Рабочая учебная программа по эпидемиологии для специальности 060103 (040200) Педиатрия Всего часов 108

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра детских инфекционных болезней с эпидемиологией

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

профессор А.Б. Ходжаян

___________________

«29» августа 2010 года

Согласовано

декан факультета

доцент Климов Л.Я.

___________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по эпидемиологии

для специальности 060103 (040200) – Педиатрия

Всего часов – 108

В том числе:

Лекции – 18

Практические занятия – 54

Самостоятельная работа – 36

Отчетность – зачет, семестр X

г. Ставрополь, 2010

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы по дисциплине «Эпидемиология» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений. 1996 г., Москва и Федерального образовательного стандарта.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

детских инфекционных болезней

«26» августа 2010 года. Протокол № 1

Зав. кафедрой: д.м.н., профессор Голубева М.В.

Одобрена цикловой методической комиссией

педиатрического факультета СтГМА

«31» августа 2010 г.

Председатель ЦМК _________________ проф., д.м.н. Голубева М.В.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Эпидемиология является клинической дисциплиной, предназначенной для подготовки педиатров, хорошо знающих причины и условия возникновения распространенных инфекционных и неинфекционных заболеваний у детей, владеющих навыками популяционной диагностики, теоретическими и методическими основами профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний, организации и проведения системы противоэпидемических мероприятий, направленных на улучшение здоровья детей, снижения инфекционной заболеваемости в пределах функциональных обязанностей, возложенных на педиатрическую службу.

Дисциплина «Эпидемиология» изучает в детском возрасте основы общей и частной эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний, необходимых в практической деятельности врача-педиатра. Целью преподавания детских инфекционных болезней является подготовка к практической деятельности врачей-педиатров. Врач-педиатр должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профилактической; диагностической; лечебной; воспитательно-образовательной; организационно-управленческой; научно-исследовательской.

Конечной целью обучения является подготовка педиатров, хорошо знающих причины и механизмы возникновения, развития и распространения инфекционных заболеваний, владеющих правилами заполнения соответствующей документации, методами оценки качества и эффективности мер по снижению заболеваемости, а также знаниями по проведению специфической профилактики и осуществлению комплекса противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

Задачи изучения дисциплины «Эпидемиология» представлены согласно типовой учебной программе на основе изложения требований к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты согласно квалификационной характеристике и государственного образовательного стандарта. Изучение детских инфекционных болезней на 5 курсе проводится по факультетскому типу, при этом построение учебного процесса характеризуется изучением основных нозологических форм инфекционных заболеваний в эпидемиологическом аспекте, возможностей специфической и неспецифической профилактики, освоением методов противоэпидемических мероприятий в очаге.

Изучение дисциплины предполагает углубленное изучение предмета под руководством преподавателя кафедры с освоением навыков эпидемиологического контроля инфекционных заболеваний.

Основные теоретические знания по эпидемиологии детских инфекционных болезней студент приобретает на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе с рекомендуемой литературой. Лекции читаются по наиболее актуальным разделам эпидемиологии и носят обзорный (проблемный) характер, профессорами и доцентом кафедры. В лекционном курсе используется современные технические средства демонстрации материала. Место проведения занятий – лекционные залы академии, учебные аудитории кафедры детских инфекционных болезней с эпидемиологией, отделения инфекционной клинической больницы. Практические занятия предусматривают усвоение студентами основных теоретических разделов программы, а также выработку необходимых практических навыков, связанных с эпидемиологической диагностикой, проведением противоэпидемических мероприятий, использованием противоэпидемических средств. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом. Количество студентов в клинической группе составляет 8-10 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя курируют больных с инфекционной патологией, ведут учебные истории болезни пациента. Этап оценки теоретических знаний включает работу студентов на семинарских и практических занятиях, решение ситуационных задач или итоговое тестирование. Конечной целью занятия является решение задач по овладению знаниями и приобретению необходимых практических навыков, освоению деонтологических правил.

На 5 курсе изучаются темы из разделов «Эпидемиология как наука об эпидемической процессе», «Эпидемиология и профилактика аэрозольных инфекций», «Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций», «Эпидемиология и профилактика вирусных гепатитов», «Эпидемиология и профилактика госпитальных инфекций», «Иммунопрофилактика инфекций», «Профилактическая и противоэпидемическая работа в очаге инфекции», «Противоэпидемический режим в детских стационарах».

Основные практические навыки по детским инфекционным болезням студент приобретает на практических занятиях во 2, 3 детских и реанимационном отделениях, кабинете инфекционных заболеваний Государственного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница».

Для решения задач образовательного процесса на кафедре используется учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: Федеральный государственный образовательный стандарт, типовая учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, тексты лекций, экзаменационные вопросы, перечень информационного и материального обеспечения учебного процесса.

При изучении дисциплины «Эпидемиологии» используются междисциплинарные связи с теоретическими и клиническими кафедрами. Задачи уровневого обучения отражены в совместном протоколе согласования.

На кафедры созданы условия для активной работы студентов 5 курса в студенческом научном кружке с представлением выполненных исследований на Итоговых научно-практических конференциях. Активные студенты имеют преимущества для обучения в ординатуре и аспирантуре.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов деонтологических навыков, следованию традициям отечественной педиатрии, формированию таких качеств врача как обязательность, ответственность, доброжелательность и сострадание.

Комплексная оценка образовательной деятельности студентов проводится с помощью бально-рейтинговой системы.

Отчетность на кафедре осуществляется по итогам цикла. Сведения предоставляются в деканат в форме бально-рейтинговой оценки успеваемости студентов по окончании цикла. Контрольное итоговое занятие проводится в форме тестирования, решения ситуационных задач (выявление источника инфекции, механизмов передачи, разработка профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге), собеседования по темам цикла.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалистов, владеющих теоретическими, методическими и организационными основами эпидемиологии и эпидемиологической (популяционной) диагностики, правилами профилактики инфекционных заболеваний и организации противоэпидемических мероприятий на этапах оказания медицинской помощи.

В результате изучения дисциплины студент должен

ЗНАТЬ:

- содержание эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе и общемедицинской науки (диагностической науки профилактической медицины);

- содержание понятий эпидемиологический метод, эпидемиологическая (популяционная) диагностика, эпидемиологический надзор за болезнями;

- противоэпидемические средства и мероприятия;

- структура противоэпидемической службы, функции различных подразделений педиатрической службы в системе противоэпидемического обслуживания;

- правила размещения инфекционных больных в стационарах с целью предупреждения внутрибольничной инфекции;

- правила проведения противоэпидемических мероприятий в очаге;

- механизм развития и проявления эпидемиологического процесса при отдельных группах и нозологических формах инфекционных болезней;

- эпидемиологию и профилактику инфекционных заболеваний с аэрозольным, фекально-оральным, парентеральным, вертикальным путем передачи;

- эпидемиологические аспекты номенклатуры и классификации болезней;

- возможные эпидемиологические последствия экстремальных ситуаций, ликвидацию последствий и организацию противоэпидемической работы.

УМЕТЬ:

- осуществлять комплекс необходимых первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных болезней, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф.

- использовать инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу;

- владеть приемами эпидемиологической диагностики приоритетных нозологических форм и использовать результаты диагностики;

- собрать эпидемиологический анамнез, выявить источник инфекции, механизм передачи, контактных лиц;

- поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в поликлинических условиях и стационарах различного профиля;

- осуществлять реализацию календаря профилактических прививок, проводить прививочную и экстренную медикаментозную профилактику инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям, оценить их качество и эффективность;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о порядке выписки, хранения, учета и назначения медикаментов (в том числе: сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих);

- о работе клинической, иммуноферментной, бактериологической, иммунологической лабораторий;

- о работе отделений функциональной диагностики и физиотерапии;

- о работе патологоанатомического отделения.

ВЛАДЕТЬ:

- информацией о состоянии инфекционной заболеваемости у детей в мире, Российской Федерации и крае;

- методикой сбора эпидемиологического анамнеза;

- правилами проведения противоэпидемических мероприятий в очаге;

- методами предотвращения воздействия последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф;

- методами санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам;

- методами профилактики антропонозных и зоонозных инфекций с различными путями передачи;

- методами иммунопрофилактики детских инфекций;

- правилами оформления медицинской документации (эпидемиологические карты, экстренное извещение в СЭС);

- алгоритмом проведения текущей и заключительной дезинфекции и стерилизации.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- по осуществлению противоэпидемических мероприятий в условиях поликлиники и стационара;

- по проведению неспецифической и специфической профилактики в эпидемиологическом очаге;

- по реализации национального календаря прививок;

- по осуществлению профилактической помощи детям с инфекционной патологией в условиях поликлиники;

- по ранней диагностики детских инфекций с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации;

- по проведению дезинфекции, стерилизации.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины, Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.

  1. Рабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия Всего часов 439

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы по дисциплине «Детские инфекционные болезни» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений.
  2. Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного образовательного

    Содержательный отчет
    С целью подготовки к государственной аккредитации в первом полугодии 2012 г. в период с сентября 2011г. по декабрь 2011 г. было проведено самообследование деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
  3. «Детские болезни» (8)

    Руководство
    Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2 г.) на основании рабочей программы (2008), действующего учебного плана (2 г.

Другие похожие документы..