Специализированный курс «Военная история» как средство углубления профильной подготовки учащихся кадетских (военных) классов

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Республики Марий Эл

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 4 м. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы»

Инновационный проект:

Специализированный курс

«Военная история»

как средство углубления профильной подготовки

учащихся кадетских (военных) классов

Автор проекта:

Гребнев Дмитрий Васильевич

2006 год

Гребнев Дмитрий Васильевич

МОУ «Гимназия № 4 им А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы»,

424013 г. Йошкар-Ола, ул. Я.Эшпая, 156, 45-01-15

учитель высшей категории

учитель истории и обществоведения

контактная информация:

424006 г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская 175-36, 42-48-57

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 года и перехода к профильной старшей школе в 2000 году в гимназии № 4 им. А.С.Пушкина был организован Кадетский корпус имени генерала от кавалерии А.А.Брусилова для юношей 10-11 классов. В этой связи встала проблема создания учебно-методической базы профиля.

Актуальность

Следует отметить, что идея создания профильных кадетских (военных) классов не нова. В ряде случаев организация таких классов не находила должной реализации в силу недостаточного учебно-воспитательного наполнения профиля. Специфика кадетских классов предъявляет особые требования к гражданской, патриотической направленности в обучении и воспитании личности учащихся. Требовалась разработка специальных дисциплин, не включенных в перечень предметов общеобразовательной школы.

С целью усилении профильной подготовки кадетов и патриотического воспитания подрастающего поколения кроме учебных дисциплин общеобразовательного курса в Кадетском корпусе было решено организовать преподавание и разработать авторские программы ряда специальных предметов:

  • Основы военной службы

  • Прикладная физическая подготовка

  • Военная история.

Новизна

Следует отметить отсутствие методических разработок по углубленному преподаванию военно-исторических вопросов в профильных кадетских классах общеобразовательных учебных заведений.

В этой связи в 1999 году, в период оформления концепции создания классов кадетского профиля в гимназии № 4 им. А.С.Пушкина, была начата разработка курса «Военная история». Созданная программа предполагает преподавание специального предмета «Военная история» в течение 2 лет кадетам 10-11 классов. Курс адаптирован для преподавания учащимся профильных кадетских классов общеобразовательных учебных заведений. Программа курса утверждена научно-методическим советом гимназии.

Программа и курс лекций прошли научное и Военно специальное рецензирование:

  • Стариковым С.В., доктором исторических наук, проректором Марийского Государственного университета по научной работе, профессором кафедры Отечественной истории МарГУ, Заслуженным деятелем науки РМЭ;

  • полковником Поповым С.В., председателем методического совета преподавателей-организаторов ОВС РМЭ;

  • подполковником Поспеховым А.К., старшим офицером по вневойсковой подготовке военного комиссариата РМЭ;

  • подполковником Бухтояровым Е.И., начальником отдела военного комиссариата РМЭ по допризывной подготовке;

  • подполковником Коростелевым А.А., руководителем профильного кадетского направления гимназии № 4 им. А. С. Пушкина;

  • Антоничевой Н.Б., заместителем директора по научно-методической работе гимназии № 4 им. А. С. Пушкина.

Курс прошел апробацию в 2000-2002 учебных годах.

С учетом результатов преподавания, мнения рецензентов, отзывов выпускников-курсантов и преподавателей военных ВУЗов в 2002-2005 годах была проведена корректировка курса и разработано научно-методическое обеспечение.

Презентация программы состоялась в период проведения курсов повышения квалификации повышения педагогических работников (учителей истории и географии) ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования». Программа курса опубликована в сборнике «На пути обновления. Из опыта работы педагогов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Выпуск 1». – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2005. Программа курса «Военная история была представлена на Всероссийский образовательный форум 23-28.04.2006 как авторский проект по профильному обучению учащихся.

Содержание и цели разработки

Курс военной истории является специализированным предметом для военных кадетских классов гимназии. Он ориентирован на изучение вопросов военной истории и находится в тесной взаимосвязи с предметами общей истории и основ военной службы. При подготовке курса была учтена специфика будущей профессии, выбранной учащимися. В его основе лежат требования ВУЗа, предъявляемые к объему знаний по вопросам военной истории. Курс разрабатывался с учетом требований единого образовательного стандарта РФ и с учетом содержания школьных программ по истории, начальной военной подготовке и основам военной службы.

Курс лекций по военной истории содержит информацию об истории строительства вооруженных сил России в широком контексте отечественной и мировой истории, их боевого применения в ходе войн и вооруженных конфликтов периода конца ХVI - начала ХХI века.

Преподавание профильного учебного курса «Военная история» направлено на формирование конкурентоспособной личности выпускника-кандидата в военный ВУЗ, обладающего набором специальных и общеучебных знаний и навыков и сформированной активной гражданской позицией.

Учебный материал систематизирован и структурирован таким образом, что изучение нового материала базируется на знаниях предыдущего и позволяет проводить качественный контроль знаний в виду конкретности результатов обучения. Используются различные формы обучения:

  • Лекционная-семинарско-зачетная

  • Групповые формы занятий

  • Проблемное обучение

  • Исследовательские методы

  • Технология «дебаты»

  • Проектная деятельность (в том числе с применением информационно-компьютерных технологий).

Курс «Военной истории» опирается на развитый учебно-методический комплекс. К курсу разработано следующее методическое обеспечение:

  • Программа курса «Военная история»

  • Курс лекций «Военная история»

  • Контрольные и зачетные работы

  • Семинарские занятия

  • Тематика исследовательских и реферативных работ.

Круг пользователей

Данный курс предназначен в помощь преподавателю основ военной истории в профильных 10-11 кадетских классах.

Основные задачи, решаемые внедрением разработки

Преподавание курса «Военная история» позволяет достичь определенных целей и решает ряд учебных и воспитательных задач:

  • Дать учащимся основы знаний по предмету военной истории и истории русской армии, как целостного общественно-политического организма в период ее зарождения, становления и развития;

  • Сформировать у кадетов умение критически анализировать материал по предмету, выстраивать логические причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;

  • Заложить основы навыков самостоятельной учебно-поисковой деятельности и самообразования;

  • Формировать гражданскую позицию, воспитывать чувство любви к Родине и глубокого патриотизма;

  • Воспитывать кадета как цельную гармонично-развитую личность, закладывая основы представлений об облике русского офицера-защитника Родины.

Продолжительность и результативность реализации

Преподавание курса военной истории осуществляется в Кадетском корпусе имени генерала от кавалерии А.А.Брусилова гимназии № 4 им. А. С. Пушкина с 2000 года. Курс оказывает влияние на профессиональную ориентацию кадетов, углубляя их специальные знания. Данный предмет имеет огромное значение гражданско-патриотического воспитания молодежи.

В результате внедрения в программу обучения кадетов курса «Военная история» предполагалось получение следующих результатов:

  • Расширение и углубление знаний кадетов по военно-историческим вопросам, не затронутым в процессе изучения истории в школе;

  • Получение первоначальных знаний в области тактики, оперативного искусства и аналитической стратегии применения вооруженных сил и связанных с этим элементарных навыков в области топографии, картографии и других военно-прикладных дисциплин;

  • Приобретение учащимися навыков самостоятельной аналитической и исследовательской, поисковой деятельности;

  • Развитие у кадетов чувства гражданственности, долга и глубокого патриотизма как неотъемлемых качеств личности русского офицера;

  • Повышение мотивации к осознанному выбору кадетами профессии военного, защитника Отечества.

В рамках реализации курса «Военная история» ежегодно в гимназии проводится среди кадетов Корпуса конкурс исследовательских работ.

С лучшими исследовательскими работами кадеты принимают участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах:

  • Слет военно-патриотических клубов и кадетских классов региона Поволжья г. Новочебоксарск 2001 г., Сепеев Станислав «Участие советских летчиков в гражданской войне в Испании, 1936-1939 гг.», 2 место;

  • Слет молодежных патриотических организаций г. Москва 2002 г., Ванчугов Анатолий, Рябинин Константин «Роль сотрудничества ветеранских и молодежных организаций в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения», дипломы участников;

  • III Открытый фестиваль науки и искусств в ДТДиМ г.  Йошкар- Ола 2005 г., Гладышев Дмитрий «Крупнейшие десантные операции периода второй мировой войны, 1939-1945 гг.», диплом Лауреата, Эшплатов Алексей «Роль и значение ленд-лиза в победе СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», диплом участника, Губин Виктор «Военно-воздушная академии им. А.Ф.Можайского в период эвакуации в г.Йошкар-Ола, 1941-1945гг.», диплом Лауреата;

  • Республиканский конкурс исследовательских работ, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Костин Юрий «Музей истории гимназии», 1 место в номинации «Web-сайт», Скворцов Евгений, Ступин Евгений, «Нам завещаны память и слава…», 2 место в номинации «Мультимедийная презентация».

Знания, полученные кадетами при изучении курса «Военная история» способствовали успеху команды гимназии на городских и республиканских конкурсах в номинации «Ратная история Отечества»:

  • Финал городского конкурса «Победа - 59», 1 место и кубок (2004 год)

  • Финал городского конкурса «Победа - 60», 1 место и кубок (2005 год)

  • Финал республиканского конкурса «Салют Победа»,

2 место (2005 год)

  • Финал городского конкурса «Победа - 61», 1 место и кубок (2006 год)

  • Финал республиканского конкурса «Победа - 2006»,

1 место (2006 год)

  • Слет кадетов РМЭ в республиканском оборонно-спортивном оздоровительном лагере «Защитник Отечества», 1 место (2004, 2005 год)

в историко-краеведческой номинации «Равнение на героев»:

  • Финал республиканского конкурса «Салют Победа»,

1 место (2005 год)

  • Финал республиканского конкурса «Победа - 2006»,

1 место (2006 год).

Кадетский корпус имени генерала от кавалерии А.А.Брусилова существует с 2000 года. За данный период было сделано 5 выпусков кадетов. Из 139 кадетов 96 продолжили учебу в 12 военных ВУЗах России, что свидетельствует о высокой результативности профильной подготовки.

Дополнительные возможности разработки и перспективы развития

Изучение военной истории в кадетских классах гимназии № 4 им. А. С. Пушкина способствует расширению кругозора кадетов, получению ими ряда военно-специальных навыков, развитию их личностной компетентности и повышению конкурентоспособности. Это позволяет кадетам успешно участвовать в конкурсах различного уровня и направленности в рамках военно-исторической проблематики.

Исходя из отзывов выпускников-курсантов и рекомендаций специалистов кафедр военной истории ВВУЗов, с целью углубления специальных знаний планируется разработка элективного курса «Основы аналитической стратегии».

Возможности распространения

В настоящее время сохраняется актуальность проблемы, связанной с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Растет и ширится кадетское движение. В этой связи представляется возможным распространение накопленного опыта в области организации обучения и воспитания кадетов, в частности преподавания курса основ военной истории.

Программа, методическое обеспечение, курс лекций по военной истории, снабженный иллюстративным и картографическим материалом, существуют в электронном варианте (более 800 печатных страниц) и могут быть предложены заинтересованным педагогам для работы с учащимися в рамках кадетского профиля.

Публикации

Обмен педагогическим опытом:

  • «Методологические подходы в преподавании истории в основной и старшей школе» // Инновационные подходы в управлении качеством образования, Йошкар-Ола, 2004 г.

  • «Организация историко-патриотической работы в кадетских классах» (из опыта работы) // Инновационные подходы в управлении качеством образования, Йошкар-Ола, 2005 г.

  • «Роль изучения военной истории в патриотическом воспитании молодежи». (на примере кадетских классов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина) // Воспитание гражданина, Йошкар-Ола, 2005 г.

  • Программа курса «Военная история» // На пути обновления. Из опыта работы педагогов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2005 г.

  • Программа элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» // На пути обновления. Из опыта работы педагогов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2005 г.

Публикации о кадетах:

  • «Кадеты из Марий Эл»// Красная звезда. 6 сентября 2002 г.

  • «Спорт и армия едины»// Йошкар-Ола. 15 февраля 2003 г.

  • «9 мая – День Победы»// Марийская правда. 14 мая 2002 г.

  • «В одном строю с ветеранами»// Марийская. 13 мая 2003 г.

  • «Кадеты в Марий Эл»// Маяк. 15 июня 2002 г.

  • «Плох тот кадет, что не мечтает стать генералом»// Марийская правда. 20 февраля 2004 г.

  • «Даже не был я знаком с парнем, обещавшим: «Я вернусь, мама»…»//

Йошкар-Ола. 12 мая 2005 г.

  • «Кадетов «призвали» в армию»// Марийская правда.

10 сентября 2004 г.

  • «Защитили честь мундира»// Марийская правда. 16 сентября 2004 г.

  • «И Пушкин смотрит на младое племя…»// Марийская правда.

21 сентября 2005 г.

  • «Награда с «Солдатского поля»»// Марийская правда. 30 мая 2006 г.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Информационно-методических материалов для патриотических клубов и объединений Ярославль 2003

    Закон
    Информация департамента по делам молодежи Администрации Ярославской области о проделанной в 2001-2003 гг. работе по патриотическому воспитанию граждан
  4. Курсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, п рограммы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос

    Документ
    Нижегородский институт развития образования в 2011 году предлагает новые формы организации образовательной деятельности, связанные с реализацией накопительной системы повышения квалификации и созданием условий для индивидуализации
  5. Программа развития школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования. Целью программы является

    Программа
    Программа развития школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования.
  6. Законом Томской области о кадетских школах и школах интернатах в Томской области от 14. 07. 2005 №105-оз

    Закон
    - Типовым положением о кадетской школе и кадетской школе-интернате (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г.
  7. Программы индивидуального обучения Дополнительные образовательные программы в кадетских классах

    Образовательная программа
    Краткая характеристика учебных программ начального , основного общего , среднего (полного) общего образования в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10 "Кадетский корпус юных спасателей"»
  8. Рекомендации 50 Слушания по проблемам безопасности военной службы и предупреждения гибели военнослужащих. 54 Рекомендации 54

    Документ
    Слушания на тему «Роль семьи и общества в подготовке молодежи к военной службе», организованные Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей и Законодательным собранием Калужской области.
  9. Программа • Дети-сироты • Классный час №

    Программа
    В основу статьи положены материалы аналитического до­клада данных авторов «Воспитание детей в Российской Федерации: новые тенденции и перспек­тивы развития», подготовленного в ГосНИИ семьи и воспитании.

Другие похожие документы..