Чебно-методический комплекс по дисциплине «практикум по решению математических задач» (для дневного отделения специальности 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра теории и методики обучения математике
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
«ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
(для дневного отделения специальности 032100.00 – Математика с дополнительной специальностью)
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «__» __________200__г. | Составители: к.п.н., профессор С.С. Салаватова, к.п.н., доцент Г.Х. Воистинова, к.п.н., доцент С.Л. Валитова, к.п.н., доцент М.Ю. Солощенко |
Заведующий кафедрой _________профессор С.С. Салаватова
Стерлитамак 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Учебная программа.
1.1. Введение.
1.2. Цель дисциплины.
1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
1.4. Основное содержание дисциплины.
1.5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Рабочая программа.
Цели и содержание дисциплины.
Список основной литературы.
Список дополнительной литературы.
Методические рекомендации преподавателю.
Методические указания студентам.
Требования к уровню освоения программы.
Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Тесты и контрольные задания для текущей аттестации студентов.
Задания для коллоквиума.
Практические задания к дифференцированному зачету.
Задания письменного экзамена.
Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов.
Учебники и учебные пособия, изданные преподавателями кафедры ТиМОМ.
Список мультимедийных средств и видеоматериалов.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
________________________________________________________________________
1.1. ВВЕДЕНИЕ (ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)
Практикум по решению математических задач (ПРМЗ), являясь учебной дисциплиной, связанной с курсом «Теория и методика обучения математике», направлен на подготовку студентов к их будущей профессиональной деятельности - преподаванию математики в школах различного профиля. Необходимый теоретический материал для решения задач по курсу «Практикум по решению математических задач» должен быть хорошо известен студентам из специальных курсов математики и тесно связан с курсом «Теория и методика обучения математике»: на занятиях по ТиМОМ рассматриваются методические вопросы, связанные с решением математических задач, а на занятиях по курсу «Практикум по решению математических задач» отрабатываются навыки их решения. Кроме того, данный курс связан с такими науками, как элементарная математика, педагогика, логика, психология, история математики, информатика, физика, химия. Он объединяет эти науки, опирается на них при решении своих задач и, в свою очередь, обогащает их своими достижениями. Связь ПРМЗ с другими науками проявляется в решении прикладных задач данных научных областей. На занятиях по данному курсу студенты видят практическое применение межпредметных связей вузовских дисциплин. Для будущего учителя особенно ценным являются материалы по межпредметной интеграции и межпредметным связям и методике их использования в процессе преподавания математики в школе. Поэтому преподавателю, ведущему курс «Практикум по решению математических задач», в первую очередь, надо обращать внимание на это. В то же время не следует чрезмерно насыщать излагаемый материал жизненными примерами, сведениями из других дисциплин. Нужно выбирать те связи, которые будут способствовать конкретизации знаний, умению делать самостоятельные выводы и обобщения.
С естественно-математическими дисциплинами четко прослеживается связь в каждом семестре: с курсом алгебры, физики и информатики в 6 семестре, с курсом геометрии и физики в 7-8 семестрах, с курсом математического анализа, физики, химии, астрономии и информатики в 9 семестре. На протяжении этих семестров также осуществляются межпредметные связи с курсами: теория и методика обучения математика, педагогика, психология (общей и возрастной).
Таким образом, данная дисциплина требует от студентов – будущих учителей прочных знаний по элементарной математике, а также хорошей методической подготовки.
Умение решать задачи является одним из важнейших компонентов математической подготовки будущего учителя. Это умение вырабатывается только в том случае, если на протяжении всего времени обучения в институте студент решает задачи различной трудности и различного содержания, в том числе межпредметного и прикладного, а также рассматривает различные способы их решения.
1.2. ЦЕЛЬ КУРСА
Основной целью курса «Практикум по решению математических задач»является рассмотрение наиболее трудных теоретических вопросов школьной математики и формирование навыков решения школьных математических задач, приемов и способов решения их основных типов.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
выработать у студентов практические умения и навыки решения школьных математических задач;
обеспечить изучение студентами методов решения математических задач, в том числе и нестандартных;
выработать у студентов навыки классификации и систематизации задач по отдельным темам школьной математики;
выработать у студентов навыки решения одной задачи различными способами;
научить студентов дифференцировать задачи как по уровням трудности, так и в соответствии с профилями обучения математике.
к знаниям и умениям студентов предъявляются следующие требования:
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
В результате изучения курса студент должен знать:
- цели математического образования в целом и на каждом возрастном этапе;
- содержание и структуру школьного курса математики;
- программу и Государственный стандарт образования;
- существующие методы и формы обучения математике с целью их анализа, теоретического обоснования, обобщения наиболее эффективных из них, усовершенствования;
- новые методы, формы и средства обучения математике, в том числе, информационные и коммуникационные средства;
- системы развивающего и воспитывающего обучения математике.
В результате изучения курса студент должен уметь:
- использовать различные источники знаний, рационально фиксировать результаты самостоятельной работы;
- использовать различные методы решения математических задач, в том числе и нестандартные;
- использовать различные эвристики и приемы на этапе поиска решения математической задачи;
- оформлять решение математической задачи в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению решения задач школьного курса математики;
- систематизировать и классифицировать задачи по их типам;
- решать одну и ту же задачу различными способами;
- дифференцировать задачный материал по уровням сложности;
- выделять ключевые задачи по различным темам школьного курса.
Необходимый теоретический материал для решения задач по курсу «Элементарная математика с практикумом по решению математических задач» должен быть хорошо известен студентам из специальных курсов математики и тесно связан с курсом «Методика преподавания математики» - на занятиях по МПМ рассматриваются методические вопросы, связанные с решением математических задач, а на занятиях по курсу «Элементарная математика с практикумом по решению математических задач» отрабатываются навыки их решения.
По курсу «Практикум по решению математических задач» предусматриваются практические занятия.
На практических занятиях:
детально анализируются системы задач по каждой теме в действующих учебниках и учебных пособиях по математике: выделяются основные типы стандартных задач, нестандартные задачи, циклы логически взаимосвязанных задач, взаимообратные задачи и т.п.
рассматриваются методы решения задач;
разрабатываются обучающие, закрепляющие и контролирующие системы математических задач (связь с ТиМОМ)
уделяется пристальное внимание оформлению решения задач в соответствии с требованиями, предъявляемыми в средней школе (связь с ТиМОМ).
Предусматривается проведение аудиторных и домашних контрольных работ в каждом семестре. Тематика и сроки проведения определяются кафедрой.
1.4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Курс «Практикум по решению математических задаче» изучается в течение 4 семестров (с 6 по 9 семестры).
Распределение общего количества часов по видам учебных занятий для различных форм обучения приведено в таблице.
Очная форма обучения
Семестр | Курс | Практ. зан. | Конт раб. | Всего аудит. | СРС | Форма отчетности |
6 | 3 | 20 | 2 | 20 | 20 | зачет |
7 | 4 | 28 | 2 | 28 | 28 | зачет |
8 | 4 | 18 | 1 | 18 | 18 | диф. зачет |
9 | 5 | 28 | 2,8 | 28 | 28 | Письм. экзамен |
Заочная форма обучения
Семестр | Курс | Практ. зан. | Конт раб. | Всего аудит. | Форма отчетности |
9 | 5 | 20 | - | 20 | - |
10 | 5 | 26 | + | 18 | зачет |
11 | 6 | 26 | + | 26 | зачет |
Учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии
Учебно-методический комплексК 49 Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб.1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания
Документ1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело
Содержательный отчетПодготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основанияУдк 81'1=81'366. 56+81'367. 625 Лаврентьев В. А. Взаимодействие категорий лица и залога
ДокументГлагол выражает значение процессуальности в категориях вида, залога, лица, наклонения, времени, числа, при этом все названные категории находятся в многосторонних и многообразных связях между собой, однако далеко не все эти связи детальноУказатель литературы (14)
УказательМатериал расположен в соответствии с таблицами ББК для массовых библиотек. Документы передаются библиотекам Республики Беларусь на безвозмездной основе в поряд-ке поступления заказов, с оформлением актов.Обязательное изучение педагогики во всех высших образовательных учреждениях России предусмотрено учебными планами. Она изучается и в системе среднего, а порой
ДокументОбязательное изучение педагогики во всех высших образовательных учреждениях России предусмотрено учебными планами. Она изучается и в системе среднего, а порой и начального профессионального образования сотрудников правоохранительныхОсновы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) 2007 москва ббк 74. 200. 55 Н 29 (1)
КнигаКнига посвящена проблемам преодоления зависимостей и формированию здорового и трезвого образа жизни среди подростков и молодежи. Собриология - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) 2007 москва ббк 74. 200. 55 Н 29 (2)
КнигаКнига написана на базе большого педагогического, психологического, собриологического и валеологического материала. Рекомендована широкому кругу читателей, и в первую очередь, родителям, социальным педагогам, специальным психологам,Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) 2007 москва ббк 74. 200. 55 Н 29 (3)
КнигаКнига написана на базе большого педагогического, психологического, собриологического и валеологического материала. Рекомендована широкому кругу читателей, и в первую очередь, родителям, социальным педагогам, специальным психологам,