Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

 объективной потребностью Вооруженных Сил РФ в военнослужащих контрактной службы, в разработке процесса их профессионализации и не­определенностью механизма педагогического влияния воинского социума на профессионализм военнослужащего контрактной службы, как следствие этого – практически полное отсутствие у различных категорий командиров и начальников системы социально-педагогиче­ских знаний, способствующих высокопрофессиональному решению социально-педагогических задач в воинском коллективе;

 потребностью в системном характере профессионального формирования личности военнослужащего-контрактника в условиях социальной военной среды и неразработанностью концептуальных оснований формирования профессионализма в условиях воинского социума, что не позволяет организовать системную деятельность по формированию профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума;

 необходимостью формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума и неразработанностью модели этого процесса (цели, задачи, средства, условия), а также критериев оценки его эффективности;

 отдельными разрозненными попытками реализовать разнообразные методы, формы учебно-воспитательной работы в воинском социуме и неразработанностью ключевых направлений по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

Необходимость разрешения указанных противоречий в целях профессионализации военнослужащих-контрактников в условиях воинского социума обусловила постановку проблемыисследования – обоснование концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы на основе реализации педагогического потенциала воинского социума через педагогизацию воинского социума и профессионализацию офицер­ского состава воинской части, развитие мотивации военнослужащих конт­рактной службы к овладению профессионализмом и технологизацию педагогического влияния воинского социума на формирование профессионализма военнослужащих указанной категории.

Такая постановка научной проблемы обусловливает, с одной стороны, теоретический уровень исследования (принципы, прогностическая модель, критериальный аппарат оценки ее эффективности), а с другой стороны, определяет тему исследования: «Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума».

Объектом исследования является воинский социум, предметом – формирование профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

Цель исследования – разработать педагогическую концепцию формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. Она обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач:

1) выявить теоретико-методологические основы разрабатываемой концепции;

2) теоретически обосновать ее основные положения;

3) апробировать концепцию в экспериментальной работе;

4) выделить основные направления по обеспечению эффективной реализации.

Гипотеза исследования состоит в том, что система военно-профессио­нальной подготовки будет более эффективной в формировании профессионализма военнослужащих контрактной службы, если традиционные директивные способы профессиональной подготовки сочетать с формирующими влияниями военной среды, которые не только дополняют, но и повышают результативность действующей системы профессиональной подготовки и социализации военнослужащих. Механизм управления военно-профессио­нальной средой раскрывается через развитие и реализацию педагогического потенциала воинского социума при ориентации на следующие концептуальные положения:

 Методологическим ориентиром в управлении формирующими влияниями военной среды являются реализация и развитие педагогического потенциала воинского социума, который раскрывается через интеграцию общих педагогических характеристик социума (исторической преемственно­сти, социокультурности, системности и др.) и специфиче­ских характеристик воинского социума (нормативно-правовой обусловленности, традиционности, ритуальности).

 Теоретическое обоснование педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума включает в себя разработку следующих концептов:

целевого, определяющего профессионализм военнослужащего-конт­рактника как цель его военно-профессиональной подготовки;

– нормативно-педагогического, определяющего механизмы и соответст­вующие им принципы деятельности командиров воинских подразделений, воинских частей по формированию профессионализма военно­служащих контрактной службы в условиях воинского социума.

 Экспериментальная апробация педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в усло­виях воинского социума включает в себя обоснование следующих концептов:

модельного, определяющего содержание деятельности командиров (этапы, цели, задачи и основные средства формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума);

критериального, определяющего уровни сформированности профессионализма и диагностический инструментарий для ее оценки, а также условия эффективного формирования профессионализма в условиях воин­ского социума.

 Основными направлениями обеспечения эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума являются:

педагогизациявоинского социума через его взаимодействие с со­циальной военной средой с целью создания благоприятных условий для профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников;

профессионализация офицерского состава как процесс формирования у офицерского состава воинской части (корабля) социально-педагогической культуры;

развитие мотивации военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом как целенаправленная активизация у них внутренних побуждений (мотивов) к профессионально-личностному росту путем преднамеренного создания стимулов (внешних побудителей);

технологизация педагогического влияния воинского социума на формирование профессионализма военнослужащих контрактной службы как оптимальная, спроектированная, детализированная деятельность воинского социума воинской части по обеспечению достижения цели – формирования профессионализма.

Методологическую основу исследования составляют совокупность методов и принципов научного познания разных уровней при координирующей роли целостного подхода в концепции научной школы проф. В.С. Ильина.

1. В основу исследования профессионализма военнослужащих контракт­ной службы положен метод комплексного социально-философского анализа профессиональных явлений в обществе с исследованием специфики воинского труда (М.И. Дьяченко, Л.Г. Лаптев, С.И. Съедин), его профессио­нализации (А.Н. Бухарова, В.Н. Гришай, Л.Г. Лаптев, А.С. Мар­ков), его мотивации (В.И. Ковалев, О.В. Масюк). Многообразие используемых принципов (принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г. Анань­ев, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов); принцип единст­ва сознания и деятельно­сти (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принцип целостного изучения лично­сти (А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин)) обусловлено философским (В.А. Цвык), социологическим (В.Н. Гришай), акмеологическим (А.А. Деркач, С.А. Дружилов, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) рассмотрением профессионализма как комплексного, сложного и многостороннего явления.

Кроме того, в работе использовано и акмеологическое содержание принципов комплексности (Б.Г. Ананьев), системности (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов), субъектно­сти (К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский, А.С. Огнев, С.Л. Рубинштейн), объективности, принципы психологического детерминизма и развития (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский, В.С. Мер­лин, С.Л. Рубинштейн), изучения человека в его прогрессивном развитии как личности, субъекта труда и индивидуальности; единства человека и деятельности; единства общего, особенного и единичного; активности; инвариантности; гуманизма. Методологиче­скую функцию в этой части исследования выполняли гуманитарно-целостный, средовый, системно-функциональный, профессионально-деятельностный, личностно-социально-дея­тельностный, компетентностный подходы.

2. При изучении педагогических и специфических характеристик воинского социума и его педагогического потенциала в качестве наиболее надежного инструмента использовался диалектический метод в совокупно­сти его законов, принципов и диалектически полярных категорий. Принципиальное значение имели принципы диалектического анализа, а именно: принципы развития, детерминации, полярности; взаимосвязи с выходом на принцип системности.

Использовались общефилософские и психолого-педагогические положения о взаимосвязи и взаимозависимости явлений социальной действительности; о социальной иерархии как системе последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему и характеризующих многоуровневость социального целого; о социальной организации как институциональном элементе социальной структуры (И.Н. Борисов, М. Вебер, А.А. Владимиров, Н.М. Коржевская, И.И. Лейман, А.Н. Пригожин, Г. Спенсер, Р.К. Шеметило); о социальных институтах педагогического и непедагогического характера как устойчивой форме организации социальной жизни, специфически функционирующих на уровне воинского социума (И.А. Липский, Ю.В. Савин); о взаимодействии социальной среды и ее роли в становлении и формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин­штейн, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов); о педагогизации среды как необходимом условии позитивного формировании личности (В.Г. Бо­чарова, Ю.С. Бродский, В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова); о целостности системности исследования педагогических явлений и процесса в социуме (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, И.В. Блауберг, Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, Э.Г. Юдин); о воспитании как основополагающем факторе, обеспечивающем развитие и саморазвитие личности (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, И.А. Колесникова, Н.К. Сергеев, Н.Е. Щуркова); о личностно ориентированном подходе к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Н.Е. Щур­кова).

Методологическую функцию в исследовании выполняли средовый, историко-логический, системно-функциональный, профессионально-дея­тельностный, социально-педагогический,личностно-социально-деятельностный подходы.

Исследование проводилось в 1994–2012 гг. и включало четыре этапа.

Предварительный этап (1994–2002 гг.) – проводился анализ учебно-воспитательной работы в войсковой практике, руководящих документов органов военного управления, научной и специальной литературы, посвященной проблемам формирования и развития военнослужащих различных категорий, выявлялись основные научные подходы к построению системы духовного и нравственного воспитания различных категорий военнослужащих. Результатом работы явилась кандидатская диссертация «Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации» (2002 г.).

Первый этап (2003–2005 гг.) – анализировался передовой опыт педагогизации различных типов социумов; профессионализации представителей различных профессий, в частности военнослужащих; проводились изучение, анализ и обобщение социально-педагогической деятельности в воин­ских частях; велась теоретическая разработка модели формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. В соответствии с концепцией и планом опытно-экспериментальной работы проведен поисковый эксперимент, накоплен эмпирический материал; разрабатывались общие подходы к решению проблемы, понятийный аппарат, а также была выдвинута рабочая гипотеза.

На втором этапе (2005–2010 гг.) проводились опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, подтверждалась актуальность исследования; апробация модели формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума; констатирующий и формирующий педагогические эксперименты; определялись направления обеспечения эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

Третий этап (2010–2012гг.)  включал обработку, анализ, обобщение и проверку достоверности полученных в ходе опытно-экспериментальной работы выводов и результатов, итоговых материалов; корректировку разработанных на предыдущих этапах исследования концепции, модели; разработку методических и научно-методических рекомендаций для военных управленческих и воспитательных структур; литературное оформление диссертации.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

на первом этапе исследования – историко-логический, структурный и сравнительный анализ, контент-анализ, синтез, обобщение научной и документальной литературы, документов органов военного управления по проблеме исследования; анализ, обобщение и сравнение передового опыта педагогизации различных типов социумов, профессионализации представителей различных профессий, социально-педагогической деятельности в воинских частях; диагностика социально-бытовой среды военнослужащих-контрактников; моделирование общей и частных гипотез исследования;

на втором этапе исследования – проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, опытно-экспериментальная работа (констатирующие и формирующие педагогические эксперименты), наблюдение (в естественных условиях, включенное, при моделировании сложных ситуаций воинского труда, в процессе тестирования, совместных мероприятий); методы педагогической социологии (анкетирование, интервьюирование военнослужащих различных категорий, экспертная оценка, мониторинг), психологические (применение бланковых (индивидуальных и групповых) тестов, анкет); методы математической статистики (методы качественной и количественной обработки результатов, ранжирование, процентное распределение);

на третьем этапе исследования – экспертная оценка, изучение педагогической документации; анализ результатов воинского труда, наблюдения; экстраполяция тенденций; изучение и обобщение передового педагогиче­ского опыта.

Базой исследования для получения эмпирических данных явились воинские части различного профиля, входящие в организационно-штатную структуру 4-го Государственного центрального межвидового полигона (ГЦМП) МО РФ и воинская часть Южного военного округа, дислоцирующиеся в г. Знаменске Астраханской области. Опытно-экспериментальной работой были охвачены военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (общий объем выборки, обеспечивающей репрезентативность данных, составил 672 военнослужащих), штатный офицерский состав различных категорий указанных воинских частей.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  5. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  8. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  9. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.

Другие похожие документы..