Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

Примечания

Baranov O. Pedagogickym otazkam vychovy filmovym umehim oborove informachi strcaisko. Praha: Pedagogicki fakulty University Karlovy, 1989.

Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М.: Изд-во ВБПК, 1980. - 48 с.

Баранов О.А. Основи кiномистецтва в школi. – Киiв: Мiнiстерство освiти УРСР, 1976. – С.1-68.

Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.

Вайсфельд И.В. Развитие кинообразования в условиях перестройки. - М.: Изд-во Общества друзей кино, 1988. – 21 с.

Гутова Н.В. Использование кино как комплексного средства воспитания младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987.

Евтушенко Г.М. Кинообразование в школе в современных условиях как киноведческая проблема: Дис. … канд. искусств. – М., 1991.

Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

Ефимов Э.М. Школьникам о телевидении. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

Жаринов Е.В., Смелкова З.С. Киноискусство в идейно-нравственном воспитании учащихся 4-6 классов: Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя. Ч.1,2. - М.: НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1986. - 73 с.

Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.

Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. - Тамбов: Изд-во Тамбов. ун-та, 1999. –147 с.

Муштаев В.П. Уроки искусства: Очерки об учебном телевидении. - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.

Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та., 1987. – 176 с.

Поличко Г.А. Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1987.

Полуэхтова И.А. Телевидение в развитии художественной культуры школьников//Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. - М., 1998. - С.65-85.

Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)//Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Союзинформкино, 1986. – 32 с.

Руденко И.А. Радиовещание для детей и юношества (становление, развитие, проблемы функционирования): Дис. … канд. филол. наук. - М., 1986.

Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Курган. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. – 114 с.

Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. – Санкт-Петербург, 2000. – 208 с.

Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа/Отв. ред. В.С.Собкин. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1989. - 176 с.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. … дис. д-ра пед. наук. - М., 1989. – 32 с.

Холмов М.И. Становление сов. журналистики для детей: Дис. ... д-ра филол. наук. - Л.,1985.

Шариков А.В. Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 216 с.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.

Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 1999. –143 с.

Страницы истории

Основные даты развития медиаобразования в России

1896 - первые кинематографические сеансы для школ в Петербурге, Москве и в некоторых других российских городах.

1908 – публикация первых статей, посвященных образовательной и воспитательной роли кинематографа.

1919 - открытие первой в мире киношколы (Москва).

1921 – создание Института детского чтения, занимавшегося изучением проблем детских периодических печатных изданий.

1922 - первое совместное заседание работников государственной кинематографии и образования, утвердившее план работы по введению в учебные заведения кино как учебного пособия (Петроград).

1922 – выход первого детского журнала.

1924 - начало регулярного выпуска кинолент и радиопрограмм для детей.

1925 - создание Общества друзей советской кинематографии (ОДСК).

1925 - выпуск первых специальных детских ра­диожурналов.

1925-1927 – публикация первых в России книг, посвященных образованию школьников на материале кино и прессы.

1927(24 января) - Всероссийское совещание по вопросам детского и школьного кино.

1927 - открытие первого детского кинотеатра (Москва).

1927 - организация первых краткосрочных курсов кинопедагогов (Москва).

1927 – заключение соглашения между кинофотосекцией ОДСК и Совкино об использовании в киножурналах любительской кинохроники.

1927(17 ноября) - Постановление «О разработке мероприятий по детско-школьному кино».

1928 (10 января) - первая Всероссийская конференция ОДСК.

1928 - постановление о запрещении посещения детьми моложе 16 лет кинотеатров (исключение - специальные детские сеансы).

1928 – открытие в газете «Кино» специальной рубрики под названием «Страница кинофотолюбителя» для регулярного освещения развития юнкоровского движения.

1928 - совещание по вопросам детского ки­но, принявшее резолюцию под названием «Учебно-образовательная лента для детей».

1929 – Переименование ОДСК в Общество друзей советской кинематографии и фотографии (ОДСКФ).

1929 - выход в радиоэфир специальных передач для младших школьников и подростков.

1929 - начало активного привлечения детей к работе на радио.

1929 - постановление Всесоюзного радиокомитета «О детском вещании».

1930 – закрытие Института детского чтения.

1933-1934 – публикация первых книг, посвященных теме образования школьников на материале фотографии и радиовещания.

1934 - ликвидация ОДСКФ.

1945 – конференция по научно-педагогической кинематографии (Ленинград).

1951 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной педагогическим аспектам учебного кино (Москва).

1955 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной образованию школьников на материале прессы (Москва).

1957 – первый Московский фестиваль любительских фильмов.

1958 – возобновление работы юнкоровских постов в разных районах страны.

1959 – первый Всесоюзный смотр-конкурс любительских кинолент (Москва).

1961 – создание отдела по работе с кинолюбителями при гостелерадио.

1962 – преобразование театрального института в Ленинграде в ЛГИТМИК (институт театра, музыки и кино).

1962-1963 – публикация первых в России книг по теме образования школьников на материале телевидения.

1963 – защита первой в России докторской диссертации, посвященной практическим аспектам медиаобразования в вузе и школе на материале учебного кинематографа и экранных технических средств обучения (Москва).

1963 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной образованию школьников на материале телевидения (Москва).

1963 - Пленум Оргкомитета Союза работников кинематографии на тему «Кино и школа».

1966 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной эстетически ориентированному кинообразованию школьников (Москва).

1967 - создание общественного Совета по кинообразованию в школе и вузе при Союзе кинематографистов в Москве.

1968 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной проблеме киноклубов (Москва).

1968 - Всесоюзная конференция по проблеме «Кино и зритель» (Москва).

1969 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной проблеме воспитания школьников на материале радиовещания.

1970 – введение спецкурса по киноискусству в Воронежском педагогическом институте.

1971 - всесоюзное рабочее совещание по обобщению опыта преподавания кино в школе и вузе при Союзе кинематографистов совместно с НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук (Москва).

1971 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной кинообразованию студентов (интегрированному в курс обучения иностранного языка).

1973 - Постановление ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию киносамодеятельности среди рабочих и служащих».

1973 – защита первой в России докторской диссертации, посвященной проблемам развития кинематографа для детей и молодежи (Москва).

1974 – выход в свет первой официально утвержденной Министерством просвещения программы факультативного курса «Основы киноискусства» (для 9-10 классов средней школы).

1974 – создание секции массовой коммуникации Педагогического общества РСФСР.

1975 - международная консультативная встреча «Вопросы преподава­ния киноискусства в средней школе и некинематографических вузах» (Москва).

1975 – всероссийская конференция «Место и функции массовой коммуникации в процессе педагогического воздействия» (Москва).

1976 – возобновление слетов юнкоров.

1977 – первый Всесоюзный фестиваль детских любительских фильмов.

1978 – всесоюзная конференция по кинообразованию (Курган).

1978-1983 – выездные заседания Совета по кинообразованию.

1981 – защита первой в России кандидатской диссертации, затрагивающей проблематику образовательных возможностей средств массовой информации в целом (Москва).

1981 - защита первой в России кандидатской диссертации на тему кинообразования студентов педагогических вузов (Москва).

1981 – публикация двухтомника «Встречи с Х музой» (М.: Просвещение) - учебного пособия по кинообразованию для учащихся старших классов средней школы.

1982 – защита первой в России докторской диссертации, посвященной дидактическим основам учебного телевидения в вузе (Москва).

1984 – публикация программы факультативного курса «Основы киноискусства» для педагогических институтов, утвержденной Министерством просвещения (Москва).

1985 - постановление Совета Министров «О мерах по развитию в 1986-1990 годах и на период до 2000 года любительской фо­тографии и кинематографии».

1985 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной теме образования школьников средствами видео (Москва).

1985 – защита первой в России докторской диссертации по теме становления и развития журналистики для детей (Ленинград).

1986 – защита первой в России кандидатской диссертации на тему кинообразования школьников на зарубежном материале (Москва).

1986 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной всестороннему анализу становления и развития радиовещания для детей и юношества (Москва).

1986 – публикация первой в России монографии, посвященной истории развития кинолюбительства (Москва).

1987 – Всесоюзный фестиваль киноклубов (в рамках Московского кинофестиваля).

1987 – публикация первой в России монографии, посвященной методологическим и методическим проблемам эстетически ориентированного кинообразования (Воронеж).

1988 – создание всесоюзного Общества Друзей Кино (ОДК), а в его составе - Ассоциации деятелей кинообразования, Федераций киноклубов и кинолюбителей.

1988 – работа ЛИКа (Лагеря Интенсивного Кинообразования) в детском оздоровительном центре «Океан».

1989 - публикация первой в России монографии, посвященной истории становления и современным тенденциям развития учебного кино (Воронеж).

1989 - защита первой в России докторской диссертации, посвященной эстетически ориентированному кинообразованию школьников (Москва).

1990 – создание в Академии педагогических наук научно-исследовательской группы «Школьная медиатека».

1990 – публикация первой в России книги, напрямую посвященной целям, задачам и методике медиаобразования (Москва).

1991 (ноябрь) – создание Федерации киноклубов России.

1991 – открытие первого специализированного кинолицея (Москва).

1991 – старт всероссийских ежегодных курсов юных редакторов самодеятельной прессы (Всероссийский детский центр «Орленок»).

1991 – выход в эфир детской программы юнкоров («Свой голос»).

1991 - выход первых телепередач, подготовленных школьниками («Школьные новости», «Сорока»).

1992 – старт регулярной телепрограммы для детей, подготовленной юными тележурналистами («Там-там – новости»).

1992 (январь) – международная конференция по кино/медиаобразованию в Валуево (Подмосковье).

1992 (август) – организационный сбор Лиги Малой Прессы (Владивосток).

1992 - российско-французский семинар «Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика» (Москва).

1992-1994 – работа высших педагогических курсов, организованных Ассоциацией деятелей кинообразования (Москва).

1993 – защита первой в России докторской диссертации, посвященной эстетически ориентированному медиаобразованию студентов педагогических вузов на материале экранных искусств (Москва).

1993 – публикация программы и методических рекомендаций экспериментального курса «Основы экранной культуры» для старших классов общеобразовательных школ (под ред. Ю.Н.Усова).

1993 – международный фестиваль детской прессы (Звенигород).

1995 – защита первой в России диссертации, посвященной медиаобразованию на материале компьютерных технологий и мультимедиа.

1995 – российско-британский семинар по медиаобразованию (Москва).

1995-1997 – публикация первых российских книг и учебных пособий, посвященных тематике медиаобразования средствами компьютерных технологий и Интернета.

1996 – фестиваль детской прессы (Всероссийский детский центр «Орленок»).

1996 – разработка курса для учителей «Компьютерные коммуникации в системе школьного образования» лабораторией дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской Академии образования.

1996 – семинар для российских педагогов «Медиаобразование и проблемы учебного телевидения» (Москва).

1997 – фестиваль юных тележурналистов (Всероссийский детский центр «Орленок»).

1997 – первая попытка создания стандарта интегрированного образования для средних школ России (Л.С.Зазнобина и сотрудники лаборатории технических средств обучения и медиаобразования Российской Академии образования).

1998 – фестиваль тележурналистов и юнкоров (Всероссийский детский центр «Орленок»).

1998-2004 – медиаобразовательные фестивали для школьников (в Угличе, Малоярославеце, Апатитах), организованные Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России.

1998 – Союз объединений киновидеолюбителей преобразован в Общество российских киновидеолюбителей.

1999 – защита первой в России кандидатской диссертации на тему медиаобразовательных и воспитательных возможностей детской самодеятельной прессы (Кострома).

2000 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной зарубежному медиаобразованию (Таганрог).

2000 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной медиаобразованию дошкольников (Барнаул).

2000 – создание первых в России интернетных сайтов, посвященных проблемам медиаобразования (www.mе ).

2000 (апрель) – создание Федерации Интернет-образования России (Москва, ).

2001 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной проблемам медиаобразования, интегрированного в базовое (в курс «Мировая художественная культура») (Москва).

2001 – постановление Пленума Союза кинематографистов России «О кинообразовании в школах и некинематографических вузах», в котором говорится о назревшей необходимости открытия новой специальности «медиаобразование» для педагогических институтов и университетов.

2001 – публикация первой в России специализированной монографии по проблемам медиаобразования (Ростов-на-Дону).

2001 (сентябрь) – всероссийская конференция по проблемам информационных технологий в образовании и медиаобразования (Таганрог)

2001-2005 – поддержка Российским гуманитарным научным фондом, программой «Университеты России» Министерства образования России, грантовой Программой Президента РФ «Ведущие научные школы России», Программой МИОН (Межрегиональные исследования в общественных науках) коллективных научных исследований в области медиаобразования.

2002 – публикация первой в мире монографии, посвященной истории развития медиаобразования в России (Таганрог).

2002 – создание первого в России интернетного сайта, посвященному синтезу медиакритики и медиаобразования ( ).

2002 (июнь) – официальная регистрация Министерством образования России специализации «Медиаобразование» (03.13.30.) для педагогических вузов.

2002 (сентябрь) – начало занятий первой учебной группы в педагогическом вузе России по новой специализации «Медиаобразование» (Таганрогский государственный педагогический институт).

2002 – защита первой в России кандидатской диссертации по истории развития медиаобразования в России (Воронеж).

2003 - первая в России публикация блока медиаобразовательных программ для педагогических вузов (для учебного курса специализации «Медиаобразование»).

2003 – конференция по медиаобразованию в Московском государственном университете.

2003-2004 - защита кандидатских диссертаций на тему медиаобразования студентов педагогических вузов и университетов и их подготовки к медиаобразованию школьников (Оренбург, Курган).

2003-2005 – публикация ряда монографий и учебных пособий по проблемам медиаобразования/медиаграмотности школьников и студентов в России и за рубежом (Воронеж, Москва, Омск, Тверь, Таганрог).

2004 – создание Южно-Уральского Центра медиаобразования при Южно-Уральском университете (Челябинск).

2004 (январь) – создание интернет-сайта Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России на федеральном портале Министерства образования и науки Российской Федерации (http://edu.of.ru/mediaeducation ).

2004 (март) – проведение первой Всероссийской конференции по медиаобразованию Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России на федеральном портале Министерства образования и науки Российской Федерации (http://edu.of.ru/mediaeducation ).

2004 – проведение всероссийских семинаров и круглых столов по медиаобразовательной тематике в Перми (май) и Челябинске (октябрь).

2004 – защита докторской диссертации, посвященной интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы (Москва).

2004 – Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Бюро ЮНЕСКО в Москве заявляют о поддержке медиаобразовательных инициатив в России.

2005 (февраль) – выход в свет первого номера российского журнала «Медиаобразование».

Практика медиаобразования

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  2. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  3. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  4. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  5. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..