Методические указания Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа бакалавра, дипломная работа по Журналистике

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет имени А.М. Горького»

Факультет журналистики

Реферат, курсовая работа,

выпускная квалификационная работа бакалавра,

дипломная работа

по направлению 030600

и специальности 030601 –

«Журналистика»

Методические указания

Екатеринбург

2008

Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики

Составитель: к. полит.н., доцент кафедры истории журналистики УрГУ Ю.В. Чемякин

© Ю.В. Чемякин, 2008

© Уральский государственный

университет, 2008

Рефераты, курсовые и дипломные работы – разные виды выполняемых студентами научно-исследовательских работ.

РЕФЕРАТ

Рефераты пишутся студентами в рамках различных изучаемых на факультете журналистики дисциплин (в соответствии с их учебными программами). Реферат, прежде всего, призван показать, что студент самостоятельно изучил и осмыслил литературу по выбранной конкретной теме. Преподаватель может потребовать, чтобы реферат включал в себя не только анализ литературы, но и практическую часть: самостоятельное исследование студентом газетных публикаций, телепрограмм или иных материалов, связанных с темой реферата, собственные интервью с экспертами в рассматриваемой сфере.

В частности, реферат по таким профессиональным дисциплинам, как «Введение в специальность» и «Основы творческой деятельности журналиста» предполагает следующую содержательную структуру (структура рефератов по другим дисциплинам может совпадать с этой, а может несколько отличаться, в зависимости от специфики курса и требований преподавателя).

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (пример его оформления см. в Приложении 2) является первым листом реферата, дающим самые основные сведения о нем, в частности, кем и когда он написан, какова его тема, кто является научным руководителем.

ВВЕДЕНИЕ, где кратко описывается характер выбранной темы, ее актуальность, объясняется необходимость ее разработки, обозначается эмпирический материал, который будет использован в реферате. Объем введения – 1–1,5 стр.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. Эта часть работы представляет собой собственно реферат, т.е. цитирование литературы по теме, с комментариями, оценками, выводами. Цель этой части – показать состояние разработанности темы, выявить недостаточно прописанные ее аспекты, чтобы затем сосредоточиться именно на них. Примерный объем данной части работы – 4–5 стр.

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ. Этот раздел реферата предполагает собственное исследование студентом публикаций (сюжетов, программ) за определенный и мотивированный период времени с целью определить, как в реальной практике средств массовой информации реализуются те принципы, нормы, которые провозглашаются исследователями СМИ по данной теме. Объем этой части составляет не менее 5 стр.

ИНТЕРВЬЮ. Помимо анализа литературы и исследования деятельности конкретных СМИ студент получает эксклюзивный эмпирический материал для реферата в виде интервью с экспертом в данной сфере (как правило, с журналистом или иным специалистом, имеющим непосредственное отношение к изучаемой теме). Ответы эксперта могут использоваться как иллюстрации к тем или иным положениям и выводам автора. Далее интервью помещается в Приложении к реферату, всамом конце, после списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Здесь автор подводит итоги работы, делает основные выводы, к которым он пришел в результате обзора литературы, анализа практики СМИ и интервью с экспертом. Объем заключения составляет, как правило, 1–2 стр.

В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ автор перечисляет все книги, статьи, другие источники, использованные им в работе над рефератом.

Рекомендуемый общий объем реферата 1415 страниц.

Основные требования к оформлению реферата (в частности, оформлению списка литературы, сносок, названий разделов, требования к шрифтам, полям, межстрочным интервалам и т.п.) совпадают с требованиями по оформлению дипломной работы (см. в главе «Дипломная работа» данных методических указаний разделы «Сноски и библиография», «Оформление дипломной работы»).

Если у студента при написании реферата возникают какие-то вопросы, сложности, он, разумеется, может консультироваться с преподавателем.

Реферат сдается студентом преподавателю в назначенный срок. В противном случае оценка за него снижается.

По требованию преподавателя может быть установлена обязательная защита рефератов (в виде изложения авторами сути своих работ, основных положений, выводов, а также ответов на вопросы аудитории).

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа – более сложное и основательное исследование, чем реферат. Это уже настоящая научная (точнее, научно-практическая) работа. Ее задачи – развитие аналитических способностей студента, умения работать с источниками, привитие навыков серьезного, упорядоченного исследования проблемы, углубленное изучение студентом определенной актуальной темы, связанной с деятельностью средств массовой информации. Курсовая работа, помимо анализа литературы, обязательно включает собственное исследование студентом журналистской (рекламной, менеджерской, маркетинговой) практики.

Требования к курсовой работе

К курсовой работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

- актуальность, проблемность и новизна выбранной темы;

- полнота раскрытия темы, глубина анализа материала;

- самостоятельность выводов;

- стройность и логичность структуры курсовой работы;

- научный стиль, грамотный литературный язык.

Этапы создания курсовой работы

  1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

  2. Составление библиографии, изучение источников, сбор эмпирического материала.

  3. Обработка полученной информации (с помощью общелогических операций анализа и синтеза; во многих случаях необходимо использование социологических методов: контент-анализ и др.).

  4. Создание плана работы.

  5. Написание и оформление работы.

  6. Защита курсовой работы.

На первом курсе все студенты, обучающиеся по специальности «Журналистика» и специализации «Международная журналистика», пишут курсовую работу на кафедре русского языка и стилистики. Направления научной работы кафедры см. в Приложении 1. Чтобы выбрать конкретную тему (в рамках указанных направлений) и определиться с научным руководителем курсовой работы, студентам необходимо обратиться на кафедру.
Студентам-первокурсникам специализации «Менеджмент, маркетинг, реклама в СМИ» научные руководители курсовых работ назначаются с разных кафедр факультета журналистики, по решению заведующего данным отделением. В установленные сроки студенты обращаются к назначенным преподавателям, обсуждают с ними тематику, план работы, сроки сдачи и т.д.

На втором курсе у студентов направления «ММР в СМИ» начинается профессиональная специализация, и с этого времени именно она определяет тематику курсовых работ. В зависимости от профспециализации определяется и научный руководитель.

Студенты второго курса специальности «Журналистика» выбирают тему курсовой работы и научного руководителя (в данном случае им может быть преподаватель любой кафедры), исходя из своих профессиональных интересов и предпочтений. Студенту уже на этом этапе стоит серьезно задуматься, в какой сфере ему хотелось бы специализироваться. Например, если он мечтает стать журналистом делового издания, логично выбрать и тему курсовой работы, связанную с изучением деловой прессы. Серьезная работа над курсовой, таким образом, станет шагом к осуществлению его жизненных планов (а не просто работой, выполненной «для галочки»).

В выборе темы и руководителя курсовой работы может помочь перечень направлений научной деятельности кафедр факультета, приведенный в Приложении 1.Однако в любом случае необходимо обратиться на кафедру, ознакомиться со списками конкретных тем, побеседовать с преподавателем, темы которого представляют для студента наибольший интерес.

Может случиться и так, что ни одна из предложенных тем не совпадает полностью с профессиональными, творческими интересами студента. Студент имеет право предложить собственную тему, обсудив ее с преподавателем, согласившимся выступить в качестве научного руководителя курсовой работы.

При выборе темы нельзя забывать, что студент второго курса изучил пока лишь сравнительно небольшую часть дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности «Журналистика». И, например, если студент не успел еще в ходе учебного процесса ознакомиться с художественно-публицистическими жанрами прессы, нет смысла и выбирать тему курсовой работы, связанную с анализом данных жанров.

Окончательно сформулировав с помощью преподавателя тему курсовой работы, заручившись согласием этого преподавателя стать научным руководителем, студент пишет заявление на имя заведующего данной кафедрой (а в случае, если он обучается на отделении «ММР в СМИ» или «Международная журналистика», - на имя заведующего соответствующим отделением). Заявление, касающееся темы курсовой работы и научного руководителя оформляется так же, как заявление по поводу дипломной работы (См. Приложения 10 и 11). Определиться с темой, выбрать руководителя курсовой работы и написать заявление необходимо в срок до 1 ноября текущего учебного года. Подчеркнем, что очень важно соблюдать установленные сроки и правила. Это тесно связано с необходимостью соблюдения норм профессиональной культуры и этики.

Выбор темы и руководителя курсовой работы у студентов-журналистов третьего и четвертого курсов, как правило, обусловлен занятиями на спецсеминарах. На данных курсах курсовые работы пишутся в рамках спецсеминаров. Если, например, студент выбрал спецсеминар о корпоративной прессе, то предполагается, что в его рамках он и курсовую работу будет писать о корпоративной прессе. Однако возможны и исключения из данного правила. Предположим, что студент с первого курса интересуется спортивной журналистикой, хочет стать спортивным обозревателем. В этом случае для него логично в своих курсовых работах анализировать разные проблемы, связанные со спортивной журналистикой (а практику проходить в спортивных изданиях или программах). В дальнейшем ему и дипломную работу легче будет писать, так как он накопит уже солидный запас своих материалов, исследований, которые сможет использовать в дипломной работе, посвященной спортивной прессе. Кстати, и дипломная работа в этом случае будет более серьезная, основательная, чем если бы студент занялся изучением данной тематики только за несколько месяцев до защиты… Но, допустим, среди предлагаемых спецсеминаров нет ни одного по спортивной журналистике. Какой-то из них студент все равно должен выбрать. Однако в данной ситуации он может обратиться к заведующему кафедрой с просьбой утвердить в качестве руководителя курсовой работы преподавателя или журналиста, который согласится заниматься с ним по интересующей теме. Студент пишет заявление об утверждении темы и руководителя курсовой работы не только в этом, но и в любом другом случае. Каждый студент, согласовав с преподавателем тему курсовой работы, пишет заявление на имя заведующего соответствующей кафедрой.

Работа над темой курсовой начинается с ознакомления с имеющейся по данному вопросу литературой, в ходе которого становится понятна степень изученности проблемы.

Сведения о литературных источниках лучше сразу же записывать на карточках или в электронных файлах. Эти записи должны быть подробными, чтобы в дальнейшем зафиксированные данные помогли автору курсовой работы правильно оформить сноски и список литературы. Правила их оформления (а также вообще оформления курсовой работы) те же, что и при оформлении дипломной работы (см. в главе «Дипломная работа» данных методических указаний разделы «Сноски и библиография», «Оформление дипломной работы»).

Зафиксированный факт включается в базу анализа только при условии точного документирования. К примеру, указывается имя автора, название материала, название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала), страница для журнала и еженедельника.

За изучением литературных источников (иногда параллельно с ним) идет работа с эмпирическим материалом. Это может быть сбор информации в статистических органах, редакциях, общественных и иных организациях, изучение событий и явлений, связанных с избранной темой, исследование материалов газет, различных документов и т.д. Изучать эмпирический материал помогают такие социологические методы исследования, как контент-анализ, интервью, наблюдение (в том числе включенное) и т.д. Обработка больших массивов информации может осуществляться при помощи специальных компьютерных программ.

Но мало просто получить необходимые данные. Надо систематизировать, сопоставить, осмыслить их, выделить главное и отбросить ненужное. Только после того, как из разнообразных сведений в голове начинает складываться цельная картина, основная структура, все элементы которой логично связаны между собой, есть смысл приступать непосредственно к написанию курсовой работы.

  1. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  2. Методические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы по специальности «журналистика» (030601) (1)

    Методические рекомендации
    В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специаль­ности 030601 «Журналистика» квалификационной работой выпускника является дипломная работа.
  3. Методические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы по специальности «журналистика» (030601) (2)

    Методические рекомендации
    • систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по специальности 030601 «Журналистика» и применение их для решения конкретных задач;
  4. Методические указания Екатеринбург 2008 Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики Составитель: к полит н., доцент кафедры истории журналистики УрГУ

    Методические указания
  5. Курсовая работа (182)

    Курсовая работа
    Курсовая работа является одним из важнейших видов образовательного процесса. По сути – это итог годовой учебно-теоретической деятельности студента, который имеет возможность углубленно рассмотреть заинтересовавшую его тему и приобрести
  6. Заключение по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных (2)

    Документ
    В соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.12.2007 №2045-05 «О создании комиссий и организации экспертизы условий осуществления образовательного процесса и экспертизы соответствия
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке
  8. Методические рекомендации к проведению итоговой государственной аттестации выпускников факультета по направлениям подготовки 031001 Филология и 031300 Журналистика (структура, содержание и порядок проведения ига)

    Методические рекомендации
    1. Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Закономи Российской Федерации «Об образовании» №12-ФЗ от 13 января 1996 г., «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.
  9. Отчёт по самообследованию ноу впо «среднерусский гуманитарно-технологический институт»

    Документ
    Самообследование Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Среднерусский гуманитарно-технологический институт» проводилось в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению самообследования

Другие похожие документы..