Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

Медиаобразовательные занятия с учащимися старших классов на материале кинопрессы

Е.В.Мурюкина

Использование тренинга эмоционального раскрытия (15-17-минут) на занятиях по медиаобразованию, по нашему мнению, дает положительный эффект, который можно обнаружить в итоге работы, направленной на развитие творческой личности школьников. Такого рода тренинги помогли нам:

- наладить благоприятный психологический климат в аудитории;

- вывести отношения между старшеклассниками и преподавателем на качественно новый уровень, где не прослеживается четкая субординация, отчего обе стороны чувствовали себя в одинаковой степени свободно и в хорошем смысле раскрепощено;

- выйти на позицию позитивного восприятия как собственно себя, своего «эго», так и окружающих людей;

- постараться уйти от установки «избегание неудач» в сторону установки непосредственно на успех в отношении себя и своих ценностей и смыслов жизни через медиаобразовательные занятия на материале кинопрессы (в частности, посредством творчества в медиакультурной среде);

- наконец, просто создать хорошее настроение в коллективе, что, безусловно, отражалось на результате всего медиаобразовательного занятия.

Наша медиаобразовательная модель обрела методологическую основу в диалоговой концепции культур М.М.Бахтина – В.С.Библера. Именно диалогическая форма жизнедеятельности является ведущей, причем как при общении, непосредственно, с культурой, так и с окружающими, с самим собой. Ведь культура, по мнению В.С.Библера, - «двуликий Янус». При этом равноценное значение уделяется как познанию других культур, форм бытия, так и сосредоточении на своей личности с ее внутренними мирами. Причем, оптимальная диалогичность достигается при равнозначности для индивида данных двух миров. В свою очередь, тренинг эмоционального раскрытия позволяет приблизиться ее пользователям, в нашем случае – старшеклассникам, к указанной выше форме равновесия и перенести полученные позитивные чувства, эмоциональный настрой на большую часть занятия, посвященного медиаобразованию на материале кинопрессы. Также в своей работе мы опираемся на теорию и практику личностно-ориентированного образования и полагаем, что занятия с использованием методики эмоционального раскрытия являются воспитательным элементом.

Анализируя роль воспитания в образовательном процессе, Е.В.Бондаревская подчеркивает, что оно «… помогает личности прожить свою историю, наполнить ее событиями, переживаниями, делами, творчеством … Но жизненный путь личности - это не только события жизни, но и отношение к ним личности. В отношениях человек всегда имеет возможность проявить индивидуальность, свою личность. Воспитательный процесс – это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит. Индивидуально-личностная рефлексия – непременное свойство воспитательного процесса, которое проявляется в том, что человек время от времени ставит перед собою вопросы: Чем я был? Что я сделал? Чем я стал?» [Бондаревская, 2000, с.189]. Индивидуально-личностная рефлексия, как элемент воспитательного процесса находит свое отражение на медиаобразовательных занятиях со старшеклассниками. Поэтому можно говорить о том, что проведение 15-минутных тренингов является важной частью занятий, так как способствует самоопределению личности относительно коллектива, осознанию своей «самости». Также можно говорить о том, что данная часть медиаобразовательных занятий отвечает принципам личностно-ориентированного образования: «природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, жизнетворчества и сотрудничества» [Бондаревская, 2000, с.190-191].

Таким образом, использование коротких тренингов эмоционального раскрытия позволили нам в дополнение к вышеперечисленным пунктам, проецировать настрой на диалогичность общения на медиаобразовательных занятиях. Кроме того, данные 15-минутки отражают и теоретическую основу нашего исследования, в качестве которой использовалось личностно-ориентированное образование. Мы опираемся на принципы данного образования (культуросообразность, природосообразность, индивидуально-личностный подход, жизнетворчество, сотрудничество). И очевидно, тренинг не противоречит им, в частности, с его помощью на медиаобразовательных занятиях был отражен принцип культуросообразности (воспитание культурных смыслов жизни, приобщение к ценностям общенациональной культуры и т.д.). При условии, что под культурой понимается не только материальный мир произведений искусства, а все «человеческое бытие» (М.М.Бахтин).

Итак, опираясь на диалогическую концепцию культуры, культурологическое личностно-ориентированное образование, мы пришли к выводу о целесообразности и полезности использования элементов тренинга эмоционального раскрытия на медиаобразовательных занятиях со старшеклассниками на материале кинопрессы.

Методика проведения насколько проста, настолько и доступна: ребята садятся в круг, и преподаватель – вместе с ними. Выбор данной геометрической фигуры не является случайным – она создает благоприятную обстановку, а отсутствие в ней углов подсознательно положительно влияет на участников. Кроме того, между каждым, из находящихся в круге, легко устанавливается визуальный контакт, что очень важно для создания и поддержания атмосферы доверия и искренности внутри круга. После того как круг образован, ведущий предлагает просто улыбнуться соседу, используя цепную реакцию. Можно, конечно, сделать это одновременно, но мы выбрали «цепочный» вариант, потому что при нем участник не только концентрируется на себе и своем соседе, но и видит с какими чувствами, эмоциями это делают его «коллеги», то есть КПД выше, чем при выполнении этого задания по первому варианту. Затем, мы спросили: «Какие улыбки вы увидели, и какие чувства, эмоции они выражали?» и получили ответы такие как: веселые, смешные, красивые, искренние и т.п.

Данное задание помогло нам «разрядить» обстановку, ведь все новое вызывает некоторое замешательство, скованность. Также это помогло нам «включить» старшеклассников в диалог. Перечисленные ими эмоции имели положительную окраску - это привело нас к выводу, что обстановка в круге несет позитивный заряд для каждого из участников. Также отметим, что данная первая часть тренинга стала постоянной, задания изменялись лишь во второй и третьей частях.

Практические занятия, включающие эти тренинги, - неотъемлемая часть медиаобразовательного курса и отвечают ведущим принципам личностно-ориентированного образования. Так, ведущий специалист в данной области Е.В.Бондаревская [Бондаревская, 2000, с.69] пишет, что в воспитании, ориентированном на человека, разговор идет об «освобождении», то есть о восхождении к свободе. Но «освобождая» ребенка для полной самореализации, необходимо обеспечить «связь свободы и добра». Именно к выполнению данной установки мы стремились при проведении тренингов с использованием «Я-концепции».

Анализ первого занятия - сочинения. Нами были предложены на выбор три темы сочинения:

1) Мои фавориты медиакультуры;

2) Медиа в жизни моих сверстников. Наши предпочтения;

3) Медиа и человечество: их влияние друг на друга.

В итоге анализа сочинений нами было выявлено, что большинство юношей и девушек (20 человек) выбрали две последние темы. Мы объясняем это определенным уровнем медиаобразованности (это выявило еще первоначальное анкетирование), а также психологическими особенностями старшеклассников (развитие аналитического мышления, способность к обобщениям, мыслить об абстрактных вещах и т.д.).

Первая тема: «Мои фавориты медиакультуры». Этот выбор, сделанный 8 старшеклассниками, затрагивает личностные характеристики учащихся, их собственные предпочтения, интересы, увлечения в области медиа. Юноши и девушки полностью справились с заданием, не только обозначив своих фаворитов в медиасфере, но и обосновав свой выбор, аргументировав его. Предпочтения старшеклассников разнообразны, но в лидерах, конечно, телевидение, кинематограф, радио и как не странно – фотография. Но если с первые три фаворита предсказуемы, то четвертый стал для нас неожиданностью. Его успех – в ориентации на личность пользователя. Если для ТВ, кино, радио мы являемся объектами, то фотоаппарат дает возможность самому стать творцом, сконцентрировать внимание на себе и значимых для себя людях.

Главные преимущества фото:

- доступность в денежном эквиваленте (цена на широко распространенные фотоаппараты – «мыльницы» дает возможность купить их практически каждому);

- простота в использовании (технические характеристики фотоаппаратов позволяют пользоваться ими даже детям);

- «быстродостижимый» результат;

- превращение обладателя фототехники в субъекта творческой деятельности.

В свое время Ю.Н.Усов отмечал особенности портативных видеокамер: «легкость съемки и воспроизведения ее результатов позволяют говорить о возможном применении видеокамеры как средства визуальной письменности: без слов, зрительными образами человек может не только зафиксировать динамику реальной действительности, но и передать свое отношение к ней» [Усов, 1993, с.19]. Мы считаем, будет правомерно отнести его слова и к фотоаппарату, так как это «родственник» видеокамеры.

Конечно, речь не идет о высокохудожественных, профессиональных снимках, да и целью такой старшеклассники не задаются. Хотя из сочинения, например, Виктора Ш. мы поняли, что юноша проявляет серьезный интерес к фото/видеотехнике. Вот отрывок из его работы: «Любовь к фотографии привил мне папа, он занимался в фотокружке. Именно с его помощью я отказался от мыльниц и перешел на старенький «Зенит», уйдя от примитивных фоток к более художественным, выразительным, глубоким. Вычурность и позерство бытовых снимков моей семьи сменилось на жизненность, натуральность. Новые фотки я вкладывал в альбом со старыми, тогда при просмотре все явственнее был виден контраст, а также мои ошибки и победы. Но для меня это оказалось только началом пути. На 15 лет по моей просьбе мне подарили видеокамеру, да не простую, а цифровую!!! Я быстро ее освоил, и теперь папа ходил у меня в учениках. Сейчас я создаю видеолетопись нашей семьи. А возможности монтажа, кадрирования и т.д. делают меня почти профи. Сейчас фото/видеоарт настолько увлек меня, что другие медиа отошли даже не на второй план, а еще дальше. Также я являюсь хронографом нашего класса и делаю своим одноклассникам подарок на выпускной в виде фильма. Думаю, им понравится ».

Еще один отрывок из сочинения Саши Г., который отражает как предпочтения учеников старших классов в сфере медиа, так и причины такой популярности: «Среди явных фаворитов в области медиа для меня стоит ТВ. И вот почему: оно в своем роде универсально, вы можете найти на различных каналах практически любую информацию (и прогноз погоды, и последние новости, а также сплетни – есть и такие программы, посмотреть кино или ТВ сериал – последние сейчас в большой моде у нашего населения). ТВ поможет вам поднять настроение, потанцевать, поразмышлять о каких-либо вещах (ток-шоу). Также ТВ становится все более интерактивным: появляется много передач, где вы можете проголосовать за что-либо или, подняв телефонную трубку поделиться со всей страной своей новостью и т.д. ТВ сходно с Интернетом, но последний намного слабее, потому что:

- имеет (пока) малый ареал распространения;

- поиск какой-либо информации представляет собой большую трудность, чем на ТВ (просто программка или произвольное переключение каналов. Интернет же подразумевает обладание минимумом знаний: 1) как пользоваться компьютером, 2) как пользоваться Интернетом;

- Интернет стоит денег, а ТВ требует единичного «денежного вливания» - при покупке телевизора.

Но все же касаясь роли ТВ, я хочу сказать, что рад, что слова Родиона-Рудольфа из фильма «Москва слезам не верит» о том, что через 20-30 лет ТВ заменит все: и театры, и кино и т.д., не сбылись. Я думаю этого не случилось благодаря простым людям – телезрителям, которые осознали роль ТВ в своей жизни и выделили ему определенное место, а не променяли все многообразие и полноту жизни на один лишь «голубой экран».

На наш взгляд, необходимо отметить, что учеников, выбравших первую тему сочинения, отличает «повышенная» увлеченность каким-либо из видов медиакультуры (см. примеры сочинений). Поэтому нельзя говорить о данной группе как об отстающей в плане медиаобразования, хотя возможно, некоторые аспекты (умение абстрагироваться, размышлять об отвлеченных понятиях) у них развиты немного меньше, чем у двух других.

Таким образом, анализ сочинений старшеклассников, выбравших первую тему, показал, что они обладают достаточно развитым самоанализом, могут мотивировать и аргументировать свой ответ. Также благодаря данной группе мы смогли конкретнее определить предпочтения учеников старших классов в области медиа.

Вторая тема: «Медиа в жизни моих сверстников: наши предпочтения». Необходимо отметить, что группа учеников, выбравших эту тему, обладает способностью анализировать не только собственные «пристрастия» в сфере медиа, но также обобщить их, используя заданный нами в теме сочинения возрастной критерий. Умение выдать обобщенные данные, обосновав их, исходя не только из личного опыта, но из опыта сверстников (друзья, одноклассники и др.) отличает ответы этих старшеклассников.

Выбранные медиалидеры мало чем отличаются от фаворитов старшеклассников, работавших над первой темой сочинения. То есть работы учащихся, писавших о предпочтениях сверстников в области медиа, имеют реальную основу, что косвенно подтверждают тексты старшеклассников из первой группы. Например, сочинение Ольги Ц. (первая тема) о роли кинематографа в ее жизни находит отражение и у Андрея А. (вторая тема). Примеры:

Ольга Ц.: «Кино люблю за возможность попереживать. Но такую возможность дают преимущественно советские и российские фильмы (в большинстве - первые). В зарубежных все предельно ясно, и конец можно предугадать чуть ли не после прочтения названия. Есть, безусловно, достойные образцы, но их почему-то нам не показывают, а если и делают это, то очень редко или в неудобное время (обычно далеко за полночь)».

Андрей А.: «очень простые сюжеты зарубежных фильмов являются их минусом. Также у героев этих лент наблюдается дефицит морали. Такое впечатление, что для них убийство человека – норма жизни. Как ни странно, но я и мои друзья, одноклассники находим ответы на вопросы взаимоотношения людей, мужчины и женщины из старых отечественных фильмов. Может быть потому, что мы не дети 80-х - середины 90-х, «клюющие» на все заграничное без разбора. Мы вкусили все плоды, в том числе и запретные. Ведь, например, порнуху купить или взять на прокат может даже первоклашка. Но смотреть один и тот же порнофильм несколько раз будет только нездоровый человек, а, например, «Девчата» я могу смотреть неоднократно, но не подряд, конечно, и мои друзья меня психом не назовут, потому что сами такие же…

Заметьте еще: из наших фильмов много фраз «перекочевало» в реальность и живут в ней десятилетиями, а зарубежные какие-то безликие. Фразы сплошь шаблонные, как бы ситуативные (для каждой ситуации - стандарт)… Возможно, мое сочинение и выраженные в нем мысли это новая форма патриотизма, но, поверьте, то о чем я пишу – не только мое мнение, но и большинства моих сверстников… Может быть, началом новой эры в осознании себя в изменившемся мире, а также новой эры в кинематографе стали фильмы Бодровых …».

Третья тема: «Медиа и человечество: их влияние друг на друга». Умение полностью абстрагироваться при ответе на вопрос, размышлять об отвлеченных вещах, материях, как бы безличностно относясь к теме разговора, отличает группу учеников, выбравших третий вариант для своего сочинения. Необходимо сразу ответить, что данная тема письменной работы специфична и довольно прочно зависит от возраста учеников, взятого нами за базовый для эксперимента. Так как на этой ступени развития личности становится возможной данная «отстраненность» от собственного «эго» в пользу размышлений об «абстрактных материях». Данная группа представила довольно интересные работы как по форме, так и по содержанию. Например, Гриша К. оформил свое сочинение в виде разговора «по душам» медиакультуры (на примере кинематографа) и человека. Но помимо привлекательной формы, мы нашли в данной работе не менее интересное содержание.

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  2. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  3. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  4. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  5. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..