Учебно-методический комплекс по современному русскому языку (в 3-х частях)

Министерство образования Российской Федерации

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

Кафедра русского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по современному русскому языку

(в 3-х частях)

Составители:

кандидат филолог. наук, доцент Е.И. Беглова,

старший преподаватель А.И. Муллагулова,

кандидат филолог. наук, доцент В.А. Урманцева

Стерлитамак 2008

Утвержден на заседании кафедры русского языка

24 января 2008 г. (протокол № 5)

Рецензенты: кафедра русского языка Башкирского госпедуниверситета (зав. каф., доктор филол. наук, профессор Е.А. Яковлева); доктор филол. наук, профессор кафедры современного русского языкознания БГУ Р.А. Каримова; канд. педагог. наук, доцент Стерлитамакского филиала МГОПУ им. М. Шолохова С.К. Абдуллина; канд. филол. наук, доцент, докторант каф. общего и сравнительно-исторического языкознания БГУ Н.В. Пятаева.

Аннотация

Учебно-методический комплекс по современному русскому языку (Фонетика. Лексикология. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис) составлен в соответствии с программами по современному русскому языку высших педагогических учебных заведений. Составители названного труда подошли к проблемам современного русского языка творчески, дополнив разделы вопросами, ставшими актуальными с эпохи перестройки и демократизации языка.

Комплекс включает программы и учебные программы по соответствующим разделам русского языка, тематику практических занятий, схемы языковых разборов, различные виды контрольных заданий, ориентированных как на лексоцентрический, так и на текстоцентрический аспекты изучения языковых средств разных уровней, а также списки рекомендуемой литературы.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

Современный русский язык (Часть I)

Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Лексикология. Фразеология. Лексикография.

Учебная программа курса

по специальностям

«032900.00 – Русский язык и литература»,

«050301.00 – Русский язык и литература. Культурология»,

«050301 – Русский язык и литература. Иностранный язык»,

«050301.65 – Русский язык и литература. Чувашский язык и литература»,

«050302.65 – Татарский язык и литература. Русский язык и литература»

Составитель: кандидат филолог. наук, доцент Е.И. Беглова

Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры

русского языка от 24 января 2008 г. (протокол № 5)

Зав. кафедрой русского языка И.А. Сыров

Стерлитамак 2008

Предисловие

Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически изменчива, динамична и требует особого внимания со стороны студентов. Глубокое изучение курса «Современный русский язык» необходимо и по другой причине: оно формирует у студентов (будущих учителей-словесников) умения правильно и творчески осмыслять языковые явления, процессы с учетом традиционного и современного истолкования их в лингвистике, умения и навыки моделировать грамотные и эстетические тексты, оценивать и уместно применять в текстах новые языковые факты, которые входят в русский речевой обиход.

Актуальность и необходимость появления «Учебно-методического комплекса по современному русскому языку» диктуется развитием общества и языка. В постсоветскую эпоху произошли изменения в русском языке, которые вызвали появления новых направлений в науке и активизировали традиционные.

В связи с изменением в языке материал учебно-методического комплекса ориентирован на актуальные направления, как лингвокультурология, лингвопрагматика, психолингвистика, а также на традиционные аспекты изучения языковых явлений: социолингвистический, функциональный, структурно-семантический. Отметим, что в некоторых разделах современного русского языка, например, в «Синтаксис», «Морфология» и др. формирует структурно-семантический принцип в изучении языковых явлений, а в разделах «Лексикология», «Фразеология», наряду со структурно-семантическим, большое внимание уделяется лингвокультурологическому (н-р, в теме «Жаргоннная, профессиональная, диалектная лексика» и др.) лингвокультурологическому аспектам.

«Учебно-методический комплекс» включает в себя:

  1. программы по каждому разделу курса «Современный русский язык» с раскрытием содержания;

  2. учебные программы (примерное почасовое тематическое распределение, согласно учебным программам по современному русскому языку для педвузов);

  3. тематику (планы) практических занятий со списками рекомендуемой литературы по конкретной теме с учетом новых исследований;

  4. схемы языковых разборов (по каждому разделу).

Каждый раздел заканчивается соответствующим языковым анализом слова (лексическим, фонетическим, морфемным и т.д.) или анализом синтаксической единицы. Текстоцентрический подход к изучению языковых явлений диктует: 1) анализ всех языковых единиц в логически завершенном тексте; 2) рассмотрение языковых единиц с точки зрения функции в тексте (в коммуникации), выявляющие структурно-семантический и коннотативные признаки; 3) языковой разбор в целом должен иметь форму текста.

5) конкретные работы и задания разной формы (тесты, задания по тексту, языковые анализы), которые предполагается проводить в конце семестра или в конце учебного года (в зависимости от характера контрольной работы и объема изученного студентами материала). Контрольная работа систематизирует и закрепляют знание студентов, которые они получили на лекциях, практических занятиях, коллоквиумах.

6) списки обязательной и дополнительной литературы по каждому разделу современного русского языка. Отбор рекомендуемой литературы осуществлялся в соответствии с принципом совмещения традиционных и современных (новых) лингвистических учений и интерпретации языковых явлений, поэтому списки литературы включают, с одной стороны, учебники, учебные пособия, статьи, представляющие отечественную лингвистическую традицию, с другой – исследования последних 10-15-ти лет, отражающие современные актуальные направления в изучении средств русского языка разных его уровней.

Списки обязательной для изучения литературы помогут студентам усвоить программный материал, списки дополнительной литературы осмыслить происходящие изменения в русском языке, углубиться в проблемные темы и найти часть решений этих вопросов. Кроме того, списки рекомендуемой литературы предназначены и для подготовки студентов к коллоквиумам, к диспутам, к круглым столам и т.д., которые планируются преподавателем по каждому разделу современного русского языка.

7) списки словарей, по содержанию соответствуют какому-либо разделу современного русского языка. Наряду с известными, популярными словарями, в списки включены и новые словари, необходимые при изучении отдельных тем. Информация о новых словарях, рекомендуемых для изучения языковых средств в лексоцентрическом аспекте, дает возможность студентам использовать их при написании курсовых, дипломных работ, при подготовке докладов и т.п.

8) вопросы к экзаменам, к зачетам, которые не только контролируют знания студентов, но и систематизируют их.

«Учебно-методический комплекс по современному русскому языку» (в 3-х частях) характеризуется:

  • системностью – отражением системного строения русского языка, взаимообусловленностью знаний по каждому разделу современного русского языка и их целостности;

  • теоретичностью – теоретической связанностью и терминологическим единством всех разделов современного русского языка;

  • текстоцентрическим анализом(на уровне текста) и лексоцентрическиманализом языковых единиц (на уровне структурно-семантическом и интерпретации в словарях русского языка); больше внимания уделено текстообразующим функциям языковых единиц разных уровней;

  • функциональностью – усиление акцента на функциях того или иного средства русского языка;

  • антропоцентризмом – анализ языковых единиц, явлений с учетом человеческого фактора; выявление прагматического потенциала языковых категорий, фактов, явлений.

  • взаимосвязью с другими лингвистическими дисциплинами – установлением параллелей, связей курса «Современного русского языка» с курсами «Стилистика», «Культура речи», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка», «Филологический анализ текста» и др.

Учебно-методический комплекс имеет профессиональную направленность: его содержание позволит дать студентам научные знания о современной системе русского языка, его нормах, тенденциях развития и тем самым способствовать самостоятельной, творческой работе будущих учителей в школе. Знания современной теории исследования русского языка, традиционных и новых интерпретаций фактов языка позволит будущему учителю скоординировать научные сведения о современном русском языке с материалом, данным в школьных учебниках как традиционных, так и альтернативных.

«Учебно-методический комплекс по современному русскому языку» (в 3-х частях) составлен и апробирован членами кафедры русского языка Стерлитамакской госпедакадемии.

Составители:

Часть I. – Введение. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. – канд. филол. наук, доцент Е.И. Беглова.

Часть II.- Морфемика. Словообразование. Морфология.– старший преподаватель А.И. Муллагулова.

Часть III.- Синтаксис. Словосочетание. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения. – канд. филол. наук, доцент В.А. Урманцева.

Редактор: доцент Е.И. Беглова

Содержание

  1. Предисловие.

  1. Пояснительная записка к I –ой части курса «Современный русский язык»: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология.

  1. Программа по современному русскому языку – Часть I. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография.

  1. Примерные учебные программы по современному русскому языку (Часть I.).

  1. Список рекомендуемой литературы (Часть I.).

  1. Планы практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике, орфографии, лексикологии, фразеологии.

  1. Тематика коллоквиумов.

  1. Схемы языковых разборов.

  1. Контрольные работы: 1. Анализ слова (текстоцентрический подход); 2. Тесты.

  1. Вопросы к зачетам и экзаменам по I-ой части курса «Современный русский язык».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к I –ой части курса «Современный русский язык»

Современный русский язык – это профилирующий курс в системе образования учителя-словесника. Его изучение предполагает не только приобретение студентами теоретических и конкретных системных знаний, но и формирует самостоятельное, творческое осмысление фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке.

Настоящая рабочая программа составлена с учетом и ориентацией на программу высших учебных педагогических заведений «Современный русский язык» для специальности «Русский язык и литература», составленную коллективом авторов: Л.Ю. Максимовым, Е.И. Дибровой, Л.Л. Касаткиным, В.В. Бабайцевой, Н.А. Николиной. Ответственный редактор: акад. Д.Н. Шмелев /М., 1994/. Согласно названной программе, наша рабочая программа строится на тех же принципах:

1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения, излагаются в соответствии с одной из концепций, предложенных в программе под ред. Д.Н. Шмелева;

2) рекомендуемая литература включает учебные пособия по предмету; работы, ставшие классическими и представляющими отечественную лингвистическую традицию; исследования последних лет, отражающие современные направления в языкознании. Список обязательной и дополнительной литературы дает возможность студентам использовать разнообразные способы изучения материала: традиционные разделы могут изучаться по источникам; проблемные вопросы – излагаются в лекциях; материал, вызывающий трудности при анализе языковых фактов – рассматриваются на практических занятиях. Проблематика – коллоквиумов, лингвистического кружка формируется на списке дополнительной литературы и литературе, рекомендованной для подготовки к коллоквиумам.

Профессиональная направленность программы заключается в том, что ее цель – дать студентам научные знания о современной системе языка, его нормах и тенденциях развития. Преподавание русского языка в школе предполагает координацию научных взглядов с трактовкой аналогичных языковых явлений в школьных учебниках.

Программа ориентирована на структурно-семантический подход к истолкованию явлений языка, который позволяет раскрыть их связи в системе языка и показать переходность языковых фактов и тенденции их развития. Учитываются особенности функционирования единиц в различных социолингвистических условиях и предполагает анализ их стилистических характеристик, а также акцентируется внимание на прагматическом и коммуникативном аспектах изучения единиц русского языка.

В лекциях вычленяются наиболее сложные, опорные проблемы, раскрывается сущность лингвистических концепций, классификаций и т.д.

По содержанию лекции могут быть различными: 1) актовая лекция, открывающая курс; 2) вводная лекция по разделу; 3) лекция по проблемам, имеющим несколько решений; 4) лекция – комментарий по сложной теме; 5) лекция-беседа, к которой студенты должны предварительно подготовиться по предложенным заранее вопросам или подготовить доклады, сообщения на 10-15 минут; 6) информационная лекция и т.д.

Задачи практических и лабораторных занятий – закрепить знания, полученные на лекциях, выработать навыки и умения лингвистического анализа языковых единиц как на уровне текста, так и в лексоцентрическом плане; приобрести навыки работы с учебной и научной лингвистической литературой; овладеть нормами письменной и устной речи; сформировать умения наблюдать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

На практических занятиях, по рекомендации вышеуказанной программы, предполагается: 1) проведение не менее 2-х домашних письменных работ, одна из которых посвящена отдельной теме, другая, семестровая – обобщает материал, изучаемый в данном семестре (контрольные работы включены в комплекс); 2) выполнение 2-3-х аудиторных работ с анализом конкретных языковых явлений; 3) подготовка 1-2-х рефератов или докладов с последующим обсуждением в аудитории; 4) не менее 2-х контрольных диктантов (объем 280-340 слов); 5) коллоквиумы по проблемам, не имеющим в науке однозначного решения.

Результаты письменных работ и устных сообщений учитываются при аттестации студента в семестре, на зачете и на экзамене. Экзамен предполагается начинать с анализа языкового материала, затем перейти к опросу по теории.

Тематика практических и лабораторных работ может варьироваться в зависимости от сложности изучения и усвоения студентами той или иной проблемы.

программа по современному русскому языку.

Часть I. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. графика. орфография.

лексикология. фразеология. лексикография

введение

Современный русский литературный язык как предмет изучения, его связи с другими филологическими дисциплинами.

Русский язык как национальный язык русского народа, его состав. Русский язык как выразитель истории и культуры русского народа. Русский язык как мировой язык. Русский язык как средство межнационального общения.

Статус русского языка в начале XXI века. Русский язык в бывших советских республиках.

Вопрос о хронологических рамках современного русского языка. Этапы исторического развития русского языка: восточнославянский, древнерусский (язык русской народности XIV-XVIIвв.), формирование и развитие национального русского языка (XVII-XX вв.). Русский литературный язык – нормированная форма общенародного языка; понятие литературной нормы, ее стабильность и историческая изменчивость. Код и узус. Письменная и устная формы литературного языка, их различия. Термины «современный русский литературный язык» и «современный русский язык» в широком и узком понимании.

Русский литературный язык и язык художественной литературы. Русский национальный язык и язык художественной литературы. Разновидности русского национального языка: литературный язык, диалекты, просторечия, жаргон.

Русский язык как объект научного изучения. Русский язык как система. Структура языка. Типы отношений между языковыми единицами: синтагматические, парадигматические, эпидигматические.

Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Дифференциальные признаки функциональных стилей: коммуникативная ситуация, степень стандартизированности, экспрессивность и др. жанры официально-делового, научного, публицистического стилей.

Современная русская разговорная речь и ее характерные черты.

Русский литературный язык и язык художественной литературы.

  1. Учебно-методический комплекс по Современному русскому языку лексикология

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Современный русский язык. Лексикология» для студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения» / Сост.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для специальностей: 080105

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Русский язык и культура речи» составлен на основе требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям: 080105.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения всех специальностей. Екатеринбург 2011 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методические указания предназначены для подготовки студентов зочной формы обучения к зачету по русскому языку и культуре речи, содержат требования Государственного стандарта по дисциплине, тематику лекционных и практических заданий,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения всех специальностей. Екатеринбург 2011 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Методические указания предназначены для подготовки студентов зочной формы обучения к зачету по русскому языку и культуре речи, содержат требования Государственного стандарта по дисциплине, тематику лекционных и практических заданий,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык и культура речи (название) Специальности: 050202. 65 «Информатика»

    Учебно-методический комплекс
    Высокая речевая культура становится все более значимой как характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий, поэтому введение в образовательные стандарты высших учебных заведений учебной дисциплины "Русский
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык и культура речи»

    Учебно-методический комплекс
    Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования . Жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык и культура речи» Для специальности 01. 07. 01 «Физика»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речиРу» федерального компонента цикла ОПД (СД, ДС, ГСЭ) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» Вторая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

Другие похожие документы..