Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник

OCR: Ихтик (г. Уфа)

УДК 101 (075.8)

ББК 87я73

К 89

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.

ISBN 5-86225-919-8

Авторский коллектив:

Кузнецов В.Г. - введение (совместно с В.В. Мироновым и К.Х. Момджяном); раздел 1, гл. 1, § 2, 3, 6 (совместно с В.В. Мироновым), гл. 2, § 4; раздел 3; раздел 5, гл. 4 (совместно с В.В. Мироновым), гл. 5;

Кузнецова И. Д. - раздел 5, гл. 1-3;

Миронов В.В. - введение (совместно с В.Г. Кузнецовым и К.Х. Момджяном); раздел 1, гл. 1, § 1, 4, 5, § 2, 3, 6 (совместно с В.Г. Кузнецовым), гл. 2, § 1, 2, 3, 5, 6, гл. 3; раздел 2; раздел 5, гл. 4 (совместно с В.Г. Кузнецовым);

Момджян К.Х. - введение (совместно с В.Г. Кузнецовым и В.В. Мироновым); раздел 4.

В учебнике рассматриваются предмет и метод философской науки, философия как мировоззренческая система, прослеживается эволюция ее основных течений. Важное место отводится человеку в системе философского знания. Особое внимание уделяется проблемам общества и культуры как объектам философского анализа, а также основополагающим ценностям жизни людей.

Для студентов высших учебных заведений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ.............................................. 7

Раздел 1 ИСТОКИ, СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ................................11

§ 1. Миф, мудрость и начало философии. От мифа к логосу.......................................................11

§ 2. Основные направления и проблемы античной философии................................................................18

§ 3. Средневековая философия...............................................28

§ 4. Философия эпохи Возрождения и периода научной революции. От Веры к Человеку, разуму и гармонии............45

§ 5. Понятие классической философии. Разум и просвещение..............................................................50

§ 6. Особенности развития русской философии...................57

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ .............63

§ 1. Кризис "классической философии" и современная философия......................................................63

§ 2. Сциентистские направления в современной философии.................................................................67

§ 3. Антисциентистские интерпретации сущности философии...............................................................77

§ 4. Между объективизмом и субъективизмом: герменевтические направления современной философии ...86 § 5. Проблема текста: постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм..........................................99

§ 6. Дискуссии о рациональности: нерациональность рациональности и рациональность нерациональности.......106

ГЛАВА 3

СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ .................................120

§ 1. Философия как стремление к мудрости. Проблемное поле философии.....................120

§ 2. Предметные уровни, дисциплины и метод философии...............................................................124

§ 3. Философия как герменевтическая деятельность.........133

Раздел 2

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ

ГЛАВА 1

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРЕДЕЛЬНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ БЫТИЯ................ 152

§ 1. Метафизика и онтология. Место онтологии в структуре философского знания ............................152

§ 2. Исторические судьбы философской онтологии ............154

§ 3. Модели мира...................................................................165

§ 4. Кризис онтологии и ее современные интерпретации 168

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ............................................................... 174

§ 1. Движение и развитие .....................................................174

§ 2. Пространство и время. Пространственно-временные уровни бытия............188

§ 3. Системность бытия..........................................................203

Раздел 3

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ

ГЛАВА 1

СОЗНАНИЕ..................................................................................215

§ 1. Основные свойства сознания ........................................215

§ 2. Сознание, логика и действительность...........................219

§ 3. Сознание и бессознательное в мыслительной деятельности .....................222

ГЛАВА 2

ЧТО ПОЗНАЕТ ЧЕЛОВЕК?.............................................................227

§ 1. Эмпирическая модель теории познания........................230

§ 2. Рационалистическая концепция теории познания........235

§ 3. Эмпиризм или рационализм?........................................239

§ 4. Теория познания Иммануила Канта...............................240

§ 5. Синтетическая модель теории познания.......................250

ГЛАВА 3

УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ.....................................................................256

§ 1. Классическая концепция истины....................................256

§ 2. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины.................260

Раздел 4

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

ГЛАВА 1

СОЦИУМ, ИЛИ "СОЦИАЛЬНОСТЬ ВООБЩЕ"......................263

§ 1. Понятие социального ......................................................263

§ 2. Антропоморфизм и его альтернатива............................268

§ 3. Субстанция социального.................................................270

§ 4. Деятельность как целесообразный адаптивный процесс ................. 277

§ 5. Информационная специфика социального действия ... 285

§ 6. Орудийная специфика деятельности.............................291

ГЛАВА 2

КАК И ПОЧЕМУ ДЕЙСТВУЮТ ЛЮДИ?............................................297

§ 1. Субъект и объект деятельности.....................................297

§ 2. Сознание как фактор социального поведения...............299

§ 3. "Идеализм" и "Материализм" в трактовке деятельности ............301

§ 4. Потребности и интересы социального субъекта..........304

ГЛАВА 3

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ..............................................312

§ 1. Коллективность как условие общественной жизни........312

§ 2. Номинализм и реализм в трактовке общества.............313

§ 3. Является ли общество интегративным субъектом?......320

§ 4. Общество как реальная группа людей...........................325

§ 5. Общество как самодостаточная социальная группа.....329

ГЛАВА 4

"АНАТОМИЯ" ОБЩЕСТВА..................................................338

§ 1. Принципы "социальной статики"...................................338

§ 2. Деятельностный подход к "социальной анатомии".......342

§ 3. Элементы общественной жизни.....................................347

§ 4. Типы совместной деятельности людей..........................357

§ 5. Компоненты общественной жизни..................................367

ГЛАВА 5

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА..................................381

§ 1. Философские принципы "социальной физиологии" ....381

§ 2. Еще раз о полемике материализма и идеализма.........385

§ 3. Иерархия потребностей - альтернативные подходы ...397

§ 4. Субординация общественных отношений......................405

Раздел 5

ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

ГЛАВА 1

ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.................................422

ГЛАВА 2

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ............................................................427

§ 1. Эволюция эстетических идей..............................,..........427

§ 2. Эстетические категории..................................................428

§ 3. Эстетическая деятельность. Творчество........................430

§ 4. Разнообразие форм художественного творчества........432

ГЛАВА 3

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ..........................................................445

§ 1. Развитие этических представлений...............................445

§ 2. Современные этические концепции...............................452

ГЛАВА 4

РЕЛИГИЯ И РАЗНООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ..............462

§ 1. Предпосылки возникновения религии в человеческой культуре..........462

§ 2. Национально-государственные религии........................465

§ 3. Мировые религии............................................................467

ГЛАВА 5

ФИЛОСОФИЯ И УЧЕНИЕ О ПРАВЕ................................................477

§ 1. Происхождение права.....................................................478

§ 2. Философские концепции права......................................481

§ 3. Природа права.................................................................507

ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ

Вопрос о том, что такое философия, относится к разряду "вечных" в общечеловеческой культуре. Споры о философии, ее значимости и ценности не утихают. О ней говорят либо с почтением, как об особой науке, либо с пренебрежением, как о ложном мышлении, и философы представляются либо как мудрецы, либо как умничающие глупцы [1]. Некоторые считают, что философией может заниматься каждый. Понятие философии используется весьма широко и в самых разных смыслах. Так, бизнесмен имеет свою "философию бизнеса", юрист рассуждает о "философии преступника", тренер футбольной команды - о "философии игры" его команды и т.д. Произнося слово "философия", которое у всех вертится на языке, человек проникается убеждением, что он знает сам предмет.

Этот предрассудок, бытующий в сознании людей, был замечен еще Гегелем, который относил его к типичным предрассудкам, возникающим вследствие рассуждений с позиции "здравого смысла". Всегда легко рассуждать о том, чего не знаешь. Человек как бы попадает под "магию слова". Внешне знакомый предмет кажется простым и легко понимаемым. "Относительно всех наук, - писал Гегель, - изящных и прикладных искусств, ремесел распространено убеждение, что для овладения ими необходимо затратить большие усилия на их изучение и на упражнение в них. Относительно же философии, напротив, в настоящее время, видимо, господствует предрассудок, что - хотя из того, что у каждого есть глаза и руки, не следует, что он сумеет сшить сапоги, если ему дадут кожу и инструменты, - тем не менее каждый непосредственно умеет философствовать и рассуждать о философии, потому что обладает для этого меркой в виде своего природного разума, как будто он не обладает точно такой же меркой для сапога в виде своей ноги. Будто и впрямь овладение философией предполагает недостаток знаний и изучения и будто она кончается там, где последние начинаются... Печально то, что незнание и даже бесцеремонное и лишенное вкуса невежество, неспособное сосредоточить свои мысли на каком-либо абстрактном предложении, а тем более на связи между несколькими предложениями, выдает себя то за свободу и терпимость мышления, а то и за гениальность" [2].

Следующий момент, вследствие которого обыденное сознание не воспринимает философию как науку, связан с проблемой истории философии. Часто утверждают, что философия не может быть наукой, так как она не представляет собой единой системы знаний, а ее история - лишь набор мнений о тех или иных проблемах. Действительно, развитие философии не было однолинейным и прогрессивным и попытки изложения ее истории как истории мнений или как серии занимательных рассказов предпринимались неоднократно, превращая философию, по выражению Гегеля, в "предмет праздного любопытства или, если угодно, в предмет интереса ученых эрудитов. Ибо ученая эрудиция состоит именно в том, чтобы знать массу бесполезных вещей, т.е. таких вещей, которые сами по себе бессодержательны и лишены всякого интереса, а интересны для ученого-эрудита только лишь потому, что он их знает" [3].

Иногда, наоборот, утверждают, что философия есть, собственно говоря, история философии и, соответственно, изучение философии есть только изучение ее истории. Но дело в том, что любая история философии (как и любая история вообще) носит личностный, авторский характер. Ее пишет конкретный человек заново, переосмысливая проблемы согласно собственному пониманию.

Существует также мнение, что история философии есть история ошибок и заблуждений, и не стоит тратить время на ее изучение. Это мнение, как и предыдущие, порождено фактом многообразия систем в философии. Однако особенность понимания истины в философии такова, что только вся система философских воззрений позволяет нам ее постигать через развитие способов этого постижения. По сути разнообразные философские концепции суть лишь различные пути постижения философской истины. Важно понимать, как отмечал опять же Гегель, что "многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии - возможности философии, - а что, напротив, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, что это является ее существенной чертой" [4].

  1. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник (2)

    Список учебников
    Миронов В.В. - введение (совместно с В.Г. Кузнецовым и К.Х. Момджяном); раздел 1, гл. 1, § 1, 4, 5, § 2, 3, 6 (совместно с В.Г. Кузнецовым), гл. 2, § 1, 2, 3, 5, 6, гл.
  2. Философия: Учебник

    Список учебников
    В учебнике рассматриваются предмет и метод философской науки, философия как мировоззренческая система, прослеживается эволюция ее основных течений. Важное место отводится человеку в системе философского знания.
  3. Философия: призвание или профессия?

    Документ
    Вследствие неопределённости, размытости границ самого понятия "философия" однозначный и категоричный ответ на вопрос, стоящий в заголовке данной работы, дать затруднительно, если вообще возможно.
  4. Методические указания по курсу “Философия” Новосибирск сгга

    Методические указания
    Методические указания, философский практикум, тематика контрольных работ адресованы студентам заочного отделения всех специальностей академии. Широкий диапазон основной, дополнительной и специальной литературы предоставляет студенту
  5. Программа дисциплины Философия для направления 080100. 62 Экономика (вторая ступень высшего профессионального образования) (1)

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: Обобщающий характер философии предполагает наличие у студентов-экономистов разнообразных гуманитарных и естественнонаучных знаний в пределах школьной программы, обязательное изучение в школе предмета «Обществознание».
  6. Программа дисциплины Философия для направления 080100. 62 Экономика (вторая ступень высшего профессионального образования) (2)

    Программа дисциплины
    Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  7. Программа дисциплины Философия для направления 080500. 62 Менеджмент (вторая ступень высшего профессионального образования)

    Программа дисциплины
    Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
  8. Рабочая программа по курсу «Философия» Специальности

    Рабочая программа
    Философия является важнейшим компонентом духовной культуры человечества, системой обобщенного теоретического знания, которая отражает через свои законы, категории и принципы предельно общие законы бытия мира.
  9. Программа курса «Философия» (1)

    Программа курса
    Данную программу разработал профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Института международных экономических связей, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Шингаров Георгий Христович.

Другие похожие документы..