Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства

Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл специальных дисциплин для вида

02 - дирижирование академическим хором

ОПД.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин

2020

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1620

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

ОПД.Ф.02

Эстетика

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.

ОПД.Ф.03

История искусства

Искусство Древнего мира, Средневековья, Ренессанса и Нового времени; мировое искусство XIX-XX века: направления и стили. Основные этапы развития русского искусства. Тенденции и перспективы развития современной художественной культуры. Охрана и использование памятников искусства.

ОПД.Ф.04

Музыкальная психология

Психологические проблемы профессиональной музыкальной деятельности: основы психологии музыкального слуха и особенности слуха музыканта; психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления; психология музыкального творчества и восприятия музыки; основы психологии индивидуальности и личности; эмоциональный мир человека и эмоциональное воздействие музыки; психологические факторы профессионального общения и обучения; психологические особенности возрастного, личного и профессионального развития и др.

ОПД.Ф.05

Сольфеджио

Всестороннее развитие слуха на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западноевропейского романтизма, русской музыкальной классики XIX – начала XХ века, современных композиторов; освоение комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; изучение сольной вокальной и хоровой музыки различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами).

ОПД.Ф.06

Гармония

«Гармония» как категория эстетики и как музыкальный термин; принципы звуковысотной организации музыкальной ткани; взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке: гармония и ритм, гармония и форма; исторические типы звуковысотной организации: модальность, тональность, полярность. Функциональная система мажора и минора. Системы звуковысотной организации в музыке ХХ века.

Анализ гармонии и специфики связей гармонии с метроритмом в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Практические упражнения на гармонизацию заданного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и самостоятельных периодов; построение на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; игра на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. Творческие задания.

ОПД.Ф.07

Анализ музыкальных произведений

Знакомство с основами теории музыкального формообразования и главными этапами развития истории музыкальных форм; представления о закономерностях развития музыкального языка. Тема и принципы тематического развития; функции частей в музыкальной форме. Классификация форм: полифонические формы; гомофонные формы; циклические и оперные формы. Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Жанровая система музыки. Синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова: музыкальная и речевая интонация; музыка и поэтический текст. Изучение типовых музыкальных форм XVIII-XIX веков. Новые принципы формообразования в музыке ХХ века. Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений и их фрагментов.

ОПД.Ф.08

Полифония

Принципы полифонического письма в их историческом развитии от Средневековья до современности. Понятие «строгого» и «свободного» стиля в полифонии, Контрапунктическая техника. Система полифонических форм и жанров. Теория и этапы исторического развития фуги. Полифония как фактор развития в классических гомофонных формах. Новые формы полифонического письма в творчестве композиторов ХХ века (микрополифония, сверхмногоголосие и др.).

Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений или их фрагментов.

Выполнение письменных заданий (проработка различных видов техники письма и сочинение отдельных полифонических форм).

ОПД.Ф.09

История музыки (зарубежной, отечественной)

Комплексный подход к исторической типологии музыкальной деятельности: фольклор, популярная музыка, профессионализм устной традиции, опусная (композиторская) музыка, авангард и неоавангард как особый онтологический феномен в музыкальной культуре.

Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос. Музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции – разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка – развитие музыкального театра, опера, концертная жизнь, творческие школы. Музыка в эпоху Просвещения – философские идеи и музыка, музыка и общественно-политические движения, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Западноевропейская музыка и музыкальная культура России XIX века, влияние французской революции на развитие музыкального искусства, стилевые особенности музыки ХIХ века. Противоречия эпохи и музыкальная культура XX века, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства, разнообразие музыкальных стилей ХХ века. Творчество композиторов России и Запада в области академической музыки со времен окончательного формирования музыкального авангардизма. Панорама музыки разных направлений: электронная музыка, постсерийность, полистилистика, сонорика, минимализм, инструментальный театр, и т.д. Знакомство с важнейшими трудами по истории музыки.

ОПД.Ф.10

Народное музыкальное творчество

Овладение теоретическими знаниями законов русского фольклора как особого типа художественной культуры устной традиции, обладающей самобытной жанровой и стилевой системой региональных исполнительских и этнографических комплексов. Познание особенностей народно-песенной речи, ритмической и ладовой структур, закономерностей формообразования на основе слухового восприятия аутентичных записей фольклора в условиях аудиторных и практических (экспедиционных) занятий. Темброво-интонационное и стилевое многообразие музыкального фольклора, характерные приемы исполнения. Специфика функционирования жанров музыкального фольклора. Роль обрядов в жизненном и календарном циклах. Овладение комплексным теоретическим анализом народно-песенного материала. Ознакомление с древнерусскими церковно-певческими распевами. Изучение этномузыковедческой специальной литературы и фольклорных сборников. Анализ современного состояния народного творчества как научно-теоретической дисциплины в области исполнительского фольклоризма.

ОПД.Ф.11

Фортепиано

Развитие навыков игры на фортепиано; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать данные навыки для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.Р.01

Безопасность жизнедеятельности

100

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

СД.00

Цикл специальных дисциплин

5180

СД.Ф.00

Федеральный компонент

4480

СД. Ф.01

Дирижирование

Музыкальное прочтение, исполнительская интерпретация дирижером произведений различных исторических эпох и стилей при участии ансамбля концертмейстеров. Широкий охват форм и жанров хоровой музыки. Совершенствование мануальной техники. Свободное и художественно выразительное исполнение хоровых произведений, их фрагментов и партий на фортепиано, сольфеджируя и с текстом. Изучение специальной, учебно-методической и исследовательской литературы по вопросам хоровой культуры.

СД. Ф.02

Чтение хоровых партитур

Формирование навыков самостоятельной работы с репертуаром; достоверное воспроизведение партитур (a cappella и с сопровождением) на фортепиано и голосом (горизонталь и вертикаль), чтение с листа, определение формы, фактуры, вокально-хоровых особенностей с целью выявления содержательной основы произведения. Транспонирование партитуры как способ выбора необходимых условий в репетиционном процессе.

СД. Ф.03

Хоровой класс

Систематическая репетиционная и концертно-исполнительская деятельность хора студентов на уровне, определяющем перспективу самостоятельной профессиональной работы выпускников. Исполнение произведений различных эпох и стилей (a cappella и с сопровождением), включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов. Реализация аналитического, интуитивного, эвристического методов, специальных знаний и умений, необходимых для дирижерской практики.

СД. Ф.04

История хоровой музыки

История хорового музыки от древности до наших дней. Изучение зарубежной, русской хоровой музыки разных стилей и направлений, народного песенного творчества на основе исполнительского анализа партитур. Важнейшие события хорового искусства; расширение специального музыкального кругозора с целью воспитания навыков составления репертуара и программ для хоровых коллективов.

СД. Ф.05

Вокальная подготовка

Понятие о работе голосового аппарата в пении. Профилактика и охрана голоса. Принципы подбора репертуара. Методические установки при обучении пению, изучение вокальных упражнений и попевок, выравнивание голоса на всем протяжении диапазона, сглаживание регистровых переходов. Раскрытие творческих способностей, развитие артистизма и образного мышления в процессе изучения музыкальных произведений разных стилей. Выработка навыков ансамблевого исполнительства.

СД. Ф.06

Хоровая аранжировка

Выполнение практических заданий по переложению партитур для различных составов и типов хора, предусматривающих разнообразные виды фактуры (гомофонно-гармоническая, полифоническая и т.д.). Составление хоровых партитур на основе сольных вокальных произведений (с сопровождением) различных эпох, стилей, типов фактуры. Создание обработок для хора с сохранением стилистических и художественных особенностей оригинального сочинения. Профессиональное оформление рукописи.

СД. Ф.07

Хороведение и методика работы с хором

Теория и история хорового исполнительства. Типы и виды хора, хоровые партии и составляющие их голоса, строй и ансамбль как эстетические категории, средства достижения хоровой выразительности, вопросы вокальной техники, хоровая дикция, орфоэпия, артикуляция.

Основные положения методики работы с хором: личность руководителя хора, приемы работы над партитурой, организационные вопросы внутренней жизни хора и его концертная деятельность, методические принципы подбора хорового репертуара, организация работы различных типов хоровых коллективов, формы проведения певческих праздников, фестивалей, смотров и конкурсов. Современное состояние хоровых коллективов

.

СД. Ф.08

Методика преподавания специальных дисциплин

Систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения дисциплин специального цикла.

Значение технической подготовки в дирижерской деятельности. Технологические и физиологические основы дирижерского искусства: дирижерский аппарат; структура дирижерского жеста, использование подготовительных упражнений в развитии основных элементов дирижерской техники; звуковедение и фразировка.

Владение основами теоретического и вокально-исполнительского анализа хоровой музыки разных эпох и стилей, необходимых для практической работы с хором. Умение работать с партитурой, включая хоровые произведения ХХ века. Ознакомление с методической литературой.

СД. Ф.09

Работа с хором

Развитие и закрепление всего комплекса знаний и навыков, полученных в ходе обучения в специальном классе. Изучение методов организации репетиций. Подготовка и публичное исполнение хоровых произведений и концертных программ (a cappella и с сопровождением), в которых демонстрируются чистота интонирования и строя, необходимый звуковой баланс и ансамблевая культура, верная нюансировка и агогика, четкая дикция, художественно-выразительная интерпретация, зрелость и осмысленность в использовании исполнительских средств.

Студенты I-IV курсов проходят практику на ансамблях и хорах однородного или смешанного составов, студенты V курса – с полным смешанным хором.

СД.Ф.10

Практика преподавания специальных дисциплин

Воспитание самостоятельности в поисках наиболее рациональных приемов обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося; планирование и организация занятий; педагогический репертуар и принципы его подбора (художественная ценность, последовательность и целесообразность, доступность, индивидуальный подход).

СД.Ф.11

Музыкальное исполнительство и педагогика

Систематизация знаний в области истории хоровых стилей, теории и история хорового искусства, методики анализа хоровой партитуры, обеспечивающих базис профессиональной работы дирижера академического хора.

Подготовка теоретической работы (реферата), включающей вопросы исполнительства, педагогики, знание специальной литературы в соответствии с профилем подготовки.

СД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

500.

СД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ФТД.00

Факультативы

450

Всего часов теоретического и практического обучения, 9450 часов

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (1)

    Образовательный стандарт
    01 – фортепиано, орган – концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (3)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050200 "Режиссура театра" - 5 лет.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (4)

    Образовательный стандарт
    Режиссура театра – профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств (театральное искусство разных видов, эстрадное исполнительство, цирковое искусство), предполагающая постановку спектаклей, концертных, цирковых программ.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (5)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (6)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (7)

    Образовательный стандарт
    Художник-постановщик театра, художник-постановщик в театре кукол, художник по сценическому костюму, являясь автором произведения сценографического искусства, в процессе реализации его художественного замысла осуществляет авторский
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (8)

    Документ
    Специальность обеспечивает через систему исторически сложившихся и значимых для культуры образовательных программ подготовку художников для профессиональной творческой деятельности в сфере станковой графики, искусства книги, плаката,
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (9)

    Образовательный стандарт
    1.2. Квалификации выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство" в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (10)

    Образовательный стандарт

Другие похожие документы..