Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

Тематический план учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»

Название темы:

Лекц. (час.)

Практ. (час.)

1

Роль медиа и медиаобразования в современном мире

2

-

2

Терминология медиа и медиаобразования

2

-

3

«Инъекционная» теория медиа

2

-

4

Теория «потребления и удовлетворения потребностей»

2

-

5

Идеологическая теория медиа

2

-

6

Семиотическая теория медиа

2

-

7

Культурологическая теория медиа

2

-

8

«Инъекционная» теория медиаобразования

2

1

9

Теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории

2

1

10

Идеологическая теория медиаобразования

2

1

11

Семиотическая теория медиаобразования

2

1

12

Культурологическая теория медиаобразования

2

1

13

«Практическая» теория медиаобразования

2

1

14

Теория медиаобразования как развития «критического мышления»

2

1

15

Эстетическая (художественная) теория медиаобразования

4

2

16

Социокультурная теория медиаобразования

2

1

ИТОГО: 44 час.

34

10

Итоговая форма отчетности – экзамен.

Описание программы учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»

ТЕМА № 1. Роль медиа и медиаобразования в современном мире

Понятие коммуникации. Функции коммуникации. Модель коммуникации Г.Лассуэла: коммуникатор – сообщение – канал – адресат – эффект. Медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Виды и жанры медиа. Г.Лассуэл и М.Маклюэн – основоположники теории медиа. Медиа как один из ведущих факторов социализации человека (мега-макро-мезо-микрофакторы социализации с помощью медиа). Функции масс-медиа (информационная, воспитательная, образовательная, социально-управленческая, рекреативная, релаксационная, компенсаторная, эстетическая и др.). Классификационные параметры медиатехнологий (по категории объектов, по уровню применения и усвоения опыта, по философской основе, по базовому фактору развития, по ориентации на сферы развития личности, по характеру содержания и структуры, по виду социально-педагогической деятельности, по типу управления социально-воспитательным процессом, по организационным формам, по методам и средствам, по направлению модернизации и т.д.).

Социально-педагогическая классификация медиа: по типу основного средства (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.), по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые – текстовые, графические), по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.), по содержанию информации, направлению социализации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), по функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение проблем, развлечение, социальное управление), по результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). Целевые ориентации (с позиций социальной политики, системы образования, медиаагентств и заказчиков медиатекстов). Варианты негативного влияния медиатекстов на аудиторию. Понятие медиаэкологии.

Медиасубъекты (коммуникаторы) и их градация по профессиональному признаку (руководящее звено медиаагентств, творческие работники медиасферы, технический персонал) и по группам интересов (политические структуры, собственники и сотрудники медийных агентств, рекламодатели, медиапедагоги, медиакритики). Масс-медиа как «параллельная школа».

Возможности социального контроля над медиа. Феномен медиакритики. Основные функции медиакритики (информационно-коммуникативная, познавательная, коррекционная, социально-организаторская, просветительская, коммерческая).

Понятие о значениях и смыслах медиатекстов. Проблема дезинформации и манипуляции массовым сознанием. Понятие о правовых основах медиа. Потенциал медиаобразования в плане развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний, полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла. Медиаобразовательные акции и проекты ЮНЕСКО и Совета Европы. Национальные и международные ассоциации медиаобразования. Международная и национальная сеть медиаобразовательных интернетных сайтов.

ТЕМА № 2. Терминология медиа и медиаобразования

Понятия «медиа», «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика», «медиакомпетентность», «кинообразование», «медиавосприятие», «критическое мышление», «критическая автономия» и др. Ключевые понятия медиаобразования: «агентства медиа» или «источники медиаинформации» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «технологии медиа» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «аудитория медиа» (media audiences), «репрезентации медиа» (media representations) и др.

ТЕМА № 3. «Инъекционная» теория медиа

«Инъекционная» теория медиа и ее базовые положения (сильное и прямое воздействие медиа, понимание любого медиатекста как эффективного стимула, вызывающего немедленную ответную реакцию аудитории, которая представляет собой пассивную массу отдельных индивидуумов, лишенных способности противостоять всевластному влиянию медиа; восприятие медиа в качестве опасного «агента упадка культуры» и т.д.).

ТЕМА № 4. Теория «потребления и удовлетворения потребностей»

Теория «потребления и удовлетворения» как теория ограниченного влияния медиа (базовые положения: медиа не формируют человеческое мировоззрение; медиа – только одна из частей человеческих потребностей, составляющая интеллектуального развития; аудитория активно отбирает для себя те медиатексты, которые удовлетворяют ее запросам и т.д.).

ТЕМА № 5. Идеологическая теория медиа

Идеологическая теория медиа и ее базовые положения (очень сильное воздействие медиа на аудиторию; медийное распространение идей в соответствии с установками «правящего класса»; деление аудитории на социальные классы; рабочий класс как пассивная жертва медиаинформации правящего класса в капиталистическом обществе; медиа как адекватный рупор доминирующей идеологии в социуме; приоритет политических, классовых и моральных ценностей а медиатекстах; медиа как поле «идеологической борьбы» и т.д.). Сходство тоталитарных теорий медиа. Ведущие представители идеологической теории медиа.

ТЕМА № 6. Семиотическая теория медиа

Понятие о семиотике как науке о знаковых системах. Понятие знака. Семиотическая теория медиа («Медиа как система символов») и ее базовые положения (сильное влияние медиа на аудиторию; медиа как «матрица» новых социальных мифов, которые представляются публике в виде «очевидных фактов»; семиотический (знаковый) характер медиатекстов; аудитория - пассивная масса потребителей медиамифологии); стремление медиа завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов как угроза свободе потребления медиаинформации и т.д.). Ведущие представители семиотической теории медиа – Р.Барт, К.Метц, У.Эко, Ю.Лотман, М.Ямпольский и др.

ТЕМА № 7. Культурологическая теория медиа

Культурологическая теория медиа и ее базовые положения (сильное влияние медиа на аудиторию; медиатекст - сложная структура значений и «кодов»; а медиа - поле борьбы различных социальных концепций; аудитория лишена пассивности, напротив, представляет собой сообщество «субкультурных формаций», групп с различными культурными ориентациями, с разным уровнем «декодирования» медиатекстов; медиа, скорее, предлагают, чем навязывают интерпретацию медиатекстов; аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами и их оценивания, она не просто «считывает» медиаинформацию, а вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует и т.д.). Близость данной теории к теории «диалога культур» М.М.Бахтина и В.С.Библера.

ТЕМА № 8. «Инъекционная» теория медиаобразования

«Инъекционная» («защитная», «протекционистская», «прививочная») теория медиаобразования (Inoculatory Approach, Protectionist Approach, Hypodermic Needle Approach, Civil Defense Approach, etc.) и ее теоретическая база - «инъекционная» теория медиа (теория «магической пули»). Ключевые цели «инъекционной» теории медиаобразования (предохранение от вредных воздействий медиа, противопоставление «вечных культурных ценностей» негативному воздействию медиа, обучение пониманию различий между реальностью и медиатекстом; смягчение эффекта чрезмерного увлечения медиа - в основном по отношению к детской и молодежной аудитории и т.д.). Педагогическая стратегия: вскрытие негативного влияния медиа (к примеру, телевидения) на конкретных примерах, доступных для понимания конкретной аудитории. Деятельность Международной палаты ЮНЕСКО «Дети и насилие на экране» (UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen).

ТЕМА № 9. Теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории

Теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории и ее теоретическая база (теория «потребления и удовлетворения» в области медиа). Ее направленность на помощь аудитории извлечь из медиа максимум пользы в соответствии со своими потребностями (с учетом стимулирования понимания учащимися роли медиа в их жизни, способностей к анализу и оценке отдельных элементов медиатекста), что рассматривается в качестве главной цели медиаобразования.

ТЕМА № 10. Идеологическая теория медиаобразования

Идеологическая теория медиаобразования (Ideological Approach) и ее теоретическая база: идеологическая теория медиа. Главные цели медиаобразования: стимуляция желания аудитории изменить систему массовой коммуникации (если у власти в стране находятся силы, далекие от идеологии педагога), или, наоборот, внушение, что сложившаяся система медиа - самая лучшая (если власть в государстве принадлежит лидерам, идеологию которых педагог полностью разделяет). Основное содержание медиаобразования: политические, социальные и экономические аспекты медиа. Педагогическая стратегия: анализ многочисленных противоречий, которые содержат политические, социальные и экономические аспекты медиа с точки зрения того или иного класса.

ТЕМА № 11. Семиотическая теория медиаобразования

Семиотическая теория медиаобразования (Semiotic Approach). Семиотическая теория медиа (Р.Барт, Ж.Берже, К.Метц и др.) как теоретическая база семиотической теории медиаобразования. Главная цель медиаобразования: обучение аудитории «правильно читать» медиатекст. Основное содержание медиаобразования: коды и «грамматика» медиатекста, то есть язык медиа. Педагогическая стратегия: обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т.д. (denotation/connotation).

ТЕМА № 12. Культурологическая теория медиаобразования

Культурологическая теория медиаобразования (Cultural Studies Approach) и ее теоретическая база (культурологическая теория медиа). Главная цель медиаобразования: обучение аудитории пониманию того, как медиа могут обогатить восприятие, знания и т.д. человека. Основное содержание медиаобразования: «ключевые понятия» медиаобразования, роли, которые играют в обществе стереотипы, распространяемые с помощью медиа. Педагогическая стратегия: оценка и критический анализ медиатекстов. Ведущие представители культурологической теории медиаобразования (Д.Букингем, К.Бэзэлгэт, Э.Харт, Б.Дункан, К.Ворсноп и др.).

ТЕМА № 13. Практическая» теория медиаобразования

«Практическая» теория медиаобразования (Practical Approach) и ее теоретическая база: адаптированная теория «потребления и удовлетворения» в области медиа. Тип отношений медиа и аудитории (влияние медиа на аудиторию ограничено, она может сама правильно выбрать и оценить медиатекст в соответствии со своими потребностями). Главная цель медиаобразования: помочь аудитории извлечь из медиа максимум практической пользы в соответствии со своими потребностями. Основное содержание медиаобразования: обучение учащихся (или педагогов) использовать медиааппаратуру. Педагогическая стратегия: изучение технического устройства медиааппаратуры и формирование практических умений использования данной аппаратуры, в том числе и для создания собственных медиатекстов.

ТЕМА № 14. Теория медиаобразования как развития «критического мышления»

Теория медиаобразования как формирования «критического мышления» (Critical Thinking Approach, Critical Democratic Approach) и его теоретическая база (синтез «защитной», «семиотической» и «идеологической» теорий; последняя адаптируется в смягченном, лишенном откровенно «классового» и «марксистского» подхода виде). Тип отношений медиа и аудитории: медиа – «четвертая власть», которая распространяет модели поведения и социальные ценности среди разнородной массы индивидуумов. Главная цель медиаобразования: защитить учащихся от манипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества. Основное содержание медиаобразования: влияние медиа с помощью так называемых «кодов» (условностей-символов). Педагогическая стратегия: анализ влияния медиатекстов на индивида и общество, развитие «критического мышления» аудитории по отношению к медиаинформации. Л.Мастерман как ведущий сторонник теории медиаобразования как развития критического мышления.

ТЕМА № 15. Эстетическая (художественная) теория медиаобразования

Эстетическая (художественная) теория медиаобразования (Aesthetic Approach, Media as Popular Arts Approach) и ее теоретическая база (культурологическая теория медиа). Главная цель медиаобразования: обучение аудитории основным законам и языку художественного спектра медиаинформации, развитие эстетического (художественного) восприятия и вкуса, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов. Основное содержание медиаобразования: язык медиакультуры, авторский мир создателя художественного медиатекста, история медиакультуры (история киноискусства, художественного телевидения, фотографии и т.д.). Педагогическая стратегия: критический анализ художественных медиатекстов, их интерпретация и оценка. Ведущие представители эстетической теории медиаобразования (Ю.Н.Усов, С.Н.Пензин, О.А.Баранов, Ю.М.Рабинович и др.).

ТЕМА № 16. Социокультурная теория медиаобразования

Социокультурная теория медиаобразования (Social and Cultural Approach) и ее теоретические база: культурологическая (необходимость образования как результат развития медиакультуры) и социологическая (как результат осознания в педагогике значимости социальной роли медиа). Основные положения социокультурной теории медиаобразования (А.В.Шариков): 1)развитие медиа закономерно приводит к необходимости возникновения
специального профессионального образования в каждой новой сфере, связанной с появлением новых СМК; 2)учитывая массовость медиааудитории, у профессионалов, в первую очередь, преподавателей специальных медиадисциплин, возникает потребность обучать более широкие слои населения языку медиа; 3)эта тенденция усиливается в связи с тем, что  общество осознает всё более сильное влияние медиа на свою жизнь, что порождает осмысление социальной роли медиа и, как следствие, убеждает медиапедагогов в дальнейшем развитии медиаобразовательного процесса.

Списки литературы к учебному курсу «История медиаобразования» можно найти на интернет-сайте Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://edu.of.ru/mediaeducation ), в журналах «Медиаобразование» (№№ 1-4, 2005), в монографиях и учебных пособиях членов Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

….

Книжная полка

Медиаобразование для журналистов

И.В.Челышева

кандидат педагогических наук, доцент

Рецензия на учебное пособие: Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование. – СПб: Изд-во Михайлова, 2004. – 240 с.

На рубеже тысячелетий четко обозначилась тенденция к интеграции медиаматериала: прессы, кинематографа, телевидения, видео, прессы, Интернета и т.д. Данная ситуация привела к необходимости выработки единой концепции российского медиаобразования, включающей опыт, накопленный отечественной медиапедагогикой как на материале уже традиционных, так и новых экранных искусств.

Современное медиаобразование развивается по следующим направлениям:

  1. медиаобразование будущих профессионалов – журналистов в разных отраслях медиа;

  2. медиаобразование будущих педагогов;

  3. медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов;

  4. медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах;

  5. дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых;

  6. самостоятельное/непрерывное медиаобразование.

Учебное пособие С.Г.Корконосенко рассматривает проблему подготовки профессиональных журналистов, основные вопросы, связанные с нормативными, кадровыми, организационно-методическими факторами журналистского медиаобразования.

Нормативно-правовое обеспечение отраслей образования является одним из ключевых моментов для педагогов-практиков, работающих в высшей школе. Нормативные документы, представленные в пособии, их анализ и характеристика структурных компонентов позволяет читателю подробно ознакомиться с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 02.14.00 «Журналистика», учебным планом, объемами работы научных кафедр.

В главе «Аудиторный фактор журналистского образования» автором проанализированы современные формы и уровни образования, рассматриваются материалы VII съезда Российского союза ректоров России в контексте отечественных журналистских школ.

Особое внимание хотелось бы обратить на анализ массового направления медиаобразования, представленный в пособии. Можно полностью согласиться с С.Г.Корконосенко, что «приобщение детей и подростков к сфере массово-информационного обмена – само по себе уже благородная и социально необходимая задача. Она не менее значима, чем ознакомление их с правилами поведения в общественных местах или вовлечение в культурную жизнь «взрослого» мира» [с.78]. Безусловно, объединение усилий медиапедагогов и профессиональных журналистов сможет способствовать развитию системы массового просвещения в журналистской сфере. Кстати, об этом говорилось и на прошедшей совсем недавно (2004) первой Всероссийской Интернет - конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России [см. /mediaeducation].

Еще одна проблема, затронутая С.Г.Корконосенко в данном издании, на наш взгляд, вызывает большой интерес для практикующего педагога высшей школы - проблема отношений преподавателя и студента. Здесь рассмотрены профессиональные требования к деятельности педагога, этические вопросы, постоянно возникающие в процессе преподавания, приведены фрагменты уставов крупных вузов.

В пособии представлен один из первых систематизированных подходов к проблеме подготовки высококвалифицированных журналистских кадров. Научно-теоретическая концепция удачно сочетается с солидным педагогическим опытом автора. Бесспорно, данная книга представляет интерес как для профессиональных журналистов, так и для всех, кто интересуется проблемами медиа и медиаобразования.

Книжная полка

Проблемы медийной экологии и образования

Н.А.Бабкина

Рецензия на сборник статей: Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. – Омск: Изд-во Сибир. филиала Российского ин-та культурологии, 2004. – 110 с.

Сборник статей «Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании», подготовлен и издан Сибирским филиалом Российского института культурологии. Представленные в нем теоретические и методические материалы посвящены проблемам эколого-культурной и социотворческой деятельности в области экранных медиа, мультимедийного взаимодействия в нравственном, духовно-эстетическом и креативном аспектах культурно-экологического пространства экрана.

Особого внимания заслуживает статья Н.Ф.Хилько «Культурно-экологическое взаимодействие в процессе экранного творчества». Автор пишет о сохранении, защите и улучшении целостности экранной медиасреды, о культурно-экологическом потенциале медиакультуры. В связи с этим отмечается значение медиапедагогики; прослеживается эволюция экологического сознания в экранном творчестве; подчеркивается необходимость социокультурной регуляции содержания информационной среды. В статье говорится о преодолении деструктивного восприятия, для этого рассматриваются стратегии духовного иммунитета и технологии сопровождения экранных медиа, необходимые для формирования медиаиммунитета.

Статья С.В.Шубина «Воспитание телевизионных журналистов средствами аудиовизуальной культуры» - итог творческого практического опыта, проведенного в рамках изучения студентами-журналистами курса «Техника и технология СМИ», цель которого – создание многосерийной документальной ленты, отразившей историю Омска. В процессе создания фильма осуществлялись межпредметные связи в области краеведения и литературоведения, были выполнены обучающие и воспитательные задачи. Значение данного исследования заключается в теоретическом осмыслении углубленного практического опыта, затронувшего многие аспекты истории города, изложенные видеофактами.

В статье «Экология телевизионного информационного пространства» С.В.Шубин на примере конкретных телепрограмм и телеведущих, нарушающих журналистскую и речевую этику, доказывает необходимость экологизации телевизионного информационного пространства.

Статья Л.В.Секретовой «Клуб и телевидение: к характеристике досуговой коммуникации в экологии культуры» посвящена проблеме развития духовных и нравственных качеств зрителя посредством экрана в контексте социокультурной и досуговой деятельности. Автор иллюстрирует возможность общения посредством телеэкрана на примере новых форм телепрограмм, в том числе телевизионных клубов.

В своей статье «Экология духовной культуры в школе кинозрителя (по материалам деятельности медиацентров Омской области)» Л.И.Саблукова размышляет о ценности экологии духовной культуры, о противостоянии «медиавирусам» с помощью образованности и культуры. Автором показаны успехи в деле возрождения медиацентров, призванных вырабатывать умения и навыки работы с информацией с целью формирования активной культурной позиции.

В статье В.И.Стебляк и Н.Ф.Хилько «Аксиологическое содержание экранной культуры» рассмотрены основные ценности экранной культуры (коллективные и индивидуальные) и их динамика на практическом материале социологических исследований, охвативших более пяти сотен молодых людей. Значимость материалов статьи состоит в практическом исследовании и теоретическом обобщении ценностных предпочтений молодежи в области экранной культуры.

С.В.Ширяев в статье «Экранная культура как эффективное средство борьбы против негативного влияния Интернета на подрастающее поколение» прослеживает связь роста преступности с ростом негативной информации в глобальной сети (порносайты, сайты с содержанием насилия). Автор видит выход из создавшейся ситуации в воспитании экранной культуры (в данном случае культуры интернет-сетей и интернет-пользователей) с помощью и средствами медиаобразования. Важна попытка автора выстроить методику достижения цели медиаобразования.

Л.М.Саблукова в статье «Динамика ценностных представлений в тематике отечественных фильмов советского и постсоветского периода» проводит подробный обзор социологических исследований в данной области в 1982 и 2003 годах. Цифровой материал статьи обширен и наглядно показывает не только богатый тематический спектр советского кинематографа, но и высокий зрительский интерес к отечественному кино, даже при сокращении производства фильмов и спектра тематики в современном постсоветском кинематографе.

Материалы сборника поднимают проблемы эколого-культурной и социотворческой деятельности в современных условиях, но, главное, авторы ведут поиск путей решения этих проблем.

Библиография

Краткий список книг, брошюр и статей по проблемам медиаобразования, опубликованных западными авторами

Adams, D. and Hamm, M. (2001). Literacy in a Multimedia Age. Norwood, Massachusetts: Christopher-Gordon Publishers, 199 p.

Alvarado, M., Boyd-Barrett, O. (Eds.) (1992). Media Education. An Introduction. London: BFI, The Open University, 450 p.

Alvarado, M., Buscombe, E. and Collins, R. (Eds.) (1993). The Screen Education Reader. New York: Columbia University Press, 361 p.

Baran, S. J. (2002). Introduction to Mass Communication. Boston-New York: McGraw Hill, 535 p.

Bazalgette, C., Bevort, E. & Savino, J. (1992). L’Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris - London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.

Blanchard, R.O., Christ, W.G. (1993). Media Education and the Liberal Arts. Hillsdale, New Jersey – London: Lawrence Erlbaum Assoc., Publishers, 187 p.

Branston, G. and Stafford, R. (1999). The Media Student’s Book. London and New York: Routledge, 468 p.

Brown, J.A. (1991). Television ‘Critical viewing Skills’ Education: Major Media Literacy Projects in the United States and Selected Countries. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associated, Publishers, 371 p.

Brunner, C. and Tally, W. (1999). The New Media Literacy Handbook. New York: Anchor Books, 229 p.

Buckingham, D. (2000). The Making of Citizens. London – New York: Routledge, 235 p.

Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.

Buckingham, D. (Ed.) (1990). Watching Media Learning. Making Sense of Media Education. London – New York – Philadelphia: The Falmer Press, 234 p.

Burton, G. (1997). More Than Meets the Eye. An Introduction to Media Studies. London – New York: Arnold, 240 p.

Christ, W.G. (Ed.) (1997). Media Education Assessment Handbook. Mahwan, New Jersey: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, 364 p.

Considine, D.M. and Haley, G.E. (1999). Visual Messages. Englewood, Colorado: Teachers Ideas Press, 371 p.

Costanzo, W.V. (1992). Reading the Movie. Urbana, Illinois: National council of Teachers of English, 201 p.

Craggs, C.E. (1992). Media Education in the Primary School. London – New York: Routledge, 185 p.

DeGaetano, G. & Bander, K. (1996). Screen Smart. Family Guide to Media Literacy. Boston-New York: Houghton Mifflin Company, 206 p.

Dickson, T. Mass Media Education in Transition. Mahwah, New Jersey – London: Lawrence Erlbaum Assoc., Publishers, 283 p.

Duncan, B. (Ed.) (1989). Media Literacy Resource Guide. Toronto: Ministry of Education of Ontario, Publications Branch, the Queen’s Printer, 232 p.

Feilitzen, S. von, Carlsson, U. (Eds.) (1999). Children and Media. Image .Education. Participation. Goteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, Nordicom, 483 p.

Fourie, P.J. (ed.) (2001). Media Studies. Vol.1. Lansdowne: Juta Education, 638 p.

Fourie, P.J. (ed.) (2001). Media Studies. Vol.2. Lansdowne: Juta Education, 588 p.

Fransecky, R. and Debes, J.L. (1972). VisualLiteracy: a Way to Learn – a Way to Teach. Washington D.C.: Association for Educational Communications and Technology, 33 p.

Freinet C. (1963). Les techniques audiovisuelles. Cannes. : Bibliothèque de l’école moderne, 144 p.

French, D., Richards, M. (Eds.) (1994). Media Education Across Europe. London – New York: Routledge, 217 p.

Golden, J. (2001). Reading in the Dark. Using Film as a Tool in the English Classroom. Urbana, Illinois: National council of Teachers of English, 175 p.

Gonnet, J. (2001). Education aux medias: Les controverses fecondes. Paris: CNDP, Hachette, 144 p.

Gonnet, J. (Dir.) (2001) Education `a l’information: une appretissage fondamental. Paris: CLEMI, 24 p.

Goodman, S. (2003). Teaching Youth Media. New York and London: Teacher College Press, 129 p.

Goodwyn, A. (1992). English Teaching and Media Education. Buckingham – Philadelphia: Open University Press, 128 p.

Gripsrud, J. (1999). Understanding Media Culture. London – New York: Arnold & Oxford University Press Inc., 330 p.

Hart, A. (1991). Understanding Media: a Practical Guide. London: Routledge, 268 p.

Hart, A. (Ed.) (1998). Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey – London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, 208 p.

Houk, A. and Bogart, C. (1974). Media Literacy: Thinking About. Pflaum/Standard, 116 p.

Johnson, L.L. (2001). Media Education and Change. New York – Washington: Peter Lang Publishing, 182 p.

Krucsay, S. (Ed.) (1999). Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and UNESCO, 1999, 276 p.

Kubey, R. (Ed.) (1997). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.), 484 p.

Limburg, V.E. (1988). Mass Media Literacy. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt Publishing Company, 486 p.

Lloyd-Kolkin, D. and Tyner, K. (1991). Media & You. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications, 171 p.

Lusted, D. (ed.) (1991). The Media Studies Book. London – New York: Routledge, 234 p.

Marris, P. and Thornham, S. (Eds.) (2000). Media Studies. A Reader. New York: New York University Press, 869 p.

Martineau, M. (Ed.) (1988). L’enseignement du cinema et de l’audiovisuel. Paris: CinemAction, 299 p.

Martineau, M. (Ed.) (1991). L’enseignement du cinema et de l’audiovisuel dans l’Europe des douze. Paris: CinemAction, 433 p.

Massey, K.B. (1999). Readings in Mass Communication. Media Literacy and Culture. Mountain View, CA – London – Toronto: Mayfield Publishing Company, 295 p.

Masterman, L. & Mariet, F. (1994). L’Education aux medias dans l’Europe des annees 90. Strasbourg: Conseil de l’Europe, 180 p.

Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.

McLaren, P., Hammer, R., Sholle, D., Reilly, S. (1995). Rethinking Media Literacy. A Critical Pedagogy of Representation. New York: Peter Lang, 259 p.

McLuhan, M, Hutchon, K. And McLuhan, E. (1977). City as Classroom : Understanding Language and Media. Richmond Hill, Ontarioo : Irwin Publishing.

McLuhan, M. (1964).Understanding Media. New York : McCraw-Hill.

Media Studies in Education (1977). Paris: UNESCO, 94 p.

Phillips, P. (2000). Understanding Film Texts. London: British Film Institute Publishing, 158 p.

Potter, W.J. (2001). Media Literacy. Thousand Oaks – London: Sage Publication, 423 p.

Pungente, J.J. and O’Malley, M. (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us. Toronto: McClelland & Stewart Inc., 255 p.

Quin, R. and McMahon, B. (1999). Theory and Practice of Media Education. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education, UNESCO, pp.31-35.

Rosen, E.Y., Quesada, A.P., Summers, S.L. (1998). Changing the World Through Media Education. Golden, Colorado: Fulerum Publishing, 194 p.

Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York – London: Falmer Press, 243 p.

Semali, L.M., Watts Pailliotet, A. (Eds.) (1999). Intermediality. The Teachers’ Handbook of Critical Media Literacy. Boulder, Colorado: Westview Press, 238 p.

Sholle, D. and Denski, S. (1994). Media Education and the (Re)Production of Culture. Westport, Connecticut & London: Bergin & Garvey, 185 p.

Silverblatt, A and Enright Eliceiri, E.M. (1997). Dictionary of Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Greenwood Press, 234 p.

Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Prager, 449 p.

Silverblatt, A., Ferry, J., Finan, B. (1999). Approaches to Media Literacy. Armonk, New York – London: M.E.Sharpe, 281 p.

Stevenson, N. (2002). Understanding Media Cultures. Social Theory and Mass Communication. London - Thousand Oaks – New Delhi: Sage Publications, 255 p.

Taylor, L. and Willis, A. (1999). Media Studies. Oxford: Blackwell Publishers, 262 p.

Tyner, K. (1998). Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ – London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 291 p.

Worsnop, C. (1996). Assessing Media Work. Mississauga: Wright Communication.

Worsnop, C. (1999). Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga: Wright Communication.

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  2. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  3. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  4. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  5. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..