Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов Уфа 2007

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной формы обучения финансового

и социально-экономического факультетов

Уфа 2007

УДК 316.354:351/354 (075.8)

ББК 60.56я73

Печатается по решению кафедры

философии и политологии

(Протокол № 6 от 2 февраля 2007г.)

Токарева Г.Ф. Социология и психология управления. Учебно-методический комплекс для студентов всех факультетов и форм обучения. – Уфа: Изд. БИСТ АТиСО, 2007. – 48 с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Социология и психология управления» предназначен для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов, преподавателей, аспирантов, сотрудников, а также для всех, кто интересуется современными социологическими методами, применяемыми в управлении.

Пособие содержит все основные необходимые разделы: тематический план, программу лекций, планы семинарских занятий, список вопросов, темы рефератов и контрольных работ, практикум. Особое внимание уделено подбору литературы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и лекциям. Учебно-методический комплекс послужит хорошей методической основой для изучающих данную дисциплину.

Составитель: канд. социол. наук, стар. преп. БИСТ Г.Ф.Токарева

Рецензенты:

  1. С.Ю. Романов, к. филос. н., доцент БИСТ.

  2. Г.Х. Казакбаева, к. социол. н., доцент ВЭГУ

Ó Токарева Г.Ф.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Программа курса «Социология и психология управления» составлена в соответствии с дополнительными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (региональный вузовский компонент). Социология управления - это раздел социологической науки, изучающей закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в сфере управления. Знание основ социологической теории управления – важное условие становления и развития у специалистов навыков, необходимых для будущей управленческой деятельности. Особое внимание уделяется изучению взаимодействию формальной и неформальной структуры организации, личных и безличных элементов в процессе управления, структуре мотивации и стимулирования трудовой деятельности, культуре организации и управления с точки зрения их влияния на организационное поведение, внешнюю среду организации в связи с социальными отношениями в обществе.

1. Цели и задачи дисциплины

Учебный курс «Социология и психология управления» имеет своей главной целью формирование у студентов общего систематизированного представления о теории, методологии познания и регулирования социальных явлений и процессов. Это предполагает уяснение студентами специфики управленческих отношений как особого вида социальных отношений, особенностей социологического подхода к управленческой деятельности.

Программа ставит своей целью:

  • способствовать овладению студентами знаниями всех сторон жизни общества, его социальной структуры, движущих сил его развития и деятельности различных социальных групп и личностей;

  • раскрыть проблемы социологии управления, социологические теории и концепции управления;

  • показать специфику социальных отношений в процессе управления;

  • познакомить студентов с социологическими методами анализа управленческих процессов;

  • сформировать навыки применения социологического инструментария в управленческой практике.

Задачи курса предполагают изучение:

  • основных теорий и концепций социологии управления;

  • социальной сущности управленческой деятельности, ее структуры, принципов, методов;

  • основных методов социологического анализа и их применения;

  • социальных технологий управленческой деятельности;

  • основных социальных институтов, обеспечивающих управление общественными отношениями.

В ходе изучения курса студент должен знать:

  • историю развития социологической мысли и выработанные в ходе ее основные понятия (категории), идеи и теории, необходимые для анализа управленческой деятельности;

  • основные структуры организаций и управления, внешней среды, теории мотивации и инноваций в социологии управления;

  • информационно-коммуникативные основы управленческой деятельности;

  • теоретические основы регулирования социальных процессов.

В ходе изучения курса студент должен уметь:

  • владеть концептуальным аппаратом;

  • иметь представление о наиболее важных эмпирических исследованиях в данной области.

2. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины

В Башкирском институте социальных технологий (филиале) АТиСО на дневной и заочной форме обучения изучение курса «Социология управления» проходит в течение пятого или шестого семестров учебного года и завершается зачетом.

Программа курса включает тематику лекционных занятий с изложением основных вопросов, которые Вы должны освоить в результате изучения предмета, а также учебный план курса, позволяющий определить объем времени, затрачиваемый на изучение каждого раздела.

Дополнительно к программе курса прилагается план семинарских занятий. Список рекомендуемой литературы составлен из тех учебников, учебных пособий, монографий, с которыми Вы можете ознакомиться в библиотеках города и Башкирского института социальных технологий (филиале) АТиСО. Рекомендуется использовать также и Интернет ресурсы, сайты основных социологических и маркетинговых центров, на которых Вы найдете дополнительную информацию по предложенным для обсуждения проблемам.

Для успешного освоения курса необходимо предварительно изучить такие курсы как:

  • «Социология»

  • «Теория управления»

  • «Теория организации»

  • «Социальная психология»

2.1. Форма контроля

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих параметров:

20% - посещаемость семинарских занятий;

30% - активность на семинарских занятиях;

10% - промежуточный контрольный тест;

40% - оценка за экзамен (зачёт).

Посещение каждого семинарского занятия оценивается в 10 баллов. Пропущенные занятия студент обязан отработать, изучив все вопросы пропущенного семинара (т.е. быть готовым ответить на любой из них), и представив по одному из вопросов письменный доклад в тетради, предназначенной для семинаров.

Активность на семинарском занятии максимально оценивается в 10 баллов с учётом следующих критериев:

  1. выступление с докладом. При подготовке доклада необходимо пользоваться не столько учебной литературой – учебниками и учебными пособиями (не более 5 баллов), сколько первоисточниками – книгами или статьями в научных журналах (= 10 баллов). Формат выступления: выделить главную авторскую мысль и кратко изложить (5 мин.) основное содержание текста; высказать свои комментарии по поводу текста; ответить на вопросы группы и преподавателя (если они есть).

  2. активность тех, кто не является докладчиком оценивается по вопросам к докладчику, заданным по существу обсуждаемой темы, или дополнениям в виде комментариев и суждений по изучаемой теме (=3 балла).

Промежуточный контрольный тест (по пройденному материалу) представляет собой десять утверждений, заведомо ложных, либо истинных, с каждым из которых студенту предложено согласиться, либо не согласиться. Результаты тестирования оцениваются следующим образом:

0 ошибок = 10 баллов;

1 ошибка = 9 баллов;

2 ошибки = 8 баллов;

3 ошибки = 7 баллов;

4 и более ошибок = 0 баллов.

Оценка за экзамен (зачёт) ставится согласно следующим критериям:

  1. полнота содержания ответа;

  2. умение логично, грамотно и доходчиво излагать свои мысли.

Дополнительной формой контроля является написание письменной работы на одну из предложенных тем (тематику рефератов , контрольных работ и домашних заданий см. ниже). Минимальный объем привлекаемой литературы – 5 источников. Минимальный объём работы с учётом титульного листа, содержания и списка литературы – 20000-25000 знаков (с пробелами), т.е. примерно 12-15 страниц. Шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал.

3. Тематический план

3.1. Учебным планом по данному курсу предусмотрены следующие

виды занятий:

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ОЧНАЯ

ЗАОЧНАЯ

Общая трудоемкость дисциплины

84

54

Аудиторные занятия

34

14

Лекции (ЛК)

14

8

Семинары (ПЗ)

20

6

Самостоятельная работа (СР)

50

50

Контрольная работа (КР)

+

+

Реферат (Р)

+

+

Домашнее задание (ДЗ)

+

+

Вид итогового контроля

зачет

зачет

3.2. Распределение часов по времени

п/п

Тематика занятий

Часов

Всего

Из них

лекции

семинар

самост. раб.

1

Социология управления как отрасль социологической науки

9

2

2

5

2

Возникновение и основные этапы развития социологии управления

9

2

2

5

3

Управление как объект социологического анализа

9

2

2

5

4

Система управления как совокупность социальных отношений

16

2

4

10

5

Социальные технологии управленческой деятельности и ее эффективность

16

2

4

10

6

Информационное обеспечение управленческой деятельности

16

2

4

10

7

Управление в социальных организациях

9

2

2

5

Всего по курсу

84

14

20

50

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 -«Экономика» идр.)

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Менеджмент. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 –«Экономика» и др.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030501(65) «Юриспруденция» томск-2011

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения по специальности «050708 Педагогика и методика начального образования» Печатается по решению

    Учебно-методический комплекс
    кафедра русской и зарубежной филологииСтерлитамакского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова;кандидат филологических наук, доцентЗ.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной и очно-заочной формы обучения Москва (1)

    Учебно-методический комплекс
    Государственные требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программу подготовки юриста по специальности 021100 – юриспруденция.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения (4)

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское процессуальное право [текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2007.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов экономических и управленческих специальностей и направлений подготовки Уфа 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов экономических и управленческих
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов финансового факультета БИСТ, включает цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины, основные дидактические единицы, объем дисциплины и виды учебной
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (64)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  9. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», 030500 «Юриспруденция».

Другие похожие документы..