Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства

Фольклорно-экспедиционная практика – 2 недели.

Цикл общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин для вида

04 – дирижирование военно-духовым оркестром

ОПД.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин

1857

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1457

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

ОПД.Ф.02

Сольфеджио

Всестороннее развитие слуха на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западноевропейского романтизма, русской музыкальной классики XIX – начала XХ века, современных композиторов; освоение комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; изучение сольной вокальной и хоровой музыки различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами).

ОПД.Ф.03

Гармония

«Гармония» как категория эстетики и как музыкальный термин; принципы звуковысотной организации музыкальной ткани; взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке: гармония и ритм, гармония и форма; исторические типы звуковысотной организации: модальность, тональность, полярность. Функциональная система мажора и минора. Системы звуковысотной организации в музыке ХХ века.

Анализ гармонии и специфики связей гармонии с метроритмом в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Практические упражнения на гармонизацию заданного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и самостоятельных периодов; построение на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; игра на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. Творческие задания.

ОПД.Ф.04

Анализ музыкальных произведений

Знакомство с основами теории музыкального формообразования и главными этапами развития истории музыкальных форм; представления о закономерностях развития музыкального языка. Тема и принципы тематического развития; функции частей в музыкальной форме. Классификация форм: полифонические формы; гомофонные формы; циклические и оперные формы. Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Жанровая система музыки. Синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова: музыкальная и речевая интонация; музыка и поэтический текст. Изучение типовых музыкальных форм XVIII-XIX веков. Новые принципы формообразования в музыке ХХ века. Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений и их фрагментов.

ОПД.Ф.05

Полифония

Принципы полифонического письма в их историческом развитии от Средневековья до современности. Понятие «строгого» и «свободного» стиля в полифонии, Контрапунктическая техника. Система полифонических форм и жанров. Теория и этапы исторического развития фуги. Полифония как фактор развития в классических гомофонных формах. Новые формы полифонического письма в творчестве композиторов ХХ века (микрополифония, сверхмногоголосие и др.).

Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений или их фрагментов.

Выполнение письменных заданий (проработка различных видов техники письма и сочинение отдельных полифонических форм).

ОПД.Ф.06

История музыки (зарубежной, отечественной)

Комплексный подход к исторической типологии музыкальной деятельности: фольклор, популярная музыка, профессионализм устной традиции, опусная (композиторская) музыка, авангард и неоавангард как особый онтологический феномен в музыкальной культуре.

Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос. Музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции – разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка – развитие музыкального театра, опера, концертная жизнь, творческие школы. Музыка в эпоху Просвещения – философские идеи и музыка, музыка и общественно-политические движения, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Западноевропейская музыка и музыкальная культура России XIX века, влияние французской революции на развитие музыкального искусства, стилевые особенности музыки ХIХ века. Противоречия эпохи и музыкальная культура XX века, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства, разнообразие музыкальных стилей ХХ века. Творчество композиторов России и Запада в области академической музыки со времен окончательного формирования музыкального авангардизма. Панорама музыки разных направлений: электронная музыка, постсерийность, полистилистика, сонорика, минимализм, инструментальный театр, и т.д. Знакомство с важнейшими трудами по истории музыки.

ОПД.Ф.07

Фортепиано

Развитие навыков игры на фортепиано; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать данные навыки для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.Р.01

Безопасность жизнедеятельности

100

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

СД.00

Цикл специальных дисциплин

6177

СД.Ф.00

Федеральный компонент

5777

СД.Ф.01

Дирижирование

Практическое освоение концертного репертуара для военно-духового оркестра, охватывающего различные национальные школы и различные периоды истории музыки; совершенствование мануальной техники; усвоение методики исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе; изучение специальной учебно-педагогической литературы по вопросам техники дирижирования, исполнительской интерпретации.

СД. Ф.02

Инструментоведение

Изучение инструментов современного военно-духового оркестра, их тембровых качеств и технических возможностей. Знакомство с особенностями исполнительской техники на духовых инструментах (штрихи, аппликатура, особые приемы звукоизвлечения).

СД. Ф.03

Инструментовка

Формирование представлений о тембро-фактурной организации оркестровой ткани, раскрывающей различное художественно-образное содержание музыкальных произведений. Принципы и приемы инструментовки, обработки и аранжировки произведений различных стилей и жанров для военно-духового оркестра.

СД. Ф.04

Чтение партитур для военно-духового оркестра

Изучение партитур различных стилей и жанров для военно-духового оркестра. Виды анализа оркестровых партитур. Методы, способы и приемы чтения партитур за фортепиано.

СД. Ф.05

Военно-оркестровая служба

Формирование навыков управления военно-духовым оркестром при проведении воинских ритуалов, марш-парада и плац-концерта; обучение действиям военных музыкантов в строю. Изучение и практическое освоение произведений служебно-строевого репертуара. Овладение специфическими приемами и знаками по управлению военным оркестром в строю и на плац-концерте. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность военно-оркестровой службы ВС РФ. Основы методики подготовки военно-духового оркестра к служебной деятельности.

СД. Ф.06

Методика репетиции и дирижерская практика в военно-духовом оркестре

Овладение методическими приемами и принципами работы с военно-духовым оркестром. Приобретение практических навыков в проведении репетиций и работе над произведениями концертного и служебно-строевого репертуара, позволяющих демонстрировать зрелость и осмысленность дирижерской интерпретации.

СД. Ф.07

Инструменты военно-духового оркестра

Совершенствование практических навыков профессионального исполнительства на одном из духовых или ударных инструментов. Развитие способностей к обобщению исполнительского и педагогического опыта, самостоятельной работе над инструктивным материалом и музыкальными произведениями различных форм, стилей и жанров.

СД. Ф.08

Методика обучения игре и практическое ознакомление с инструментами военно-духового оркестра

Приобретение теоретических знаний в области общей методики обучения игре на духовых и ударных инструментах. Знакомство с методикой и спецификой проведения занятий с ротными сигналистами-барабанщиками. Практическое ознакомление и овладение начальными навыками игры на инструментах военно-духового оркестра.

СД. Ф.09

Оркестровый класс

Систематическая репетиционная и концертно-исполнительская деятельность оркестра студентов под руководством ведущих педагогов кафедры на уровне, определяющем перспективу самостоятельной профессиональной работы выпускников; работа над репертуаром различных эпох и стилей, включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов; суммирование аналитического, интуитивного, эвристического методов, всех знаний и умений, получаемых студентами.

СД. Ф.10

Музыкальная самодеятельность воинской части

Организация музыкальной самодеятельности воинской части. Изучение основ хорового искусства и хоровой аранжировки. Знакомство с современной звукоусиливающей аппаратурой.

СД. Ф.11

Исполнительская практика

Приобретение практических навыков музыканта военно-духового оркестра при обеспечении воинских ритуалов и массовых мероприятий; совершенствование исполнения оркестровых +партий служебно-строевого репертуара; совершенствование строевой выучки, выполнения специальных приемов с духовыми и ударными инструментами военно-духового оркестра; закрепление знаний проведения воинских ритуалов и массовых мероприятий с участием военно-духового оркестра.

СД.Ф.12

Войсковая (профессиональная) практика

Приобретение опыта в исполнении должностных обязанностей военного дирижера, навыков совершенствования учебно-материальной базы военного оркестра, организации и несения службы в суточном наряде.

СД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

СД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ФТД.00

Факультативы

210

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (1)

    Образовательный стандарт
    01 – фортепиано, орган – концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (3)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050200 "Режиссура театра" - 5 лет.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (4)

    Образовательный стандарт
    Режиссура театра – профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств (театральное искусство разных видов, эстрадное исполнительство, цирковое искусство), предполагающая постановку спектаклей, концертных, цирковых программ.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (5)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (6)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (7)

    Образовательный стандарт
    Художник-постановщик театра, художник-постановщик в театре кукол, художник по сценическому костюму, являясь автором произведения сценографического искусства, в процессе реализации его художественного замысла осуществляет авторский
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (8)

    Документ
    Специальность обеспечивает через систему исторически сложившихся и значимых для культуры образовательных программ подготовку художников для профессиональной творческой деятельности в сфере станковой графики, искусства книги, плаката,
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (9)

    Образовательный стандарт
    1.2. Квалификации выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство" в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (10)

    Образовательный стандарт

Другие похожие документы..