Учебное пособие по дисциплине основы менеджмента махачкала 2006

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«дагестанский государственный технический университет»

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Махачкала 2006

ББК 65.050.9

Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / ДГТУ. Махачкала, 2006. __с.

Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» поможет студентам закрепить полученные теоретические знания по дисциплине, расширить представление о различных терминологических понятиях дисциплины в дополнение к пройденному лекционному материалу.

Рецензенты:

доктор экономических наук,

профессоркафедры ГиМУ ДГТУ М.М. Шабанова

доктор экономических наук, профессор,

директор ИСЭИ ДНЦ РАН Ю.Н. Сагидов

Составители:

кандидат экономических наук,

доцент, заведующая кафедрой

менеджмента ДГТУ Т.К. Абдуллаева

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры

менеджмента ДГТУ Э.Б. Атуева

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры

менеджмента ДГТУ Т.В. Магомедова

Печатается по решению Совета ГОУ ВПО «Дагестанский государственный

технический университет» от __________ 2006 г.

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Основы менеджмента» занимает центральное место в цикле управленческих дисциплин подготовки специалистов в области менеджмента. Цель данного курса – дать студентам знания теоретических и практических основ современного эффективного управления, понятия менеджмента как науки и искусства, без которого невозможно создание эффективного рынка и правового государства. Задачи курса состоят в формиро­вании у студентов комплекса знаний и умений по применению основных методов и приемов эффективного управления совре­менной организацией в различных сферах деятельности.

Модель подготовки специалиста-менеджера включает зна­ния: основ теории управления, менеджмента как вида деятель­ности, его этапов и функций; места менеджмента в общей тео­рии управления; основных закономерностей управления различ­ными социально-экономическими системами, выявленных в процессе развития менеджмента (зарубежный и отечественный опыт); методологии и инфраструктуры менеджмента; социальных факторов и этики менеджмента; управления человеком и груп­пой; интеграционных процессов в менеджменте; методов преодо­ления конфликтов; моделирования ситуаций и принятия реше­ний; природы и состава функций менеджмента; стратегических и тактических планов в системе менеджмента; организационных отношений в системе менеджмента; форм и видов организаций; методов мотивации трудовой деятельности; методов контроля и контроллинга; принципов лидерства и источников власти ли­дера; руководства, власти и партнерства; тенденций и факторов развития эффективного менеджмента.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В пособии дается конспективное изложение курса «Основы менеджмента». С учетом современ­ных подходов к развитию теоретических основ менеджмента рассмотрены функциональ­ные направления менеджмента в инновационной сфере деятель­ности, изложены современные взгляды на стратегическое управление, маркетинговую деятельность, управление производством, финансовый аспект менеджмента и т.д.

Курс «Основы менеджмента» является базовым для всех уп­равленческих дисциплин, принятых в Государственном образова­тельном стандарте по специальности «Менеджмент организации». При разработке курса учитывается возможное последующее уг­лубленное изучение отдельных его разделов в рамках управленческих дисциплин, таких как «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Антикризисный менеджмент». Такой подход позволяет исключить дублирование предлагаемых материалов и сконцентрировать внимание студентов на изучении наиболее важных аспектов менеджмента.

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность и содержание менеджмента.

2. Основные концепции и подходы к управлению.

3. Цели и задачи менеджмента.

1. Сущность и содержание менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Рассмотрим входящие в данное определение положения.

  • Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает (т.е. он может владеть акциями фирмы, а может их не иметь, работая по найму) на должности менеджера. Менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, экономистов, плановиков, бухгалтеров и т.д., работающих под руководством менеджера.

Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования: наличие общих знаний в области управления предприятием, компетентность в вопросе технологии производства в той области, к которой относится фирма, обладание наряду с навыками администрирования предпринимательскими качествами, умение владеть ситуацией на рынке и принимать обоснованные и компетентные решения, наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках, умение анализировать деятельность и действия фирм конкурентов, а главное – управлять людьми. Профессиональный менеджмент, как самостоятельный вид деятельности, предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста–менеджера, в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу, (производство, сбыт, финансы).

  • Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы: 1) в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве и т.д.; 2) в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы и т.д., если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода, в зависимости от конечных целей деятельности фирмы. Менеджмент относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли независимо от характера такой деятельности (деятельность промышленных фирм, банков, страховых обществ, туристских агентств и т. д.).

  • Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы – это главное в менеджменте. Цели – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которые хотела бы добиться организация. Управление путем постановки целей, осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Цели бывают общие и специфические. Общие отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические – разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

  • Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

  • Экономический механизм менеджмента обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях. Он состоит из внутрифирменного управления, управления производством и управления персоналом.

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать:

  1. как науку и практику управления;

  2. как организацию управления фирмой;

  3. как процесс принятия управленческих решений.

1) Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Наука об управлении получила развитие в трудах таких отечественных ученых, как Гвишиани, Аганбегян, Васильев, Попов и зарубежных – Файоль, Друкер, Мескон, Ансофф и др.

Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:

  • использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;

  • важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечения их обучения;

  • необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

2) Менеджмент как организация управления фирмой, осуществляющей любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности, т.е. функций. В зависимости от конкретных функций организация делится на подразделения.

3) Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя и требует от него принятия решений. Решение – это выбор альтернатив.

Управленческое решение принимается на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. И, естественно, всякое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Принятое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением.

2. Основные концепции и подходы к управлению

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:

  1. Концепция научного управления.

  2. Концепция административного управления.

  3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений.

  4. Концепция управления с позиций науки о поведении.

  1. Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX века (1885-1920). Основоположником ее был Тейлор, который в 1911 году опубликовал книгу «Принципы научного управления». Он сформулировал вывод о том, что управление – это определенная специальность и, что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Благодаря этой концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Научное управление также тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта, которые, как и Тейлор, полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Так, Гилберты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 секунды, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

  2. Концепция административного управления начала развиваться в 1920–1950гг. и была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организаций в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющих определенную иерархию. Эта концепция получила также название классической школы управления. Одним из представителей классической школы управления был Файоль, который говорил, что управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Он определял управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности, наиболее эффективно, оптимально использующее ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления состоит в рассмотрении управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль.

  3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений получила распространение в 1930–1950 гг. и впервые определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Хотя авторы научного и административного управления признавали значение человеческого фактора, их дискуссии ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Так как эта концепция возникла как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений называется также неоклассической школой. Представителями ее являются Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мейо и Абрахам Маслоу. Исследования, проведенные этими учеными, особенно психологом Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении, т.е. производительность труда рабочих может повышаться не только с повышением зарплаты, а в результате изменения отношений между работниками, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Таким образом эта концепция была основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда, является основой повышения вследствие этого его производительности.

  4. Концепция управления с позиций науки о поведении – это современная концепция, получившая развитие в 60-е годы. Развитие таких наук, как психология и социология, и совершенствование методов исследования, сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Наиболее известными представителями развития поведенческо–бихевиористского (бихевиоризм (от англ. – поведение) – одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX века, которое в отличие от других теорий, считает предметом психологии поведение, а не сознание или мышление) направления являются Лайкерт, Мак-Грегор и Герцберг. В основе этой концепции лежит повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов и, следовательно, исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти, лидерства и т.д. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

  1. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  2. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Региональная экономика» Первая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Региональная экономика» читается для студентов экономических специальностей как национально-региональный (вузовский компонент), поэтому является авторским курсом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение и международный туризм» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страноведение и международный туризм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Страноведение
  5. Библиографический указатель Махачкала, 2006 ббк 78,5 л 52 Летопись печати Дагестана за 2005 г (2)

    Библиографический указатель
    История и философия науки: Методич. материалы канд. минимуму для аспирантов и соискателей всех специальностей / Федеральное агентство по образованию, ДГУ; Сост.
  6. Отчет о работе отделения профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Основные направления научной деятельности Отделения профессионального образования и ее цели определялись Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, Тематическим планом фундаментальных
  7. Курс тюменский государственный университет рабочий учебный план 2009-2010 гг. Специальность: 061100 «менеджмент организации» 3 семестр 4 семестр

    Документ
    организации 1 4 + + Мировая экономика 4 + + Экономика предприятия 1 4 + + Ценообразование 10 4 + + Статистика 8 4 + + 8 + + Бухгалтерский учет 8 4 + + Хозяйственное право 1 4 + + Маркетинг 1 8 + + Финансы и кредит 1 4 + + Экономико- мат.
  8. Программа государственного экзамена для студентов специальности 080507. 65 «менеджмент организации»

    Программа
    В соответствии с учебным планом подготовки по специальности «Менеджмент организации» студенты сдают итоговый междисциплинарный экзамен, который является обязательной формой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
  9. Отчет о работе российской академии образования (1)

    Содержательный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях

Другие похожие документы..