Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

МИТРАХОВИЧ Вячеслав Александрович

педагогическая концепция

ФОРМИРОВАНИя ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ

в условиях ВОИНСКОГО СОЦИУМА

13.00.08 – теория и методика
профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук

Волгоград — 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном
образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет».

Научный консультант – доктор педагогических наук, профессор
борытко Николай Михайлович.

Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель
науки РФ, доктор педагогических наук,
профессор (АОУ «Институт переподготов-
ки и повышения квалификации руководя-
щих кадров и специалистов системы со­-
циальной защиты населения города Моск-
вы», профессор кафедры психологии и пе-
дагогики);

Ефремов Олег Юрьевич, доктор педагоги-
ческих наук, профессор (ФГКОУ ВПО
«Военная академия связи им. Маршала
Советского Союза С.М. Будённого»,
г. Санкт-Петербург, зав. кафедрой гумани-
тарных и социально-экономических дис-
циплин);

Вырщиков Анатолий Николаевич, доктор
педагогических наук, профессор (ГОУ
ДПО «Волгоградская государст­венная ака-
демия повышения квалификации и пере-
подготовки работников образования», пер-
вый проректор).

Ведущая организация – ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский во-
енный институт внутренних войск

МВД России».

Защита состоится 28 сентября 2012 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400131, г. Вол­гоград, пр.им. В. И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волго­­градского государственного социально-педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: 27 июня 2012 г.

Автореферат разослан 27 июня 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А. А. Глебов

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что кардинальное реформирование Вооруженных Сил России, увеличение доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (военнослужащие-контрактники), выявили острую потребность в концептуальной разработке проблемы формирования профессионализма у военнослужащих указанной категории в условиях воинского социума: теоретико-методологических оснований, целевых установок, принципов, модели их реализации, технологического обеспечения.

Анализ новой общности военнослужащих, основанный на изучении междисциплинарной научной литературы, руководящих документов, проведенных социологических опросов, нашего личного опыта, раскрывает у военнослужащих-контрактников как положительные черты (зрелость; социальный опыт; опыт семейной жизни; наличие определенных навыков и умений, соответствующих приобретенной ранее военно-учетной специальности; значительно более высокий уровень подготовки, чем у только что пришедшего из учебных соединений сержантского состава; хорошая адаптируемость к условиям казарменной жизни; массовое привлечение к конт­рактной военной службе женщин), так и отрицательные (неприспособленность к рыночным условиям; опыт «дедовщины», насилия и унижения в период прежней воинской службы; эгоцентричный, авторитарный стиль поведения; потребительская мотивация к службе по контракту; низкий уровень удовлетворенности выбранной профессией; неготовность ограничить себя жесткими армейскими требованиями; неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать профессиональную службу в армии; недоверчивое и скептическое отношение к своим командирам). Вмес­те с тем именно военнослужащим-контрактникам поручается выполнение наиболее важных, сложных и ответственных задач. Все это существенно повышает требования к работе по профессиональной социализации военнослужащих-контрактников с учетом специфики данной категории военнослужащих и всего воин­ского социума.

Основные требования к солдатам и сержантам, проходящим службу по контракту, изложены в законах РФ, постановлениях Правительства РФ, военной присяге, воинских уставах, приказах и директивах министра обороны, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, в нормативных актах министерства обороны РФ, регламентирующих обеспечение службы по контракту. Однако сложившаяся традиционная система военно-профессиональной подготовки обнаруживает недостаточную эффективность при формировании профессионализма военнослужащих контрактной службы. В связи с этим, как показывает анализ успешной войсковой практики, качественная организация профессионального образования военно­служащих-контрактников требует наряду с традиционными директивными способами профессиональной подготовки использования формирующих влияний воинской среды, которые не только дополняют, но и повышают результативность традиционной системы профессиональной подготовки и социализации военнослужащих.

Поскольку всякая социальная среда есть продукт соответствующего социума, то управление военной средой в ее педагогическом (формирующем) влиянии на военнослужащих-контрактников в целях их профессионально-личностного роста наиболее эффективно через воинский социум, что говорит о необходимости выявления и обоснования механизма такого педагогического влияния на процесс формирования профессионализма военнослужащего указанной категории, потребности в разработке целостной педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума и определения направлений по обеспечению ее эффективности.

Воинский социум длительное время остается неизменным ввиду высокого уровня формализации и регламентации и представляет собой исторически сложившуюся устойчивую общность как неотъемлемую часть российского общества. Это объединение людей с общественно значимыми социальными функциями, корпоративными интересами, своеобразной субкультурой отношений и поведения, спецификой нравственных и патриотиче­ских императивов и духовных ценностей, обусловленных профессиональной ролью защитника Отечества. Сохранение, развитие и использование воинского социума как педагогического средства составляют объект постоянной заботы каждого командира, поскольку вне и без воинского социума невозможны профессиональная социализация военнослужащих всех категорий и формирование профессионально важных качеств, воинского мастерства, необходимых для успешного выполнения задач по защите Отечества.

Однако анализ деятельности командиров воинских подразделений по организации процесса формирования профессионализма военнослужащих-контрактников в войсковой практике показывает, что более 92% опрошенных офицеров, понимая важность использования воинского социума в целях профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников, или не знают, как его использовать, или игнорируют его на практике. В их деятельности при организации педагогического процесса обнаруживаются недостаток психолого-педагогической и методической подготовки, неумение создавать соответствующие условия и технологизировать свою деятельность для целенаправленного и эффективного профессионального образования и социализации военно­служащих-контрактников. Неразработанность этих вопросов в теории отрицательно отражается на социально-педагогической деятельности воинских подразделений, воинских частей, их деятельности по защите Отечества.

Вместе с тем в педагогической науке накоплен значительный опыт исследования профессионализации представителей различных профессий, в том числе и военной. Результаты этих научных поисков и составили теоретические предпосылки нашего исследования.

В первой группе работ, способствующих выявлению теоретико-методологических основ педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума, широко представлены определения и состояния организационной структуры социума в целом(И.Н. Борисов, А.Н. Пригожин) и воинского в частности (Ю.И. Дерюгин, В.В. Серебрянников, Ю.Г. Спицын); сущность и типологизация социальных сфер (И.А. Липский, О.Г. Про­хорова, Ю.В. Савин) и социальных институтов (В.М. Быченков, А.А. Владимиров, Н.П. Гуляева, А.В. Зельманов, Н.М. Коржевская, И.И. Лейман); системность и системный подход при изучении социальных и педагогических явлений (В.Г. Афа­насьев, Ю.К. Бабанский, И.В. Блауберг, В.С. Ильин, В.В. Сериков, Э.Г. Юдин); социальная и профессиональная стратификация общества (В.К. Антонова, Л.А. Беляева, М. Вебер, З.Т. Голенкова, П.А. Сорокин); ментальность общества (А.В. Брушлинский, Г.Д. Гачев, А.А. Королев, Г.В. Палаткина); воинское обучение и воспитание на разных этапах исторического развития Вооруженных Сил России (М.С. Галкин, М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов); сущность потенциала и его структуры (А.М. Бод­нар, Г.И. Гапонова, О.О. Киселева, В.Н. Марков, Е.А. Мясоедова, В.Г. Рын­дак, М.Т. Шафиков); особенности индивидуального, личностного, профессионального развития человека (К.А. Абульханова-Слав­ская, Б.Г. Ананьев, Ф.С. Базаева, Л.И. Божович, Н.М. Борытко, Л.С. Выгот­ский, В.П. Каширин, А.Н. Леонтьев, О.А. Мацкайлова, Н.С. Пряжников, С.Л. Ру­бинштейн, В.В. Садовая) и др.

Вторую группу исследований, позволяющих разработать и теоретически обосновать педагогическую концепцию формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума, составляют работы о сущности воинского труда и месте профессиональных военных в социальной структуре общества (В.Н. Гри­шай, Ю.И. Дерюгин, В.В. Серебрянников, Ю.Г. Спицын); целостном, системном характере общего и военного профессионализма (А.Н. Бухарова, А.Н. Вырщиков, В.Н. Гришай, А.А. Деркач, С.А. Дружилов, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.С. Марков, Ю.П. Поваренков, И.И. Проданов, В.А. Цвык); содержании, принципах и закономерностях образования человека на разных этапах его развития (Ю.К. Бабанский, Н.М. Борытко, В.С. Ильин, И.А. Колесникова, Я.А. Коменский, В.В. Краев­ский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Н.К. Сергеев, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова) и др.

Третью группу исследований, позволяющих экспериментально апробировать педагогическую концепцию формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума, составляют труды по методологии современной педагогики (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.В. Загвязинский, В.С. Ильин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина); моделированию педагогической деятельности в различных образовательных комплексах и системах (Н.М. Борытко, Н.Ю. Ермилова, Г.М. Ильмушкин, М.В. Кла­рин, И.А. Липский, Л.И. Но­викова, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, И.Г. Фо­мичева, В.А. Штофф); оценке эффективности педагогической деятельности в различных социумах (Ш.А. Амонашвили, Е.К. Артищева, Н.М. Борытко, М.Д. Камбалова, Н.В. Селезнев, М.А. Туулик) и воинского в частности (В.А. Бондаренко, П.Н. Городов, В.Н. Гришай, А.В. Крав­цов, А.М. Пырский, И.А. Сирков­ский, А.М. Тютченко) и др.

Четвертую группу исследований, позволяющих определить и обос­новать направления по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума, составляют труды по проблемам целостного познания педагогизации как социального и педагогического феномена (Ю.С. Брод­ский, М.Е. Жда­нов, С.Г. Заец, Т.Г. Зеленова, И.А. Липский); преобразования социально-педагогической инфраструктуры в контексте воспитательно-образовательной среды, пространства, системы, а также в виде самостоятельных инфраструктурных элементов образовательно-воспитательной направленности (Т.Ф. Борисова, Н.М. Борытко, В.Г. Бочарова, И.В. Василенко, М.П. Гурьянова, С.Н. Затолока, Т.Г. Зеленова, Г.М. Ильмушкин, В.А. Караковский, Е.М. Карпова, Л.И. Новикова, О.Г. Прохорова, М.И. Рожков, Т.В. Рябова, Н.Л. Селиванова, В.Д. Се­менов); формирования компетенций в системе образования и у специалистов различных профессий (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.Б. Кривцов, Н.А. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, Т.В. Максимченко, И.В. Овсянников, О.А. Осокина, Е.Ю. Панцева, С.А. Полякова, Е.И. Сахарчук, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, W. Hutmacher); методологии современной военной педагогики (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, О.Д. Вьюшин, П.Н. Городов, Н.И. Киряшов, И.А. Липский, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзов, А.П. Шарухин); междисциплинарного изучения мотивации в общем (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.Ф. Дружинин, Л.С. Жихарева, В.А. Иванников, С.Б. Каверин, М.Ш. Магомед-Эминов, В.В. Юклянюк, П.М. Якобсон) и в соответствии с запросами военной практики (В.В. Богуславский, Г.А. Волковицкий, В.И. Ковалев, Ю.В. Масюк, Ю.В. Ше­ремета); социальных и педагогических технологий (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Н.М. Борытко, Б.С. Гершунский, О.Ю. Ефремов, Е.С. Заир-Бек, И.В. Котляров, Е.А. Крюкова, И.А. Липский, Л.В. Марда­хаев, В.М. Монахов, В.Е. Радионов, А.Г. Селевко, Г.К. Селевко, В.В. Се­риков и др.).

Существуют и практические предпосылки для решения проблем формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. К ним можно отнести усиление внимания на государственном уровне к кардинальным изменениям в структуре Вооруженных Сил РФ, направлениях их деятельности, в системе военно-профессионального образования, в создании условий, обеспечивающих по­следовательный переход к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, в добровольном порядке поступающими на военную службу на эти должности, а также в создании боеготовых, профессионально подготовленных воинских частей.

Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству определены направления военного строительства, одним из которых является совершенствование системы подготовки мобилизационных ресурсов и комплектования Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

С 1 декабря 2009 г. на основании руководящих документов органов высшего военного управления решение этой задачи обеспечивается отбором и подготовкой профессиональных сержантов-контрактников в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ по программам среднего профессионального образования. Однако из-за неразработанности методологической базы организации педагогического процесса военнослужащие-контрактники, прошедшие такие краткосрочные курсы подготовки, мало соответствуют представлениям о младшем командире и квалифицированном специалисте.

Несмотря на широкое использование в теоретических исследованиях и практическом опыте термина «профессионализм военнослужащих-контракт­ников», исследователи не пришли к обоснованному мнению относительно его смысла и содержания, способов формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. Все более обостряются противоречия между:

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  5. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  8. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  9. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.

Другие похожие документы..