Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства

Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл специальных дисциплин для вида 01 – дирижирование оперно-симфоническим оркестром

ОПД.00

Цикл общепрофессиональных дисциплин

2070

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1670

ОПД.Ф.01

Музыкальная информатика

Изучение средств и методов специальной информатики для музыкантов – современной технологической базы для всех видов профессиональной музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта и формата музыкальных данных. Связь с традиционными дисциплинами – сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в интернет-технологии. Освоение музыкально-интеллектуального инструментария: компьютерный нотный набор и редактирование, инструментовка и аранжировка с помощью программных секвенсоров, конвертирование файлов из секвенсора в нотный редактор и обратно.

ОПД.Ф.02

Эстетика

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.

ОПД.Ф.03

История искусства

Искусство Древнего мира, Средневековья, Ренессанса и Нового времени; мировое искусство XIX-XX века: направления и стили. Основные этапы развития русского искусства. Тенденции и перспективы развития современной художественной культуры. Охрана и использование памятников искусства.

ОПД.Ф.04

Сольфеджио

Всестороннее развитие слуха на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западноевропейского романтизма, русской музыкальной классики XIX – начала XХ века, современных композиторов; освоение комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; изучение сольной вокальной и хоровой музыки различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами).

ОПД.Ф.05

Гармония

«Гармония» как категория эстетики и как музыкальный термин; принципы звуковысотной организации музыкальной ткани; взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке: гармония и ритм, гармония и форма; исторические типы звуковысотной организации: модальность, тональность, полярность. Функциональная система мажора и минора. Системы звуковысотной организации в музыке ХХ века.

Анализ гармонии и специфики связей гармонии с метроритмом в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Практические упражнения на гармонизацию заданного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и самостоятельных периодов; построение на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; игра на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. Творческие задания.

ОПД.Ф.06

Анализ музыкальных произведений

Знакомство с основами теории музыкального формообразования и главными этапами развития истории музыкальных форм; представления о закономерностях развития музыкального языка. Тема и принципы тематического развития; функции частей в музыкальной форме. Классификация форм: полифонические формы; гомофонные формы; циклические и оперные формы. Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Жанровая система музыки. Синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова: музыкальная и речевая интонация; музыка и поэтический текст. Изучение типовых музыкальных форм XVIII-XIX веков. Новые принципы формообразования в музыке ХХ века. Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений и их фрагментов.

ОПД.Ф.07

Полифония

Принципы полифонического письма в их историческом развитии от Средневековья до современности. Понятие «строгого» и «свободного» стиля в полифонии, Контрапунктическая техника. Система полифонических форм и жанров. Теория и этапы исторического развития фуги. Полифония как фактор развития в классических гомофонных формах. Новые формы полифонического письма в творчестве композиторов ХХ века (микрополифония, сверхмногоголосие и др.).

Анализ примеров из музыкальной литературы в виде целостных произведений или их фрагментов.

Выполнение письменных заданий (проработка различных видов техники письма и сочинение отдельных полифонических форм).

ОПД.Ф.08

История музыки (зарубежной, отечественной)

Комплексный подход к исторической типологии музыкальной деятельности: фольклор, популярная музыка, профессионализм устной традиции, опусная (композиторская) музыка, авангард и неоавангард как особый онтологический феномен в музыкальной культуре.

Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос. Музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции – разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка – развитие музыкального театра, опера, концертная жизнь, творческие школы. Музыка в эпоху Просвещения – философские идеи и музыка, музыка и общественно-политические движения, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Западноевропейская музыка и музыкальная культура России XIX века, влияние французской революции на развитие музыкального искусства, стилевые особенности музыки ХIХ века. Противоречия эпохи и музыкальная культура XX века, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства, разнообразие музыкальных стилей ХХ века. Творчество композиторов России и Запада в области академической музыки со времен окончательного формирования музыкального авангардизма. Панорама музыки разных направлений: электронная музыка, постсерийность, полистилистика, сонорика, минимализм, инструментальный театр, и т.д. Знакомство с важнейшими трудами по истории музыки.

ОПД.Ф.09

Фортепиано

Развитие навыков игры на фортепиано; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать данные навыки для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.Р.01

Безопасность жизнедеятельности

100

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

СД.00

Цикл специальных дисциплин

5130

СД.Ф.00

Федеральный компонент

4430

СД. Ф.01

Дирижирование

Изучение и практическое освоение симфонического, оперного, балетного, камерного репертуара, относящегося к различным национальным школам и периодам истории музыки. Изучение специальной литературы по вопросам техники дирижирования и исполнительской интерпретации. Усвоение методики исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе. Воспитание умения профессионально вести репетиционную работу с оркестром, хором, солистами и отдельными их группами. Формирование способности при помощи развитой мануальной техники добиваться высоких художественных результатов исполнения. Развитие навыков творческого сотрудничества дирижера с режиссером, балетмейстером, певцом, артистом оркестра, солистом-инструменталистом.

СД. Ф.02

Инструментоведение

Углубленное изучение инструментов современного симфонического и оперного оркестра, тембровых качеств и технических возможностей различных музыкальных инструментов. Знакомство с особенностями исполнительской техники на струнных, духовых и ударных инструментах (штрихи, аппликатура, особые приемы звукоизвлечения).

СД. Ф.03

Инструментовка

Формирование представлений об оркестровом мышлении как о важнейшей составляющей композиторского стиля. Развитие навыков переложения музыки для различных составов оркестра (струнного, духового, малого и большого симфонического), свободного владения оркестровым голосоведением. Изучение особенностей оркестрового стиля композиторов-классиков, романтиков и современных мастеров оркестра. Знакомство с различными системами записи партитуры, свойственными музыке разных исторических периодов.

СД. Ф.04

Чтение симфонических партитур

Формирование практических навыков свободно ориентироваться в партитурах любой степени сложности и оптимального редуцировать многоголосную оркестровую фактуру применительно к возможностям фортепиано в процессе чтения с листа Озвучивание партий транспонирующих инструментов. Знакомство с системами расшифровки цифрованного баса.

СД. Ф.05

История оркестровых стилей

Лекционный курс, призванный в совокупности с практическим курсом инструментовки выстроить общую картину исторического развития оркестровой музыки. Рассмотрение эстетической категории «стиль» через призму оркестровой техники уровнях: «стиль эпохи», «стиль национальной школы», «индивидуальный стиль композитора». Постижение особенностей оркестрового письма, связанных с развитием и усовершенствование музыкальных инструментов.

СД. Ф.06

Техника игры на струнных и духовых инструментах

Практическое знакомство с основными инструментами симфонического оркестра, целью которого является постижение природы инструмента, его выразительных возможностей. Основы штрихов и аппликатуры на струнных инструментах, амбушюрной техники и аппликатуры на духовых инструментах. Особые приемы звукоизвлечения на духовых и струнных инструментах.

СД. Ф.07

Методика репетиционной работы

Основные положения методики работы с оперным и симфоническим оркестрами. Приемы работы над партитурой. Личность руководителя оркестра, психология отношений дирижера и музыкантов в оркестре, дирижера и солистов в музыкальном театре. Организационные вопросы внутренней жизни музыкального коллектива и его концертная деятельность. Принципы формирования репертуара.

СД. Ф.08

Работа над музыкальным спектаклем

Подготовка студента-дирижера к работе над постановкой оперного спектакля. Изучение специфики вокального интонирования (сольного, ансамблевого, хорового). Знакомство с основами театральной режиссуры, техники сценического движения. Практика репетиционной работы с солистами, хором, подготовка и проведение репетиций. Дирижерская редакция оперной партитуры.

СД. Ф.09

Работа с оркестром

Завершающий этап работы по подготовке к исполнению музыкальных произведений. Достижение звукового баланса в оркестре; осуществление корректировки звуковысотной интонации в оркестровых группах и фразировки в сольных эпизодах, выработка ауфтакта, отвечающего особенностям атаки различных инструментов оркестра, разметка штрихов в группе струнных инструментов. Конечной целью работы с оркестром является художественно полноценное исполнение музыки, демонстрирующее зрелость и осмысленность дирижерской интерпретации.

СД. Ф.10

Профессиональная подготовка

Систематизация знаний в области истории оркестровых стилей, эволюции оперного жанра, теории и история дирижерского искусства, методики анализа партитуры, обеспечивающих базис профессиональной работы оперно-симфонического дирижера.

СД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

500

СД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ФТД.00

Факультативы

450

Всего часов теоретического и практического обучения 9450 часов

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (1)

    Образовательный стандарт
    01 – фортепиано, орган – концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель; нормативный срок обучения – 5 лет при очной форме обучения
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (3)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050200 "Режиссура театра" - 5 лет.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (4)

    Образовательный стандарт
    Режиссура театра – профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств (театральное искусство разных видов, эстрадное исполнительство, цирковое искусство), предполагающая постановку спектаклей, концертных, цирковых программ.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (5)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (6)

    Образовательный стандарт
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050100 «Актерское искусство» 4 или 5 лет в зависимости от особенностей приема, присваиваемой квалификации, условий проведения
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (7)

    Образовательный стандарт
    Художник-постановщик театра, художник-постановщик в театре кукол, художник по сценическому костюму, являясь автором произведения сценографического искусства, в процессе реализации его художественного замысла осуществляет авторский
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (8)

    Документ
    Специальность обеспечивает через систему исторически сложившихся и значимых для культуры образовательных программ подготовку художников для профессиональной творческой деятельности в сфере станковой графики, искусства книги, плаката,
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (9)

    Образовательный стандарт
    1.2. Квалификации выпускников по специальности 050100 "Актерское искусство" в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (10)

    Образовательный стандарт

Другие похожие документы..