Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии информация о модуле

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ


КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

МОДУЛЬ ПРОПЕДЕВТИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИЯ О МОДУЛЕ

Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии был создан по приказу ректора КазНМУ №1323Л от12.07.2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «пропедевтика терапевтической стоматологии» для студентов 4 курса, а также элективные дисциплины: «фантомный курс», «биология полости рта» для студентов 2 курса, «эндодонтия» для студентов 3 курса.

Слово „пропедевтика“ в переводе с греческого означает «предварительно обучаю», в более широком смысле - это введение в классическую науку, вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме. Пропедевтика терапевтической стоматологии это вводный курс в дисциплину «терапевтическая стоматология».занимается вопросами:

  • истории стоматологии;

  • этики и деонтологии;

  • анатомо-физиологических особенностей тканей и органов полости рта;

  • стоматологического инструментария и оборудования стоматологических кабинетов;

  • эргономики, деонтологии и структурой стоматологической службы.

Целью пропедевтики терапевтической стоматологии является формирование у студентов знаний и практических навыков в области врачебной этики и деонтологии, организации и оборудования стоматологического кабинета, предъявляемых санитарно-гигиенических требований к стоматологическому кабинету, общих принципов диагностики, семиотики заболеваний органов и тканей полости рта, формировании начальных профессиональных мануальных навыков врача-стоматолога общей практики. Обучение строится на знаниях студентов, полученных на медико-биологических и общеклинических кафедрах. Кзадачам пропедевтики терапевтической стоматологии относят формирование у студентов цельного представления о стоматологии, как науке,развитию клинического мышления, деонтологического подхода к больным, выработке основных мануальных навыков при работе на фантоме. Решение поставленных задач является базисом для изучения терапевтической стоматологии.

Модуль располагает 4 учебными кабинетами, оснащенными стоматологическим оборудованием и инструментами, современными пломбировочными материалами. Студенты, обучающиеся на модуле, несколько раз в неделю, имеют возможность работать в фантомном кабинете на современных фантомных блоках, где отрабатывают навыки препарирования кариозных полостей различных классов по Блеку, пломбирования подготовленных кариозных полостей современными пломбировочными материалами, что является основой для формирования начальных профессиональных мануальных навыков. В учебных кабинетах студенты овладевают навыками работы на стоматологической установке, с наконечниками и инструментами для обследования, лечения и пломбирования зубов. Осваиваются навыки правильной посадки пациента в стоматологическое кресло, обработки рук перед приемом пациента. Студенты проводят расспрос и обследование полости рта у волонтеров, овладевают коммуникативными навыками общения с пациентами, учатся правильно интерпретировать результаты дополнительных методов обследования, диагностировать простой кариес и некариозные поражения твердых тканей зуба, выбрать метод и провести местное обезболивание.

Студенты знакомятся с учетно-отчетной документацией врача-стоматолога на стоматологическом приеме, овладевают навыками заполнения зубной формулы и амбулаторной карты больного, статистических форм 0. 37-у, 0.39-у.

Прививаются навыки работы с дополнительной литературой, информационными ресурсами Интернета, выполнение самостоятельной работы по предлагаемым темам в форме рефератов, мультимедийных презентаций, тематических кроссвордов, эссе, проектов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ПРОПЕДЕВТИКА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

Объем учебных часов – 405 часов.

Лекции - 30 часов.

Практические занятия – 240 часов

Самостоятельная работа студентов (СРС) – 135 часов

Курс - 4

Семестр – 7-8.

Форма контроля: экзамен

2. Программа

2.1 Введение

Пропедевтика терапевтической стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и умений студента, вырабатывается положительная мотивация к обучению по специальности, что является основой успешной деятельности врача-стоматолога.

Дисциплина нацеливает будущих специалистов на вопросы организации и оборудования терапевтического стоматологического кабинета, современные технологии и пломбировочные материалы, используемые в терапевтической стоматологии, в частности при лечении кариеса, некариозных поражений и в эндодонтической практике.

Вопросы пропедевтики терапевтической стоматологии имеют прикладное значение. Перечень разделов тем, составляющих основу типовой программы, имеют как теоретическую, так и практическую направленность.

Структурой программы является последовательное изложение основных понятий и знаний в области пропедевтики терапевтической стоматологии, постоянное совершенствование навыков и умений студентов.

2.2 Цель:

формирование у студентов знаний и практических навыков в области врачебной деонтологии, общих принципов диагностики и семиотики заболеваний органов и тканей полости рта, основ стоматологического материаловедения и эндодонтии.

2.3 Задачи обучения:

1. Сформировать представление о роли пропедевтики терапевтической стоматологии в подготовке врача-стоматолога.

2. Дать представление о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к стоматологическому терапевтическому кабинету, правилах эксплуатации оборудования и техники безопасности при работе с ним.

3. Обучить приемам работы со стоматологическим и эндодонтическим инструментарием.

4. Изучить состав, свойства пломбировочных материалов, показания к применению, технологию работы.

5. Дать представление об основах врачебной деонтологии, семиологии, диагностики основных стоматологических заболеваний.

6. Научить основным и дополнительным методам обследования стоматологического больного.

7. Обучить основным профессиональным мануальным навыкам врача-стоматолога (на фантоме).

2.4 Конечные результаты обучения.

Студент должен знать:

- задачи пропедевтики терапевтической стоматологии;

- правила этики и деонтологии, правовые нормы взаимоотношений «врач больной»;

- основы организации стоматологической помощи, обязанности врача, медицинской сестры, ассистента-стоматолога, санитарки лечебного стоматологического кабинета;

- оборудование и оснащение терапевтического стоматологического кабинета, стоматологический инструментарий для обследования, лечения и пломбирования зубов, правила хранения, ухода и стерилизации стоматологических инструментов;

- технику безопасности при работе со стоматологическим оборудованием;

- гистологическое строение слизистой оболочки рта, твердых тканей зуба, пульпы и периодонта;

- анатомию зубов, признаки принадлежности и различия зубов;

- технику проведения аппликационной и иньекционной анестезии;

- классификацию кариозных полостей по Блэку, принципы, этапы и технику препарирования кариозных полостей в зависимости от класса;

- зоны повышенной чувствительности твердых тканей зуба, оптимальные условия при препарировании для снижения болевой чувствительности;

- методы обезболивания в клинике терапевтической стоматологии;

- понятие о пульпите и периодонтите;

- топографию полостей зубов и корневых каналов;

- методику вскрытия, способы подхода и раскрытия полости зуба, понятие о первичном эндодонтическом доступе;

- средства для девитализации пульпы, методику наложения девитализирующей пасты;

- эндодонтический инструментарий;

- этапы эндодонтического лечения пульпита и периодонтита;

- методы обработки корневых каналов (инструментальные, медикаментозные, химические, физические, физико-химические);

- классификацию пломбировочных материалов;

- состав, свойства, показания к применению, методику приготовления и пломбирования временными пломбировочными материалами;

- состав, свойства, показания к применению, методику наложения лечебных прокладок (кальций – содержащих, эвгенол-содержащих, комбинированных);

- состав, свойства, показания к применению, методику приготовления и пломбирования цинк-фосфатными и стеклоиономерными цементами;

- состав, свойства, назначение и показания к применению адгезивных систем композиционнных пломбировоных материалов;

- этапы пломбирования кариозных полостей самоотверждаемыми и светоотверждаемыми композитами;

- значение контактного пункта и методику его восстановления;

- методику отделки пломб;

- методику восстановления коронок зубов и использованием колпачков, вкладок, парапульпарных штифтов;

- виды, состав, свойства пломбировочных материалов для временной и постоянной обтурации корневых каналов, требования, предъявляемые к ним;

- методику временной и постоянной обтурации корневых каналов;

- виды и свойства штифтов из разных материалов;

- методику обтурации, преимущества и недостатки пломбирования каналов гуттаперчевыми штифтами (методы одиночного конуса, латеральной и вертикальной конденсации, пломбирование корневого канала с применением систем «Термафил» и «Квик-фил»);

- методику обтурации, преимущества и недостатки пломбирования каналов стекловолоконными и металлическими штифтами;

- правила ведения медицинской документации;

- системы записи зубной формулы;

- виды зубных отложений;

- состав, причины образования, роль мягких и минерализованных зубных отложений, способы их удаления;

- классификацию кариеса;

- патологическую гистологию кариеса;

- теории возникновения, современную концепцию этиологии и патогенеза кариеса зубов;

- показатели распространенности и интенсивности кариеса;

- клинику, диагностику, дифференциальную диагностику начального кариеса;

- сущность реминерализующей терапии, лекарственные препараты, методику проведения;

- клинику, диагностику, дифференциальную диагностику и лечение поверхностного, среднего и глубокого кариеса;

- ошибки и осложнения при диагностике и лечении кариеса, их профилактику и устранение;

- общее лечение кариеса, показания, лекарственные препараты;

- методы профилактики кариеса;

- средства гигиены полости рта и их характеристику;

- методику определение гигиенических индексов;

- систематику заболеваний некариозного происхождения;

- клинические проявления, дифференциальную диагностику и лечение некариозных поражений, возникающих до и после прорезывания зубов.

Студент должен уметь:

- организовать рабочее место;

- пользоваться стоматологической установкой, наконечниками, инструментами для обследования, лечения и пломбирования зубов;

- правильно посадить больного в кресло;

- обработать руки для приема больного;

- провести обследования стоматологического больного с использованием основных и дополнительных методов;

- интерпретировать результаты метода витального окрашивания, реакции на температурные раздражители, трансиилюминации, электроодонтодиагностики, рентгенографии;

- заполнить зубную формулу;

- вести записи в амбулаторной карте и дневнике;

- диагностировать начальный, поверхностный, средний и глубокий кариес;

- диагностировать некариозные поражения твердых тканей зуба;

- выбрать метод и провести местное обезболивание;

- препарировать кариозные полости всех классов по Блэку и атипичные полости на фантомном блоке;

- приготовить и наложить лечебную и изолирующую прокладки, временную пломбу;

- приготовить и наложить постоянную пломбу из стеклоиономерного цемента, провести отделку пломбы;

- приготовить и наложить постоянную пломбу из самоотверждаемого композитного материалов, провести отделку пломбы;

- приготовить и наложить постоянную пломбу из светоотверждаемого композита, провести отделку пломбы;

- приготовить и наложить постоянную пломбу из металлсодержащего материала, провести отделку пломбы;

- восстанавливать контактный пункт различными пломбировочными материалами;

- восстанавливать дефекты коронок зубов с использованием парапульпарных и анкерных штифтов;

- удалить временную или постоянную пломбу;

- вскрыть рог пульпы и наложить девитализирующую пасту;

- раскрыть полость зуба, сформировать первичный эндодонтический доступ;

- расширить устье корневого канала;

- провести ампутацию, экстирпацию пульпы, эвакуацию распада пульпы из корневого канала;

- провести инструментальную и медикаментозную обработку корневого канала;

- рационально выбрать пломбировочный материал и запломбировать корневой канал.

  1. Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии

    Рабочая программа
    Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии составлена на основании учебного плана специальности, квалификационной характеристики и требований, которые предъявляются к врачу общей практики с учетом Государственного
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика» По направлению подготовки 060201 Стоматология

    Рабочая учебная программа
    1.1 Целью пропедевтической стоматологии является предклиническая подготовка студентов к приему больных, овладение студентами теорией и практикой, основными профессиональными мануальными навыками врача-стоматолога-терапевта для дальнейшего
  3. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

    Учебно-методическое пособие
    Зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, проф. Т.Ф. Данилина; доц., к.м.н. Т.В.Колесова., ассистенты к.м.н. А.Ф. Касибина, к.м.
  4. Рабочая программа по курсу «пропедевтика хирургической стоматологии»

    Рабочая программа
    Хирургическая стоматология – одна из самостоятельных дисциплин, изучающая хирургические заболевания и повреждения зубов, органов полости рта, лица и шеи, костей лицевого скелета, при которых необходимо комплексное лечение.
  5. Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль (2)

    Примерная программа
    - ознакомление с принципами организации и работы отделений хирургической стоматологии, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях по профилю хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии,
  6. Примерная программа дисциплины общая хирургия, хирургические болезни для студентов обучающихся по: Специальности Стоматология (1)

    Примерная программа
    Цель дисциплины – создание у обучающихся теоретических и практических знаний и умений в отношении общих принципов хирургии, понятия хирургической инфекции и ее профилактики, особенностей обезболивания, основ лечения хирургической травмы,
  7. Примерная программа дисциплины общая хирургия, хирургические болезни для студентов обучающихся по: Специальности Стоматология (2)

    Примерная программа
    Цель дисциплины – создание у обучающихся теоретических и практических знаний и умений в отношении общих принципов хирургии, понятия хирургической инфекции и ее профилактики, особенностей обезболивания, основ лечения хирургической травмы,
  8. Примерная программа дисциплины стоматология м

    Примерная программа
    Цель дисциплины является формирование у студентов, будущих стоматологов, основных представлений о составе, строении, свойствах и технологии применения материалов стоматологического назначения, а также о закономерностях изменений свойств
  9. Академический календарь студента II курса. Стоматология.

    Академический календарь
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

Другие похожие документы..