Актуальные проблемы высшего музыкального образования

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-аналитический и научно-образовательный журнал

Издается с 2009 года

№2 (14) 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Васенина С.А. Некоторые аспекты формирования пространства в звукозаписи……………………………..

4

Ковыльских К.А. Некоторые тенденции в творчестве Б.Тищенко…………………………..…………………….

5

Матюшонок И.А. Звуковой образ в камерно-инструментальных сочинениях А. Шнитке…………….

8

Платонова О.А. «Jethro Tull» и традиции средневековых менестрелей……………………………………….

11

Полковникова Т.В. Композиторские техники XХ века в современной чувашской музыке…………………...

16

Тимофеев А.В. Танцевальная электронная музыка: на пути к экспериментальности…………………………….

20

Цюй Ва. Фортепианная транскрипция в Китае как форма отражения композиторской индивидуальности (на примере двух версий песни «Лю ян хэ» Ван Цзяньчжун и Чу Ванхуа)………………………………...

24

Чигринская Д.И. О стилевых взаимодействиях в «Чужеземных сценах» для фортепианного трио Вольфганга Рима…………………………………………

27

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И

ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бевз А.С. Проблемы постановки опоры дыхания при игре на медных духовых инструментах………………..

32

Заволжанская И.Ю. «Слышащая рука» пианиста: к теории и практике вопроса.………………………….......

36

Захаров А.И. Речь и вокал: постановка голоса на занятиях по сценической речи с вокалистами……………

40

Рубинская Л.Е. Теория аффектов в контексте современных вокально-методических задач…………………

46

Нижалова Н.А. Проблемы постановки и работы правой руки скрипача-левши……………………………….

50

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Василенко О.А. Альфред Дезенкло «Прелюдия, каденция и финал» для саксофона и фортепиано. Особенности интерпретации………………………………..

53

Волкова Н.Ю. О поэтических текстах вокальных сочинений С.В.Рахманинова………………………………

55

Гринес О.В., Симонова О.Д. Джеральд Мур – рыцарь концертмейстерской профессии………………………..

58

Козылов А.С. Пути расширения современного домрового репертуара………………………………………..

61

ACTUAL PROBLEMS

OF HIGH MUSICAL EDUCATION

Publishing since 2009

№2 (14) 2010 г.

CONTENT

PROBLEMS OF MUSICAL HISTORY AND THEORY

Vasenina S.A. Some aspects of space formation in the process of sound recording……………………………

4

Kovylskih K.A. Some tendencies in the art of B.Tischenko……………………………………………

5

Matyushonok I.A. The sound image in chamber-instrumental compositions of Schnittke……………….

8

PlatonovaO.A. «Jethro Tull» and the traditions of medieval minstrelsy……………………………………

11

Polkovnikova T.V. Modern composing techniques in the Chuvash music…………………………………….

16

Timofeev A.V. Dance electronic music: on the way to experimentation………………………………………..

20

Tsui Va. Piano transcription in China as a form of composer’s individuality reflection (exemplified in two versions of the song «Lyu yan khe» Van Tszyanchzhun and Chu Vankhua)……………………..

24

Chigrinskaya D.I. About stylistic correlations in «Foreign scenes» for piano trio by Wolfgang Rihm…..

27

PROBLEMS OF MUSICAL EDUCATION

Bevz A.S. The problem of breath support training while playing brass instruments……………………….

32

Zavolzhanskaya I.Y. «Hearing hand» of a pianist: theory and practice of the problem…………………….

36

Zakharov A.I. Speech and singing. Voice training at the lessons of stage speech for singers………………...

40

Rubinskaya L.E. The theory of affects in the context of contemporary vocal and methodological objectives..

46

Nizhalova N.A. The right hand training and function problem of the left hand playing violinist……………..

50

PROBLEMS OF MUSICAL PERFORMING

Vasilenko O.A. Alfred Dezenklo «Prelude, cadence and finale» for the saxophone and the piano. Peculiarities of interpretation…………………………………...

53

Volkova N.Y. About the themes and lyrics of the vocal compositions of S.V.Rachmaninov………………..

55

Grines O.V., Simonova O.D. Gerald Moore – the champion of the accompanist’s profession……………

58

Kozylov A.S. The ways of widening the contemporary domra repertoire……………………………………….

61

Четвертый номер научного журнала «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» продолжает публикацию статей, подготовленных авторами на основе их выступлений на одноименной международной научной конференции, ежегодно проходящий в Нижегородской государственной консерватории.

Раздел «Проблемы истории и теории музыки» посвящен изучению стилистических взаимодействий, включая интересные и неожиданные аспекты. Это и показ связи британской рок-группы «JethroTull» с традициями средневековых менестрелей, и рассмотрение влияния стиля Р.Шумана на творчество В.Рима, и анализ обработок китайской песни, выполненных в духе импрессионистских зарисовок и виртуозных транскрипций Ф.Листа. Широкая панорама стилистических явлений фигурирует в статье о творчестве Б.Тищенко, а также в работе, посвященной стилистическому обновлению чувашской музыки, связанному с применением современных композиторских техник – атональности, серийности, сонористики, пуантилизма, полистилистики. Звукорежиссеров несомненно заинтересует описание факторов, позволяющих создавать оптимальные пространственные решения при записи фонограммы.

В разделе «Проблемы методики и педагогики музыкального образования», читатель найдет разнообразные сведения, касающиеся формирования опоры дыхания при игре на медных духовых инструментах, постановки и работы правой руки скрипача-левши.

Раздел, посвященный истории и теории исполнительства, включает статью об особенностях интерпретации текстов романсов Рахманинова и яркий творческий портрет блистательного пианиста и концертмейстера, доктора музыки Кембриджского университета Дж.Мура, хорошо известного в России благодаря его книге «Певец и аккомпаниатор».

Статьи данного выпуска журнала, вызвавшие живой отклик у слушателей в дни проведения конференции, представляют несомненный интерес для музыкантов. Редколлегия надеется, что они окажутся стимулом для дальнейших творческих осмыслений художественной проблематики. Мы приглашаем к участию в последующих изданиях журнала всех, кто желает поделиться своими наблюдениями и научными идеями. В конце номера приводятся требования, предъявляемые к статьям, предназначенным для опубликования и нашем журнале.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ

© 2010 Васенина С.А.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЗВУКОЗАПИСИ

У каждой фонограммы есть свое собственное пространство. Слушатель может воспринимать его как пространство естественного концертного звучания или как пространственное решение, предполагаемое самим автором произведения. Оба аспекта необычайно важны для звукорежиссера, задача которого – сделать фонограмму универсальной. В статье представлено четыре аспекта трактовки пространства в звукозаписи: 1. Физическое пространство; 2. Музыкальное произведение; 3. Психология восприятия; 4. Условия создания фонограммы.

Ключевые слова: фонограмма, пространство, фактура, восприятие.

Пространство в звукозаписи – это, прежде всего, универсальное пространство. Любой человек может прослушать фонограмму, независимо от того, кто он: слушатель или исполнитель, профессионал или любитель. Приходя в концертный зал, любой из нас способен выбрать место для прослушивания. Фонограмма же нам предлагается такой, какой её сделал звукорежиссер. Поэтому звукорежиссер – это человек, чья позиция в целом должна подходить каждому слушателю. Задача эта непростая, но выполнимая, если соблюдаются некоторые условия: звукорежиссер музыкально образован, он хорошо ознакомлен с музыкальным произведением и способен использовать свои средства, которые называются музыкальной обработкой.

Фонограмма – это завершающее звено на пути музыки от композитора к слушателям. В ней заложена информация о замысле музыкального произведения, условиях исполнения, проявляются особенности интерпретации исполнителей и интерпретации самого звукорежиссера. Поэтому при пространственном решении учитываются все аспекты создания фонограммы. Анализировать или оценивать пространство в звукозаписи сложно по субъективным причинам восприятия каждого отдельного слушателя. В данной статье предложены несколько позиций, с которых, на наш взгляд, можно описывать пространство в звукозаписи.

Первый аспект – физическое пространство. Это представление акустики зала и естественного расположения музыкальных инструментов в пространстве помещения. В соответствии с ним, вопрос, который задает себе слушатель, – «так ли это звучит, как в концертном помещении?» В этом случае человек всегда сравнивает звучащую картину со своим музыкальным опытом. Так, если в фонограмме сольный инструмент звучит намного громче оркестра, то прослушивающий будет смущен, потому что он знает по своему опыту, что сольный инструмент не может преобладать над оркестром в такой степени.

Второй аспект – музыкальное произведение. Он основывается на том, что в самом музыкальном произведении существует пространство. Эта тема давно вызывает активный интерес со стороны музыковедов. Пространство произведения многогранно: это и музыкально-художественная образность, и драматургическая организация, и фактурное решение. Звукорежиссер также способен действовать в этом пространстве. К примеру, он может себе позволить подчеркивание (прибавление) вступления темы фуги у разных партий, при исполнении ее ансамблем или оркестром. Данный прием поможет слушателю точно уловить фактурное решение произведения, а также его организацию. Таким образом, звукорежиссер, правдиво передавая замысел композитора с помощью своих художественных средств, помогает организовать пространство музыкального произведения.

Третий аспект – психология восприятия. Наше восприятие зависит от разных условий. Пространственные впечатления субъективны, но имеют общую закономерность. Так, человек естественно выделяет для себя главное из ряда воспринимаемых предметов и концентрируется на этом, что помогает легко воспринимать большой объем информации. Поэтому звукорежиссер при сведении музыки руководствуется особенностями психологии восприятия человека. Он может уделять особое внимание вокалисту при записи его с роялем – приблизить план, потому что солист часто несет на себе основную информационную нагрузку.

Еще одним примером особенностей нашего восприятия является ситуация, когда звукорежиссер меняет позицию исполнителей, сообразуясь с общепринятыми нормами. Так, расположение солиста в центре является естественным. В противном случае у слушателя появляется желание повернуть голову по направлению к источнику звука. По этой причине солиста часто панорамируют в центр, хотя в концертной практике это место по праву принадлежит дирижеру. В этом случае звукорежиссер считает возможным изменить реальные пространственные условия, так как дирижер сам не издает музыкальных звуков, а солист является центром восприятия слушателей. Такое решение способствует комфорту восприятия.

При прослушивании концерта нас не раздражает шум зала, мы не замечаем гула ламп, потому что мы сосредоточены на восприятии музыки. Но шум так же хорошо записывается на микрофоны, как и музыка. Звукорежиссер вынужден бороться с шумами, потому что при прослушивании фонограммы возникает обратный эффект: все посторонние шумы становятся легко воспринимаемыми.

Четвертый аспект – следование условностям. Речь идет об условностях, которые сопровождали процесс создания записи: запись, хранение, воспроизведение. Например, концертная запись. В этом случае естественно расположение солистов согласно индивидуальным особенностям зала, естественно наличие в зале шумов аудитории. Зная, что запись произведена в определенных концертных условиях, мы принимаем данные условности. То же самое принятие условностей помогает нам абстрагироваться от несовершенства тембровой звукопередачи и треска при прослушивании виниловых дисков.

Сфера звукозаписи настолько же широка, насколько широка жанровая музыкальная среда, она простирается от записи фольклора до записи музыки к кинофильмам. Делая выводы, можно сказать, что звукорежиссер при создании фонограммы моделирует пространственное решение в зависимости от задач, которые он ставит перед собой. В любом случае, при анализе фонограммы всегда ясно прослеживаются все четыре аспекта пространственного решения.

Литература

  1. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М., 2001

  2. Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

  3. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. – М., 1980.

  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.

  5. Холопова В.Н. Фактура. – М., 1979

© 2010 Ковыльских К.А.

  1. Актуальные проблемы высшего музыкального образования (3)

    Документ
    Какие цели ставит перед собой композитор, стремясь донести свой опус до публики – неважно, с помощью издания или озвучивания в концерте? Что им движет?
  2. Актуальные проблемы высшего музыкального образования (4)

    Документ
    Вряд ли. По крайней мере, подавляющее большинство известных мне авторов озабочено совсем не этим. Главный побудительный стимул для композитора – поделиться своими музыкальными мыслями с другими людьми, попытка предложить для обсуждения
  3. Актуальные проблемы высшего музыкального образования (5)

    Документ
    Ahramenkova N.S. The Soviet myth about Don-Juan. In the center of author’s attention are two ballets by Soviet composers («The Stone Visitor» of V.Assafyev and «Don Juan» of L.
  4. Актуальные проблемы высшего музыкального образования (2)

    Документ
    Собственный научно-образовательный и научно-аналитический журнал «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» консерватория издает с 2009 года.
  5. «классическая фаза» американского музыкального минимализма (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 28 июня 2011 г. в 10 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 210.032.01 при Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.
  6. «классическая фаза» американского музыкального минимализма (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Музыкальный минимализм как одно из наиболее влиятельных движений композиторского творчества второй половины ХХ века пока не стал в отечественном музыковедении предметом обстоятельного обобщающего анализа.
  7. Дьёрдь куртаг: к проблеме сверхопусной композиции

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » мая 2011 года в часов на заседании диссертационного совета К 210.030.01 по присуждению ученых степеней при Нижегородской государственной консерватории (академии) имени М.
  8. Становление отечественной школы обучения игре на кларнете как проблема педагогики музыкального образования

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им.М.А.Шолохова по адресу:109240, Москва, ул.Верхняя Радищевская, д.
  9. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа. Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности «Музыкальное образование»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс обсуждён на заседании УМК, протокол № 3 от 03.04.2008 и утвержден на заседании кафедры музыкального образования, протокол № 9 от 10.

Другие похожие документы..