Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Постатейный научно-практический комментарий (ст. 18) (продолжение, начало в предыдущих номерах) подполковник юстиц

Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Постатейный научно-практический комментарий (ст. 18) (продолжение, начало в предыдущих номерах)

подполковник юстиции Кудашкин А.В., старший преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук; майор юстиции Фатеев К.В., преподаватель Военного университета

4. Убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Возмещение вреда и гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате испытаний ядерного оружия, эксплуатации ядерных установок и ликвидации аварий на них, а также порядок прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок отдания воинских почестей при погребении определяется общевоинскими уставами.

Комментарий к п.4.

§ 18. В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В отношении военнослужащих в соответствии с настоящим Законом государство гарантирует возмещение морального и материального ущерба, причиненного противоправными действиями должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, а также других лиц в результате: незаконного привлечения к уголовной или иной ответственности; незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу; незаконного осуждения; незаконного снижения в должности или воинском звании; несоблюдения условий контракта; незаконного лишения прав и льгот и др.

§ 19. Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту своей чести и доброго имени согласно Конституции Российской Федерации относятся к основным общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Так, ч.2 ст. 22 Конституции РФ определяет, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается по действующему уголовно-процессуальному законодательству, когда производится:

  • задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, караемого лишением свободы, в порядке ст.122 УПК РСФСР;

  • арест (избрание в качестве меры пресечения заключение под стражу) лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления, до предъявления ему обвинения в порядке ст.90 УПК РСФСР;

  • применение ареста к обвиняемому в порядке ст.89 УПК РСФСР.

§ 20. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (см. ст.49 Конституции Российской Федерации).

В случаях, когда судом применяется лишение свободы в качестве меры наказания за совершенное преступление, суд согласно ст.314 УПК РСФСР обязан мотивировать назначение наказания в виде лишения свободы, если санкция уголовного закона предусматривает и другие наказания, не связанные с лишением свободы.

§ 21. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.81 г. N 4892-Х «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» право на возмещение ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной и иной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста возникает при условии постановления оправдательного приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении.

Ущерб не подлежит возмещению, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым способствовал наступлению последствий, указанных выше.

Наличие в действиях гражданина самооговора устанавливается органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судом. При этом самооговором не являются случаи, когда самооговор явился следствием применения к гражданину насилия, угроз и иных незаконных мер.

§ 22. В соответствии со ст.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-Х «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» производится возмещение имущественного ущерба, восстановление трудовых, пенсионных, жилищных, других прав, возмещение иного ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Возмещению подлежат:

заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;

имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест;

штрафы, взысканные во исполнение приговора суда;

судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями;

суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи (см. п.2 Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-Х; приказ министра обороны СССР 1983 года N 25).

§ 23. Военнослужащему, освобожденному от должности в связи с незаконным осуждением либо отстраненному от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, должна быть предоставлена прежняя должность, а при невозможности этого (расформирование воинской части, сокращение должности, а также наличие иных предусмотренных законом оснований, препятствующих восстановлению в должности - с согласия военнослужащего равная и не ниже должность) (см. п. 16 Инструкции по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденной министром юстиции СССР 2.03.1982 г. N К-8-113, п.2 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Время содержания под стражей и время отбывания наказания в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности военнослужащих засчитывается им в срок военной службы, в выслугу лет в воинском звании, в выслугу лет на должностях офицерского состава, прапорщиков, мичманов, а также в стаж работы по специальности, о чем указывается в приказах соответствующих должностных лиц.

§ 24. Из личных дел лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе военнослужащих-женщин, незаконно осужденных либо незаконно привлеченных к уголовной ответственности, в отношении которых уголовные дела прекращены, изымаются копии приговоров и определений судов, копии постановлений следственных органов и т.п. Приказы (пункты приказов) с объявлением приговоров об осуждении или о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих, незаконно осужденных либо незаконно привлеченных к уголовной ответственности и дела в отношении которых прекращены, отменяются в установленном порядке (см. п. 19 Указания о порядке возмещения ущерба, причиненного военнослужащему Советской Армии и Военно-Морского флота незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 27.01.1983 г. N 25).

Военнослужащие (слушатели и курсанты), отчисленные из военно-учебных заведений Министерства обороны в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности, восстанавливаются на основании их рапортов в соответствующих военно-учебных заведениях Министерства обороны (и на тех же курсах, на которых они обучались до незаконного осуждения либо незаконного привлечения к уголовной ответственности) после решения вопроса о восстановлении их на военной службе.

Военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с совершением в отношении их незаконных действий органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и не восстановленным на военной службе, при изменении в приказе правомочного должностного лица основания увольнения выплачивается единовременное пособие в соответствии с п. 3 ст.23 настоящего Закона.

§ 25. Военнослужащим выдается вещевое имущество, которое им было положено по нормам снабжения и срокам носки, но не было получено ими в период прохождения военной службы, а также за время нахождения под стражей в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности. Вместо положенного к выдаче вещевого имущества разрешается выплачивать денежную компенсацию.

Квартирно-эксплуатационные органы обязаны возвратить в месячный срок жилые помещения офицеров, прапорщиков, мичманов при их незаконном осуждении. При невозможности возврата прежнего жилого помещения они предоставляют военнослужащему вне очереди, но не позднее трех месяцев со дня обращения, в том же населенном пункте равноценное благоустроенное жилое помещение с учетом действующих норм жилой площади и состава семьи.

§ 26. В отношении гражданина, лишенного в связи с незаконным осуждением воинского или иных званий, а также орденов и медалей, по представлению суда, отменившего приговор с прекращением дела, в установленном порядке решается вопрос о восстановлении званий и возвращении орденов и медалей.

Порядок, согласно которому гражданину, лишенному воинского звания, может быть присвоено воинское звание изложен в ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Так, гражданину, лишенному воинского звания, может быть присвоено воинское звание, которого он лишен, должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, только после снятия (погашения) судимости.

§ 27. В случае постановления оправдательного приговора, прекращения уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления, а также прекращения дела об административном правонарушении органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суд обязаны разъяснить этому гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения иного ущерба, а также по его просьбе в месячный срок письменно поставить в известность о своем решении трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства.

Если сведения об осуждении или привлечении такого гражданина к уголовной ответственности, применении к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу или наложении на него административного взыскания в виде ареста или исправительных работ были опубликованы в печати, то по требованию этого гражданина, а в случае его смерти - по требованию его родственников, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры либо суда соответствующие редакции в течение одного месяца обязаны сделать об этом необходимое сообщение.

Если дело прекращено судом при рассмотрении его в кассационном или надзорном порядке определение размера ущерба производит суд, рассмотревший дело по первой инстанции.

Гражданин, обратившийся с требованием о возмещении ущерба, вправе в установленном законом порядке обжаловать постановление (определение) о размере ущерба соответственно прокурору или в вышестоящий суд.

§ 28. Снижение в должности является дисциплинарным взысканием и налагается в соответствии с главой 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации на все категории военнослужащих, за исключением солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

При наложении такого вида дисциплинарного взыскания необходимо соблюдение следующих правил:

  • наложение взыскания на подчиненных в пределах дисциплинарных прав, предоставленных ДУ ВС РФ должностному лицу;

  • соблюдение порядка наложения дисциплинарного взыскания, изложенного в ст.ст. 85-94 ДУ ВС РФ;

  • соблюдение порядка приведения в исполнение дисциплинарного взыскания в соответствии со ст.ст. 95, 96, 103 ДУ ВС РФ.

В практике встречаются случаи, когда в ходе проведения организационно-штатных мероприятий военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, назначаются на должности, которым соответствует воинское звание ниже, чем по той должности, которую они занимали, либо назначаются на должности хотя и равные по воинскому званию, но по которым должностной оклад ниже, чем должностной оклад по предыдущей должности.

Для назначения на такие должности военнослужащие должны изъявить желание (подать установленным порядком рапорт), в противном случае их назначение на должности с понижением надо рассматривать как дисциплинарное взыскание - снижение в должности и ущемление прав военнослужащего. Об этом свидетельствует и судебная практика, например, определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 27 августа 1998 г. № 2н-03/98 (см. Право в Вооруженных Силах. 1998 г. № 12. С. 41)

§ 29. В соответствии с главой 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации снижение в воинском звании может налагаться лишь на сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву (см. п. п. «ж», «з» ст.52 ДУ ВС РФ). Снижение в воинском звании не может применяться к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

  1. О. В. Дамаскина «За права военнослужащих»

    Документ
    Будай Сергей Николаевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель Военного университета, полковник юстиции — гл. 14 (в соавторстве с Дерешко Б.
  2. Д миколаївської області управління юстиції в миколаївській області визначальні тенденції генезису державності І права збірник наукових праць миколаїв 2007

    Документ
    У збірнику наукових праць репрезентуються матеріали доповідей, які були представлені під час проведення пленарних і секційних засідань міжнародної науково-практичної конференції „Треті Прибузькі юридичні читання”, що відбувалася 23-24
  3. Научно-методический журнал в №1 (20) 2012

    Научно-методический журнал
    Главный редактор журнала — заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент, начальник Волгоградской академии МВД России В. И. Третьяков.
  4. Монография Москва 2005 (1)

    Монография
    Рецензент: ЗЕМЛИН Александр Игоревич – начальник кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук,
  5. Социальные и правовые проблемы становления, развития и функционирования системы военных судов россии (1)

    Диссертация
    Одно из основополагающих конституционных положений гласит, что человек, его права и свободы признаются в России высшей ценностью, а соблюдение и защита этих прав и свобод – обязанностью государства.
  6. Социальные и правовые проблемы становления, развития и функционирования системы военных судов россии (2)

    Диссертация
    Состояние дел в области прав человека во многом определяется не только их воплощением в законодательстве, но также наличием стройной системы гарантий и процедур их защиты, механизма их функционирования, что отмечается на всех уровнях:
  7. Курс уголовного права в пяти томах. Том Особенная часть / Под ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Комисарова. М.: Зерцало, 2002. Курс уголовного права. Том Особенная часть

    Документ
    Одной из новелл действующего Уголовного кодекса РФ, как уже отмечалось, является объединение ряда глав по признаку родового объекта в разделы. Раздел Х "Преступления против государственной власти" содержит 4 главы.
  8. Учебник в. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В. Фатеев

    Список учебников
    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 4, 5, 10, 11 (за исключением § 4), 12, 13, 14, 15, 16, § 1 - 4 главы 19 (совместно с А.
  9. Монография москва 2005 (2)

    Монография
    Монография посвящена научному осмыслению проблем расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта. Последовательно реализуя методический замысел исследования, автор анализирует теоретические

Другие похожие документы..