Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет гуманитарный

Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Психология управления

Для специальностей: 030301 – «Психология»,

080507 – «Менеджмент организации»,

080502 – «Экономика и управление на предприятии»;

080111 – «Маркетинг»

Цикл дисциплин учебного плана: ОПД

Компонент учебного плана: региональный

Код дисциплины по учебному плану

030301– ОПД Р.1

080502; 080507;080111 – ГСЭ.Р

Формы обучения: все

Новокузнецк 2008

1.Пояснительная записка

1. Общие положения

1. Пояснительная записка

Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ. Курс читается в 7 семестре 4 курса.

1.1.2. Цель и задачи изучения дисциплины

1.1. Цель и задачи изучения дисциплины.

Учебный курс «Психология управления» направлен на углубление и расширение ранее полученных психологических знаний и представлений о психологических особенностях поведения человека в организации, о закономерностях функционирования управленческих систем. Основной целью его является формирование системы знаний об основных методологических и теоретических аспектах психологии управления как отрасли социальной психологии. В процессе изучения теоретических вопросов данная дисциплина должна показать значение личности человека и его психологических особенностей как главного звена управленческой деятельности.

К числу задач можно отнести:

- подготовку студента к овладению профессией руководителя;
- формирование психологической культуры управленческой деятельности;
- формирование понимания психологических факторов, влияющих на принятие эффективных   решений;
- самоорганизации персонала и возможности управлять ею.

 - знакомлениес психологическими теориями, лежащими в основе менеджмента;
- с методами анализа и коррекции личности и деятельности руководителя;
- с психологией управленческого труда (формы делового общения).

 

Данный курс предназначен для будущих психологов, специализирующихся в области психологии управления, социальной психологии и теории управления. Курс включает в себя лекционные и практические занятия, задания для самостоятельной работы, предполагающие систематизацию знаний по развитию и современному состоянию зарубежной и отечественной управленческой психологии с целью ориентации будущего специалиста в методологии психологии управления, в основных проблемах психологии управления и психологических особенностях управленческого процесса. В ходе изучения дисциплины студент также должен выполнить и защитить курсовую работу по актуальным проблемам психологии управления. В результате освоения курса «Психология управления» студент будет:

Знать:

- основные категории и понятия психологии управления;

- историю развития науки управления;

- основные теории и воззрения психологии управления;

Иметь представление:

- о предмете и структуре современной психологии управления;

- о социально-психологической структуре управления и управленческой деятельности;

- о теоретических основах психологии управления;

- о специфике и предметном содержании, целях, задачах, проблемах и объектах психологии управления, её связи с другими науками и областями психологических знаний.

Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат психологии управления для анализа разнообразных явлений, связанных с управленческой деятельностью;

- использовать методы психологии управления для решения исследовательских, диагностических и социально-психологических задач.

Виды и формы контроля освоения дисциплины.

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС.

1. Требования ГОС к видам и формам контроля освоения дисциплины.

Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле, оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС.

2. Виды и формы контроля освоения дисциплины.

Виды контроля

Формы контроля для очной формы обучения

Формы контроля для заочной формы обучения

Текущий

Тестовые и устные опросы по блокам тем

Выполнение контрольной работы

Промежуточный

Тестовый опрос по курсу

Итоговый

Экзамен

Экзамен

3. Условия допуска к экзамену.

Для допуска к экзамену на очной форме обучения студент должен посетить и активно работать на всех семинарских занятиях. Он должен выполнить все задания для самостоятельной работы, подготовить в соответствии с требованиями курсовую работу, публично защитить её. На заочном обучении студент допускается к экзамену только после выполнения контрольной работы и защиты курсовой работы.

4. Критерии оценки знаний студентов по дисциплине.

- «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций.

- «хорошо» - выставляется студенту, если он твёрдо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении проблемных ситуаций некоторые неточности.

- «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, несистематизированный характер знаний, недостаточно правильную формулировку базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он усвоил содержание основных разделов учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.

- «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций.

Студент, получивший за работу в семестре оценку «неудовлетворительно», допускается к повторной пересдаче учебного материала.

5. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС.

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.

Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации включают:

1. Графики самостоятельной работы (для очной и заочной форм обучения), определяющие сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.

2. Расписание защит курсовых работ и экзаменов.

3. Материалы, определяющие содержание аттестации:

- Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине;

- Вопросы к экзамену;

- Задания для внеаудиторной (самостоятельной работы) студентам для очной формы обучения;

4. Материалы для проведения итоговой аттестации:

- Экзаменационные билеты;

- Тест по дисциплине «Психология управления».

Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине

Номер задания

Наименование темы задания

ДЕ 1.

Введение в психологию управления.

1.

Предмет и задачи психологии управления.

2.

Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности.

3.

Теоретические основы психологии управления.

4.

Стили и методы управления.

ДЕ 2.

Психология управления общением.

5.

Общение как социально-психологический феномен.

6.

Психологические особенности управленческого общения.

7.

Коммуникативный минимум менеджера.

ДЕ 3.

Личность в управленческом процессе.

8.

Личность как объект и субъект управления.

9.

Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя.

10.

Производственная мотивация.

ДЕ 4.

Психология управления группой.

11.

Социально-психологическая сущность групп, организаций.

12.

Общая характеристика малых групп.

13.

Сущность групповых социально-психологических явлений.

Вопросы к экзамену.

Разделы дисциплины (Дидактические единицы) Темы

Вопросы для подготовки.

Введение в психологию управления.

Предмет и задачи психологии управления.

1. Дискуссия о предмете психологии управления.

2. Предмет психологии управления.

Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности.

3. История развития психологии управления.

4. Психологические школы и направления психологии управления.

Теоретические основы психологии управления.

5. Психологическая сущность и психологическая природа психологии управления.

6. Принципы и методы психологии управления. Принципы общения между руководителем и подчиненным по Конфуцию.

Стили и методы управления.

7. Психологическая характеристика стилей управления по К. Левину.

8. Психологическая характеристика методов организаторского воздействия менеджера.

9.Убеждение как основной метод организаторского воздействия менеджера.

10. Приемы и методы аргументации.

11. Техника аргументации.

12. Методы управления и организаторского воздействия менеджера.

Психология управления общением.

Общение как социально-психологический феномен.

13. Функции общения.

14. Психологическая структура общения.

Психологические особенности управленческого общения.

15. Виды управленческого общения.

16. Психология контакта руководителя с подчиненными.

17. Особенности и формы делового общения.

Коммуникативный минимум менеджера.

18. Коммуникация в организации и структура коммуникативного акта.

19. Цели коммуникации.

20.Коммуникативный минимум как основа для оценки коммуникативной компетентности менеджера.

21.Невербальная коммуникация и управление.

Личность в управленческом процессе.

Личность как объект и субъект управления.

22. Типология социально-психологических качеств личности.

23. Учет типа темперамента в управленческой деятельности.

24. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на выбор методов организаторского воздействия.

Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя.

25. Психологический портрет современного менеджера.

26. Выявление профессионально значимых качеств менеджера. Типы личности по Холланду-Климову.

27. Выявление профессиональной направленности личности с помощью психографического теста в модификации С.Ф.Спичака и А.Г. Синицына.

Личность управленца и профессиональная карьера.

28. Психологическая сущность и психологическая природа карьеры.

29. Карьерные ориентации и их значение в психологии управления.

Производственная мотивация.

30. Производственная мотивация как основа эффективной деятельности объекта и субъекта управления.

31. Критерии производственной мотивации.

32. Методы диагностики производственной мотивации. Мотивационный тест Хекхаузена.

33. Мотивация аффилиации.

Психология управления группой.

Социально-психологическая сущность групп, организаций.

34. Качества социальной группы.

35. Виды групп.

Общая характеристика малых групп.

36. Динамика малых групп.

37. Уровни развития малой группы.

Сущность групповых социально-психологических явлений.

38. Социально-психологические механизмы малой группы.

39. Учет социально-психологических механизмов группы в управлении.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.

Другие похожие документы..