Рабочая программа по предмету «Биология» (6 класс) учителя химии и биологии

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель творческой группы Заместитель директора по УР Директор

________________/_______________ МОУ «Чернышевская СОШ» МОУ «Чернышевская СОШ»

Протокол № _______от ________________/_____________ __________________/_______________

«_______»____________2010 года «_______»____________2010 года Приказ №_________ от

«_____» _______________2010 года

Рабочая программа

по предмету «Биология» (6 класс)

учителя химии и биологии

МОУ «Чернышевская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Митряевой Елены Николаевны,

I квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ________ от

«________»_________________2010 года

2010-2011 учебный год.

Пояснительная записка:

Настоящая рабочая программа по предмету «Биология» для учащихся 6 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного (полного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и раздела учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Данная программа выполняет две основные функции:

  • информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

  • Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Реализация данной рабочей программы способствует:

  • Усвоению учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствам, о строении, жизнедеятельности и средообразуещей роли организмов, о человеке как биосоциальносм существе;

  • Формированию у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

  • Развитию знаний об основных методах биологической науки;

  • Овладению умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;

  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.

  • Развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Привитию учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

  • Воспитанию позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;

  • Развитию у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения биологии в 6-ом классе ученик должен:

Знать и понимать:

  • Особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительного организма;

  • Строение органов и основных тканей покрытосеменных растений и их функции;

  • Особенности процессов питания и дыхания растений;

  • Основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид);

  • Связь растений со средой обитания;

  • Особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников (на примере конкретных представлений);

  • Значение бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека;

  • Влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;

  • Правила охраны видов растений, грибов, лишайников и нормы поведения человека в природе.

Уметь:

  • Пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

  • Приготавливать временные микропрепараты и составлять гербарии;

  • Наблюдать сезонные явления в жизни растений;

  • Проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;

  • Ухаживать за комнатными растениями;

  • Распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения в природе;

  • Самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации

Использовать ЗУН для:

  • Объяснения биологических процессов в природе;

Учебно-тематическое планирование

по предмету «Биология».

Класс: 6

Учитель: Митряева Елена Николаевна

Количество часов: Всего: 35 ч. В неделю: 1 ч.

Плановых контрольных уроков:

контрольных работ- ч.;

практических работ- ч.

проекты-

Планирование составлено на основе программы для образовательных учреждений Биология 5-11 классы; издательство Мнемозина: Москва 2008

Учебник: Трайтак Д.И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Биология 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.

  2. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс - в помощь школьному учителю: Волгоград: Учитель, 2005.

  3. Контрольно измерительные материалы по биологии 6 класс. Издательство»ВАКО» Москва 2010г.

Форма промежуточной аттестации- тест

Учебно-тематическое планирование

курса «Биология» для учащихся 6 класса.

п/п

Тема урока:

Тип урока:

Характеристика деятельности учащихся

или

виды учебной деятельности:

Виды контроля, измерители:

Эксперимент

Д- демонстрация

П- практика

Планируемые результаты освоения материала:

Д/З:

Дата проведе-ния:

п

л

а

н

ф

а

к

т

Тема 1. Введение 1ч.

1.

Ботаника – наука о жизни растений

Изучение нового материала

Индивидуальная

Рабочая тетрадь на печатной основе с.8 задание 4

КИМ на печатной основе с.6-7 тест 1

Объяснять : роль растений в природе и жизни чел.

Пр. 1

По-нятия

№ 5 -

Эссе.

Тема 2 Разнообразие растительного мира 2ч .

2.

Разнообразие растительного мира

Комб.

Совместная, работа с гербарным материалом. Выделение главного.

КИМ с.8-9

тест 2

Описывать: жизненные формы растений

С.18-21

П.7

3.

Экскурсия №1 по тесе: «Осенние явления в жизни растений»

Экскурсия

Групповая. Работа с живыми экземплярами растений. Умение выделять главное.

Осенние явления в жизни растений.

Наблюдать: за сезонными изменениями растений

Тема 3 Клеточное строение растений 2ч

4.

Клетка –основная единица живого.

Комбинированный. П/Р

Работа в парах. Умение выделять главное. Восприятие по теме.

КИМ с.14-15 тест 5

Д. т-ц с изображением строения растительных клеток.

П.1 Приготовление микропрепарата кожицы лука и рассмотрение его под микроскопом.

Описывать: особенности строения мякоти листа.

С.22-25

П.8

5.

Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме.

Комбинированный

П/Р

Работа в парах. Умение работать с лабораторным оборудованием. Выделение главного по теме.

КИМ с.16-17 тест 6

П.2 Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения.

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений

С.27-30

П.9

Тема 4 Семя – растительный организм 2ч

6.

Строение и состав семян

Комбинированный

П/Р

Работа в парах. Умение работать в парах, выделять главное из наблюдаемого.

КИМ с.18-19 тест 7

П. 3 Строение семян однодольных и двудольных растений.

Называть: значение семян

Сравнивать: семена двуд. и однод.

С.31-35

П.10,11

7.

Дыхание и прорастание семян

Изучение нового материала

Совместная. Восприятие материала, выделение главного.

Д.опытов по изучению дыхания.

Объяснять: значение дыхания

Описывать: прорастание семян

С.37-38

П.12-13

Тема 5 Корень. Связь растений с почвой. 2 часа.

8.

Разнообразие корней рост и строение корня.

Изучение нового материала.

П/Р

Работа в парах. Восприятие материала и выделение главного. Работа с учебником.

Р.т с.14 задание 5

КИМ с.22-23 тест 9

Д. прорастания семян

П.4 Строение корневой системы растения.

Распознавать и описывать виды корней и зоны корня

С.41-42

С.47-48

П.14,16

9.

Роль корней в поглощении воды и минеральных солей. Видоизменения корней.

Изучение нового материала

Совместная. Развивать умения сравнивать.

КИМ с.24-25 тест 10

Р.т с.17 тесты

Д. опытов по изучению питания растения

Устанавливать: соответствие между видоизменениями корней и его функциями

С. 55-57

П.19,20

Тема 6 Побег. 2 часа

10.

Развитие побега из зародышевой почки. Рост стебля.

Комб.

Индивидуальная. Выделение главного. Умение описывать.

КИМ с.30-31

Тест 12

Описывать: строение побега

и почки

С. 63-64

С.69-70

П.22.24

11.

Внутреннее строение стебля. Видоизмененные побеги.

Комб.

Совместная. Восприятие материала, выделение главного.

Р.т с.23 тесты

Ким с.36-37 тест 15

Д. опытов по изучению передвижения органических и минеральных веществ в растении.

Описывать: строение стебля

Устанавливать соответствие между типом тканей и функцией

С. 73-74

С.76-77

П.25,26

Тема 7. Лист. Связь растений с окружающей средой. 2 часа

12.

Внешнее и внутреннее строение листа.

Комб.

Индивидуальная. Умение работать с гербарными материалами, выявление главного. Умение сравнивать.

КИМ с.34-35 тест 14

Описывать строение листа

С.81-82

С.89,91

П.27,30

13.

Фотосинтез и дыхание.

Комб.

Совместная. Умение применять определения.

Р.т с.31 тесты

КИМ с.44тест 19

Д.опытов по изучению дыхания растения.

Давать определение терминам: дыхание, фотосинтез

С.92,96

П.31,32

Тема 8. Цветок. 2 часа.

14.

Строение цветка .Соцветия.

Комб.

П/Р

Работа в парах. Выявление главного. Восприятие материала.

КИМ с. 40-41 тест 17

Д. цветения растений

П.5 Строение цветка.

Распознавать и описывать: строение цветка

С.105-111

П.36,37

15.

Опыление и оплодотворение цветка.

Комб.

Совместная. Выявление главного.

Р,т с.37 тесты

Выявлять приспособление растений к опылению.

С.112-116

П.38-39

Тема 9. Размножение растений 2 часа

16.

Основы семенного и вегетативного размножения растений.

Изучение нового материала

Работа с учебником

Ким с.56-57 тест 23

Описывать процессы оплодотворения растений

С. С.127

П.42

17.

Способы вегетативного размножения.

Изучение нового материала

Индивидуальная. Умение применять полученные знания.

Р.т с.47 тесты

КИМ с.58-59 тест 24

Д. способов вегетативного размножения

Приводить примеры растений размножающихся вегетативно

С.130

П. 43

Тема 10 Факторы, влияющие на рост и развитие растений 2 час

18.

Что влияет на рост и развитие растений

Комбинированный

Совместная. Работа с учебником. умение описывать и выделять главное по теме.

Д. фенологические наблюдения за развитием растений

Описывать по рисунку стадии развития растения

С. 142-145

П.46,47

19.

Дикорастущие ,культурные и сорные растения. Растения хищники.

Комбинированный

Работа в парах. Умение работать с гербарным. материалом. Умение распознавать разные виды растений.

Р.т с.4 зад. 2

Д. дикор., культурн., и сорных растений.

Распознавать : дикораст., культ,. сорные растения

С.148-151

П. 48,49

Тема 11 Систематика растений. 1час

20.

Понятие о систематике как разделе биологической науки

Комбинированный

Индивидуальная работа. умение применять определения. Восприятие материала.

КИМ с.62 -63 тест 26

Называть систематические единицы

С.156

П.50

Тема 12 Низшие растения. 1 час

21.

Водоросли: зеленые, бурые , красные.

Комбинированный

Индивидуальная работа. работа с гербарным материалом. Выявления различий и сходств отделов водорослей.

КИМ с.64-65

Тест 27

Д.гербариев с водорослями.

Распознавать водоросли различных отделов

С.158

П.51

Тема 13. Высшие растения .Споровые. 1час

22.

Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны.

Комбинированный

Работа в парах

Ким с.66-67 тест 28

Д.гербариев с о мхами папоротниками и плаунами

Уметь распознавать и описывать растения отдела Мохообразные, Папоротники и Хвощи

С.162-165

П.52,53

Тема 14. Высшие растения .Семенные. 3 часа.

23.

Голосеменные, Покрытосеменные или Цветковые.

Комбинированный

Индивидуальная. Уметь пользоваться изученными терминами.

КИМ с.72 тест 30

Д. гербариев и коллекций

Давать определения термину «голосеменные»

«покрытосеменные»

С. 168

П.54

24.

Класс двудольные Семейство крестоцветные и семейство розоцветные.

Комбинированный.

П/Р

Работа в парах. Восприятие материала, выявление главного.

КИМ с.74 тест31

П. 6 Определение растений семейства Крестоцветные.

П7 Определение растений семейства Розоцветные.

Распознавать наиб. Распростр. В данной местности растения семейства крестоцветные и розоцветные

С.173

П.55

25.

Класс однодольные .Семейство Лилейных и Злаковых.

Комбинированный. П/Р

Работа с гербарным материалом. Выявление главного.

КИМ с.76-77 Тестов.

Контроль №1 по Разделу Растения

П.8 Определение растений семейства Лилейных и Злаковых

Распознавать наиб. Распростр. В данной местности растения семейства лилейные и злаковые

С.187

П.58

Тема 15. Грибы 3 часа

26.

Общая характеристика грибов. Среда обитания грибов.

Комбинированный

Индивидуальная. Работа с гербарным материалом.

Ким с.86-87 тест37

Д. коллекции грибов

Уметь называть признаки царства грибов

С.209

П.65

27.

Питание и размножение грибов. Дрожжи и плесени.

Комбинированный. П/Р

Работа в парах. Уметь пользоваться лабораторным оборудованием.

П.9 Рассмотрение под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека

С.213

П.66

28.

Съедобные и ядовитые грибы . Грибы – паразиты.

Комбинированный

индивидуальная

Д.коллекции грибов

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы

С.216-219

П.67,68

Тема 16 Лишайники 2 час.

29.

Общая характеристика и экология лишайников

Изучение нов. мат.

Совместная. Работа с учебником. работа с гербарным материалом.

КиМ с.88-89Тестов.

Контроль №2

По Разделу Грибы. Лишайники.

Д. гербариев

Распознавать строение лишайника

С.222

П. 69

30.

Экскурсия № 2 по теме: «Весенние явления в жизни растений»

Комбинированный

Групповая

Наблюдать за сезонными изменениями растений

Тема 17. Бактерии 4 часа

31.

Общая характеристика бактерий

Изуч. нов мат.

Совместная. Выявление главного.

КиМ с.82-83 тест 35

Д.т-ца Бактерии

Выделять особенности строения бактериальной клетки

С.196

П.61

32.

Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Питание и размножение.

Изуч. нов мат.

Индивидуальная

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий

С. 213

П.62

33.

Клубеньковые бактерии и азотобактер. Фотосинтезирующие бактерии.

Комб.

Индивидуальная

Д. т-ца Клубеньковые бактерии

Объяснять значение клубеньковых и фотосинтезирующих бактерий.

34.

Бактериальные болезни растений. Значение бактерий

Комб.

Групповая.

КИМ с.84-85 тест Тестов.

Контроль №3

По Разделу Бактерии

Д. т-цаРастения пораженные бактериальными заболеваниями

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий

С.202

П.63

35.

Обобщение курса: Растения, бактерии, грибы, лишайники.

Итоговая контрольная работа.

Контрольный урок

Индивидуальная

Итоговая контрольная работа.

Объяснять: почему растения считаются основой круговорота веществ.

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель творческой группы Заместитель директора по УР Директор

________________/_______________ МОУ «Чернышевская СОШ» МОУ «Чернышевская СОШ»

Протокол № _______от ________________/_____________ __________________/_______________

«_______»____________2010 года «_______»____________2010 года Приказ №_________ от

«_____» _______________2010 года

Рабочая программа

  1. Рабочая программа по физике для обучающихся 10 класса Учитель (1)

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и примерной программы среднего (полного) общего образования.
  2. Рабочая программа по физике для обучающихся 10 класса Учитель (2)

    Рабочая программа
    - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  3. Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса Учителя Приступа

    Рабочая программа
    Федеральный базисный учебный план для обще­образовательных учреждений Российской Федера­ции отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной шко­лы из расчета 2 учебных часов в неделю.
  4. Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Данная программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной
  5. Доклад моу «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа»

    Доклад
    « Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими рекомендациями УО, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников общеобразовательного
  6. Рабочая программа по предмету «русский язык» (2)

    Рабочая программа
    Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального
  7. Рабочая программа по предмету «природоведение» 5 класс.

    Документ
    Природоведение – интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
  8. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса учителя биологии и химии

    Рабочая программа
    На 2010-2011 учебный год учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Татарско-Кандызская общеобразовательная школа Бавлинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе Базисного и примерных учебных
  9. Рабочая программа по предмету «Химии» (8 класс) учителя химии и биологии

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа по предмету «Химия» для учащихся 8 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного (полного) общего образования.

Другие похожие документы..