Формирование контингента студентов технического вуза: проблемы и подходы к их решению геометрическими методами квалиметрии

На правах рукописи

Полежаев Виктор Дмитриевич

Формирование контингента студентов технического вуза:

проблемы и подходы к их решению

геометрическими методами квалиметрии

Специальность 13.00.08 –

Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре довузовской подготовки

факультета довузовской подготовки и профориентации

ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

Научный консультант:

Заслуженный работник высшей школы РФ,

доктор технических наук, профессор

ЯКУНИН Вячеслав Иванович

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО,

доктор философских наук, профессор

СМОЛИН Олег Николаевич

доктор педагогических наук, профессор

КАТХАНОВА Юлия Федоровна

доктор педагогических наук, профессор

НИКИТИН Михаил Валентинович

Ведущая организация:

Алтайская государственная педагогическая академия

Защита состоится «____» декабря 2009 г. в «____» часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. № 551).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «____» __________________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета МАКАРОВА К.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. поставила цели, которые определили направления и механизмы реформирования образовательной сферы: доступность, качество и эффективность образования, в том числе высшего. Именно указанные цели, по сути дела, обеспечивают выбор образовательной политики и инструментов государственного регулирования системы образования. Бурное развитие науки и техники, быстрая смена одних технологий другими, рост инновационных процессов в сфере производства и бизнеса приводят к необходимости постоянного обновления знаний выпускников вузов и повышения качества их подготовки. Управление качеством образования не может сводиться только к оценке и контролю, оно предполагает также и создание совокупности условий, обеспечивающих это качество. Одним из существенных его критериев неминуемо выступает эффективность, то есть степень участия системы образования в преодолении тех трудностей, которые встали перед Россией в условиях проявления в нашей стране последствий мирового экономического кризиса.

Современная стадия проводимых Правительством РФ преобразований характеризуется многими радикальными переменами, нацеленными на приведение системы образования в соответствие с потребностями структуры национальной экономики и общества. К числу этих перемен можно отнести такие направления как: обновление содержания образования, достижение равенства доступа к качественному образованию, становление инновационных технологий обучения с преимущественной направленностью на личностно-ориентированные аспекты, введение независимой системы контроля учебных достижений на основе единого государственного экзамена (ЕГЭ), переход к новым информационным технологиям и другие инновации.

Выбор направления обучения и подготовка к успешному овладению специальностью является одной из самых сложных проблем любого абитуриента. Наиболее опасной тенденцией, с нашей точки зрения, является увеличение разрыва между знаниями, умениями и навыками по учебным предметам, формируемыми у учащихся в рамках государственных образовательных стандартов среднего образования, и требованиями, предъявляемыми к обучающимся структурой учебных дисциплин в высшей школе. В этих условиях перед вузами актуализируется основная задача по обеспечению качества приема при формировании контингента студентов – отбор и зачисление наиболее подготовленных и способных к продолжению обучения абитуриентов.

Большое влияние на формирование контингента студентов оказывают требования, выдвигаемые современным обществом к высшему образованию:

  • универсальность, т.е. система полученных знаний должна быть унифицированной по содержанию и интернациональной по форме;

  • интегрированность с фундаментальными научными исследованиями в лидирующих областях знаний;

  • доступность и конкурентоспособность;

  • информационная обеспеченность и открытость в мировом масштабе;

  • способность сформировать элиту и служить источником просвещения;

  • обеспечение национальной безопасности и долгосрочного прогнозирования и др.

Инженерно-техническое образование становится ведущим фактором социального и экономического развития, мощным интеллектуальным ресурсом государства. Пропедевтическая деятельность структур довузовской подготовки и профориентации является основой системы формирования контингента технического вуза. В связи с широкомасштабным введением ЕГЭ роль профориентации заметно снизилась. В этой ситуации существенно возрастает значимость довузовской подготовки, но не старого типа в виде подготовительных курсов, а инновационных форм довузовского образования типа учебно-научного комплекса, в котором работают высококвалифицированные вузовские преподаватели во взаимодействии с ведущими школьными учителями.

На передний план в деятельности довузовского образования выдвигается задача создания условий для формирования раннего профессионального выбора учащихся на основе развития их индивидуальных качеств, особенностей и способностей. Одной из основных целей довузовского образования становится не только оказание помощи в углубленном изучении базовых для технического вуза дисциплин: физики, математики, информатики, инженерной графики, но и обеспечение готовности абитуриентов к продолжению обучения в высшей школе. Важной составной частью профессиональной подготовки является формирование графической грамотности будущего специалиста. Её основы должны закладываться в учреждениях среднего образования.

Своевременная адаптация и преемственность в учебно-воспитательной работе средней и высшей школ помогают первокурсникам преодолеть дидактический барьер между школой и вузом. Многолетнее изучение системы довузовской подготовки показывает, что в действительности реализация преемственности между этими уровнями образования осуществляется недостаточно эффективно. Ощущается потребность практики в научной разработке основных направлений усиления их взаимодействия.

Актуальность исследования обусловлена не только востребованностью структур довузовского образования как со стороны абитуриентов, так и со стороны вуза, заинтересованного в сбалансированном и качественном наборе на все предлагаемые направления подготовки. В последние годы результаты ЕГЭ становятся преобладающими показателями, учитывающимися приемными комиссиями вузов при проведении конкурсного отбора и, тем самым, определяют качество формируемого контингента студентов. Поэтому возникла необходимость проведения анализа проблем шкалирования результатов ЕГЭ на основе использования геометрических методов квалиметрии, прикладной геометрии и визуализации статистической информации с целью разработки подходов к совершенствованию применяемой вузами методики конкурсного отбора.

Актуальность исследования обусловлена также необходимостью разрешения следующих противоречий:

  • между провозглашенной государством приоритетностью развития образования посредством расширения доступа граждан РФ к высшему профессиональному образованию на основе создания условий для его равнодоступности и недостаточной разработанностью научной и нормативно-методической базы, регулирующей вопросы организации приема в вузы;

  • между требованиями современного социума и, в частности, высшей школы к подготовке абитуриентов, способных в кратчайшие сроки адаптироваться к вузовским формам и методам обучения, и состоянием практики довузовской подготовки, не обеспечивающей эту адаптацию в должной степени;

  • между существующим уровнем общеобразовательной подготовки и профильной ориентации абитуриентов и требованиями, предъявляемыми к качеству их личностно-профессионального развития, непосредственно влияющему на качество подготовки будущих специалистов;

  • между увеличением количества предлагаемых вузами студенческих мест по недостаточно востребованным инженерно-техническим направлениям подготовки (специальностям) и несовершенством механизма формирования этой части студенческого контингента, отсутствием либо недостаточным применением эффективных методик воздействия на абитуриентов с целью усиления их желания получить образование технического профиля.

Выявленные противоречия указали направление исследования и позволили обозначить его научную проблему: выявить теоретико-методологические и организационно-методические основы адаптивного проектирования и реализации технологий деятельности структур довузовского образования по организации качественной подготовки абитуриентов к ЕГЭ и учебной деятельности в вузе с целью формирования контингента студентов, отвечающих требованиям специфики инженерно-технического вуза.

Анализ выполненных диссертационных работ свидетельствует об отсутствии в последние 10 лет полномасштабных специальных исследований, посвященных непосредственно проблеме формирования контингента студентов современного вуза, технического в том числе. Применительно к гуманитарному вузу указанная проблема была обстоятельно исследована Э.Ш. Хамитовым (1999). Большую роль в определении новых тенденций и направлений развития репродукционной деятельности вузов сыграл проведенный в 2004 г. Ассоциациями инженерного образования и технических университетов России Международный симпозиум «Формирование контингента инженерно-технического вуза: мировой опыт и основные тенденции совершенствования». Хотя участники симпозиума и указали болевые точки проблемы, но в условиях, когда вузы не могли оказывать практически никакого влияния на проведение эксперимента по введению ЕГЭ, им оставалось только надеяться на то, что Минобрнауки само найдет методы устранения выявленных в ходе эксперимента недостатков, негативно влияющих на систему формирования контингента студентов.

Актуальность, неоспоримая социальная значимость и недостаточная разработанность проблемы, а также потребности практики организации приема в вузы определили выбор темы исследования, а совокупность противоречий и нерешенных задач обусловила цель исследования: выявление основных закономерностей и факторов, подходов и механизмов, тенденций и приоритетных направлений совершенствования системы формирования контингента студентов технического вуза в ходе сравнительного анализа основных парадигм и стратегий довузовской подготовки и педагогической теории и практики организации приема студентов в отечественные и зарубежные вузы.

В качестве объекта исследования выступает система непрерывного образования на этапе перехода от среднего к высшему образованию, а в качестве предмета – процесс формирования контингента студентов высших учебных заведений (в том числе технических), основанный на пропедевтической деятельности системы довузовского образования.

Цель и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезуисследования: формирование контингента студентов высшего технического учебного заведения как целенаправленный, организуемый и прогнозируемый процесс становится эффективным и отвечающим требованиям модернизации системы образования в случае, если выполняются следующие условия:

  • формирование контингента вуза представляется как целостная, многомерная, многоуровневая реальность, что позволяет рассматривать её как систему и применить системный подход к выявлению и исследованию её особенностей, закономерностей, принципиальных положений, от знания и целенаправленного использования которых зависит инновационное развитие современного высшего учебного заведения;

  • обеспечивается интерактивная связь процесса формирования контингента вуза с федеральными и региональными особенностями состояния и развития общества, влияющая на совершенствование нормативно-законодательной и распорядительной базы, регламентирующей Порядок приема студентов;

  • к понятию «контингент студентов» применяется подход как к социально-педагогической категории, имеющей свою специфику, содержание, формы и другие компоненты, учет совокупности которых дает возможность организовать его целенаправленное качественное формирование;

  • формирование контингента базируется на пропедевтической деятельности вуза, организующего работу по поиску и подготовке «своего» абитуриента, формированию жизненных планов и профессионального самоопределения учащихся средствами системы довузовской подготовки, включающей профессиональную ориентацию на получение инженерно-технического образования;

  • система конкурсного отбора по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний является объективной, справедливой, прозрачной, обеспечивающей равенство прав граждан на доступ к высшему образованию и зачисление абитуриентов, наиболее подготовленных и способных к освоению образовательных программ высшего профессионального образования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в ходе его проведения решались следующие основные группы задач, которые формулируются следующим образом.

Изучить степень разработанности проблемы формирования контингента студентов российских и иностранных вузов в теории и практике образования, обобщить опыт, проанализировав существующие системы приема в вузы.

С помощью геометрических способов визуализации информации проанализировать социально-экономические и демографические предпосылки необходимости совершенствования процесса формирования контингента современного вуза с целью обеспечения качественного набора студентов.

Выявить особенности, спрогнозировать риски и последствия введения ЕГЭ, а также исследовать геометрическими методами квалиметрии эффективность применения системы приема в вузы, основанной на суммировании результатов ЕГЭ, и её влияние на качество принимаемого в вузы контингента студентов.

  1. Проблемы модернизации высшего профессионального образования

    Документ
    Рассматривается значение системы «контроль – диагностика – коррекция – оценка» и ее элементов при решении проблем, связанных с качеством подготовки специалистов в системе высшего образования.
  2. Спецкурс «Функциональная специализация инженерного труда» для студентов электротехнических специальностей технического университета 72 Москалева Т. С., Севостьянова О. М

    Документ
    Цапенко В.Н. Информационная образовательная среда как эффективное средство повышения ка­чества профессиональной подготовки студентов технических вузов 37
  3. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.
  4. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (2)

    Документ
    Лебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
  5. Практикум на основе компетентностного подхода учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    кафедра проектирования образовательных систем Государственного учреждения «Республиканский институт высшей школы» (зав. кафедрой канд. философских наук, профессор А.
  6. Решение Ученого совета ргсу от «13»

    Решение
    Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «РГСУ») разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
  7. Решение Ученого совета ргсу от «26»

    Решение
    Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
  8. Решение Ученого совета ргсу от «24» (1)

    Решение
    воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  9. Решение Ученого совета ргсу от «24» (2)

    Решение
    применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.

Другие похожие документы..