Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

джунгли: путь к себе (программа телепередач).

Важным достижением и положительным моментом мы считаем то, что интервью, рецензии и др. брались старшеклассниками не из широко распространенных киножурналов, а из малотиражных, но более «серьезных» изданий, таких как «Культура», «СК-Новости», «Искусство кино», рассчитанных на более подготовленного, развитого, интеллектуально продвинутого читателя. Данные издания, как верно подметили ученики, не рассчитаны на коммерческий успех, а ставят своими целями развитие медиакультуры своих подписчиков. Но с другой стороны, для придания журналу более презентабельного вида, взятые из серьезных источников статьи «обросли» цветными фото, благодаря журналам «Кино/ТВ-парк», «7 дней», «Премьер» и т.д. Правда, количество их заметно сократилось на страницах «Планеты «КФ». Ученики объяснили, что большое количество фотографий будет мешать внимательно воспринимать текст в пользу обычного рассматривания «ярких картинок». Необходимо отметить это как важный факт понимания психологии аудитории.

Таким образом, изданный старшеклассниками киножурнал стал, по мнению самих создателей, тем источником кинопрессы, который им хотелось бы видеть и читать.

Следовательно, можно сказать, что занятие по созданию киножурнала прошло в целом со знаком плюс. Оно помогло старшеклассникам овладеть креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм. На разных этапах работы над киножурналом, мы использовали элементы:

- литературно-имитационных творческих заданий (например, создание рецензии к кинофильму «Брат»);

- театрально-ситуативных заданий (процесс подготовки и «верстки» киножурнала);

- изобразительно-имитационных заданий (создание и оформление названия журнала о кино, добавление в интервью, взятых из серьезных медиаисточников) ярких, красочных фотографий для придания «товарного» вида создаваемому киножурналу.

Выводы. Моменты, на которых хотелось бы остановиться при анализе данного занятия идентичны разбору написания сочинений. Разница наблюдается только в первом пункте, где рассматриваются результаты итогового исследования в соответствии с показателями развития медиакультуры аудитории.

Занятие по созданию киножурнала как нельзя лучше иллюстрирует качественные изменения, наблюдаемые у данной аудитории относительно медиакультуры. Каждый из показателей развития аудитории в области медиакультуры нашел свое отражение в ходе выполнения данного задания:

- контактный – умение определить старшеклассниками периодичность киноиздания, его тематическую принадлежность и т.д.;

- мотивационный – прежде всего, выразился в определении типа создаваемой кинопрессы, в содержательном компоненте медиатекстов, помещенных в журнал;

- понятийный – проявил себя в полной мере в виде теоретических знаний, нашедших отражение в ходе создания киножурнала, а также в практических умениях, полученных в результате предыдущей деятельности;

- оценочный – понимание и оценка авторской позиции в выбранных для журнала медиатекстах, оптимальное соотношение эмоциональных и понятийных суждений при работе над изданием и т.д.;

- креативный – проявился как относительно высокоразвитый (оценка для группы в целом). Как основное задание – создание киножурнала, так и множество мелкой, но важной работы, потребовало от старшеклассников активного включения творческого мышления в деятельностный процесс.

Отметим, что при выполнении данного задания соблюдалась «возрастающая» расстановка показателей развития аудитории в области медиакультуры: контактный, мотивационный, понятийный, оценочный, креативный. От других занятий, которые также включали ознакомление с 6 ключевыми понятиями медиаобразования, создание киножурнала отличает «завершенность». То есть в отличие, например, от разработки концепции какой-либо передачи или написания сценарных схем, здесь наблюдается выполнение полного цикла работ (от определения названия до верстки). При этом ролевое распределение обязанностей «приближает» задание к реальной жизни.

Данное занятие, на наш взгляд, является важным завершающим звеном в цепи медиаобразовательных занятий на материале кинопрессы. Именно здесь соединяются все теоретические и практические знания как имеющиеся, так и приобретенные в результате деятельности на медийном материале. Работа по созданию киножурнала отражает знания, относящиеся к ключевым понятиям медиаобразования, а активизация творческого мышления помогает преобразовать их в практическую работу.

Важным моментом выполнения данного занятия представляется тот факт, что оно позволяет старшеклассникам оценивать медиатексты как с точки зрения аудитории, так и агентства. Соотнесение задач издателей и тех, кому данный журнал адресован, - необходимое условие выпуска кинопрессы. Данное занятие подразумевает детальное ознакомление и работу с технологиями медиа. Таким образом, знания (теоретического и практического плана), полученные старшеклассниками в процессе предыдущей деятельности, находят свое применение при создании журнала. Понятия «категория» и «репрезентация» также находят отражение при выборе тематических предпочтений, жанров, концептуальной основы и пр., репрезентация – оформление обложки, выбор шрифта и т.д. К сожалению, по причинам, упоминавшимся выше, старшеклассниками было использовано малое количество собственных статей. Но с другой стороны, это дало нам возможность проследить видимые изменения в предпочтениях старшеклассников (от развлекательно-информационной прессы («7 Дней», «Антенна» и т.д.) к информационно-аналитическим, теоретическим изданиям «Искусство кино», «СК-Новости», «Киносценарии» и т.д.).

Наличие полезной информации (теоретические знания и практическая деятельность) относительно шести ключевых понятий медиаобразования позволяет говорить об очевидном изменении темпа развития несовершеннолетней аудитории в области медиакультуры, что подтверждают результаты итогового исследования.

Проведение данного занятия отвечало целям выбранной нами в качестве концептуальной основы синтеза эстетической, культурологической теорий медиаобразования и теории развития критического мышления:

- «помочь учащимся понять основные законы и язык художественного спектра информации, развить эстетическое воспитание и вкус, способности к квалифицированному анализу медиатекстов» [Федоров, 2001, с.29]. Создание собственного киножурнала основано на законах, по которым развивается вся медиакультура. Творческая деятельность базируется на активной работе всех показателей развития медиаграмотности/медиакультуры аудитории. Таким образом, неоспоримым условием выполнения данного задания являются как мыслительные процессы (понятийный, оценочный показатели), так и развитость мотивационного показателя. При создании киножурнала было достигнуто одновременное развитие всех показателей медиаграмотности аудитории, что, на наш взгляд, отвечает целям культурологической и эстетической теорий медиаобразования;

- «защитить учащихся от манипулятивного влияния медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества» [Федоров, 2001, с.25]. Создание собственных медиатекстов помогает понять медийную технологию и репрезентацию, пополняя знания учащихся в данной области. Владение информацией, терминологией медиа старшеклассниками ведет к уменьшению манипулятивного влияния на них СМИ, так как идет понимание процесса «изнутри», то есть в непривычной для учеников роли участников «агентства медиа». Итак, данное задание помогает им определиться (критически осмысливая информацию) в своих предпочтениях среди киноизданий в соответствии с потребностями (о качественных изменениях которых упоминались выше). Таким образом, можно говорить, что создание киножурнала способствует развитию критического мышления.

Неожиданные моменты: плюсы и минусы проведенных занятий. Попытка избежать каких-либо ограничений в процессе медиаобразовательных занятий столкнула нас с проблемой нехватки времени. Этому способствовала очень высокая активность старшеклассников, каждый из которых проявлял инициативу и, непременно, хотел быть услышанным. Ограничивать их презентации творческих заданий мы не то что не могли, а просто не имели права. Ведь именно это было нашей целью: помощь в развитии активной позиции, а также стремление к творчеству в области медиа.

Но эта проблема оказалась решенной самими старшеклассниками. В принципе, наши занятия (в отличие от традиционного урока) не предусматривали строгого временного режима, но определенные лимиты времени мы, конечно, закладывали (в пределах 1,5 часов).

Поэтому, по истечению данного промежутка времени, мы сообщали участникам, что данное занятие подошло к концу и имеется два варианта дальнейших действий: 1) закончить занятие, а все незавершенное доделать при следующей встрече; 2) продолжить занятие. Отметим, что оба анализируемых занятия прошли по второму варианту, и нам не удалось соблюсти предполагавшиеся сначала временные рамки. Это, по-нашему мнению, является недостатком, но есть и «смягчающие обстоятельства»:

- данные занятия в своей основе имеют внеурочную форму. Они организованы по типу кружковой работы, где время не является главным показателем для завершения работы. В качестве такого критерия мы использовали интерес учащихся к теме занятия, их активность;

- продолжение работы сверх нормы было санкционировано самими участниками.

Также необходимо отметить, что из-за ограниченного количества времени, нам пришлось исключить из теоретической части медиаобразовательных занятий темы, связанные с историей медиакультуры. Данное «упущение» не позволит учащимся полноценно анализировать и прогнозировать тенденции и пути развития медиа. Поэтому, медиаобразовательные занятия, имеющие большее количество времени должны, по нашему мнению, обязательно включать исторический аспект развития медиа.

Примечания

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2000. – 352 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. – М.: Новая школа, 1993. – 91 с.

Практика медиапедагогики

Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях

Г.А.Поличко

кандидат педагогических наук, профессор

О монтаже написано большое количество и специальной, и учебной литературы. Когда после занятий, посвященных изобразительному компоненту экранного образа, мы приступаем к изучению понятия «Монтаж», главным в наших исходных посылках выступает понимание того, что это не просто техническая сборка фильма в единую композицию, и не только способ экранного отражения действительности. Монтаж – это универсальный принцип художественного мышления вообще, и даже еще глубже – человеческого сознания в целом. «Монтажная форма как структура есть реконструкция законов мышленного хода» [Эйзенштейн, 1964, с.79] – гениально заметил когда-то Эйзенштейн. Действительно, главным в монтаже является сопоставление, складывание двух отдельных единиц информации – в нашем случае кадров, - из чего в сознании зрителя возникает третий, виртуальный, смысл, не зафиксированный визуально в сопоставляемых единицах.

В сегодняшнем понимании категория монтажа охватывает все области культуры, поскольку любая совокупность духовных, либо материальных ценностей так или иначе связана с идеей отбора, размещения, комбинирования элементов. Всюду, где речь идет о принципиальной дискретности частей внутри целого, возникает понятие монтажности.

Этот универсализм основывается на особенностях человеческого сознания, отражающего и преобразующего действительность. «Всякое целенаправленное складывание, сопоставление кусков, кадров, слов, букв, фраз, образов – как прямое, так и воображаемое – есть акт смыслообразования в процессе передачи информации и акт извлечения содержания в процессе получения информации» [Соколов, 1997, с.26].

При этом декодирование монтажных сцеплений, считывание зрительским восприятием экранной информации имеет несколько уровней, возрастающих от простого к сложному. Но это совершается в сознании зрителя, как говорят философы, в снятом виде, то есть независимо от его личных хотений и усилий, что еще раз подтверждает органичность монтажа, его адекватность нервным связям, тому «мышленному ходу», о котором говорилось в процитированном выше высказывании Эйзенштейна.

Вот как описывает уровни восприятия монтажных ходов современный исследователь:

«Первый – физиологический, на котором происходит обнаружение изменений в интенсивности свечения, яркости и цветности точек воспринимаемого объекта сетчаткой глаза путем сличения, СОПОСТАВЛЕНИЯ, спаривания предыдущего и последующего сигналов.

Второй – психофизиологический, на котором происходит сличение, сопоставление воспринимаемых образов с образами, хранящимися в памяти, т.е. узнавание объектов.

Третий – общепсихологический, на котором СОПОСТАВЛЯЮТСЯ воспринятые и узнанные объекты с целью осознания хода развития событий.

Слово «СОПОСТАВЛЕНИЕ» - удивительно емкое и точное слово для передачи смысла действий, которые осуществляются органами чувств и отделами мозга на трех названных уровнях получения и обработки информации человеком. Но одновременно это слово исключительно точно передает и смысл монтажа» (каллиграфия автора – Г.П.) [Соколов, 1997, с.32].

Итак, расшифровываем магнитофонную запись этого цикла бесед с нашими слушателями.

ПЕДАГОГ: Очень часто при разборе фильмов мы с вами употребляли, стихийно или сознательно, выражения «монтаж», «монтажный стык», «монтажная фраза». Что же это такое – МОНТАЖ, как вы понимаете его смысл?

СТУДЕНТЫ:

-во-первых, это склейка отдельных кадров в целостный эпизод.

-Но ведь и целый фильм тоже склеивается, но только уже из отдельных сцен, отдельных эпизодов.

-Да, точно так же, как эпизод складывается из кадров, собирается из отдельных эпизодов фильм в целом.

-Нет. Сейчас, по-моему, мы упускаем что-то главное в монтаже. Говорим о склейке, сборке кадров там, эпизодов, целого фильма, но вот что-то такое глобальное уходит; я не знаю, что, но какая-то художественная сторона, выразительная уходит из разговора.

-Да подожди ты, мы, может быть, и не добрались еще до художественных сторон, дай подумать-то, ну?..

-А чего тут думать, давайте лучше вспоминать конкретные факты и конкретные фильмы.

-Правильно. Вот мы недавно снова вспоминали, когда о планах и ракурсах шел разговор, финальные кадры из фильма «Хороший, плохой, злой». Там еще планы все время меняются, и очень быстро, создавая «саспенс», так вот это и есть монтаж. То есть, монтаж - это набор определенных чередующихся кадров.

ПЕДАГОГ:

Ну что ж, я думаю, мы сейчас и подобрались к главному в монтаже. Конечно, в техническом смысле - и тут вы совершенно правы, - монтаж есть не что иное как «сборка»; кстати, именно так оно и переводится с французского. Но, с другой стороны, это еще не весь смысл понятия. Имеется здесь и художественная, выразительная сторона, о чем совершенно справедливо упоминалось. Но взглянуть на нее я вам предлагаю с совершенно иной позиции.

Послушайте, пожалуйста, вот эти стихотворные строчки, они вам, без сомнения, знакомы – это Александр Блок, «Незнакомка»:

И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

То, что это высочайшая в мире поэзия, вы, надеюсь, не сомневаетесь? А теперь ответьте: за счет чего возникает эта художественность и высота поэтичности? Быть может, Блок использует какие-то особые, «поэтические» слова?

СТУДЕНТЫ:

-Да нет, вроде бы слова обычные, но вот расставлены-то они именно поэтично.

-Подобраны эти слова, хотя они и самые обыкновенные, именно с тем умыслом, чтобы хорошо подходили друг к другу и именно в том порядке, с такой рифмой, чтобы возникала поэзия.

-Не только с определенной рифмой, но и в конкретном темпе.

-Я не думаю, чтобы поэт сидел и думал, как бы ему так слова подобрать и срифмовать, чтобы была поэзия, а не проза. Как же быть тогда с талантом и вдохновением?

-Ну правильно, талант и вдохновение ему и даны на то, чтобы интуитивно так именно расставлять слова, а не математически вычислять, как их ставить, чтобы получились гениальные стихи.

ПЕДАГОГ:

Конечно, поэт пишет по вдохновению, но талант его в том и заключается, чтобы интуитивно выбрать нужные слова и расставить их в нужном порядке, я бы даже сказал, не расставить, а сопоставить. Вот это и есть монтаж в поэзии: когда слова взяты самые обычные, из общеупотребительного словаря, которыми мы говорим каждый день, в быту и на работе, но сопоставлены они именно в таком порядке, когда из самого этого сопоставления высекается искра высочайшей, гениальной поэзии.

А теперь взглянем вот на этот портрет великой русской актрисы Ермоловой, принадлежащий кисти известного художника В.С. Серова. Совершенно удивительный анализ этого портрета сделал Сергей Эйзенштейн. Главное, что поразило его при встрече с этой работой, - «мощь внутреннего вдохновенного подъема в изображенной фигуре) [Эйзенштейн, 1964, с.389].

Повторим путь эйзенштейновского анализа портрета. Основная сила воздействия, по его словам, заключается в том, что на холсте зафиксированы четыре последовательных положения наблюдающего глаза, которые чрезвычайно напоминают положения камеры при съемке: план (масштаб изображения в кадре) и ракурс (наклон оптической оси при съемке).

Художник, считает Эйзенштейн, избрал очень интересную композицию, согласно которой рама

зеркала, линия плинтуса и ломаная линия карниза, отраженного в зеркале, как бы режут фигуру актрисы на несколько частей и являются своеобразными границами отдельных кадров

Кадр № 1. «Общий план». Вся фигура кажется снятой с верхней точки (верхний ракурс), так как на картине пол изображен не узкой полосой, а большой плоскостью.

Кадр № 2. «Средний план» (фигура по колени). Применительно к операторской терминологии – это средний ракурс, нейтральный.

Кадр № 3. «Поясной средний план». С точки зрения ракурса – это кадр, взятый немного снизу. Такое впечатление создается за счет потолка, отражающегося под определенным углом в зеркале.

Кадр № 4. «Крупный план» (только лицо). Лицо целиком проецируется на горизонтальную плоскость потолка. Такое изображение возможно только при остром нижнем ракурсе.

Если мы теперь склеим подряд эти кадры от 1-го до 4-го, то окажется, что глаз зрителя описывает дугу, как пишет Эйзенштейн, «от точки зрения «свысока» к точке зрения снизу, как бы к точке… у ног великой актрисы!» [Эйзенштейн, 1964, с.390].

Так проявляет себя монтажный принцип в изобразительном искусстве. Причем это осуществляется не только на уровне

композиционного построения, но даже при выборе цветового решения, потому что подбор красок и смешивание их в нужной пропорции – это уже монтаж.

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  2. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  3. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  4. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  5. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..