Специализированный курс «Военная история» как средство углубления профильной подготовки учащихся кадетских (военных) классов
Министерство образования Российской Федерации
Министерство образования Республики Марий Эл
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 4 м. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы»
Инновационный проект:
Специализированный курс
«Военная история»
как средство углубления профильной подготовки
учащихся кадетских (военных) классов
Автор проекта:
Гребнев Дмитрий Васильевич
2006 год
Гребнев Дмитрий Васильевич
МОУ «Гимназия № 4 им А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы»,
424013 г. Йошкар-Ола, ул. Я.Эшпая, 156, 45-01-15
учитель высшей категории
учитель истории и обществоведения
контактная информация:
424006 г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская 175-36, 42-48-57
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 года и перехода к профильной старшей школе в 2000 году в гимназии № 4 им. А.С.Пушкина был организован Кадетский корпус имени генерала от кавалерии А.А.Брусилова для юношей 10-11 классов. В этой связи встала проблема создания учебно-методической базы профиля.
Актуальность
Следует отметить, что идея создания профильных кадетских (военных) классов не нова. В ряде случаев организация таких классов не находила должной реализации в силу недостаточного учебно-воспитательного наполнения профиля. Специфика кадетских классов предъявляет особые требования к гражданской, патриотической направленности в обучении и воспитании личности учащихся. Требовалась разработка специальных дисциплин, не включенных в перечень предметов общеобразовательной школы.
С целью усилении профильной подготовки кадетов и патриотического воспитания подрастающего поколения кроме учебных дисциплин общеобразовательного курса в Кадетском корпусе было решено организовать преподавание и разработать авторские программы ряда специальных предметов:
Основы военной службы
Прикладная физическая подготовка
Военная история.
Новизна
Следует отметить отсутствие методических разработок по углубленному преподаванию военно-исторических вопросов в профильных кадетских классах общеобразовательных учебных заведений.
В этой связи в 1999 году, в период оформления концепции создания классов кадетского профиля в гимназии № 4 им. А.С.Пушкина, была начата разработка курса «Военная история». Созданная программа предполагает преподавание специального предмета «Военная история» в течение 2 лет кадетам 10-11 классов. Курс адаптирован для преподавания учащимся профильных кадетских классов общеобразовательных учебных заведений. Программа курса утверждена научно-методическим советом гимназии.
Программа и курс лекций прошли научное и Военно специальное рецензирование:
Стариковым С.В., доктором исторических наук, проректором Марийского Государственного университета по научной работе, профессором кафедры Отечественной истории МарГУ, Заслуженным деятелем науки РМЭ;
полковником Поповым С.В., председателем методического совета преподавателей-организаторов ОВС РМЭ;
подполковником Поспеховым А.К., старшим офицером по вневойсковой подготовке военного комиссариата РМЭ;
подполковником Бухтояровым Е.И., начальником отдела военного комиссариата РМЭ по допризывной подготовке;
подполковником Коростелевым А.А., руководителем профильного кадетского направления гимназии № 4 им. А. С. Пушкина;
Антоничевой Н.Б., заместителем директора по научно-методической работе гимназии № 4 им. А. С. Пушкина.
Курс прошел апробацию в 2000-2002 учебных годах.
С учетом результатов преподавания, мнения рецензентов, отзывов выпускников-курсантов и преподавателей военных ВУЗов в 2002-2005 годах была проведена корректировка курса и разработано научно-методическое обеспечение.
Презентация программы состоялась в период проведения курсов повышения квалификации повышения педагогических работников (учителей истории и географии) ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования». Программа курса опубликована в сборнике «На пути обновления. Из опыта работы педагогов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Выпуск 1». – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2005. Программа курса «Военная история была представлена на Всероссийский образовательный форум 23-28.04.2006 как авторский проект по профильному обучению учащихся.
Содержание и цели разработки
Курс военной истории является специализированным предметом для военных кадетских классов гимназии. Он ориентирован на изучение вопросов военной истории и находится в тесной взаимосвязи с предметами общей истории и основ военной службы. При подготовке курса была учтена специфика будущей профессии, выбранной учащимися. В его основе лежат требования ВУЗа, предъявляемые к объему знаний по вопросам военной истории. Курс разрабатывался с учетом требований единого образовательного стандарта РФ и с учетом содержания школьных программ по истории, начальной военной подготовке и основам военной службы.
Курс лекций по военной истории содержит информацию об истории строительства вооруженных сил России в широком контексте отечественной и мировой истории, их боевого применения в ходе войн и вооруженных конфликтов периода конца ХVI - начала ХХI века.
Преподавание профильного учебного курса «Военная история» направлено на формирование конкурентоспособной личности выпускника-кандидата в военный ВУЗ, обладающего набором специальных и общеучебных знаний и навыков и сформированной активной гражданской позицией.
Учебный материал систематизирован и структурирован таким образом, что изучение нового материала базируется на знаниях предыдущего и позволяет проводить качественный контроль знаний в виду конкретности результатов обучения. Используются различные формы обучения:
Лекционная-семинарско-зачетная
Групповые формы занятий
Проблемное обучение
Исследовательские методы
Технология «дебаты»
Проектная деятельность (в том числе с применением информационно-компьютерных технологий).
Курс «Военной истории» опирается на развитый учебно-методический комплекс. К курсу разработано следующее методическое обеспечение:
Программа курса «Военная история»
Курс лекций «Военная история»
Контрольные и зачетные работы
Семинарские занятия
Тематика исследовательских и реферативных работ.
Круг пользователей
Данный курс предназначен в помощь преподавателю основ военной истории в профильных 10-11 кадетских классах.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки
Преподавание курса «Военная история» позволяет достичь определенных целей и решает ряд учебных и воспитательных задач:
Дать учащимся основы знаний по предмету военной истории и истории русской армии, как целостного общественно-политического организма в период ее зарождения, становления и развития;
Сформировать у кадетов умение критически анализировать материал по предмету, выстраивать логические причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;
Заложить основы навыков самостоятельной учебно-поисковой деятельности и самообразования;
Формировать гражданскую позицию, воспитывать чувство любви к Родине и глубокого патриотизма;
Воспитывать кадета как цельную гармонично-развитую личность, закладывая основы представлений об облике русского офицера-защитника Родины.
Продолжительность и результативность реализации
Преподавание курса военной истории осуществляется в Кадетском корпусе имени генерала от кавалерии А.А.Брусилова гимназии № 4 им. А. С. Пушкина с 2000 года. Курс оказывает влияние на профессиональную ориентацию кадетов, углубляя их специальные знания. Данный предмет имеет огромное значение гражданско-патриотического воспитания молодежи.
В результате внедрения в программу обучения кадетов курса «Военная история» предполагалось получение следующих результатов:
Расширение и углубление знаний кадетов по военно-историческим вопросам, не затронутым в процессе изучения истории в школе;
Получение первоначальных знаний в области тактики, оперативного искусства и аналитической стратегии применения вооруженных сил и связанных с этим элементарных навыков в области топографии, картографии и других военно-прикладных дисциплин;
Приобретение учащимися навыков самостоятельной аналитической и исследовательской, поисковой деятельности;
Развитие у кадетов чувства гражданственности, долга и глубокого патриотизма как неотъемлемых качеств личности русского офицера;
Повышение мотивации к осознанному выбору кадетами профессии военного, защитника Отечества.
В рамках реализации курса «Военная история» ежегодно в гимназии проводится среди кадетов Корпуса конкурс исследовательских работ.
С лучшими исследовательскими работами кадеты принимают участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах:
Слет военно-патриотических клубов и кадетских классов региона Поволжья г. Новочебоксарск 2001 г., Сепеев Станислав «Участие советских летчиков в гражданской войне в Испании, 1936-1939 гг.», 2 место;
Слет молодежных патриотических организаций г. Москва 2002 г., Ванчугов Анатолий, Рябинин Константин «Роль сотрудничества ветеранских и молодежных организаций в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения», дипломы участников;
III Открытый фестиваль науки и искусств в ДТДиМ г. Йошкар- Ола 2005 г., Гладышев Дмитрий «Крупнейшие десантные операции периода второй мировой войны, 1939-1945 гг.», диплом Лауреата, Эшплатов Алексей «Роль и значение ленд-лиза в победе СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», диплом участника, Губин Виктор «Военно-воздушная академии им. А.Ф.Можайского в период эвакуации в г.Йошкар-Ола, 1941-1945гг.», диплом Лауреата;
Республиканский конкурс исследовательских работ, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Костин Юрий «Музей истории гимназии», 1 место в номинации «Web-сайт», Скворцов Евгений, Ступин Евгений, «Нам завещаны память и слава…», 2 место в номинации «Мультимедийная презентация».
Знания, полученные кадетами при изучении курса «Военная история» способствовали успеху команды гимназии на городских и республиканских конкурсах в номинации «Ратная история Отечества»:
Финал городского конкурса «Победа - 59», 1 место и кубок (2004 год)
Финал городского конкурса «Победа - 60», 1 место и кубок (2005 год)
Финал республиканского конкурса «Салют Победа»,
2 место (2005 год)
Финал городского конкурса «Победа - 61», 1 место и кубок (2006 год)
Финал республиканского конкурса «Победа - 2006»,
1 место (2006 год)
Слет кадетов РМЭ в республиканском оборонно-спортивном оздоровительном лагере «Защитник Отечества», 1 место (2004, 2005 год)
в историко-краеведческой номинации «Равнение на героев»:
Финал республиканского конкурса «Салют Победа»,
1 место (2005 год)
Финал республиканского конкурса «Победа - 2006»,
1 место (2006 год).
Кадетский корпус имени генерала от кавалерии А.А.Брусилова существует с 2000 года. За данный период было сделано 5 выпусков кадетов. Из 139 кадетов 96 продолжили учебу в 12 военных ВУЗах России, что свидетельствует о высокой результативности профильной подготовки.
Дополнительные возможности разработки и перспективы развития
Изучение военной истории в кадетских классах гимназии № 4 им. А. С. Пушкина способствует расширению кругозора кадетов, получению ими ряда военно-специальных навыков, развитию их личностной компетентности и повышению конкурентоспособности. Это позволяет кадетам успешно участвовать в конкурсах различного уровня и направленности в рамках военно-исторической проблематики.
Исходя из отзывов выпускников-курсантов и рекомендаций специалистов кафедр военной истории ВВУЗов, с целью углубления специальных знаний планируется разработка элективного курса «Основы аналитической стратегии».
Возможности распространения
В настоящее время сохраняется актуальность проблемы, связанной с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Растет и ширится кадетское движение. В этой связи представляется возможным распространение накопленного опыта в области организации обучения и воспитания кадетов, в частности преподавания курса основ военной истории.
Программа, методическое обеспечение, курс лекций по военной истории, снабженный иллюстративным и картографическим материалом, существуют в электронном варианте (более 800 печатных страниц) и могут быть предложены заинтересованным педагогам для работы с учащимися в рамках кадетского профиля.
Публикации
Обмен педагогическим опытом:
«Методологические подходы в преподавании истории в основной и старшей школе» // Инновационные подходы в управлении качеством образования, Йошкар-Ола, 2004 г.
«Организация историко-патриотической работы в кадетских классах» (из опыта работы) // Инновационные подходы в управлении качеством образования, Йошкар-Ола, 2005 г.
«Роль изучения военной истории в патриотическом воспитании молодежи». (на примере кадетских классов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина) // Воспитание гражданина, Йошкар-Ола, 2005 г.
Программа курса «Военная история» // На пути обновления. Из опыта работы педагогов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2005 г.
Программа элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» // На пути обновления. Из опыта работы педагогов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2005 г.
Публикации о кадетах:
«Кадеты из Марий Эл»// Красная звезда. 6 сентября 2002 г.
«Спорт и армия едины»// Йошкар-Ола. 15 февраля 2003 г.
«9 мая – День Победы»// Марийская правда. 14 мая 2002 г.
«В одном строю с ветеранами»// Марийская. 13 мая 2003 г.
«Кадеты в Марий Эл»// Маяк. 15 июня 2002 г.
«Плох тот кадет, что не мечтает стать генералом»// Марийская правда. 20 февраля 2004 г.
«Даже не был я знаком с парнем, обещавшим: «Я вернусь, мама»…»//
Йошкар-Ола. 12 мая 2005 г.
«Кадетов «призвали» в армию»// Марийская правда.
10 сентября 2004 г.
«Защитили честь мундира»// Марийская правда. 16 сентября 2004 г.
«И Пушкин смотрит на младое племя…»// Марийская правда.
21 сентября 2005 г.
«Награда с «Солдатского поля»»// Марийская правда. 30 мая 2006 г.
Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)
Автореферат диссертацииЗащита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)
Автореферат диссертацииЗащита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,Информационно-методических материалов для патриотических клубов и объединений Ярославль 2003
ЗаконИнформация департамента по делам молодежи Администрации Ярославской области о проделанной в 2001-2003 гг. работе по патриотическому воспитанию гражданКурсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, п рограммы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос
ДокументНижегородский институт развития образования в 2011 году предлагает новые формы организации образовательной деятельности, связанные с реализацией накопительной системы повышения квалификации и созданием условий для индивидуализацииПрограмма развития школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования. Целью программы является
ПрограммаПрограмма развития школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования.Законом Томской области о кадетских школах и школах интернатах в Томской области от 14. 07. 2005 №105-оз
Закон- Типовым положением о кадетской школе и кадетской школе-интернате (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г.Программы индивидуального обучения Дополнительные образовательные программы в кадетских классах
Образовательная программаКраткая характеристика учебных программ начального , основного общего , среднего (полного) общего образования в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10 "Кадетский корпус юных спасателей"»Рекомендации 50 Слушания по проблемам безопасности военной службы и предупреждения гибели военнослужащих. 54 Рекомендации 54
ДокументСлушания на тему «Роль семьи и общества в подготовке молодежи к военной службе», организованные Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей и Законодательным собранием Калужской области.Программа • Дети-сироты • Классный час №
ПрограммаВ основу статьи положены материалы аналитического доклада данных авторов «Воспитание детей в Российской Федерации: новые тенденции и перспективы развития», подготовленного в ГосНИИ семьи и воспитании.