Чебно-методический комплекс по дисциплине «практикум по решению математических задач» (для дневного отделения специальности 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью)

11 семестр

Цели:

  1. формировать методическую и математическую культуру студентов;

  2. развивать умения и навыки решения школьных задач из планиметрии;

  3. развивать умения выделять ключевые задачи-факты и ключевые задачи-методы.

п.п.

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Основные теоремы элементарной геометрии. Методы решения геометрических задач на вычисление и доказательство

.

2

2.

Треугольники. Использование терем Чевы, Менелая, Птолемея.

2

3.

Параллелограммы, трапеции, произвольные четырехугольники. Пра-вильные многоугольники.

2

4.

Окружности. Вписанные и описанные треугольники, четырехугольники, многоугольники.

2

5.

Площади плоских фигур. Площади треугольника, четырехугольника, многоугольника, круга и его частей, комбинированных фигур. Метод

площадей.

2

6

Применение векторного и координатного методов к решению задач.

2

7.

Геометрические преобразования фигур. Метод геометрических преобразований.

2

8.

Решения задач на построение. Геометрические построения на плоскости и пространстве.

2

9

Общие сведения о построении изображений фигур. Геометрические

построения в пространстве.

2

10.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые.

2

11.

Двугранные и многогранные углы. Многогранники. Правильные многогранники. Круглые тела. Сечения многогранников и круглых тел.

2

12.

Вычисления различных элементов пространственных фигур. Комбинации пространственных фигур. Вычисления площадей поверхностей и объемов пространственных фигур.

2

13.

Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.

2

Итого

26

2.2. СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Башмаков, М.И. О решении уравнений и неравенств / М.И. Башмаков // Математика в школе. – 1970. – № 5. – С. 45–47. (К – 1 экз.).

    2. Болтянский, В.Г. Нужна ли проверка при решении текстовых задач на составление уравнения / В.Г. Болтянский // Математика в школе. – 1971.– № 3. – С. 42–46.( К – 1 экз.).

    3. Болтянский, В.Г. Преодолеть заблуждения, связанные с ОДЗ / В.Г. Болтянский // Математика в школе. – 1975.– № 5.– С.10–16.(К – ксерокс статьи).

    4. Василевский, А.Б. Обучение решению задач: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / А.Б. Василевский. – Минск: Вышэйшая школа, 1979. – 192 с. (К – нет; ЧЗ – 3 экз.; Б – 100 экз.).

    5. Васильев, Н.Б. Задачи Всесоюзных математических олимпиад / Н.Б. Васильев, А.А. Егоров. – М.: Наука, 1988. – 284 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 2 экз.).

    6. Вересова, Е.Е. Практикум по решению математических задач: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Е.Е. Вересова, Н.С. Денищева, Н.Т. Полякова. – М.: Просвещение, 1979. – 240 с. (К – нет; ЧЗ – 2 экз.; Б – 29 экз.).

    7. Виленкин, Н.Я. Элементарная математика: Учеб. пособие для студентов-заочников / Н.Я.Виленкин, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1970. – 222 с. (К – 1 экз.).

    8. Виленкин, Н.Я. Равенства, тождества, уравнения и неравенства / Н.Я. Виленкин, С.И. Шварцбурд // Математика в школе.– 1970.– № 4. – С. 4-11. (К – 1 экз.).

    9. Возняк, Г.М. Прикладные задачи на экстремумы в курсе математики 4-8 кл.: Пособие для учителя / Г.М. Возняк, В.А. Гусев. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с. (К – нет; ЧЗ – 2 экз.; Б – 9 экз.).

    10. Галин, Б. К. Уравнения и неравенства. Некоторые нестандартные способы их решения / Б.К. Галин // Учитель Башкортостана.– 1995.– № 12; 1996.– № 1.– С. 75–79.; 1996.– № 3.– С. 71–82. (К – 9 экз.).

    11. Галицкий, М.Л. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. – М.: Просвещение, 1995. – 271 с. (К – 2 экз.).

    12. Гусев, В.А. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов / В.А. Гусев, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1992.– 352 с. (К – нет; ЧЗ – 5 экз.; Б – 42 экз.).

    13. Задачи по математике. Уравнения и неравенства: Справочное пособие / В.В. Вавило [и др.]. – М.: Наука, 1987. – 240 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 3 экз.).

    14. Колесникова, С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену / С.И. Колесникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304 с. (К – 1 экз.).

    15. Литвиненко, В.Н. Сборник задач по стереометрии с методами решения. Пособие для учащихся / В.Н. Литвиненко. – М.: Просвещение, 1998. – 215 с. (К – 3 экз.; Б – 7 экз.).

    16. Литвиненко, В.Н. Практикум по решению задач школьной математики: Практикум по алгебре: Учеб. пособие для студентов-заочников / В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1976. – 215 с. (К – 2 экз.).

    17. Литвиненко, В.Н. Практикум по решению задач школьной математики: Практикум по тригонометрии: Учеб. пособие для студентов-заочников / В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1976.– 124 с. (К – нет; ЧЗ – 1 экз.; Б – нет экз.).

    18. Математическиедиктанты для 5-9 классов: Кн. для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас. – М.: Просвещение, 1991.– 80 с. (К – нет; ЧЗ – 1 экз.; Б – 7 экз.).

    19. Методикафакультативных занятий в 9-10 классах: Избр. вопросы математики: Пособие для учителя / И.Н. Антипов [и др.]. – М.: Просвещение, 1983.– 176 с. (К – нет; ЧЗ – 2 экз.; Б – 1 экз.).

    20. Методырешения конструктивных задач на плоскости: Метод. указания по геометрии для студентов и учащихся / Сост. Т.В. Иванова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 1995.– 38 с. (Б –10 экз.).

    21. Миракова, Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики в V–VIII кл.: Пособие для учителя / Т.Н. Миракова.– Кн.3.– Львов: "Квантор", 1991.– 94 с. (К – нет; ЧЗ – 18 экз.; Б – 25 экз.).

    22. Мирошникова, М.М. Контроль знаний по математике с применением ЭВМ: Метод. пособие / М.М. Мирошникова, В.Б. Ожегов, Л.А. Черкас.– М.: Высшая школа, 1990. – 191 с. (К – нет; ЧЗ – 2 экз.; Б – 2 экз.).

    23. Мордкович, А.Г. Учись решать геометрические задачи (планиметрия) / А.Г. Мордкович. – М.: Центр заочного обучения «Пифагор», 1994. – 78 с. (К – ксерокс книги; ЧЗ – нет; Б – нет).

    24. Паповский, В.М. Углубленное изучение геометрии в 10-11-х классах: Кн. для учителя: Метод. рекомендации к преподаванию курса геометрии по учеб. пособию А.Д. Александрова / В.М. Паповский. – М.: Просвещение, 1993.– 223 с. (К – нет; ЧЗ – 3 экз.; Б – 50 экз.).

    25. Перевощикова, Е.Н. Семинар по теме "Задачи, решаемые с помощью интегралов" / Е.Н. Перевощикова // Математика в школе.– 1987.– № 3.– С. 20–25. (К – 1экз.).

    26. Пойа, Д.Как решать задачу: Пособие для учителей / Д. Пойа: пер. с англ. – М.: Учпедгиз, 1959. – 206 с. (К - 1 экз.) .

    27. Полякова, Т.Н. Нужна ли проверка при решении текстовых задач на составление уравнения / Т.Н. Полякова // Математика в школе. – 1971. – № 1. – С.45–46. (К – 1 экз.)

    28. Потапов, М.К. Уравнения и неравенства с параметрами / М.К. Потапов, С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко.– М.: МГУ, 1992.– 16 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 2 экз.).

    29. Программывысших педагогических учебных заведений: элементарная математика и практикум по решению математических задач: Для специальности "Математика" / МГЗПИ, УМО. – М., 1992. – 11 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 12 экз.).

    30. Салаватова, С.С. Материалы к вступительным экзаменам по математике в Стерлитамакский пединститут / С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т, 1994. – 31 с. (К – 1 экз., ЧЗ – 10 экз.).

    31. Сборникзадач по элементарной геометрии. Пособие для педагогических институтов /Л.С. Атанасян и [др.]. – М.: Просвещение, 1964. – 96 с. ( К – 1 экз.).

    32. Симонов, А.С. Некоторые применения геометрической прогрессии в экономике / А.С. Симонов // Математика в школе. – 1987. – № 3. – С. 20–25. (К – 1 экз.).

    33. Скоболев, Г.Н. Контроль на уроках математики: Пособие для учителя / Г.Н. Скоболев. – Минск: Нар. асвета, 1986.– 104 с. (К – 2 экз. ; ЧЗ – 2 экз.; Б – 2 экз.).

    34. Смышляев, В.К. Практикум по решению задач школьной математики: Практикум по решению задач повышенной трудности / В.К. Смышляев. – М.: Просвещение, 1978. – Вып. V. – 95 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 90 экз.).

    35. Халилов, У.М. Система самостоятельной работы учащихся по математике: Пособие для учителей / У.М. Халилов, Д.Х. Насибуллина.– Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985.– 112 с. (К – нет; ЧЗ – 1 экз.; Б – 5 экз.).

    36. Хамзин, Х.Х. Практикум по решению математических задач / Х.Х. Хамзин, П.Н. Михайлов. – Уфа, 1987. – 80 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 140 экз.).

    37. Ястребинецкий, Г.А. Задачи с параметрами: Кн. для учителя / Г.А. Ястрибинский. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с. (К – 1 экз.; ЧЗ – 2 экз.; Б – 5 экз.).

2.3. СПИСОК РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием: Кн. для учащихся 6-8 кл. средней школы / Под ред. В.А. Гусева. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с. (К – нет; ЧЗ – 1экз.; Б – нет).

  2. Веселов А.П., Гиндикин С.Г. Элементарные функции // Квант. – 1984. – № 9. – С. 9-14 (К – 1 экз.).

  3. Габович И. Теорема Менелая для тетраэдра // Квант. – 1996. – № 6. – С. 34-36 (К –1 экз.).

  4. Ефремович В.А. Что такое непрерывность? // Квант. – 1988. – № 6. – C. 22-24 (К – 1 экз.).

  5. Журналы «Квант» (К – начиная с 1971 года по настоящее время).

  6. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6-х кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 190 с. (К – нет; ЧЗ – 1 экз.; Б – 4 экз.).

  7. Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1976. – 79 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 15 экз.).

  8. Перельман Я.И. Живая математика: Математические рассказы и головоломки. Занимательная алгебра. – Екатеринбург: Тезис, 1994. – 159 с. (К – нет; ЧЗ – 1экз. 1947 г. изд. + 2 экз. 1967 г. изд. + 1экз. 1974 г. изд.; Б – 5 экз.).

  9. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. Занимательная астрономия. – Екатеринбург: Тезис, 1994. – 287 с. (К – нет; ЧЗ – 1 экз. 1955 г. изд.; Б – 5 экз.).

  10. Пойа Д. Как решать задачу: Пер. с анг.: Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1959. – 206 с. или Пойа Д. Как решать задачу. – Львов: Квантор, 1991. – 216 с. (К - 1 экз.)

  11. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии (Б-ка математ. кружка). – Ч. 1. – М.: Наука, 1986. – 272 с. (ЧЗ – 1 экз.; Б – 6 экз.).

  12. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии (Б-ка математ. кружка). – Ч. 2. – М.: Наука, 1986. – 288 с. (ЧЗ – 1 экз.; Б – 1 экз.).

  13. Прасолов В.В. Используя площадь // Квант. – 1986. – № 5. – С. 16-19, 43 (К – 1 экз.).

  14. Рождественский В.К. Умеете ли вы считать? // Квант. – 1984. – № 4. – С. 11-15 (К – 1экз.).

  15. Розенфальд Б.А. Откуда произошли названия геометрических фигур // Квант. – № 4. – С. 30-31 (К – 1 экз.).

  16. Савин А. Число  // Квант. – 1996. – № 6. – С. 32-33 (К – 1 экз.).

  17. Сборник задач по математике для конкурсных экзаменов во втузы / Под ред. М.И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1972. – 345 с. (К – нет; ЧЗ – 1 экз. 1997 г. изд.; Б – 1 экз.).

  18. Сойер У. Математические фантазии: Прилож. элем. математики: Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. – 190 с. (Б – 2 экз.).

  19. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с. (К – 2 экз.; ЧЗ – 1 экз. + 2 экз.1979г. изд.; Б – 5 экз.).

  20. Чудовский А.К. и др. Как готовиться к письменному экзамену по математике: Кн. для учащихся 9-10-х кл. средней школы / А.К. Чудовский, Л.А. Сомова, В.И. Жохов. – М.: Просвещение, 1986. – 114 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 13 экз.).

  21. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учеб. пособие для учащихся 5-6-х кл. – М.: Культ.-произв. центр "Марта", 1992. – 205 с. (К – нет; ЧЗ – нет; Б – 1 экз.).

  22. Яковлев А.Я. Математика? Забавно! – М.: Знание, 1992. – 141 с. (К – нет; ЧЗ – 1 экз.; Б – 2 экз.).

  23. Ярский А.С. Числа и функции // Квант. – 1988. – № 6. – С. 12-18, 24 (К – 1 экз.).

  1. Учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии

    Учебно-методический комплекс
    К 49 Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб.
  2. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  3. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания
  4. Удк 81'1=81'366. 56+81'367. 625 Лаврентьев В. А. Взаимодействие категорий лица и залога

    Документ
    Глагол выражает значение процессуальности в категориях вида, залога, лица, наклонения, времени, числа, при этом все названные категории находятся в многосторонних и многообразных связях между собой, однако далеко не все эти связи детально
  5. Указатель литературы (14)

    Указатель
    Материал расположен в соответствии с таблицами ББК для массовых библиотек. Документы передаются библиотекам Республики Беларусь на безвозмездной основе в поряд-ке поступления заказов, с оформлением актов.
  6. Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой

    Документ
    Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой и началь­ного профессионального образования сотрудников правоохра­нительных
  7. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) 2007 москва ббк 74. 200. 55 Н 29 (1)

    Книга
    Книга посвящена проблемам преодоления зависимостей и формированию здорового и трезвого образа жизни среди подростков и молодежи. Собриология - новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа.
  8. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) 2007 москва ббк 74. 200. 55 Н 29 (2)

    Книга
    Книга написана на базе большого педагогического, психологического, собриологического и валеологического материала. Рекомендована широкому кругу читателей, и в первую очередь, родителям, социальным педагогам, специальным психологам,
  9. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию) 2007 москва ббк 74. 200. 55 Н 29 (3)

    Книга
    Книга написана на базе большого педагогического, психологического, собриологического и валеологического материала. Рекомендована широкому кругу читателей, и в первую очередь, родителям, социальным педагогам, специальным психологам,

Другие похожие документы..