Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

Приведу практически полный текст сочинения Иры Т., как представителя старшеклассников, выбравших третью тему сочинения. «Обсуждение данной темы, в принципе, относится к риторическим вопросам типа: «Что первичнее: яйцо или курица?» но с другой стороны – что не скажешь, все окажешься отчасти прав, ведь истину сложно найти даже посередине.

Мне кажется, что влияние медиа на человечество в общем сильнее, потому что оно сделано «профессиональнее». Но с другой стороны, медиа на 100% - порождение человека, создание полностью искусственное, поэтому в природе само появиться никак не могло… Итак, оказывается, что человечество делится на потребителей любой информации, получаемой по каналам медиа и криэйтеров, то есть создателей этих самых медиаканалов.

А можно эту схему расширить и построить по-другому. Ведь творцы СМИ также зависимы от … заказчиков. Например, предвыборная кампания или изготовление рекламы. Имеется заказчик, творец, средство (масс-медиа), потребитель. Прямо как в детективной истории. Только одно исключение: потребителю дается право выбора: верю – не верю. После такого сравнения напрашивается вопрос: «А кто же детективы?» По-моему это люди, которые могут оценить информацию и имеют собственное мнение, то есть «разгадать» информацию, ее смыслы, в том числе и скрытые. Чтобы распутывать преступления, необходима смекалка, интуиция и др., а также специальные знания. То же самое в общении с медиа, если вы не хотите быть всеядным потребителем, которого каждый старается «развести» (обмануть)…

Итак, для реализации права выбора вам необходимы знания, критерии оценки информации, а, главное, умение всем этим пользоваться. Например, у нас в школе многие учителя используют средства медиа на уроках, да только преподносят они нам эту информацию как некую истину. Они прочитали, увидели по ТВ, видео, Интернету, а мы должны только слушать, да еще, по возможности, запоминать почти дословно. Я не помню, чтобы кто-то из учителей анализировал с нами информацию. И теперь, наверно, понимаю почему: многие из них не умеют правильно с ней обращаться. А нам проще, потому что у нас еще не сформировались стереотипы, и в своем возрасте мы ко всему и всем относимся критически… Я считаю, что (касательно влияния медиа на человека) это конкретное дело каждого. Если я хочу быть «всеядной», то я буду «поглощать» всю приходящую ко мне информацию, какой бы искаженной и неправдоподобной она не была. А если человек не хочет быть подопытным, он найдет в себе силы, пути для изменения ситуации «в свою пользу». Лучшей дорогой, как мне кажется, является дорога знаний …».

Необходимо отметить, что нами наблюдалась «низкая задействованность» популярной в других случаях медиакультуры как компьютер, Интернет. Среди 28 сочинений только 2 были посвящены данной сфере медиа. Мы объясняем это местом жительства большинства старшеклассников (нераспространенность компьютеров в сельской области, недостаточное материальное обеспечение людей и др.).

Выводы. На наш взгляд, выбор темы сочинения помогает раскрыть уровень медиаобразованности личности старшеклассника. Раскрытие первой темы предполагает преимущественно опору на собственные чувства, эмоции, мысли и т.д. ученика. Выбор второй темы предполагает анализ предпочтений возрастной категории – раннего юношества, при этом абстрактно-логическое, критическое мышление проделывает более сложную работу. Третья тема смогла привлечь только самых «продвинутых» в области медиа учащихся, способных не только использовать свои знания, но и творчески подойти к их осмыслению. Написание сочинения также помогает выявить данный уровень для каждого старшеклассника, что отвечает принципу личностно-ориентированного подхода в образовании.

Анализ сочинений (независимо от выбранной темы) подтверждает высокий уровень развития контактного показателя медиаграмотности, так как очевидно систематическое обращение к медиакультуре, умение ориентироваться в жанрах, темах и пр.; высокий уровень развития мотивационного показателя, определяющийся разносторонними мотивами контакта с медиа (нравственные, эстетические, эмоциональные, компенсаторные и т.д.). Но в процессе изучения письменных работ по первой теме, отмечается недостаточное знание терминологии и теории медиа. Учащиеся оперируют широко распространенными в обществе понятиями, но не используют термины, относящиеся, непосредственно, к медиакультуре. Поэтому оценка информации у них происходит сообразно своему уровню понимания (понятийный, оценочный, креативный показатели). Примеры сочинений подтверждают, что анализ опирается на чувства, потребности старшеклассников. К сожалению, слабый уровень развития понятийного показателя не позволяет учащимся отойти от стереотипного мышления. Мы можем констатировать, что личностное отношение к медиакультуре в данной группе раскрыто хорошо, в то время как понимание самого феномена медиа представлено слабо. Очевидной становится причина - отсутствие теоретической базы, которую они смогли бы применить при написании сочинений.

Вторая тема сочинения предполагает не только анализ, но и обобщение. Здесь важно как определить свои предпочтения, так и вывести общие закономерности, на основе которых постараться выявить «ведущие» каналы медиа, приоритетные для возраста раннего юношества. Уровень развития понятийного показателя, на наш взгляд, имеет следующую особенность: несмотря на недостаток теоретической базы в области медиакультуры, данную группу старшеклассников отличает более «умелое» применение общих школьных знаний (возможно, у них хорошая успеваемость), проецируемых на медиапространство. Старшеклассники данной группы интересуются (по каналам медиа: ТВ, пресса и т.д.) технологиями создания медиатекстов, вопросами достоверности информации, различными трактовками одного и того же события в СМИ и пр. Таким образом, можно констатировать, что недостаток знаний теоретического плана старшеклассники пытаются компенсировать путем самообразования.

Очевидная взаимосвязь понятийного и оценочного показателей предполагает, что оперирование отдельными терминами медиа позволяет учащимся, проанализировав их, обобщить и вывести какое-либо суждение. Подтверждение этому мы находим в сочинениях по второй и третьей теме.

Старшеклассники, выбравшие третью тему сочинения, постарались объяснить способы взаимодействия медиа и людей, вывести закономерности и взаимосвязи, определить пути взаимовлияния. Безусловно, данная тема - самая сложная из представленных и требует творческого подхода (то есть активизации креативного показателя медиаграмотности).

Написание сочинений по выбору из трех тем дает нам представление о понимании аудиторией шести ключевых понятий медиаобразования. Анализ письменных работ показал, что ученики старших классов имеют фрагментарное представление об агентстве, аудитории, языке, технологии, репрезентации и категории медиа, но с неравной степенью «непознаности». Так, агентства, аудитория и категории понимаются учениками на более глубоком уровне, чем остальные. Это связано с «доступностью» информации о первых трех понятиях (часто сами медиа «раскрывают» сущность данных понятий), а также возможности применять общеобразовательные знания в их отношении. В тоже время, например, технология медиа проявляет специфический характер и при расшифровке своей сути требует специализированных медийных знаний.

По нашему мнению, написание сочинений на указанные выше темы способствует:

- акцентированию внимания учащихся на медиакультуре. Как показало первоначальное анкетирование, учащиеся, повсеместно пользуясь информацией, получаемой по медиаканалам, часто не осознают данного факта. Написание сочинения помогает старшеклассникам более объективно определить место медиакультуры в своей жизни, выяснить, какой характер носят данные взаимоотношения, обозначить для себя цели общения с медиа и т.д., что в комплексе с другими медиаобразовательными занятиями приведет к качественным изменениям в мотивационной сфере (в сторону перехода к потребностям, стоящим на более высокой ступени развития по А.Маслоу [Маслоу, 1999, с.77-96]. Осознание роли медиа, его целей по отношению к «потребителю» помогает юношам и девушкам критически подходить к медиаинформации, задуматься о смысле, заложенном в ней;

- раскрытию креативных способностей старшеклассников в области медиакультуры. Занятие способствует отходу от «потребительских» отношений несовершеннолетней аудитории и медиакультуры в сторону творческих, предполагающих «ответную» реакцию, включающую эстетические, моральные установки на медиаинформацию. Включение данных качеств (эстетических, нравственных и пр.) ведет к их развитию как вообще, так и относительно медиа (эстетическое восприятие, вкус и т.д.). Таким образом, можно говорить о достижении цели эстетической теории медиаобразования.

Проведение данного занятия отвечает условиям, необходимым для реализации модели медиаобразования старшеклассников на материале кинопрессы:

а) создание благоприятного микроклимата, основанного на принципах взаимного уважения, гуманизации: данное занятие (как и остальные) включало 15-минутный тренинг на основе «Я» концепции, цели которого совпадают с формулировкой данного условия. Созданная в начале работы позитивная обстановка поддерживалась нами (преподавателем и учениками) в течение всего занятия;

б) развитие и учет общих компетенций обучающихся и готовности личности к медиаобразовательной деятельности. Соблюдение этого условия заключается в использовании первоначальных данных (анкетирование, рецензирование, беседы, написание сочинений и т.д.) об уровне развития данной аудитории в области медиакультуры, базированию на возрастных особенностях учащихся старших классов, выборе методики, стимулирующей креативную деятельность личности на базе медиа и др.;

в) интеграция сред (информационной, социализирующей, релаксационной, развивающей) также нашла свое отражение в результате проведения данного занятия. Информационное поле – предоставление старшеклассникам теоретических знаний, а также подбор практических занятий, способствующих получению информации путем выполнения поставленных целей; релаксационное поле – сама атмосфера летнего отдыха способствовала активизации данного условия, что в совокупности с другими средами дало положительный результат; социализирующая среда – использование групповых, коллективных, индивидуальных форм деятельности, тренинги на базе «Я» концепции, учет индивидуальных особенностей личности; развивающее поле – данные занятия способствуют развитию медиакультуры личности старшеклассника. Таким образом, интеграция указанных сред позволила сделать проведение данного занятия наиболее эффективным.

Анализ практического занятия создания киножурнала. К сожалению, по различным причинам (отсутствие компьютера, телевизора и видеомагнитофона для просмотра фильмов и др.) запланированное занятие по созданию киножурнала не представлялось возможным провести в летнем оздоровительном центре в первоначальном варианте. В тематическом плане для него отводился факультативный урок в школе, где есть все вышеперечисленные технические средства. Создание же журнала в «самописном» варианте, то есть без верстки на компьютере имело бы форму в лучшем случае стенгазеты, что не отвечало бы задачам, которые мы ставили, разрабатывая данное занятие. Поэтому, данное задание было предложено нами старшеклассникам в измененной форме. Итак, в новой трактовке ученики должны были из предложенных им киножурналов, газет создать свою версию - в такой форме и с таким содержанием, какое они хотели бы видеть. Задание предусматривало выбор названия, обозначение постоянных рубрик. Само содержание, то есть статьи, репортажи, интервью, новости и др. ученики должны были взять из предложенной нами прессы (к сожалению, нехватка времени и достаточного количества журналов и газет о кино, заставило нас прибегнуть к домашнему заданию). Старшеклассники обменивались розданной им кинопрессой друг с другом по мере ее изучения. Далее, статьи, отобранные для киножурнала, вырезались, наклеивались на листы бумаги (формата А4), которые позже скрепили между собой, создав новое издание.

Для рубрики «Рецензия на фильм» был взят фильм «Брат». Хотя год его выпуска 1997, но по результатам проведенного миниопроса, это кинопроизведение набрало достаточное количество голосов. Старшеклассники прочитали рецензии на этот фильм, опубликованные в различных киноизданиях. Изучив разные, в том числе, полярные мнения, они решили составить свою рецензию. Нами было предложено использовать 6 ключевых понятий медиаобразования при написании данной рецензии. Из монографии А.В. Федорова [Федоров, 2001, с. 220] мы взяли таблицу с пояснительными вопросами и распечатали ее для удобства учеников. Таким образом, мы получили коллективную рецензию к кинофильму «Брат», где старшеклассники использовали как имеющиеся в их арсенале знания в области медиа, так и приобретенные знания, умения, навыки на медиаобразовательных занятиях с использованием кинопрессы.

На создание киножурнала у нас ушло два занятия плюс домашнее задание. Анализируя данное занятие, необходимо отметить, что нами планировалось коллективное обсуждение названия журнала, его постоянных рубрик. Но уже в процессе работы мы столкнулись с трудностью: суперактивность старшеклассников «породила» долгие дискуссии, что могло вывести планирование данного задания за все мыслимые временные рамки. Поэтому нам пришлось немного изменить план действий прямо во время «баталий». Мы «разбили» участников на группы (по 4-5 человек) и дали каждой из них индивидуальное задание из тех, выполнение которые планировалось в режиме коллективного обсуждения.

Созданные минигруппы отвечали за: название киножурнала; постоянные рубрики; редакторский состав, координировавший работу над журналом в целом; художники, дизайнеры; промоутеры. Данные группы в том же составе работали над оформлением, содержанием рубрик.

В результате, на свет появился киножурнал «Планета «Кинематограф». Очень интересны, на наш взгляд, художественные находки при оформлении издания. Так, титульный лист представлял собой наполненное миллионами звезд небо: ученики добились этого следующим образом: лист был выкрашен в темно-синий цвет; далее на него наклеивались популярные среди девушек стразы; после этого он был обработан пудрой для тела с блестками. И в середине этой страницы, привлекая внимание особо крупными размерами, виднелась (но не полностью) еще одно ночное светило. Сама звезда крепилась на следующем листе, выглядывая на титульный лишь в месте отверстия, пробитого дыроколом. Отсутствие каких-либо надписей и манящая, не полностью открытая для просмотра звезда провоцировали читателя, пусть даже и случайного, взять в руки журнал и перевернуть как минимум одну страницу, для того, чтобы приоткрыть тайну увиденной Вселенной. Итак, перелистывая титульный лист, вы видите планету, размеры которой сопоставимы с земными (при съемке из космоса), серебристого цвета (вырезанную из сигаретной фольги, предварительно смятой – это создает видимость рельефа). Наверху название киножурнала, а внизу – «географическая карта» - он же рубрикатор. Здесь вы встретите:

  • звездные острова (интервью со звездами);

  • океан новостей и подрубрики 1) новости территориальных вод (российские) и 2) «принесенное течением» (мировые новости);

  • кинематографические горы (новинки киноиндустрии);

  • форватер и айсберги кинематографа (рецензии, критические статьи и т.д.);

  • туристические заметки (страница обратной связи с читателями: письма, рецензии, сценарии, детские комиксы и мн. др.);

  • Арктика с Антарктикой (описываются важные вехи кинематографа, старые фильмы, угасшие звезды киноэкрана и т.д.);

  • во саду ли, в огороде… (кроссворды, творческие задания);

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  2. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  3. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  4. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  5. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..