Кожевников М. Н. Командование и штаб ввс советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Кожевников Михаил Николаевич
Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Кожевников М.Н.Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — М.: Наука, 1977.

Содержание

Введение
I. Накануне Великой Отечественной войны
II. Командование и штаб Военно-Воздушных Сил Советской Армии в начале войны и в летне-осенних операциях 1941 г.
III. Дальнейшее укрепление Военно-Воздушных Сил Советской Армии
IV. Борьба за стратегическое господство в воздухе весной и летом 1943 г.
V. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Курской битве
VI. Военно-Воздушные Силы Советской Армии в операциях завершающего периода войны
VII. На Дальнем Востоке
Авиационные кадры Великой Отечественной Войны
Заключение
Приложение
Список иллюстраций

Введение

Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии и ее союзников в Европе и Азии была самым крупным военным столкновением социализма с ударными силами империализма, самой, тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. Советский народ и его Вооруженные Силы под руководством Коммунистической партии нанесли сокрушительное поражение гитлеровской Германии и ее сателлитам, отстояли свободу и независимость социалистического Отечества, осуществили великую освободительную миссию, с честью выполнили свой интернациональный долг. «Победа,— указывал Л. И, Брежнев,— которая завоевана в сражениях Великой Отечественной войны,— это победа нашего героического рабочего класса, колхозного крестьянства, нашей интеллигенции, победа всего многонационального советского народа. Это победа славной Советской Армии, армии, Созданной революцией, воспитанной партией, неразрывно связанной с народом. Это победа советской военной науки, боевого мастерства всех родов войск, искусства советских полководцев, вышедших из народа»{1}.

Значительная роль в разгроме немецко-фашистских войск принадлежит советским Военно-Воздушным Силам. В тесном взаимодействии с сухопутными войсками и Военно-Морским Флотом они принимали самое активное участие во всех фронтовых и крупнейших стратегических операциях групп фронтов, проводили самостоятельные воздушные операции. Их сосредоточение и массированные действия на главнейших направлениях способствовали увеличению размаха и решительности операций, являлись одним из важнейших факторов, определивших маневренный характер войны. В длительной и упорной борьбе советские ВВС к лету 1943 г. завоевали стратегическое господство в воздухе на всех важнейших направлениях и тем самым создали благоприятные условия сухопутным войскам для проведения крупных наступательных операций. Своими действиями авиация расчищала путь пехоте и танкам, помогала им быстрее прорывать оборону и [5] стремительно преследовать противника, окружать и уничтожать его группировки, форсировать реки, захватывать и удерживать важнейшие плацдармы, срывала планы и намерения немецко-фашистского командования.

На командующего ВВС Советской Армии и его штаб возлагалась организация борьбы за стратегическое господство в воздухе, осуществление взаимодействия между видами авиации (фронтовой, дальней, истребительной авиацией ПВО), координация их усилий при проведении стратегических операций группами фронтов и самостоятельных воздушных операций, непосредственное руководство в начале войны боевыми действиями дальнебомбардировочной авиации (ДВА), обобщение боевого опыта действий "ВВС и разработка предложений по их оперативному применению. Командование ВВС отвечало за подготовку авиационных резервов, авиационно-техническое снабжение частей и соединений, разработку тактико-технических требований к новым типам самолетов и вооружению, разработку планов строительства и реконструкции аэродромов, за подготовку и переподготовку летно-технического состава. В его функции входило обобщение и внедрение в части и соединения передового опыта использования в бою и операции различных видов и родов авиации.

Координация действий авиации фронтов во всех стратегических операциях осуществлялась представителями Ставки ВГК по авиации. Ими были старшие авиационные начальники, возглавлявшие Военно-Воздушные Силы,— командующий, член Военного Совета и заместители командующего ВВС Советской Армии. Первоначально на них возлагалась организация массированных ударов, авиации в интересах только одного фронта. Начиная с 1942 г. представители Ставки ВГК по авиации координировали усилия ВВС нескольких фронтов с привлечением сил ДВА (АДД){2}. Совместно с командующими фронтами и командующими ВВС фронтов представители Ставки разрабатывали планы операции, следили за выполнением стоящих перед авиацией задач, перенацеливали ее усилия в ходе операции, распределяли поступавшие на фронты авиационные резервы, а также занимались авиационно-техническим и аэродромным обеспечением привлекаемых сил авиации в данной операции. Командующий ВВС, координируя Действия ВВС одного — трех фронтов как представитель Ставки ВГК, поддерживал постоянную оперативную связь с Генеральным штабом и штабом ВВС, был всегда в курсе дел на всех других действующих фронтах и через свою оперативную группу или через штаб ВЭС отдавал необходимые распоряжения.

В настоящей работе автор ставит целью показать деятельность командования ВВС Советской Армии, работу штаба, а также [6] координацию действий авиации нескольких фронтов и авиации дальнего действия, осуществляемую представителями Ставки Верховного Главнокомандования.

Хронологически труд охватывает период с сентября 1939 г. до сентября 1945 г., т. е. от начала второй мировой войны до победы Советской Армии на Дальнем Востоке — разгрома Квантунской армии и полной капитуляции империалистической Японии. В нем показаны боевые действия авиации капиталистических государств на Западе, предшествовавшие нападению фашистской Германии на СССР; исследована работа командования и штаба ВВС накануне и в начальный период Великой Отечественной войны; в операциях летне-осенней кампании 1941 г., в огромных по своим масштабам битвах под Москвой и Сталинградом, на Северном Кавказе и под Курском; в завершающих наступательных операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Показана структура штаба ВВС, его ведущих управлений и отделов, направления их деятельности, взаимоотношения командования и штаба ВВС с Генеральным штабом, с командованием и штабами фронтов и воздушных армий, роль и место Военно-Воздушных Сил в разгроме Советскими Вооруженными Силами фашистской Германии и милитаристской Японии.

При написании книги автор использовал архивные и опубликованные материалы, свой опыт участника описываемых событий, неоднократные беседы в ходе и после войны с Главным маршалом авиации А. А. Новиковым, возглавлявшим в годы Великой Отечественной войны Советские ВВС, его заместителем генералом А. В. Никитиным и членами Военного совета ВВС генералами П. С. Степановым и Н. С. Шимановым, а также со многими ветеранами войны.

Автор выражает искреннюю признательность генералам В. И. Семенчикову, Г. А. Пшенянику, полковникам Ю. В. Плотникову, В. Е. Соколову, В. С. Шумихину, Ф. П. Шестерину, Н, Е. Платонову, Н. Н. Азовцеву за добрые советы. [7]

I. Накануне Великой Отечественной войны

Действия авиации капиталистических государств на Западе

1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. В 4 часа 45 минут немецко-фашистская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, узлам коммуникаций, экономическим и административным центрам Польши. Сухопутные силы вермахта перешли границу и вторглись на территорию Польши с севера, из Восточной Пруссии, с запада, из Восточной Германии, и с юга, из Словакии. Началась вторая мировая война.

На земле и в воздухе силы сторон были слишком неравны Гитлеровская Германия бросила против Польши около 2 тыс. боевых самолетов (бомбардировщиков — 1000—1100, истребителей — 600—650 и разведчиков — 200—250). В польских ВВС насчитывалось всего 824 боевых самолета, большинство из которых были устаревшими{3}.

Польская противовоздушная оборона была также очень слабой и насчитывала всего около 400 зенитных орудий среднего и малого калибров. И все же польские летчики мужественно вступили в борьбу с вражеской авиацией и в первый же день сбили 14, а в ходе дальнейших действий — 130 немецких самолетов{4}. Немецкий военно-воздушный флот, имевший численное и качественное превосходство над польской авиацией, легко захватил господство в воздухе и обеспечил быстрое продвижение своих сухопутных войск.

Связанные договорами с Польшей правительства Англии и Франции были вынуждены объявить войну Германии. 3 сентября в 11 часов правительство Англии, а спустя шесть часов правительство Франции объявили войну Германии. Вслед за Англией войну Германии объявили британские доминионы. США и некоторые европейские страны заявили о своем нейтралитете. Англия и Франция объявили войну гитлеровской Германии не ради помощи Польше, а ради своих далеко идущих планов. [8] Империалистические круги Англии и Франции не оставляли надежды, что Германия после захвата Польши развяжет войну против Советского Союза. Пользуясь попустительством Англии и Франции, немецко-фашистские войска быстро разгромили вооруженные силы Польши и в первых числах октября 1939 г. ликвидировали последние очаги сопротивления польских регулярных частей. Польская кампания вермахта закончилась. В германо-польской войне выявились огромные боевые возможности авиации и танковых войск. Массированное использование авиационных сил и механизированных войск на узких участках позволяло быстро взламывать оборону противника на всю глубину, вводить в прорыв подвижные соединения и стремительно развивать успех. Четко обозначилось возросшее значение при действиях сухопутных войск господства в воздухе.

После разгрома Польши фашистская Германия начала сосредоточение войск и авиации на западных границах с целью наступления против армий англо-французской коалиции. В период с 3 сентября 1939 г. по 9 апреля 1940 г. обеими сторонами активных боевых действий не велось. В это время правительства Англии и Франции подстрекали фашистскую Германию к нападению на СССР. Этим объяснялась медлительность в развертывании англо-французских войск и их пассивность в действиях на земле и в воздухе. Английская авиация вела воздушную разведку портов и стоянок военно-морского флота Германии, а французская авиация — группировки немецких войск вдоль своей границы. Немецко-фашистская авиация осуществляла разведку с воздуха районов Северной Франции, Англии, а также Бельгии и Голландии. Бомбардировочные действия немецкой авиации производились лишь эпизодически по войскам и промышленным объектам. 9 апреля 1940 г. фашистская Германия оккупировала Данию и внезапно, без объявления войны напала на Норвегию. В захвате Норвегии со стороны немцев кроме соединений сухопутных войск участвовало до 1300 боевых самолетов (1000 бомбардировщиков и 300 истребителей){5}. ВВС Норвегии располагали всего 180 самолетами устаревших конструкций{6}. Столица Норвегии Осло была захвачена воздушным десантом немцев, высадившимся беспрепятственно на аэродроме Осло в составе 1500 солдат и офицеров, вооруженных автоматическими винтовками, пулеметами и легкими пушками. Норвежские войска, покинутые своими союзниками (французские части покинули свои позиции 5 июня, а через два дня за ними последовали англичане), 10 июня 1940 г. были вынуждены капитулировать.

Захват гитлеровскими войсками Дании и Норвегии улучшил стратегическое положение Германии, поставил под ее контроль все страны Северной Европы. Западные державы не смогли [9] организовать и провести активное противодействие фашистской агрессии в Норвегии. Английская авиация оказалась неспособной воспрепятствовать высадке в Норвегии немецко-фашистских войск, поддержать и прикрыть действия своих и норвежских войск, а также прикрыть с воздуха морские перевозки в Норвегию. Немецкая авиация, обладая превосходством в воздухе, оказала эффективную поддержку своим сухопутным войскам и вновь продемонстрировала возросшее значение первых внезапных массированных ударов по войскам, аэродромам и портам.

Агрессия фашистской Германии против Дании и Норвегии не прекратила подготовки вермахта к наступлению на Западе с целью разгрома бельгийских, голландских и англо-французских войск. Планами немецкого командования предусматривалось нанести удар мощной группировкой сухопутных войск в центр расположения союзных армий, рассечь фронт союзников, прижать северную группировку противника к Ла-Маншу и уничтожить ее. Ядро ударной группировки должны были составлять танковые и моторизованные соединения, действия которых поддерживались крупными силами авиации. В соответствии с планом были развернуты три группы армий в составе 8 армий (всего 136 дивизий, из них 10 танковых и 7 моторизованных), действия которых поддерживали два немецких (2-й и 3-й) воздушных флота в составе 3824 боевых самолетов{7}.

Перед командованием 2-го и 3-го воздушных флотов были поставлены задачи по завоеванию господства в воздухе, дезорганизации управления войсками противника и оказанию непосредственной поддержки наступавшим войскам. Предусматривалось за 20 минут до начала наступления сухопутных войск силами 1200—1400 самолетов нанести удары по прифронтовым аэродромам, штабам, центрам связи и узлам коммуникаций союзников в Голландии, Бельгии и Франции. С началом наступления все усилия авиации направлялись на поддержку сухопутных войск, и в первую очередь — танковых соединений.

На Северо-Восточном фронте Франция и Англия имели 108 дивизий. Французские войска располагали здесь 2789 танками (из них 2285 современных), 11200 артиллерийскими орудиями калибром 75 мм и выше. В британских экспедиционных силах насчитывалось 310 танков и около 1350 орудий полевой артиллерии. Военно-воздушные силы Франции в первой линии насчитывали 1648 боевых самолетов, в том числе 946 истребителей и 219 бомбардировщиков. Британская авиация в мае 1940 г. имела 1837 самолетов первой линии, из них более 800 истребителей и 544 бомбардировщика. На аэродромах Франции базировалось около 500 английских самолетов. Бельгийские ВВС располагали 186 самолетами, голландские ВВС — 120{8}. [10]

Германское наступление застало войска и авиацию союзников врасплох. Оно началось с воздушного нападения на аэродромы, командные пункты, военные склады и важнейшие военно-промышленные объекты Голландии, Бельгии и Франции. По замыслу и способам действия ВВС Германии ничем не отличались от их действий при вторжении в Польшу. В 3 часа 30 минут 10 мая 1940 г. был нанесен мощный удар с воздуха примерно по 100 аэродромам Голландии, Бельгии и Северной Франции на глубину до 400 км. В 4 часа 30 минут были сброшены первые группы немецких парашютистов в тылу голландских и бельгийских войск. В 5 часов 35 минут сухопутные войска вермахта начали вторжение в Голландию, Бельгию и Люксембург.

Массовое внезапное нападение гитлеровской авиации на аэродромы сыграло большую роль в захвате инициативы и господства в воздухе. Приступая к завоеванию господства в воздухе на Западе, главное командование фашистской Германии с помощью своей агентуры и данных воздушной разведки располагало исчерпывающими данными о составе, базировании, состоянии боевой готовности авиации и о средствах ПВО своих противников. Внезапные и массированные налеты немецкой авиации на аэродромы нанесли ВВС Голландии, Бельгии и Франции большие потери в самолетах и личном составе. В ходе наступления сухопутных войск немецко-фашистская авиация легко завоевала стратегическое господство в воздухе на всех важнейших направлениях. Французская и английская авиация не оказали должного отпора воздушному нападению немецких ВВС.

  1. Виктор Суворов. День "М" Когда началась Вторая мировая война? Моему читателю

    Документ
    После выхода "Ледокола" в Германии получил три кубометра почты от бывших германских солдат и офицеров: письма, книги, дневники, фронтовые документы, фотографии.
  2. Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941 (Документы, факты, суждения)

    Книга
    Проект "Военная литература": Издание: Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941 (Документы, факты, суждения).
  3. Справочник "Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945" / М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с

    Интернет справочник
    Справочник "Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945" / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.
  4. Эта книга, в которой показаны зарождение Освободительного движения и история Освободительной армии и уделено некоторое внимание политическим основам и деятельно

    Книга
    Эта книга, в которой показаны зарождение Освободительного движения и история Освободительной армии и уделено некоторое внимание политическим основам и деятельности КОНР, написана с принципиально новых позиций.
  5. Виктор Суворов. Ледокол

    Документ
    30 ноября 1939 года Сталин в газете "Правда" назвал еще "виновников": "Англия и Франция напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну".
  6. Содержание (39)

    Информационно-методическое пособие
    В июне 2011 г. исполнилось 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а осенью, 70 лет назад, началось одно из решающих сражений той войны – Московская битва, в которой враг потерпел первое значительное поражение
  7. Методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г

    Информационно-методическое пособие
    Авторы-составители: Захарова Е.Н., Каткова Е.Г., Копылова А.В., Кошмина И.В., Круглова Т.А., Лукутин А.В., Макарова Л.А., Никитина А.Б., Тороп В.В., Фадеева Д.
  8. Инструкция летчику по эксплуатации самолета Ил-2 с мотором м-38. М.: Военное издательство нко ссср, 1942. 84 с. Техописание самолета Ил-2 с мотором ам-38. Часть М.: Военное издательство нко ссср, 1941. 48 с

    Инструкция
    5. Из истории советской авиации: Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Новожилов Г.В., Лещинер Д.В., Шейнин В.М. и др. - М.: Машиностроение, 1985. - 264 с.
  9. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\

Другие похожие документы..