Методическое пособие Иваново 2003

Министерство высшего образования Российской Федерации

 

Ивановский государственный энергетический университет

 

 

 

В. Н. Нуждин, Г. Г. Кадамцева, Е. Р. Пантелеев, А. И.Тихонов

 

Стратегия и тактика управления качеством образования

 

Методическое пособие

 

Иваново 2003

 

 

 

 

 

 

Выходные данные

 

 

Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г., Пантелеев Е. Р., Тихонов А. И.

Стратегия и тактика управления качеством образования

Методическое пособие

 

Лицензия ИД № 05285 от 4 июля 2001 г.

Редакторы: Н.Б. Михалева, Т.В. Соловьева

 

Подписано в печать 21.11.2003. Формат 60Х84 1/16

Печать плоская. Усл. печ. л. 14, 64. Уч.-изд. л. 16.

Тираж 250 экз. Заказ № 848

Ивановский государственный энергетический университет

153003, Иваново, ул. Рабфаковская, 34

Отпечатано в ОМТ МИБИФ

Глава 1. Проблемы и дефекты системы высшего образования

 

1.1. Какое качество измеряется в нашей системе образования?

1.2. Расширенный взгляд на качество высшего образования

1.3. Некоторые пояснения к индикаторам качества

1.4. О понятии «многомерное качество образования»

1.5. Кто должен отвечать за качество?

1.6. Качество и эффективность

1.7. Можно ли адаптировать промышленные системы TQM к высшей школе?

 

1.1. Какое качество измеряется в нашей системе образования?

 

В современной системе образования России сложилась странная ситуация. Все сотрудники Минобразования, все образовательные учреждения, все педагоги, большая часть учащихся выступают за качество образования. Но у каждой категории – свое понятие качества. В результате мы имеем, по крайней мере, два отрицательных фактора, сдерживающих приближение нашей системы образования к международным стандартам:

  • в деятельности Минобразования России, региональных систем образования и образовательных учреждений отсутствует единый системообразующий фактор, ориентирующий все элементы системы к достижению главной цели – обеспечению качества образования при минимуме непроизводительных затрат;

  • система управления высшим образованием не мотивирует вузы к внедрению принципов достижения и непрерывного улучшения качества своей работы, а многочисленные контрольные мероприятия Минобразования России не оказывают существенного влияния на политику вузов в этом направлении. Большинство вузов опасаются неправильного использования показателей эффективности со стороны межвузовских структур и стремятся искажать в разумных пределах результаты своей деятельности при одновременном завышении своего потенциала.

Можем ли мы утверждать, что в вузах измеряется качество образования? Если отвечать мягко на этот вопрос, то: «Мы делаем вид, что измеряем качество образования в соответствии с международными стандартами». Несколько пояснений к этому утверждению.

  1. Лишь незначительная часть вузов при построении систем качества образования ориентирована на стратегический контекст (миссия, видение, стратегические планы вуза, развертывание планов по подразделениям вуза). Этот контекст качества не принято оценивать в процедурах аттестации и аккредитации.

  2. Большая часть вузов придерживается традиционной технологии оценки результатов обучения, при которой учитель сам оценивает результаты своего труда, выставляя студентам оценки без четкого доказательства истинного уровня знаний.

  3. Большая часть вузов пытается оценивать знания и не обращает должного внимания на оценку уровня компетентности учащихся (умение творчески мыслить, умение учиться, умение вести диалог и т.п.).

  4. В оценках деятельности вуза слишком примитивно отражается степень удовлетворения запросов клиентов высшей школы. Вузы объективно не показывают даже такие элементарные оценки, как уровень трудоустройства выпускников.

  5. В системе высшего образования не принято измерять уровень антикачества вуза, то есть количество дефектов в образовательной, научной и хозяйственной сферах деятельности. Здесь пока полнейшая пустота. Даже понятие «антикачество» не применяется в университетской среде.

  6. В оценках деятельности вуза слишком ограниченно измеряется качество ресурсов вуза. Меньше всего возражений по процедурам измерения качества кадровых ресурсов (неудовлетворительно измеряется только качество процессов в преподавательской деятельности). Что касается качества технического, методического, программного и информационного обеспечения образовательной деятельности, то здесь самым уязвимым местом является поиск эталона для сравнения и алгоритм сравнения качества ресурсов с этим эталоном.

  7. Высшая школа практически не измеряет качества процессов учения и обучения.

  8. В вузах не принято использовать методы социологии для оценки эффективности процессов управления качеством образования, точнее, классические социологические опросы слабо ориентированы на выявление конкретных дефектов управления как в конкретных направлениях обеспечения качества, так и в деятельности администрации, конкретных сотрудников и отдельных подразделений вуза.

  9. В вузах только начинается применение методов психологии при оценке качеств личности студентов и преподавателей.

Этот список можно продолжить. Вывод очевиден – измеряемые сегодня элементы качества образования не соответствуют международным стандартам и не ориентированы на запросы потребителей продукции и услуг высшей школы. Нам могут возразить, что высшее образование в России считается одним из лучших в мире. Это не совсем так. Да, наши лучшие студенты обладают хорошим уровнем образования, чего нельзя сказать об уровне образования основного контингента студентов.

 

1.2. Расширенный взгляд на качество высшего образования

 

Наивно определять качество вуза по количеству докторов наук и объему томов в университетской библиотеке или по рейтингу вуза после очередной аттестации. Несомненно, эти показатели надо измерять. Но, скорее всего, это внутренние проблемы вуза. Потребителей меньше всего интересует список докторов наук вуза, тем более, что перспективной считается методика приглашения для чтения нескольких лекций ведущих профессоров из других вузов. То же можно сказать и о работе в библиотеке. С помощью сети Интернет и электронных библиотек студенты получили неограниченные информационные ресурсы.

Качество гораздо глубже, чем эти показатели. Качество заключено в героях вуза, оно проявляется в том, как поддерживаются здания, как относятся друг к другу люди, и в том, что университет и его сотрудники считают самым дорогим. Качество это то, что мы делаем, а не то, о чем мы говорим или показываем необъективно в анкетах для измерения рейтинга вуза по существующим методикам. Каждый вуз может использовать свою систему измерения качества. Отправной точкой для Ивановского энергетического университета стала традиционная схема (рис. 1.1) для работ в сфере тотального менеджмента качества.

Рис. 1.1. Основные элементы в схемах управления качество

 

Мы предлагаем представлять внешний облик качества образования в виде трех взаимосвязанных символических пятигранников качества.

Первый пятигранник оперирует понятиями «входные данные» (потенциал) и «выходные данные» как результат некоторого рабочего процесса. Для управления качеством необходимо измерять:

1.1. Качество «сырья» (входа), получаемого вузом и его подразделениями от внешних поставщиков продукции и услуг.

1.2. Качество «сырья» (входа), получаемого сотрудником вуза от своих внутренних поставщиков (своих коллег) продукции и услуг.

1.3. Качество результатов деятельности каждого сотрудника вуза.

1.4. Качество результатов деятельности каждого подразделения и вуза в целом.

1.5. Динамика изменения качества входных данных и результатов деятельности вуза, его подразделений и сотрудников.

Второй пятигранник показывает функциональные индикаторы качества. Для управления качеством необходимо измерять:

2.1. Качество в категории «удовлетворение потребителя».

2.2. Качество в категории «стоимость/финансы».

2.3. Качество в категории «инфраструктура».

2.4. Качество в категории «человеческие ресурсы».

2.5. Качество в категории «стратегия».

Третий пятигранник связан с пятью видами ресурсов вуза:

3.1. Качество кадровых ресурсов.

3.2. Качество технических ресурсов.

3.3. Качество методических ресурсов.

3.4. Качество программных ресурсов.

3.5. Качество информационных ресурсов.

Внутренний облик качества определяется эффективностью процессов управления качеством. Этой проблеме посвящены главы 3 и 4.

Для формирования столь разветвленной системы показателей качества вуза необходимо ответить на три вопроса:

Кто измеряет показатели качества (антикачества)?

Когда измеряют показатели качества?

Как измеряют показатели качества?

Однозначных ответов здесь нет. Для повышения объективности формирования системы показателей качества необходимо ввести некоторые изменения в существующие системы лицензирования, аттестации и аккредитации, а также повысить уровень независимости процедур тестирования. Необходимо также повысить заинтересованность сотрудников вуза в объективном измерении показателей качества на индивидуальном уровне.

Следует также предусмотреть несколько уровней интеграции информации в целях предотвращения перегрузок высших органов управления системы образования. В частности, основной блок информации для министерства должен содержать не более 10 – 15 интегрированных показателей при условии существования возможности вхождения в систему качества любого вуза. Аналогичные возможности должны существовать и на уровне ректора, так как важны не только интегрированные показатели вуза, но сведения о каждом подразделении, каждом сотруднике и каждом студенте.

 

1.3. Некоторые пояснения к индикаторам качества

 

Пояснения к показателю 2.1. Цепочка «производитель услуг – потребитель услуг» может менять свою направленность на 180 градусов. Первый вариант цепочки – «учитель – ученик». Учитель, выступая в качестве производителя услуг, обрабатывает информацию из разных источников и поставляет ее студенту. Студент как потребитель этой услуги ожидает от преподавателя:

  • что он будет уважительно относиться к нему;

  • выдаст программу курса и требования к экзамену;

  • будет регулярно посещать занятия;

  • составит удобное расписание;

  • будет давать современный материал;

  • будет применять эффективные методы преподавания;

  • будет вовремя начинать и заканчивать занятия.

Наши оппоненты могут сказать, что в этом списке нет ничего нового. Более того, многие преподаватели пытаются следовать этим рекомендациям. Проблема в другом. Проблема в оценке степени удовлетворения этих требований. Чтобы улучшать качество преподавания, необходимо измерять показатели качества процессов. Принимать решения по совершенствованию качества обучения можно только на основе фактов, на основе конкретных данных. Нам опять могут возразить, что существует много методов измерения подобных неколичественных оценок. В этом и проблема, что методов много, а средства автоматизации измерений развиты слабо. Как только мы заставим преподавателей или администраторов собирать указанные сведения, система управления качеством вуза станет неработоспособной. Указанные данные должны собираться в компьютерной системе вуза естественным образом, без временных перегрузок студентов, преподавателей и администраторов. Именно в этом сегодня суть проблемы оценки качества процессов учения и обучения.

Обратная ситуация – преподаватель как потребитель услуг студента – кажется нам менее реальной. Но при внедрении идей многомерного качества такая цепочка станет очевидной. Учитель ждет, что студент будет:

 относиться к нему с уважением;

 регулярно посещать занятия;

 готовиться к занятиям;

 активно работать во время урока;

 давать советы по улучшению курса.

Это только верхняя часть айсберга с названием «индикаторы качества» в категории «удовлетворение потребителя». Внутри вуза потребителями могут быть управления и кафедры, инженеры и преподаватели, ректор и сотрудники вуза. Вне вуза наши услуги и наши товары потребляют научные организации и законодательные органы власти, министерство образования и общественные организации. Вне поля зрения системы многомерного управления качеством не должна остаться ни одна из основных сфер деятельности вуза. Кафедра в разные моменты времени может быть и поставщиком и потребителем. В соответствии с концепцией многомерного качества схемы контроля должны быть разработаны для каждого процесса; любые ошибки, идентифицируемые внутри процесса, должны быть открыты тем, кто вовлечен в следующий процесс в целях улучшения качества. Например, при всей важности процесса работы с абитуриентами истинная ценность этой работы может проявиться при совместном анализе баз данных «абитуриент» и «студент» (почему «хорошие» абитуриенты стали учиться плохо, почему слабые абитуриенты стали учиться хорошо?). В свою очередь, о качестве подготовки студентов следует говорить не только на основе внутренних данных вуза, необходимо учитывать отклики потребителей кадров с высшим образованием. Однако, как уже говорилось, это, скорее всего, противоречит человеческой природе – искать свои собственные ошибки. Люди скорее будут искать ошибки других и не замечать свои. Руководители вузов не должны винить своих подчиненных и наказывать их ним, хотя это отношение превалирует повсеместно: начиная от непосредственных начальников до высших должностных лиц. Мы не должны прятать реальные проблемы, которые возникают вследствие наших ошибок. Вместо этого следует искать реальные причины проблем. На этом настаивает концепция многомерного качества. Настоящий контроль должен начинаться с планирования, выполнения запланированного, проверки результатов и затем уже должны применяться необходимые корректирующие действия. При построении системы контроля следует избегать ситуаций, при которых вместо того, чтобы работать вместе для решения любых проблем, связанных с отклонением от плана, много времени уделяется спорам о том, кто несет ответственность за эти отклонения. Нет ничего страшного в контроле, если он понимается как действие, необходимое для сбора фактов в целях формирования планов и принятия мер по улучшению качества рабочего процесса.

Пояснения к показателю 2.2. Студенты хотят получать образование бесплатно или по низкой цене. Университет хочет продать предприятиям свои услуги в сфере образования по высокой цене. Как принять компромиссное решение? А как оценить эффективность использования бюджетных средств вуза? Как влияет количество отчисленных из вуза студентов на среднюю стоимость обучения за счет государственного бюджета? Каков процент затрат на оплату труда администраторов? Умеем ли мы экономить электроэнергию? На эти и многие другие вопросы потребуются ответы при внедрении системы комплексного управления качеством. Решение проблемы осложняется тем, что эти показатели необходимо определять и для внутренних подразделений вуза.

Пояснения к показателю 2.3. Показатели этой категории отражают способности и возможности вуза оказывать качественные услуги и производить качественные товары. Например, для сферы образования индикаторы должны отражать качество следующих элементов системы обучения:

  1. Методические пособия библиотеки Выксунского филиала ниту «мисиС» кафедра (2)

    Документ
    Термодинамика, кинетика и расчёт металлургических процессов / Падерин С.Н., Рыжонков Д.И., Серов Г.В., Jalkanen H., Holappa L., Heikinheimo E. –М.: Изд.
  2. Учебно-методическое пособие Издательство Москва (2)

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 1. Педагогика профильной школы. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – М.: , 2007.
  3. Программа Учебник Учебно-методическое пособие для учителя Дидактические материалы 1

    Учебно-методическое пособие
    Основы экономической теории Учебник для 10-11классов общеоразоват. учреждений с углубленным изучением экономики/Гос. унив. Российская школа экономики; под ред.
  4. Методические пособия. Справочная литература: Всемирная история. Энциклопедия в 14 томах

    Литература
    Семенцова И. А. Уголовное право России: 100 экзаменационных ответов. Экспресс справочник. – М.:ИКЦ «МарТ» Ростов Н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2003. – 272с.
  5. Методическое пособие по самостоятельной работе для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие по самостоятельной работе включает в себя основной материал курса «Семейное право», разбитый на 8 тем, которые позволят студентам приобрести навыки по определению особенностей семейных правоотношений; порядка и
  6. Методическое пособие Иваново 2003 Выходные данные

    Информационно-методическое пособие
    в деятельности Минобразования России, региональных систем образования и образовательных учреждений отсутствует единый системообразующий фактор, ориентирующий все элементы системы к достижению главной цели – обеспечению качества образования
  7. Методические пособия для врачей Шабалин А. В. Неотложные состояния в кардиологии. Учебно-методическое пособие для врачей. Новосибирск. 2004. 60 с

    Учебно-методическое пособие
    Кривенчук Н.А., Решетников О.В., Зимина И.Ю., Якимова А.В., Латкина Н.В., Алексенцев В.А. Современные методы лабораторной диагностики (ИФА, ПЦР): Рекомендации для врачей.
  8. Методическое пособие (для студентов 4-го курса юридического факультета ннгу им. Н. И. Лобачевского)

    Информационно-методическое пособие
    Королев Г.Н., Барсукова А.А., Назарова Е.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Методическое пособие. - Нижний Новгород; Нижегородский государственный университет им.
  9. Методическое пособие "Произведения Александра Дюма "Три мушкетёра", "Двадцать лет спустя", " Виконт де Бражелон" на уроках изо в 7-8 классах. 7 Класс. (Май)

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие "Произведения Александра Дюма "Три мушкетёра", "Двадцать лет спустя", " Виконт де Бражелон" на уроках ИЗО в 7-8 классах.

Другие похожие документы..