Сборник тем научных работ для участников научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» Москва 2010

Сборник тем научных работ

для участников

научно-образовательного соревнования

«Шаг в будущее, Москва»

Москва - 2010

УДК 005:061.2/.4

ББК 74.204

Сборник тем научных работ для участников научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2010. – 104 с.

В этом сборнике рассказано о факультетах и специальностях МГТУ им. Н.Э.Баумана, показаны научные интересы кафедр, основные темы и направления исследования, собраны методические и организационные материалы, разработанные за последние несколько лет при проведении ежегодного научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва».

Данные методические материалы подготовлены для лучшей ориентации школьников и молодых исследователей в многообразии научных направлений и тематик научно-исследовательских работ, факультетов, кафедр и специальностей МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Мы надеемся, что сборник поможет всем желающим принять участие в мероприятиях научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва», в организации аналогичных мероприятий в учебных заведениях Москвы и Московской области, а также будет полезен специалистам в области молодежного научного творчества.

Составители выражают благодарность всем профессорам, доцентам, преподавателям, научным сотрудникам и специалистам МГТУ им. Н.Э.Баумана, принявшим участие в подготовке данного сборника.

УДК 005:061.2/.4

ББК 74.204


центр довузовской подготовки

Управление олимпиад и обеспечения контингента

Отдел по взаимодействию с профильными школами

105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5

МГТУ им. Н.Э.Баумана

Главный корпус, 3 этаж, ком. 357

Телефон: 8(499)263-61-39

E-mail: mumc@bmstu.ru

Научно-образовательное соревнование «Шаг в будущее, Москва»

В подготовке сборника использовались материалы официального сайта

МГТУ им. Н.Э.Баумана

 МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2010

Содержание:

Информационное сообщение

4

Требования к научно-исследовательской работе

7

Научно-учебный комплекс

«Машиностроительные технологии»

9

Научно-учебный комплекс

«Информатика и системы управления»

28

Научно-учебный комплекс

«Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника»

41

Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника»

42

Факультет «Биомедицинская техника»

47

Научно-учебный комплекс

«Энергомашиностроение»

51

Научно-учебный комплекс

«Специальное машиностроение»

65

Научно-учебный комплекс

«Робототехника и комплексная автоматизация»

83

Научно-учебный комплекс

«Фундаментальные науки»

91

Научно-учебный комплекс

«Инженерный бизнес и менеджмент»

94

Головной учебно-исследовательский

и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов)

103

«Шаг в будущее, Москва»

С 1998 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана работает научно-образовательная программа «Шаг в будущее, Москва» на базе Отдела по взаимодействию с профильными школами Управления олимпиад и обеспечения контингента Центра довузовской подготовки МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Основной задачей программы является поддержка технического творчества молодежи Москвы и Московской области, организация сотрудничества исследователей и ученых разных поколений, эффективное вовлечение молодых людей в сферу инженерного творчества, создание специальных условий в стенах МГТУ им. Н.Э.Баумана для воспитания профессионально-ориентированной, склонной к научной работе интеллектуально развитой молодежи.

В течение года школьники имеют возможность проходить обучение на кафедрах МГТУ им. Н.Э.Баумана. На базе факультетов и кафедр созданы научно-исследовательские лаборатории (НИЛ) школьников и определены инициативные группы преподавателей, готовых осуществлять научное руководство. Набор школьников в НИЛ производится с 8-9 класса. Программа НИЛ представляет собой обучение группы молодых людей (максимум по 10 человек) по специальной программе, предполагающей углубленную подготовку в инженерной области, поступление в вуз и успешное обучение на младших курсах. Обучение предусматривает курс лекций по истории техники и технологии, лабораторные работы и учебно-технологическую практику, на которой приобретаются навыки выполнения экспериментов.

Очень важным здесь является тесное сотрудничество с учебными заведениями, предприятиями и научно-исследовательскими институтами.

Результатами такого обучения (в НИЛ и индивидуально) является исследовательская работа, оформленная в соответствии с требованиями, сопоставимыми с требованиями на реферативные, курсовые работы или отчеты по НИР. Ежегодно по направлению научного руководителя апробация проводится на научной конференции (научном соревновании) «Шаг в будущее, Москва» в форме публичной защиты, где обсуждается проделанная работа и намечается круг задач по ее развитию. Таким образом, не только выявляются склонные к научно-исследовательской работе школьники, но и происходит первый этап подготовки и обучения НИР, вырабатываются навыки проведения, написания, оформления и защиты научного исследования.

Итоговая оценка результатов подготовки и обучения школьников происходит на заседаниях научных секций ежегодного научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва».

Научными направлениями конференции (соревнования) являются все специальности факультетов и кафедр МГТУ им. Н.Э.Баумана: Образовательно-реабилитационные технологии; Машиностроительные технологии; Информатика и системы управления; Системы безопасности, Радио-опто-электроника; Биомедицинская техника; Автоматизация, робототехника и механика; Специальное машиностроение, Энергетика и экология, Фундаментальная и прикладная математика, Техническая физика, Инженерный бизнес и менеджмент, а также Конструкторская секция, Выставка-конкурс программных разработок, секция Дизайна.

Заседания секций проводятся в форме научных докладов с участием ведущих ученых и преподавателей МГТУ им. Н.Э.Баумана, представителей научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий и других заинтересованных организаций. Участникам предоставляется возможность продемонстрировать собственные творческие достижения и познакомиться с работами сверстников.

Для участников научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» по направлению «техника и технологии» Олимпиады школьников «Шаг в будущее» предусмотрен конкурс на право поступления в МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Научно-образовательное соревнование «Шаг в будущее, Москва» проводится в два этапа. Первый этап организуется на конкурсных научных мероприятиях программы «Шаг в будущее, Москва» и проводится в один тур – научно-учебная конференция в период с 1 сентября по 31 января.

Второй этап проводится в два тура. Первый – научное соревнование – защита научно-исследовательских работ или творческое соревнование. Тематика работы должна соответствовать профилю специальности, заявленной для поступления. По результатам рецензирования и экспертной оценки работы участник допускается ко второму туру соревнования. Второй – академический тур, включающий выполнение олимпиадных заданий по общеобразовательным предметам «физика» и «математика» для 13-ти секций и олимпиада по «обществознанию» для секции Дизайна. Для отбора на первый и второй этапы научно-образовательного соревнования участник может представить только одну научно-исследовательскую работу, выполненную без соавторов. Участникам, показавшим лучшие результаты, присваивается звание победителя (призера) научно-образовательной олимпиады «Шаг в будущее, Москва» Олимпиады школьников «Шаг в будущее».

За тринадцать лет своего существования в мероприятиях Молодежного учебно-методического центра приняли участие около 30000 молодых исследователей, в конференциях «Шаг в будущее, Москва» участвовали 6913 молодых исследователей из более 1100 учебных заведений Москвы и 520 учебных заведений Московской области.

Лауреатами конференций стали более 3600 школьников, получивших возможность продолжить свое образование в стенах МГТУ им. Н.Э.Баумана – старейшего и авторитетного высшего учебного заведения России, создателя русской школы подготовки инженеров.

Благодаря научно-образовательной и профессионально-ориентированной подготовке на базе научно-исследовательской работы молодежи в стенах МГТУ им. Н.Э.Баумана, наша страна получает целеустремленных и энергичных молодых специалистов, способных создавать высокие технологии, новую технику, проводить фундаментальные научные разработки.

Московский государственный технический Университет

имени Н.Э.Баумана

олимпиада школьников «Шаг в будущее»

научно-образовательное соревнование

«Шаг в будущее, Москва»

ежегодно

проводят

Научно-образовательное соревнование

«Шаг в будущее, Москва»

по направлениям:

Секция I. Образовательно-реабилитационные технологии (ГУИМЦ)

Секция II. Машиностроительные технологии (МТ)

Секция III. Информатика и системы управления (ИУ)

Секция IV. Выставка-конкурс программных разработок

Секция V. Системы безопасности (ИУ)

Секция VI. Радио-опто-электроника (РЛ)

Секция VII. Биомедицинская техника (БМТ)

Секция VIII. Специальное машиностроение (СМ)

Секция IX. Энергетика и экология (Э)

Секция X. Автоматизация, робототехника и механика (РК)

Секция XI. Инженерный бизнес и менеджмент (ИБМ)

Секция XII. Фундаментальные науки (прикладная математика и техническая физика) (ФН)

Секция XIII. Конструкторская (РК, МТ, СМ)

Секция XIV. Дизайн (МТ)

На олимпиаду приглашаются учащиеся 9-11 классов и выпускники образовательных учреждений Москвы и Московской области, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью самостоятельно, в научно-исследовательских лабораториях и на кафедрах МГТУ им. Н.Э.Баумана, в школьных кружках и факультативах, городских и районных Домах творчества, учреждениях дополнительного образования и др.

Олимпиада проводится в два тура и два этапа

1-этап – научное соревнование - конференция «Шаг в будущее, Москва»

2-этап – академическое соревнование - физико-математическая олимпиада для секций I – XIII, и олимпиада по «обществознанию» для секции XIV.

Для участия в олимпиаде необходимо:

  1. Определить направление научной работы в соответствии с тематикой выбранной кафедры.

  2. Предварительно зарегистрироваться в период с 1 сентября по 15 октября в Оргкомитете.

  3. До 1 ноября определить тему научного исследования и сообщить название работы в Оргкомитет.

  4. Принять участие в первом туре Олимпиады и до 1 декабря сдать в Оргкомитет аннотацию к научной работе.

  5. Представить в период с 15 января по 5 февраля:

  • заявку на участие в олимпиаде по установленной форме с фотографией;

  • материалы с описанием научно-исследовательской работы.

  1. Пройти обязательнуюрегистрацию перед началом олимпиады.

Требования, предъявляемые к научно-исследовательскимработам и проектам

Требования к работе

Работа должна быть выполнена как научное исследование, сравнительный анализ, технический или технологический расчет, новые предложения в области научных, технических, информационных, интеллектуальных технологий.

В работе необходимо четко обозначить достижения автора и области применения результатов. Проблема, затронутая в работе, или ее решение, должны быть, по возможности, оригинальными. Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может быть даже необычных, но обоснованных.

Рефераты на конференцию не принимаются.

Работы, заявки и сопровождающие материалы должны быть оформлены и представлены в Оргкомитет в соответствии с необходимыми правилами и требованиями.

Срок сдачи работ в период с 15 января по 5 февраля.

Работы, полученные Оргкомитетом, после 15 февраляне рассматриваются.

  1. Сборник статей и аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции

    Сборник статей
    Сборник статей и аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы вовлечения населения в добровольческую деятельность НКО социальной сферы и пропаганды здорового образа жизни», 2009.
  2. Научное издание (1)

    Документ
    Байниязова З.С. Обеспечение координации федерального, регионального и муниципального уровней российской правовой политики как один из ее основных приоритетов
  3. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

    Учебно-методическое пособие
    доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, проректор по научной работе Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.
  4. План работы управления Алтайского края по образованию и делам молодежи на 2010 год

    Документ
    Перед сферой образования Алтайского края сегодня стоят задачи, решение которых напрямую связано с развитием инновационного потенциала региона. В XXI веке именно инвестиции в человеческий капитал становятся первостепенным рычагом экономического
  5. Сборник статей Москва 2007 удк 37(063) ббк 74. 202

    Сборник статей
    В сборнике представлены статьи специалистов Центра техноло­гизации образования. Все они посвящены различным проблемам техно­логизации образования. Авторы рассматривают проблему с различных сторон и позиций.
  6. Всероссийская научная конференция молодых исследователей

    Документ
    Для участия в конференции приглашаются старшеклассники, студенты первого и второго курсов высших учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ, техникумов, представившие в соответствии с правилами научно-исследова-тельскую
  7. Образовательная программа дошкольного образования «ступеньки к успеху»

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Улыбка» муниципального образования города Ноябрьск (далее Программа) является нормативно-управленческим
  8. Образовательные программы Принято решением Педагогического совета Протокол №1 от «30» августа 2010 г

    Решение
    Образовательная программа – это нормативный документ, определяющий стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательной деятельности школы.
  9. Научно-методический журнал Содержание информационного и научно-методического журнала «Вестник культурно-образовательных центров»

    Научно-методический журнал
    Положение об областном смотре-конкурсе муниципальных образований Курганской области, г.Шадринска и г.Кургана по реализации проекта, посвященного 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Без прошлого нет будущего» 3

Другие похожие документы..