Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 «Общее языкознание» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный педагогический университет» _______________________________________________

Кафедра_ общего языкознания __________________________________________________________

(название кафедры)

Доценко Тамара Ивановна ______________________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессиональногообразования

«Пермский государственный педагогический университет»

(ПГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф. 01 «Общее языкознание»

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

050301 «Русский язык и литература»

Утверждено на заседании кафедры общего языкознания

филологического факультета

(протокол № от 2008 г.)

Зав. кафедрой И.А.Подюков

Автор-составитель: Доценко Тамара Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс « Общее языкознание» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальностям 050301 «Русский язык и литература»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласовано с деканом филологического факультета:

Декан ____________________________ М.П.Абашева

Директор библиотеки ______________ Г.М. Подгорных

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………

  1. Цели и задачи изучения дисциплины......................................................................

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ............

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

  1. Содержание курса

  2. Темы семинарских занятий

  3. Тематика рефератов....................................................................................................

  4. Учебно-методическое обеспечение

    1. Литература

8.2. Электронные библиотеки

    1. Методические указания студентам

8.4. Вопросы к экзамену

1.Цели и задачи курса «Общее языкознание»

Цель курса «Общее языкознание», завершающего подготовку студентов-филологов, – сформировать систему научного знания о языке.

Задачи курса:

  • обобщить теоретические знания, полученные при изучении других лингвистических дисциплин;

  • расширить и углубить знания теоретической и прикладной лингвистики;

  • рассмотреть основные проблемы теории языка с учетом истории лингвистики и ориентацией на приоритеты современного языкознания;

  • охарактеризовать магистральные направления языкознания: раскрыть отличительные признаки каждого направления, обозначить основные проблемы, определить ключевые понятия и продемонстрировать их преемственный характер;

  • выявить возможности практического применения теоретических знаний.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса «Общее языкознание» специалист должен:

  • иметь представление о современном состоянии лингвистики и перспективах ее развития в соотношении с проблематикой других гуманитарных наук;

  • знать основную проблематику современного языкознания в ее историческом развитии и современном состоянии,

  • уметь сопоставлять разные концепции и выявлять причины разной интерпретации одного и того же материала;

  • приобрести навыкианализа конкретных языковых фактов на базе усвоенных теоретических знаний;

  • владеть основными методами исследования языковых явлений;

  • иметь опыт участия в лингвистических дискуссиях.

Извлечение из ГОС ВПО специальности 050301 «Русский язык и литература»

« Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации. Общие и частные функции языка. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Типы языковых единиц. Основные закономерности развития языка. Основные лингвистические направления. Методы изучения языка»

3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

(цифры из стандарта)

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

(1/2 от общ. колич.)

050301 «Русский язык и литература»

(очное)

5

9

56

36

20

16

20

Экзамен

050301 «Русский язык и литература»

(заочное)

4 - 5

8-9

24

14

10

4

10

Экзамен

3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего

Виды учебных занятий

лекции

семинары

самостоят.

работа

Раздел 1. Введение

1.Объект и предмет лингвистики.

2

2

Раздел 2. Язык как системно-структурное образование

1. Язык как система

2

2

2. Множественность структурных моделей описания языка

2

2

3. Концепция системности языка в истории лингвистики.

4

2

2

4. Уровневая модель описания языка

Э. Бенвениста. Единицы языка. Отношения в системе языка.

4

2

2

Раздел 3. Язык и мышление

1. Язык, мышление, сознание.

2

2

2.Язык и мышление. Логическое направление

2

2

4. Язык и сознание. Психологическое направление. Когнитивная лингвистика

4

2

2

Раздел 4. Язык как знаковая система

1. Типы знаков. Свойства языкового знака.

2

2

2. Теория лингвистического знака в концепции Ф.де Соссюра и Л.Ельмслева. Проблема означающего и означаемого языкового знака в современной лингвистике. Основы теории референции.

8

4

4

Раздел 5. Язык как средство коммуникации

1. Функции языка. Модели функций языка в речевой коммуникации

4

2

2

2. Язык и речь. Речевая деятельность и речевой акт. Психолингвистика и прагмалигвистика.

6

2

2

2

Раздел 6. Язык и общество

1.Социолингвистика. Социальная дифференциация языка. Языковая ситуация.

4

2

2

Раздел 7. Диахрония и синхрония.

1.Развитие языка. Основные закономерности развития языка. Типы языковых изменений.

4

2

2

Раздел 8. Лингвистическая типология

1.Генеалогическая и типологическая классификация языков. Ностратизм

6

2

2

2

ВСЕГО:

56

20

16

20

  1. Учебно методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01. 1 Введение в языкознание основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (1)

    Основная образовательная программа
    Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с действующей программой курса введения в языкознание для факультета иностранных языков педагогических вузов и включает в свой состав: учебную и рабочую программы, темы семинарских
  2. Учебно методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01. 1 Введение в языкознание основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (2)

    Основная образовательная программа
    Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с действующей программой курса введения в языкознание для факультета иностранных языков педагогических вузов и включает в свой состав: учебную и рабочую программы, темы семинарских
  3. Учебно методический комплекс дисциплины дпп. В. 01 Прагмалингвистика (опд. В. 5 Прагмалингвистика)

    Основная образовательная программа
    Курс по выбору «Прагмалингвистика» занимает важное место в цикле лингвистический дисциплин, преподаваемых на факультете иностранных языков и предназначенных для студентов IV курса.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (73)

    Учебно-методический комплекс
    Я Языкознание [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Трофимова Е.Б.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (7)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лабораторным занятиям, методические рекомендации
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (60)

    Учебно-методический комплекс
    В Введение в славянскую филологию [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост. Т.Ф. Байрамова, Бийский пед. гос. ун-т имени В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ имени В.
  7. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для факультета башкирской филологии

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (34)

    Учебно-методический комплекс
    Д ПП. Ф. 09 Риторика [Предмет и задачи риторики. Общая и частная риторики. Основные этапы развития риторики. Риторический идеал. Общение и коммуникация.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (58)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык. Фонетика. [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В.П. Никишаева, Т.В. Жукова. Бийский пед. гос. ун-т им. В.

Другие похожие документы..