Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы»

СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению

«Профилактика правонарушений»

Казань

2009

Авторы-составители:

Зиннуров Айрат Канафиевич - заместитель министра Министерства образования и науки РТ;

Сафина Эльвира Рашидовна - начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Пухова Юлия Валентиновна - ведущий советник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Бачева Татьяна Сергеевна - ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ;

Хабибуллина Алсу Мирзаяновна – методист Республиканского центра внешкольной работы Министерства образования и науки РТ;

Дергунова Марина Александровна - главный специалист Управления образования исполнительного комитета муниципального образования «город Казань»;

Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г. Казани;

Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;

Бирсанова Любовь Анатольевна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» Советского района г. Казани;

Гомыжева Светлана Александровна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани;

Самаркина Ирина Николаевна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 130» Московского района г. Казани;

Муллахметова Альфия Рахимзяновна - директор ИМЦ Агрызского муниципального района Республики Татарстан.

Введение

Данное пособие разрабатывалось в целях систематизации и стандартизации работы по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях и является методическим пособием для педагогов и представителей администрации учебных заведений республики.

Согласно Федеральному закону от 01.05.2007 № 65-ФЗ, стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, выполнения работ или оказания услуг.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности деятельности, работ.

Работа по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях Республики Татарстан проводится в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ, Комплексной программой по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007-2010 года, Постановлениями Правительства Республики Татарстан, решениями и распоряжениями Министерства образования и науки Республики Татарстан, муниципальных органов управления образования, Уставом образовательного учреждения.

Пособие согласовано с Министерством внутренних дел РТ, Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Прокуратурой РТ, Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Задачей данных методических рекомендаций является предоставление практических советов, позволяющих организовать работу по профилактике правонарушений в условиях образовательного учреждения, в том числе начинающим педагогам.

  1. Содержание работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.

Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.

Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.

В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:

  1. обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

  2. содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

  3. повышение правовой культуры родителей учащихся образовательных учреждений;

  4. организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении;

  5. выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа в образовательном учреждении, являются:

  1. учащиеся;

  2. педагогические работники;

  3. члены семей учащихся.

1) Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

2) Повышение правовой компетентности педагогов в области работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения, которое включает в себя:

-обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;

-обучение педагогов эффективной коммуникации;

-создание в каждой школе профилактической программы с учетом особенностей учебного заведения.

3) Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:

  • Системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся с охватом основных значимых других лиц;

  • Программно-целевой подход;

  • Обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;

  • Поддержка школьных инициатив, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);

  • Циклическое расширение охвата контингента;

  • Анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, корректировка их деятельности;

  • Обо всех мероприятиях по профилактике правонарушений необходимо сообщать всему образовательному учреждению, родителям и другим заинтересованным лицам, успехи освещать в средствах массовой информации;

  • Мониторинг и оценка эффективности проводимой образовательным учреждением профилактической работы.

  1. Психолого-педагогическое просвещение

    1. Психолого-педагогическое просвещение родителей в образовательных учреждениях

Родительские собрания на правовую тематику

(для 1-4 классов)

1 класс

Давайте познакомимся. Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа.

Отношения в семье как основа взаимопонимания

мини-лекция, практическое занятие

Режим дня в жизни школьника

семинар-практикум

Поощрения и наказания детей в семье: за и против

родительский ринг

2 класс

Законы жизни семьи, законы жизни класса

лекция-информация.

У здоровых родителей здоровые дети

практикум.

Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей

консультация со специалистом, беседа

Семейные традиции в воспитании детей

ток-шоу с приглашением специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов.

3 класс

Детско-родительские конфликты в семье

обмен опытом

Законодательство о браке и семье

мини-лекция, с приглашением специалиста в этой области в качестве консультанта.

Досуг и здоровье детей

презентация проектов родителей

Праздники и будни нашей жизни

Родительско-ученический капустник

4 класс

Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

мини-лекция, дискуссия

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

Обсуждение результатов работы проблемных групп

Досуг родителей с детьми

деловая игра

1 КЛАСС

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ

Форма проведения: лекция, беседа.

  1. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  2. Концепция воспитательной работы Московского государственного областного университета

    Документ
    Правила внутреннего распорядка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета
  3. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях

    Методические рекомендации
    Рекомендовано решением Экспертно-консультативного совета Межведомственной комиссии Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту
  4. Методические рекомендации по изучению государственных символов Российской Федерации. Методика сценарно-театрализованных представлений по патриотическому воспитанию. Библиотека воспитательной работы

    Методические рекомендации
    доктор политических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор Академии военных наук, заведующий кафедрой Московского психолого-социального института
  5. Воспитательной работы

    Документ
    Смягликова Е.А. Методика воспитательной работы : учебно-методические рекомендации / Е.А. Смягликова, С.В. Заозерская. - Архангельск: Изд-во Арханг.гос.
  6. Б. В. Куприянов формы воспитательной работы (1)

    Документ
    Нам представляется возможным сформулировать следующее определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.
  7. Б. В. Куприянов формы воспитательной работы (2)

    Документ
    В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники жизни детского воспитательного сообщества.
  8. План работы Комитета образования по духовно-нравственной и религиоведческой проблематике в 2001-2002 учебном году. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко.

    Документ
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).
  9. И справочной литературы по теме

    Документ
    Владимир Караковский. «Воспитание для всех» В 2008 году вышла в свет первая книга серии «Библиотечка журнала «Воспитательная работа в школе». Автор — Владимир Абрамович Караковский — назвал её просто: «Воспитание для всех».

Другие похожие документы..