Литература 

ЛИТЕРАТУРА 

В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреждение. На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование, защита реферата, ответы на вопросы экзаменационного билета).

Собеседование предполагает развернутый ответ учащегося без предварительной подготовки по одной из ключевых тем курса (перечень тем известен ему заранее). Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, поскольку оно строится в форме свободного диалога между экзаменуемым и членами экзаменационной комиссии, которые вправе задать любой вопрос обобщающего иличастного характера в рамках изученного курса.

Сдача экзамена в форме защиты реферата рекомендуется учащимся, проявившим интерес к самостоятельной деятельности по предмету. Не позднее начала второго полугодия учащийся под руководством учителя выбирает тему реферативной работы и собирает материал по избранной проблеме, регулярно консультируясь с педагогом. В реферате излагается суть проблемы, формулируются выводы на основе исследованного материала, дается список использованной литературы. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат предоставляется выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с рецензией на работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата.

Проведение устного экзамена с использованием билетов является наиболее распространенной формой итоговой аттестации за курс основной школы. Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в указанном документе. Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта.Некоторые изменения (в сравнении с предыдущим комплектом примерных билетов) коснулись отбора литературных произведений. Так, в соответствии с новым стандартом в комплекты билетов включены вопросы по романам «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя (в прежних образовательных минимумах обстоятельное изучение этих произведений предполагалось в рамках программ средней (полной) школы).Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе, однако в ряде случаев задания опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7–8 классах, например: «Повести Белкина» и роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и повесть «Шинель» Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова_Щедрина, рассказ «После бала» Л.Н. Толстого и др.В настоящем документе представлены 2 комплекта билетов: один предназначен для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, другой отражает специфику программ школ с родным (нерусским) языком обучения. Оба комплекта билетов ориентированы на названный выше нормативный документ и не нацелены на какую-либо из конкретных авторских программ.В основу обоих комплектов заложены общие подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету. Помимо общих подходов, в каждом комплекте билетов есть свои особенности.Комплект билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения отражает специфику преподавания русской литературы в нерусской языковой и этнокультурной среде. В вопросы билетов для итоговой аттестации выпускников школ с родным (нерусским) языком обучения включены задания по тем произведениям русской литературы (в ряде случаев в образовательном стандарте они обозначены курсивом), в которых наиболее яркоотображены обычаи, традиции русского народа, факты русской культуры, особенности русского национального характера (например, русские народные сказки, былины, жития, рассказы Н.С. Лескова, раскрывающие тип «героя-праведника»).В школе с родным (нерусским) языком обучения предполагается повторное изучение в 10 классе таких произведений, как романы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В 9 классе эти произведения изучаются не в полном объеме. В связи с этим и в билеты для итоговой аттестации учащихся 9 классов включаются вопросы, которые лишь частично проверяют знание этих произведений (например, по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» даны вопросы только по двум новеллам: «Максим Максимыч» и «Бэла»).Вопросы экзаменационных билетов, предлагаемые для данного типа школ, так же как и для школ с русским языком обучения, базируются на материале, который изучается в 9, частично в 8 и 7 классах. Однако в ряде случаев в билетах есть вопросы, требующие от учащихся знания произведений, изученных ранее (например, включены вопросы по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).В приложении к билетам приведены два перечня произведений (для двух типов школ) для составления образовательным учреждением комплекта экзаменационных билетов. Данные перечни, с одной стороны, соотносятся с разделом стандарта основного общего образования по литературе (обязательный минимум содержания основных образовательных программ), с другой – включают произведения, рекомендуемые составителями билетов. Предлагаемые перечни носят рекомендательный характер. Полный перечень произведений, на основе которых образовательное учреждение будет формировать комплекты экзаменационных билетов, необходимо соотнести со школьной программой по литературе и довести его до сведения выпускников в начале учебного года. С комплектом экзаменационных билетов (или с кругом основных вопросов, включенных в комплект) учащиеся должны быть ознакомлены не позднее начала второго полугодия.Экзаменационные билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения, исходя из особенностей выбранной учителем программы по литературе: по-другому сгруппировать вопросы в билетах, изменить некоторые формулировки, заменить какие-то вопросы новыми, дополнить экзаменационный материал, а также разработать свои варианты билетов.В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в комплект более 25 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20).Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на методическом совете и утверждаются директором школы).Предлагаемые экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников.

Билеты разработаны с опорой на модульный принцип, позволяющий учителю составить билеты с учетом специфики класса, особенностей образовательной программы школы.Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются нахудожественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содержания литературного образования. Литературные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.В комплекте билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения вторые вопросы не нацеливают на анализ эпизода или стихотворения, поскольку это слишком трудная задача для выпускников подобных школ.Второй вопрос экзаменационного билета основывается на том же принципе, что и первый. В обязательном порядке один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы, литературы XVIII или XIX века, а другой – на материале литературы ХХ века.Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявитьсамостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.Литературное образование в школе с родным (нерусским) языком обучения включает два предмета (русская и родная литературы) и строится на основе диалога двух литератур (культур). Поскольку этот принцип заложен в преподавании русской литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения, он нашел отражение в ряде формулировок первых и вторых вопросов экзаменационного комплекта билетов: в них выпускнику предлагается раскрыть взаимосвязи русской литературы с родной, показать черты их общности. Третье задание билетов для такого типа школ принципиально не отличается от подобных заданий билетов для школ с русским языком обучения.В зависимости от уровня образовательной подготовки учащихся по предмету, задач проведения экзамена (аттестация за изученный курс или аттестация и одновременно отбор в профильные филологические классы) девятиклассникам на этапе подготовки к экзамену может быть предложен или полный комплект экзаменационных билетов, включающий все три вопроса, или «усеченный», т.е. не включающий либо третьи, либо вторые и третьи вопросы, с которыми учащиеся в этом случае ознакомятся только на самом экзамене (экспромтная ситуация позволит в сильном классе лучше выявить уровень обученности выпускников, степень сформированности общих и специальных умений).Говоря о порядке ответов на вопросы билета, следует придерживаться следующих правил: начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускникапо вопросам билетов

При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:

• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;

• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;

• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;

• использование необходимых для ответа терминов и понятий;

• композиционная стройность ответа;

• умение выразительно читать наизусть;

• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение экзаменуемых (если есть такая возможность) привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и родной литератур.

Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически» оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.

Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.

Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.

В школе с родным (нерусским) языком обучения оценка «5» предполагает, чтобы учащийся, если это возможно, мог сопоставить произведение русской литературы с тематически близким произведением родной литературы, отметив их общие черты и национальное своеобразие. При условии если ответ учащегося свидетельствует о понимании сути проблемы, если в нем не допущены фактические ошибки, оценка «5» может быть выставлена учащемуся даже при наличии в его ответе нескольких негрубых речевых ошибок.

Билет № 1

1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.

2. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А. Жуковского «Светлана».

3. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?

Билет № 2

1. Черты классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)*.

2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель».

3. В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Билет № 3

1. Тема маленького человека в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. Почему мужики в сказке М.Е. Салтыкова_Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

Билет № 4

1. Тематика и образы романтической поэзии В.А. Жуковского.

2. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».

3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

* Вопросы билетов, связанные с творчеством поэтов, раскрываются на примере не менее 2 стихотворений по выбору выпускника (экзаменуемый имеет право расширить число рассматриваемых текстов). Вопросы билетов, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1–2 произведений (их число может быть увеличено по желанию выпускника).

Билет № 5

1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)

Билет № 6

1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл.

3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)

Билет № 7

1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

3. В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».)

Билет № 8

1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С. Пушкина.

2. Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» как средство характеристики героини.

3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? 

Билет № 9

1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина.

2. Образ «ретивого начальника» в сказке М.Е. Салтыкова_Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»).

3. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Билет № 10

1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Билет № 11

1. «Русский бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка».)

2. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.

3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Билет № 12

1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Историческое и философское звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне».

3. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)

Билет № 13

1. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Тема человека и природы в стихотворении А.А. Фета «Заря прощается с землею…».

3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

Билет № 14

1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

3. В чем ложность позиции премудрого пискаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».)

Билет № 15

1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова.

2. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш».

3. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

Билет № 16

1. Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.

2. Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова_Щедрина?

Билет № 17

1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.

2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

3. Почему рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?

Билет № 18

1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия».

3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Билет № 19

1. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Философская тематика стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Билет № 20

1. Тема судьбы и ее развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».

3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Билет № 21

1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?

Билет № 22

1. Тема города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

3. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

Билет № 23

1. Помещичья Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

3. Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А.С. Пушкина «Выстрел».)

Билет № 24

1. Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2. Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»).

3. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Билет № 25

1. Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова.

2. Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

3. В чем смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

  1. Литература.

    Литература
    3 Дорман, В. Н.Совершенствование управления затратами предприятия посредством углубления процессов бюджетирования Финансовый менеджмент.-2003г.-№5-стр.
  2. Литература (41)

    Литература
    Banerji A., Archeological History of Mewar-I (from 3rd Century B. C. to C. 300 A. D.), — «Journal of the Oriental Institute University of Baroda». 1963, June.
  3. Литература 1 (1)

    Литература
    11. «Под всеми всадниками были все как один бурые аргамаки. Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее». Это в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» описание
  4. Литература 1 (19)

    Литература
  5. Литература 1 (14)

    Литература
    К/ф построен в форме диалога А. П. Чехова с современниками, позволяет учащимся ощутить гуманизм и человечность великого писателя. Использованы фрагменты из художественных фильмов :
  6. Литература и программные продукты для подготовки к цт 

    Литература
    Централизованное тестирование. Английский язык : сборник тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. — Минск : Аверсэв, 2008. — 95 c.
  7. Литература к книге «Современники о маршале Рокоссовском»

    Литература
    "Роман газета" № 5 98г. И№ 7 1998 г. Алексеев Сергей. Богатырские фамилии. Москва 1991г. Алексиевич С. У войны неженское лицо./Имя его известно.
  8. Литература. 10 класс ( 2 урока). Тема: значимость художественной детали в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» тексте. Идейно- художественное значение эпизода «Сон Раскольникова» ( ч I гл. 5). Связь сна Раскольникова с идеей романа

    Литература
    Тема: значимость художественной детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тексте. Идейно- художественное значение эпизода «Сон Раскольникова» ( ч I гл.
  9. Литература по курсу «Введение в искусство»

    Литература
    27. Цвет, значение колорита. Светотеневая моделировка формы, линейная, воздушная, обратная перспективы, фактурная поверхность картины – средства эмоционального воздействия живописи.

Другие похожие документы..