Методические материалы в Сети 138 3 Математика 143

АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Разработчики: Блинков И.А.

Гостин А.М.

Миловзоров А.В.

Чернышов С.В.

Янкина О.В.

Рязань, 2008

Содержание

Введение

Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека и обучение без применения компьютеров и компьютерных технологий не прогрессивно, во-вторых, резко возрос объем необходимых знаний и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов.

Одной из компьютерных технологий, активно применяемых в преподавании, обучении, самообразовании и повышении профессионального уровня специалиста является использование электронных обучающих средств (программных средств учебного назначения). Эта технология появилась уже давно и прошла много этапов развития и совершенствования. С появлением персональных компьютеров произошел бум в разработке и создании программ учебного назначения и можно считать, что только сейчас эта технология начала активно использоваться в процессе обучения. В связи с этим вопросам осмысления, что такое программы учебного назначения (обучающие программы, электронные учебники и т.д.) как с точек зрения дидактики, психологии, педагогики в целом, так и с чисто технической, программный продукт со своими, присущими только ему свойствами, посвящены многие исследования как у нас в стране, так и за рубежом. Разработкой этой проблемы занимаются как специалисты системы образования в целом, так и специалисты системы высшей школы и Академии наук России.

Необходимость активного использования обучающих программ сегодня диктуется не только тем, что персональный компьютер стал уже не экзотической технической новинкой, но инструментом в технологической образовательной цепочке в виде средства обучения, а также тем, что без его активного использования невозможно повысить ИНТЕНСИВНОСТЬ процесса получения знаний, закрепления навыков и умений. Это станет еще более очевидно, если посмотреть на содержание новых государственных образовательных стандартов образования, в которых заложены весьма солидные объемы информации и знаний даже по обязательному минимуму содержания образовательной программы.

Однако в них не предусматривается применение компьютерных технологий, хотя во многих ведущих образовательных учреждениях компьютеры используются практически во всех видах учебных занятий (лекции, семинары, лабораторные практикумы, самостоятельная работа). Поэтому высококвалифицированные специалисты по компьютерным технологиям, должны предоставлять и тиражировать свой опыт заинтересованным специалистам в образовании, как наиболее эффективно применить компьютер для целей учения и обучения.

После объявления и проведения конкурса "Электронный учебник" можно говорить о завершении первого этапа конкурса, цель которого, в основном, сводилась к выявлению и поддержке творческих коллективов, активно включившихся в разработку электронных обучающих средств и имеющих определенный задел в этом направлении. Сейчас в системе образования накоплен определенный опыт по созданию и применению обучающих программ и развитие конкурса видится в переходе к УПРАВЛЯЕМОМУ процессу по созданию программных средств учебного назначения по "госзаказу".

Для перехода к следующему этапу развития данного направления и определение целей конкурса по данной тематике на сегодняшний день не решены следующие основные проблемы, связанные с созданием, внедрением и сопровождением обсуждаемого вида информационных технологий.

  1. Разработка технологии обучения с использованием компьютерной поддержки курсов дисциплин. Данная проблема связана с тем, что традиционная методика преподавания резко отличается от методики преподавания с применением компьютера. При создании программ учебного назначения наиважнейшим является методический (идеологический) аспект, который требует от авторов ответы на следующие вопросы:

    • какова необходимость компьютерной поддержки данного предмета или, другими словами, какие новые возможности предоставит применение этого нового средства в приобретении навыков, знаний и умений при изучении конкретного предмета?;

    • разработана ли методика, адекватная целям использования компьютера при изучении данного предмета?;

    • будет ли разрабатываемое программное обучающее средство использоваться другими преподавателями?;

    • нужна ли разрабатываемая обучающая программа обучаемому?

  1. Распространение методик использования обучающих программ на дистанционное образование и средства телекоммуникаций. Здесь предстоит решить задачи, связанные не только с использованием традиционных форм методической поддержки в виде видеокассет, методических пособий, раздаточных материалов, но и с созданием специальных обучающих программ, распространяемых традиционным способом, а также распространяемых по сети. Здесь шансы на "выживание" могут иметь программы, в которых заложены возможности модификации и переноса на другие платформы.

  2. Создание нормативно-правовой базы для использования и модифицирования пользователями "чужого" программного средства учебного назначения без разрешения авторов и разработчиков. Процесс сопровождения, "авторской" модификации программы и просто ее настройка на конкретный учебный процесс производится, как правило, без разработчиков.

  3. Применение стандартных инструментальных средств для разработки обучающих программ, сокращающих время на разработку и облегчающих сопровождение, модификацию и развитие электронных обучающих средств, а также обеспечивающих создание однотипного интерфейса в соответствии с санитарно-гигиеническими и психологическими требованиями.

  4. Разработка и развитие системы показателей качества программных средств учебного назначения для создания системы управления качеством и сертификации в отрасли. В этом вопросе имеются определенные достижения. В 1993 году создана лаборатория сертификации, а в ноябре 1995 г. проведен первый научно - практический семинар по проблемам качества программных средств учебного назначения.

  5. Установление и поддержка обратных связей из регионов об опыте использования электронных обучающих средств. Это дало бы возможность более эффективно, через корректировку показателей и требований, управлять процессом разработки обучающих программных средств с наперед заданными потребительскими свойствами и нужных не только разработчику, но и системе образования в целом.

  6. Выход в международную систему образования и включение в международные проекты. Для решения этой проблемы в качестве первых шагов предприняты попытки адаптации отечественных обучающих программ не только в методическом и языковом плане, но и по разработке и сопровождению технологии, позволяющей выставлять данный программный продукт на WWW- серверы сети Интернет. В частности, заключено соглашение о создании инфраструктуры для развития и распространения программных продуктов учебного назначения через сеть Интернет с применением средств Hyper-G и инструментальной гипермедиа системы HМ-Card. В настоящее время это стандарт де-факто для создания подобного рода программного обеспечения.

Взаимодействие с регионами по данной тематике, распространению опыта работ и обучающих средств ведется через региональные центры информатизации, а где их нет - через методические кабинеты, создаваемые в университетах, школах и других учебных заведениях, в частности в Москве, Саратове, Иванове, Томске, Самаре, С-Петербурге, Уфе, Тамбове.

Для распространения информации и обсуждения вопросов используется электронная почта; в сети RUN - net, выставлены электронные каталоги обучающих средств разработанных в рамках конкурсов.

В качестве еще более далекой перспективы (на несколько лет вперед) необходимо, по всей видимости, следовать направлению, определенному в Европейской программе развития инфоструктуры образования. Оно связано с созданием обучающих систем и сред. Создаваемые обучающие системы должны иметь своих потребителей, чтобы большие расходы на их создание окупались широким применением в системе образования различного уровня. Кроме того, уже на стадии проектирования и их программной реализации необходимо предусмотреть возможность интегрирования обучающих средств в персональные рабочие станции, либо локальные, либо в сетевом варианте в качестве "штатного" программного обеспечения - для ситуационного профессионального обучения. Особое внимание необходимо уделять методам и инструментальным средствам для создания интерактивных обучающих сред на основе опыта, накопленного при создании компьютерных обучающих программ сегодняшнего дня. Учащемуся такие среды должны предоставлять обучение высокой степени интерактивности и возможность следовать индивидуальной программе обучения.

1. Критерии оценки образовательных порталов и педагогических программных средств

1.1. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий

Несмотря на то, что технические средства обучения (ТСО) активно используются в учебном процессе, они являются вспомогательным дидактическим средством. Определяющая роль в традиционном обучении принадлежит преподавателю - интерпретатору знаний. Общение преподавателя с учеником составляет основу передачи информации, важной особенностью которой является наличие оперативной обратной связи. Однако уже с самых ранних этапов развития коммуникационных средств в межличностных отношениях используется опосредованное общение с разделенной во времени обратной связью. Именно оно является основой обучения на расстоянии. Очевидно, что психологическая и информационная насыщенность опосредованного общения зависит от уровня технических средств, используемых при этом. Но даже при самых совершенных средствах коммуникаций использование традиционных методов обучения, основанных на диалоге преподавателя с учащимся, не будет давать эффекта непосредственного общения, не говоря уже о многократно возрастающей стоимости такой технологии.

Иная ситуация возникает с использованием компьютера в учебном процессе. Главной особенностью, отличающей компьютер от обычных ТСО, является возможность организации диалога человека с компьютером посредством интерактивных программ. При наличии телекоммуникационного канала компьютер может, как выступать посредником между преподавателем и учеником, так и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиа виде. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема. Таким образом, компьютер можно не только использовать как дидактическое средство в традиционном процессе обучения, но и реализовать с его помощью возможность обучения на расстоянии, по качеству не уступающего технологиям очного обучения.

Конечно, содержание образования и его цели не зависят от формы обучения. Однако применение компьютерных средств требует иной формы представления знаний, организации познавательной деятельности учеников и выбора методов обучения.

Прежде всего, это связано с появлением возможности оптимизации учебного процесса путем переноса его центра тяжести на самостоятельную работу учеников, активизации этой деятельности и повышения ее эффективности и качества. Использование компьютерных средств позволяет получать первичную информацию не только от преподавателя, но и с помощью интерактивных обучающих программ, которые помогают ученику при определенной степени компетентности освоить ту или иную дисциплину. Имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, ученик в процессе самостоятельной работы может находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.

Следующим важным следствием применения компьютерных средств является использование инновационных методов обучения, которые носят коллективный исследовательский характер. Эти методы принимают активную форму, направленную на поиск и принятие решений в результате самостоятельной творческой деятельности.

Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов, однако использование гипертекстовых структур учебного материала позволяет создать открытую систему интенсивного обучения, когда ученику предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения, т.е. система адаптируется под индивидуальные возможности учащегося. Обучение становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

Роль преподавателя по мере совершенствования технологий все более и более сводится к управлению учебным процессом, однако это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса.

Таким образом, форма обучения с применением компьютерных средств отличается от существующих как по организации учебного процесса, так и по методам обучения. В основе этой формы обучения лежит определенная дидактическая концепция, основные положения которой можно сформулировать следующим образом:

1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Этот принцип определяет отношение субъектов процесса обучения и роль преподавателя в учебном процессе. Несомненно, личностное общение преподавателя и учащегося есть неоценимое качество очной формы обучения и его никогда не заменит общение ученика с любой, даже самой умной машиной.

Однако в такой педагогической ситуации определяющим является талант педагога, который в условиях массового обучения не имеет такого эффекта, как при индивидуализированном обучении.

  1. Методические материалы к программному комплексу Лонгитюд-эдк (1)

    Документ
    Коллектив авторов: С.А. Мирошников (введение, главы 1-6, 17-19), А.Е.Иванова (главы 1-4), О.Ю. Кравец, Е.Л. Михайлова (главы 7-11, 13, 15), О.Д. Плахотина (главы 7-11, 13), М.
  2. Методические материалы к программному комплексу Лонгитюд-эдк (2)

    Документ
    Лонгитюд-ЭДК. Экспертная система Лонгитюд. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК). 8-е издание, переработанное и дополненное (соответствующая версия программы: 10.
  3. Методические материалы для бакалавров 2 курса отделения заочного обучения юридического факультета

    Краткое содержание
    Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные вопросы для подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, нормативный материал и списки учебной и специальной литературы.
  4. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03. 13. 30 («Медиаобразование») (1)

    Документ
    Работа написана при поддержке Программы «Университеты России» (Министерства образования РФ), научное исследование «Проблемы и перспективы развития медиаобразования в вузах современной России» (УР № 10.
  5. Методические материалы и программы учебных курсов для педагогических вузов по специализации 03. 13. 30 («Медиаобразование») (2)

    Документ
    В настоящем научно-методическом издании рассматриваются вопросы медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, кинематографа, видео, Интернета и т.
  6. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  7. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Итоговая государственная аттестация: государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы бакалавра на заседании Государственной аттестационной комиссии.
  8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная)

    Методические рекомендации
    См. также Методику расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденную приказом
  9. Материалы районной педагогической конференции (2)

    Документ
    Яковенко Н. А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 151 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ.

Другие похожие документы..