Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Экология и нарушение прав человека 5 сентября 2002 года

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Экология и нарушение прав человека
5 сентября 2002 года

Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Он посвящен анализу ситуации в сфере экологии, влиянию среды на жизнь и здоровье человека, реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и содержит рекомендации, направленные на совершенствование деятельности государства по обеспечению и защите экологических и связанных с ними прав граждан Российской Федерации.

Окружающая природная среда является условием и средством жизнедеятельности человека.

Проблемы экологии не могут быть проблемами одного государства: природа не знает границ. Экологическая катастрофа, произошедшая в одной стране, неминуемо затронет и другие страны, отразится на качестве жизни и на здоровье людей. Чтобы предотвратить экологический кризис, защитить окружающую среду, нужны усилия не одного и даже не нескольких государств, а всего мирового сообщества. Основными международно-правовыми актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций, важнейшими из которых являются документы Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, затрагивает права человека в сфере охраны окружающей среды. Более полно эти права отражены в принятой в 1962 году Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Экономическое развитие и охрана природы".

Принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 году. Систематизировав в дальнейшем международно-правовые принципы охраны окружающей среды и регулирования природопользования, в 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всемирную хартию природы.

Новейшее понимание принципов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды отражено в Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в 1992 году участниками Конференции ООН в столице Бразилии Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы устойчивого развития. Важнейшее значение в решении этих глобальных вопросов имеет прошедшая в Йоханнесбурге (ЮАР) в августе-сентябре 2002 года Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, посвященная экологическим и связанным с экологией экономическим и социальным проблемам.

В России эти проблемы нашли свое воплощение и развитие в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р. Разработанная Министерством природных ресурсов России с участием федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов, доктрина определяет сохранение и восстановление природных систем как одно из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения и поддержания соответствующего качества природной среды.

Принятые документы носят рекомендательный характер и включают принципы, определяющие приоритет прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Лейтмотив документов - право людей на здоровую и деятельную жизнь и развитие в гармонии с природой.

В России право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации.

Экологические права нашли свое отражение и развитие в федеральных законах "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об экологической экспертизе", "Об информации, информатизации и защите информации", "О радиационной безопасности населения", "Об использовании атомной энергии", "Об уничтожении химического оружия", законах Российской Федерации "О недрах", "О государственной тайне", "О защите прав потребителей", в Градостроительном, Водном, Земельном, Лесном кодексах Российской Федерации. Отдельные положения, закрепляющие права и интересы граждан в сфере экологии, имеются и в других нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Глава 8 нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях усиливает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

С экологическими правами связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие.

К таковым, в первую очередь, относится право на жизнь и охрану здоровья. Экологические аварии и катастрофы, постоянное, превышающее все допустимые нормы загрязнение окружающей среды наносит непоправимый вред человеку. Его жизнь, здоровье, здоровье родителей, детей находится под угрозой. Разрушается нормальная морально-психологическая обстановка в обществе. Человек осознает себя незащищенным, теряет веру в будущее, утрачивает чувство оптимизма.

К правам, дополняющим право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, относится право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими интересы человека, и право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

В группу прав, дополняющих право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, входят: право на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности при экологически обусловленных заболеваниях; право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба в случаях экологических правонарушений; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, и другие.

Право на благоприятную окружающую среду означает, что качество природной среды способствует нормальному развитию человека, нации, народа, общества. Вместе с тем экологическая обстановка на территории Российской Федерации в настоящее время близка к катастрофической.

В крупных городах России с огромным количеством автомобилей, в "городах-заводах", переполненных промышленными предприятиями, в населенных пунктах с некачественной питьевой водой особенно ощутимо негативное воздействие загрязненной окружающей среды на здоровье людей. В первую очередь, это касается наиболее ослабленных и уязвимых групп населения, таких как беременные женщины, дети, пожилые люди. Качество здоровья сегодняшнего поколения людей в значительной мере определяет и качество здоровья последующих поколений. Почти каждый четвертый горожанин репродуктивного возраста может подвергаться влиянию специфических загрязнителей, которые приводят к увеличению частоты бесплодия у женщин и мужчин, различных патологий беременности, самопроизвольных абортов, рождения детей с малым весом и с различными отклонениями. Доказана связь между этими изменениями репродуктивного здоровья и неблагоприятными факторами окружающей среды.

Причиной сложившейся экологической ситуации в России является укоренившаяся практика принятия и внедрения в жизнь экономических решений без предварительных глубоких научных проработок, без учета возможных последствий неисполнения законов, закрепляющих права граждан на безопасную окружающую среду. Результатом этого является увеличение смертности, вспышки опасных болезней, ухудшение здоровья населения. Права населения на экологическую безопасность в Российской Федерации не соблюдаются.

Основными нарушителями экологического законодательства являются, как правило, хозяйствующие субъекты. Природоохранные органы, органы санитарно-эпидемиологического надзора также нередко оказываются в числе нарушителей. Исполнительная власть федерального и регионального уровней пока не стала серьезным препятствием для нарушений в сфере экологии. Прокуратура Российской Федерации, имея в своей системе специальные природоохранные подразделения, могла бы более активно защищать соответствующие права и интересы граждан.

Для уменьшения риска негативного воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения необходима научно обоснованная экологическая политика, а также политика в области охраны здоровья, основанная на определении приоритетных проблем на уровне отдельного населенного пункта, города, района, региона и страны в целом.

Представленные в специальном докладе оценки, предложения и рекомендации Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации основываются на обобщенном анализе государственных ежегодных обзоров загрязнения окружающей среды и состояния здоровья населения России, публикуемых Министерством природных ресурсов, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также на анализе судебной практики по делам об экологических правонарушениях; коллективных и индивидуальных жалоб и обращений граждан, поступивших Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации; сведений, полученных в результате поездок Уполномоченного и сотрудников аппарата в субъекты Российской Федерации, посещений мест экологических бедствий, зон природных и техногенных катастроф. При подготовке специального доклада использованы также данные государственной статистики, материалы, предоставленные неправительственными правозащитными и иными общественными организациями, работающими в сфере экологии, данные научных организаций, сообщения средств массовой информации.

Необходимо отметить вклад, который внесли в подготовку доклада видные российские правозащитники-экологи А. Яблоков, Э. Черный, специалисты Центра экологической политики России и Института эколого-правовых проблем "Экоюрис", усилиями которых был обобщен огромный фактический материал об экологической ситуации в стране. ("Нарушение экологических прав граждан в России". Материалы к Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Челябинск, 2002).

Право на благоприятную окружающую среду, закрепляющее основы жизнедеятельности человека, занимает центральное место в системе экологических прав граждан.

Вместе с тем это конституционное право в последние десятилетия подвергается в России масштабным нарушениям. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной.

Базовым законом, закрепляющим права российских граждан в сфере экологии, является Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ. Основным принципом закона является приоритет защиты жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения. Закон утвердил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, катастрофами и стихийными бедствиями.

Это право должно обеспечиваться:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

- возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварии и катастроф;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Таковы веления закона, которые либо не исполняются, либо исполняются ненадлежащим образом.

Важнейшей составляющей конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и юридической гарантией его реализации является право требовать от государства, его органов, должностных лиц, юридических и физических лиц выполнения соответствующих обязанностей по созданию и сохранению благоприятных природных условий жизнедеятельности.

В связи с этим устанавливается система норм, правил, нормативов, в том числе предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ПДС), санитарно-эпидемиологических правил и норм (Сан-ПиН), норм радиационной безопасности (НРБ) для окружающей среды в местах проживания и работы людей.

Даже небольшое превышение предельно допустимых концентраций любых вредных веществ должно рассматриваться как нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. В России же, как правило, наблюдается постоянное комплексное загрязнение воздуха, воды и почв. Зачастую это целый набор вредных веществ. Государство, взявшее на себя обязательство контролировать экологическую ситуацию, обязано выявить загрязнителя, коим является тот или иной субъект хозяйственной деятельности, найти виновника экологического правонарушения, добиться его ответственности, либо должно само компенсировать нанесенный людям материальный и моральный ущерб.

Загрязнение атмосферного воздуха. В настоящее время в России в условиях постоянного превышения нормативов вредных веществ в атмосферном воздухе проживают около 20 млн. человек. Более 2,5 млн. из них подвергаются воздействию, в два и более раз превышающему предельно допустимую концентрацию.

По данным экологов, в печальный список городов с высоким уровнем загрязнения воздуха, где индекс загрязнения атмосферы на порядок выше допустимой нормы, входит Саратов. (Доклад Уполномоченного по правам человека в Саратовской области о деятельности по защите прав человека в 2001 году. Саратов: агентство "Диалог", 2002. С. 53-54).

По информации Уполномоченного по правам человека в Пермской области С. Матвеева, огромный вред состоянию атмосферного воздуха в регионе, исходя из величины объемов вредных выбросов, наносит энергетический комплекс. Среди промышленных городов области наибольшие объемы выбросов отмечаются в городах Перми, Чусовом и Березняках.

  1. В. С. Абрамов доцент кафедры экономической теории Владимирского института бизнеса, кандидат географических наук

    Документ
    Способ существования народонаселения в регионах и странах мира приобретает иной характер в интервале урбанизации от 10 до 90 процентов. Такого рода темпоральность установилась в Великобритании, в результате которой народонаселение
  2. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 06 Природоресурсное право; аграрное право (1)

    Программа-минимум
    Земельные отношения: характеристика отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 06 Природоресурсное право; аграрное право (2)

    Программа-минимум
    Программа курсов «Природресурное право; аграрное право; экологическое право» предназначена для аспирантов, сдающих кандидатской экзамен по специальности 12.
  4. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан (6)

    Доклад
    Предлагаемый вниманию читателей доклад Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан «О соблюдении прав человека и гражданина в Республике Казахстан в 2005 году» (далее - доклад) посвящен анализу ситуации с правами
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области

    Доклад
    Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является содействие правовому просвещению граждан. Особая роль отводится Уполномоченным гражданско-правовому образованию детей и молодёжи.
  7. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  8. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального

Другие похожие документы..