компоненты системы РАСК (роль сосудистой стенки, клеток крови (лейкоцитов, тромбоцитов) плазменных факторов в регуляции свертывания и фибринолиза). Методы оценки функционального состояния сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза.

Геморрагические диатезы и синдромы. Классификация. Виды кровоточивости. Вазопатии. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Тромбоцитопении. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Тромбоцитастении Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Коагулопатии. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Болезнь Виллебранда. Тромбофилия, понятие. Тромботические состояния, этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. ДВС-синдром – современные взгляды на этиопатогенез.

5.3. Тематическое планирование

Разделы

Лекции

Практические занятия

1

Введение в гематологию. Основы учения о крови, теории кроветворения.

  1. Основы кроветворения

  2. Патология общего объема крови

  3. Изменение показателей крови при заболеваниях органов и систем.

  1. Основы кроветворения, гематологические показатели в норме, патология объема крови.

2

Патофизиологические основы заболеваний системы крови

1.Эритропоэз - виды, компоненты, регуляция.

2.Дефицитные анемии.

3.Гемолитические анемии.

4. Лейкопоэз, лейкоцитозы и лейкопении.

5. Гемобластозы.

6. Геморрагические диатезы.

7. ДВС-синдром.

1. Морфо-функциональная характеристика эритроцитов в норме и патологии. Эритроцитозы.

2. Анемии.

3. Морфо-функциональная характеристика лейкоцитов норме и патологии. Лейкоцитозы, лейкопении.

4. Лейкозы и лейкемоидные реакции.

5. Морфофункциональная характеристика тромбоцитов в норме и при патологии. Методы оценки системы РАСК.

6. Геморрагические диатезы.

7. Итоговое занятие.

  1. Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060103 «педиатрия» Всего часов 90

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина история медицины является гуманитарной дисциплиной и предназначена для изучения истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению подготовки 060201 Стоматология (квалификация «специалист»)

    Рабочая учебная программа
  3. Рабочая учебная программа по эпидемиологии для специальности 060103 (040200) Педиатрия Всего часов 108

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы по дисциплине «Эпидемиология» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений.
  4. Рабочая программа По детским болезням Для специальности 060103. 65 Педиатрия

    Рабочая программа
    Рабочая программа пересматривается и утверждается на заседании кафедры ежегодно перед началом учебного года (последнее утверждение — август 2010 года).
  5. Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина фармакология занимает пограничное положение на стыке теоретических и клинических дисциплин. Знания, полученные при изучении большинства теоретических и медико-биологических дисциплин, необходимы студенту для усвоения основных
  6. Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103 педиатрия г. Ставрополь, 2009

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина фармакология занимает пограничное положение на стыке теоретических и клинических дисциплин. Знания, полученные при изучении большинства теоретических и медико-биологических дисциплин, необходимы студенту для усвоения основных
  7. Рабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия Всего часов 439

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы по дисциплине «Детские инфекционные болезни» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений.
  8. Рабочая учебная программа Специальность: 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа по стоматологии детского возраста для специальности 1 - 79 01 07 – «Стоматология» высшего медицинского образования составлена в соответствии с типовой учебной программой по стоматологии детского возраста для
  9. Учебная рабочая программа по дисциплине «Геронтология» VI

    Рабочая программа

Другие похожие документы..