Программы «детство» 18 Раздел программы "Развитие" 40 раздел программы “истоки” 44 С. К. Кожохина 64 путешествие в мир искусства 64

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ “РАДУГА” 1

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО» 18

Раздел программы "Развитие" 40

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ “ИСТОКИ” 44

С.К. Кожохина 64

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА 64

Копцева Т.А. 68

ПРИРОДА И ХУДОЖНИК 68

Куревина О.А., Селезнева Г.Е. 74

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ 74

Парамонова Л.А. 83

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ 83

Ражников В.Г. 89

О программе эмоционально – эстетического развития детей 89

«Маленький Эмо» 89

Швайко Г.С. 92

ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 92

В ДЕТСКОМ САДУ: СРЕДНЯЯ ГРУППА 92

Воробьева Д.И. 103

ГАРМОНИЯ. 103

Интегрированная программа 103

интеллектуально – художественного развития личности дошкольника 103

Торшилова Е. М. 105

ШАЛУН, ИЛИ МИР ДОМУ ТВОЕМУ 105

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ “РАДУГА”

Первая младшая группа

РИСУЕМ И ЛЕПИМ

В работе по приобщению детей к изобразительной деятель­ности перед вами стоят три основные задачи:

-вызывать у детей интерес к рисованию и лепке;

-создавать благоприятные условия, для того чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоцио­нально значимо;

-подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т.п. могут что-то изображать; поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми ему объектами окружающего мира; побуждать детей вносить дополнения в рисунки и лепку.

Рисование и лепка являются одними из любимых детьми занятий. Создавая изображение, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это дает возможность почувствовать себя созидате­лем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих достижений.

Рисуя то, что его и н т е р е с у е т и в о л н у е т, малыш получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе.

Переживания малыша могут быть связаны в первую очередь с наступившими в его жизни переменами - разлукой с родными и близкими и адаптацией к новым условиям жизни в детском саду. Такие переживания не из радостных. Они травмируют детс­кую психику, и поэтому возможность исчерпать их имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.

У двухлетних детей сильные чувства могут быть вызваны и новыми яркими впечатлениями (молния, движущийся поезд, новая игрушка и т.п.).

Если новое впечатление захватывает ребенка, малыш очень дорожит им и хочет испытать снова. Изображение этого предме­та или явления позволяет ребенку еще и еще раз пережить то, что когда-то его взволновало, например, нарисовав зайца, вновь испытать радость первой «встречи» с подаренной ему в день рождения игрушкой.

Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, вы обнаружите, что ничему специально не обучавшиеся малыши неожиданно точно и выразительно передают в рисунке какие-то характерные черты занимающего их мысли объекта.

Однако эта удивительная способность не проявляется при рисовании других предметов. Причина состоит в том, что объек­ты, постоянно занимающие или когда-то сильно поразившие мысли и чувства ребенка (мама, страшная собака и т. п.), как бы стоят у него перед глазами. Поэтому, неожиданно выра­зительно воплощая их в рисунке, малыш не в состоянии изобра­зить ничего другого.

Ваша задача заключается в том, чтобы позволить ребенку возвращаться к этим переживаниям до тех пор, пока они не перестанут его волновать. И не удивляйтесь тому, что дети третьего года жизни могут неделями рисовать одно и то же.

Создавайте детям благоприятные условия, для того чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

Для того чтобы убедиться, что рисование и лепка - занятия безопасные и приятные, двухлетнему ребенку надо понаблюдать за воспитателем.

Для того чтобы ребенок мог реализовать эмоциональные и продуктивные возможности, которые заложены в рисовании и лепке, он должен не бояться изобразительных материалов и уметь пользоваться ими. «Не бояться» мы написали не случайно. Наблюдения показы­вают, что есть дети, которые до поступления в детский сад никогда не рисовали и не лепили. Поэтому вы не ошибетесь, если работу по изобразительной деятельности начнете с того, что познакомите детей с изобразительными материалами и приохо­тите малышей к работе с ними.

Вам хорошо известно, как дети этого возраста любят наблю­дать за взрослыми, когда те что-то делают. А представляете, как они будут следить за вами, если вы вдруг достанете коробочку пластилина, яркие фломастеры или баночки с краской! Даже без специального приглашения через несколько минут вокруг вас из любопытства соберется большинство детей. Каждому захочется посмотреть, что вы делаете.

Рисуйте и лепите что-нибудь очень простое и доступное пониманию детей (грибок, яблоко, птичка и т.п.). Непременно сразу же назовите предмет, который изображаете, а затем прокомментируйте свои действия.

Созданные вами изображения обязательно подарите кому-нибудь из малышей. Другие дети тоже захотят получить от вас подарок. Не отказывайте никому!

Чтобы справиться с этой нелегкой задачей, вам придется или изображать что-то схематически, или дарить то, что было приго­товлено заранее.

Когда вы рисуете или лепите для ребенка, он бывает очень внимательным.

Следующим шагом в воспитании интереса к изобразительной деятельности является создание вами изображения по заказу ребенка.

Одни дети очень хорошо знают, что для них нужно нарисо­вать или вылепить, и просят: «Би-би» («Нарисуйте мне машину»). У других малышей никаких идей нет, и предложение долж­но исходить от вас.

В обоих случаях дети ожи­дают подарка, и, стало быть, будут внимательно следить за всеми вашими действиями. По­этому вы должны не просто рисовать или лепить, а еще и сообщать всем, для кого вы это делаете, что и как, т.е. надо не просто рисовать, но и подробно комментировать свои действия: «Я нарисую для Мариночки мячик. Я обмакну кисть до половины ворса в синюю краску, лиш­нюю отожму о край баночки, а потом нарисую кругленький мячик и закрашу его».

Наблюдая, как вы создаете несложные изображения, дети многому учатся. Оказывается, рисовать можно не только «би-би» (машина), но и мячик, домик, цветок, птичку и многое другое. Малыши узнают, что мячик рисуют так, а домик-иначе. При этом наблюдения за вашими действиями больше способствуют обучению детей, чем любые специальные задания, указания и разъяснения.

Для детей данного возраста характерным является так назы­ваемое отсроченное обучение.

Не все действия воспитате­ля, за которыми малыш наблю­дает, он может и хочет воспро­извести немедленно. Повтор­ное наблюдение приводит, как правило, к тому, что у ребенка появляются желание и возмож­ность воспроизвести действия взрослого. Вот тогда вы и должны предложить детям изо­бразительные материалы, с ко­торыми действуете сами. Пре­кратите работать и постарайтесь, как можно больше вни­мания уделить малышам, изъ­явившим желание рисовать или лепить.

В связи с этим мы хотим предупредить вас об одной очень распространенной ошибке, которую невольно допускают воспитатели.

Никогда не спрашивайте у детей, хотят ли они что-нибудь нарисовать или вылепить.

На такой вопрос ребенок, скорее всего, ответит вам «нет». Не потому, что он не хочет рисовать или лепить, а просто так, на всякий случай. Но если вы предложите малышу изобразительные материалы, усадите поудобнее рядом с собой, то он никогда не откажется от работы.

Рисование и лепка должны приносить детям удовлетворение и доставлять радость.

При обучении малышей очень важно не досаждать им своими наставлениями и поучениями, а предоставлять возможность действовать самостоятельно.

Ребенок этого возраста хочет и может пытаться изображать что-то лишь в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает, когда сам объект эмоционально значим для малыша (мама, любимый котенок, игрушка и т.п.). Напри­мер, дети, испытывающие трудности в адаптации к детскому саду, рисуют в основном округлые формы, изображающие их самих или папу с мамой. Ребенок как бы приводит на листочек бумаги недостающих ему близких и мысленно ощущает свою связь с ними, нарушенную пребыванием в детском саду.

Более благополучные в смысле адаптации дети рисуют другие, иногда самые неожиданные предметы, поразившие их воображение (гармонь, экскаватор, аквалангист и т. п.).

Несмотря на то, что их рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношение, что так важно для любого вида искусства и не менее важно для того, чтобы это занятие доставляло ребенку удовлетворение и интерес, было творческим.

Возможность изображать предметы, занимающие чувства и мысли малыша, в будущем явится для него источником стремления научиться изображать их более совершенно.

Пользуясь тем, что у ребенка есть яркий образ данного конкретного предмета, вы можете побуждать малыша дополнять его рисунок какими-то значимыми деталями. Например, воспи­татель спрашивает у малыша: «Это что?» «Зайчик»,- отвечает ребенок. «А где у него ушки?» И т. п.В большинстве случаев дети сами охотно вносят дополнения в свои рисунки, поскольку образ «не задан» воспитателем, а соз­дан ими самостоятельно, а значит, они имеют о нем представле­ние и могут усовершенствовать изображение.

Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему отгадать, что же он нарисовал, и предложить несколько вариан­тов отгадки. Вы отгадываете до тех пор, пока малыш словом или жестом (кивок головы и т. п.) не выразит согласие с тем, что вы сказали. Желательно предложить малышу дополнить рисунок. В случае отказа вы можете с разрешения ребенка сами внести в рисунок несколько несложных, но выразительных деталей. Затем надо обязательно похвалить малыша. В следующий раз он будет стараться не просто действовать с карандашом или красками, но и изображать какой-то предмет.

Таким образом, мы предлагаем вам в работе с детьми третьего года жизни использовать четыре типа занятий.

На занятиях первого типа осуществляется знакомство детей с изобразительными материалами, и они проводятся не более одного-двух с каждым новым материалом. На этих заня­тиях воспитатель рисует или лепит сам.

Занятия второго типа направлены на то, чтобы вызвать у детей интерес и желание действовать самим с тем или иным изобразительным материалом. Для достижения этой цели воспитатель создает изображение для каждого ребенка персонально. Эти занятия проводят до того момента, пока у всех детей не появится потребность действовать по собственному желанию, самостоятельно.

Излишнее увлечение занятиями первого и второго типов нежелательно, иначе дети придут к выводу, что получать готовые рисунки значительно проще, чем рисовать самим.

На занятиях третьего типа надо предоставлять детям возможность выразить свое эмоциональное состояние. На этих занятиях ребенок рисует сам то, что хочет и сколько хочет.

Занятия четвертого типа позволяют постепенно подводить детей к тому, чтобы они ставили перед собой изобразительные цели и добивались их достижения. Занятия четвертого типа проводятся в течение всего учебного года.

Приступив к работе, вы увидите, что не всегда удается организовать и провести занятие определенного типа в «чистом» виде. Например, на занятиях первого типа, когда вы только знакомите детей с изобразительными материалами, какой-ни­будь один ребенок или несколько малышей захотят действовать сами. Безусловно, вы должны предоставить детям эту возмож­ность, хотя вовлечение их в самостоятельную деятельность предусматривается на занятиях второго типа.

Специальная работа по обучению детей формообразующим движениям и знакомству с правилами работы с изобразительны­ми материалами не проводится. Дети постепенно осваивают все необходимое в процессе наблюдений за вашими действиями и самостоятельной деятельности на протяжении всего учебного года.

Как проводить с детьми занятия первого типа,

направленные на знакомство с изобразительными материалами

Материалы

Для занятий с детьми рисованием вы можете использовать:

-цветные фломастеры;

-краски гуашь;

-цветные карандаши;

-шариковые ручки;

-цветную тушь.

Лепить можно из пластилина или глины.

Оборудование

К традиционному оборудованию (баночки для воды, подстав­ки для кисточек и карандашей, тряпочки или бумажные салфетки для осушения ворса кисти, доски для лепки и т. п.) мы предлагаем добавить большие скатерти из клеенки, которыми вы всег­да будете покрывать столы.

Рисовать и лепить детям удобнее и уютнее, когда 2-3 стола сдвинуты вместе или поставлены буквой «П». Вы сидите в цент­ре, и все могут разместиться вокруг вас за общим столом.

  1. Образовательная программа г. Москва 2010 г Раздел I цели и задачи дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа

    Образовательная программа
    - «Временные (примерные) требования к содержанию методов воспитания и обучения. реализуемых в дошкольном образовательном учреждении» (приложение к приказу от 22.
  2. Г. Шахты Ростовская обл ул. Парковая 7-б, тел. 22-47-89 публичный доклад о результатах деятельности мдоу црр д/с №74 «Семицветик»

    Доклад
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 1 категории № 74 «Семицветик» г.Шахты Ростовской области.
  3. Биологический блок дисциплин

    Документ
    Комплексная образовательно-профилактическая программа "Комфорт" для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по комплексу параметров.
  4. Деятельности учителя

    Монография
    Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

Другие похожие документы..