Российский государственный военный архив

ББК 63.3ЙШ1 Р89


ИНСТИТУТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННЫЙ АРХИВ

Редакционная коллегия серии сборников документов «Великая Отечественная война 1941 —1945 гг.»

ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКО­ЛОВ А. М. (заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И., БОБЫЯЕВ П. Н., БРИЛЕВ Н. П., ВАР­ТАНОВ В. Н., ЕЛИСЕЕВ В. Т., ЗАПОРОЖЧЕНКО В. Ф., ИВАНИЦКИЙ Г. М., ИВАШОВ Л. Г., КОЗЛОВ В. П., КУДРЯВЦЕВ И. И., КУЛИКОВ В. А., МОЛЧАНОВ В. В., МОНАКОВ М. С.,

СОКОЛОВ В. В., УСИКОВ А. В.

Под общей редакцией генерал-майора ЗОЛОТАРЕВА В. А.

Составители: АРИСТОВ А. П., ВОЛКОВА Н. Н., ДВОЙНЫХ Л. В., ДМИТРИЕВ П. Н.,

ЕМЕЛИН А. С. (ответственный составитель), КАРЯЕВА Т. Ф., КУЧЕПАТОВ Ю. Н., МИРОНОВА К. К.

с.

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара Р89 обороны СССР. Т. 13 (2—1). — М.: ТЕРРА, 1994. — 368

(т. 13 (2-1)


15ВК 5-85255-484-7 15ВМ 5-250-01774-6

Настоящий сборник документов, охватывающий период с 1937 г. по 21 июня 1941 г., первый из трех томов об истории Красной Армии в приказах Наркома обороны. В нем впервые вводится в научный оборот большое количество документов, ранее не известных широкому кругу читателей, раскрывающих деятельность центрального органа управления Красной Армии.

Издание рассчитано в первую очередь на специалистов-исследователей истории Вооруженных Сил, работников аппарата военного управления, командиров и офицеров штабов всех степеней, преподавателей, слушателей военно-учебных заведений. Однако оно, несомненно, привлечет внимание и тех, кто интересуется отечественной военной историей.

0503020000—092


ББК 63.3(2) 711


- Подписное


АЗО(ОЗ)—94


I^»ВN 5-85255-484-7 (т. 13 (2—1) I5ВN 5-250-01774-6

Состав, художественное оформление, «ТЕРРА», 1994

ПРИКАЗЫ

НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР

1937 — 21 июня 1941 г.

Предисловие

Война справедливо трактуется научной мыслью как продолжение политики насильственными средствами. Она была и остается главным бедствием, доминирующей угрозой самому существованию рода людского.

Сегодня главные науки о войне — военно-историческая и военная — наполняются новой нетрадиционной функцией — исследованием не только законов и принципов ведения вооруженной борьбы, но и законов и принципов предотвращения войны, военных конфликтов, использования вооруженного насилия в интересах политики. Вся сила и мощь современной отечественной и мировой военно-исторической и военной мысли должны быть поставлены на службу мира и военно-политической стабильности.

За последние пять с половиной тысяч лет, по подсчетам ученых, было 14 500 войн. Они унесли не менее 3 миллиардов 540 миллионов человеческих жизней. Лишь 300 лет из прошедших 35 веков прошли без войн, в остальное же время в минувшем люди истребляли друг друга. Только на войны нынешнего столетия затрачено более четырех триллионов долларов. На эти средства можно было бы 50 лет кормить все население Земли.

Грандиозная по числу участвовавших стран, по огромной численности вооруженных сил и по протяженности фронтов, по своим военно-политическим, социальным и другим последствиям Вторая мировая война не имела аналогов в истории цивилизации.

Тяжелейшим испытанием для народов нашей страны явилась Великая Отечественная война.

Минул полувековой рубеж после событий, которые непосредственно предшествовали Великой Отечественной. Однако интерес к ним не утрачивает своей познавательной силы. Мировую общественность и в первую очередь народы России и бывшего СССР по-прежнему волнуют вопросы готовности Красной Армии к войне, эффективности принимавшихся в то время мер по укреплению обороноспособности страны. Они хотят знать причины просчетов в комплектовании и вооружении, в оперативной и боевой подготовке войск, приведших к крупным неудачам и тяжелым потерям в начале войны. Ведь цена тех ошибок оказалась непомерно великой.

Конец 1930-х годов. Войска фашистской Германии вплотную подошли к западным границам Советского Союза. Все очевиднее становилась угроза войны. Военно-политическое руководство страны спешно принимало энергичные меры по подготовке экономики страны и армии к отражению надвигавшейся агрессии. Но время было упущено. Почему все это не было сделано тогда, когда возникли первые признаки возможного нападения на СССР? На что конкретно были направлены усилия руководства страны, когда угроза войны становилась все более вероятной? На эти и другие вопросы читатели найдут ответы, знакомясь с представленными в сборнике документами.

Военный конфликт в районе озера Хасан (1938 г.) и особенно «зимняя» война с Финляндией (1939—1940гг.) выявили крупные недостатки в организации и вооружении советских войск, их боеготовности, боевом управлении, высветили нерешенные вопросы снабжения и технического оснащения армии, обусловили необходимость проведения коренных преобразований в армии.

Вывод партийно-правительственной комиссии, назначенной весной 1940г. И.В.Сталиным для проверки состояния армии и флота, был неутешителен: Наркомат обороны отстал в разработке вопросов оперативного использования войск в современной войне. И это, конечно, было не случайно. Массовые репрессии обезглавили армию и флот, пагубно сказались на развитии военной мысли. Репрессии ударили прежде всего по кадрам высшего командного и политического состава, центрального аппарата наркоматов обороны и ВМФ. На смену им пришли молодые, неопытные командиры. В командование полками подчас вступали ротные командиры.

В Красной Армии получило большое распространение так называемое «вридство» — временное исполнение дел, принесшее военному делу немало бед. На подготовку равноценной замены выбывшим кадрам высшего и старшего звена комсостава требовалось, как показывал опыт того

периода, не менее 5—7 лет. Но военно-политическая обстановка в Европе в 1939—1940гг. менялась очень быстро. Времени на подготовку высококвалифицированных кадров уже почти не оставалось.

Усиление угрозы нападения на СССР со стороны Германии настоятельно требовало принятия немедленных мер по реорганизации армии, совершенствованию профессиональной выучки коман­диров и политработников, приведению боевой подготовки войск в соответствие с требованиями современной войны. Такие меры хотя и были приняты, но оказались запоздалыми и явно недостаточными. Была изменена система комплектования, увеличена численность личного состава армии и флота. Шло интенсивное техническое перевооружение Красной Армии. В соединения и части поступали новые образцы танков, самолетов, артиллерии. В 1940г. было принято решение вновь создать механизированные корпуса, ликвидированные в 1939 г. Принимались меры по повышению военно-теоретического уровня командного состава. Особое внимание в предвоенные годы уделялось развитию военной стратегии и оперативного искусства.

Следует отметить, что в целом накануне войны военная наука развивалась творчески. Была разработана теория глубокой наступательной операции, обосновавшая необходимость нанесения одновременных ударов на всю глубину обороны противника и уничтожения его главных группировок путем решительных наступательных действий с массированным применением авиации, артиллерии, танков и воздушно-десантных войск. Однако не все области военного искусства были развиты в равной степени. По существу не разрабатывались проблемы ведения стратегической обороны, на официальном уровне господствовали неверные представления о начальном периоде войны. Хотя по своему политическому характеру военная доктрина СССР в предвоенные годы являлась обо­ронительной и исходила из объективной необходимости защиты Родины, реализация ее предус­матривалась только наступательными методами. Фетишизация наступательной стратегии в дости­жении военно-политических целей при защите Отечества неизбежно вела к однобокости обучения войск Красной Армии и, в конечном итоге, отрицательно сказалась на их боеспособности.

Реорганизация и модернизация армии, перестройка боевой подготовки войск в соответствии с доктринальными установками военно-политического руководства страны воплощались в жизнь через приказы и директивы Наркома обороны. Например, приказ Наркома обороны № 120 от 16 мая 1940 года «О боевой и политической подготовке войск на летний период 1940 учебного года» сыграл большую роль в системе подготовки войск. Учения, инспекционные проверки, смотры, командно-штабные игры под руководством непосредственно Наркома обороны и начальника Ге­нерального^ штаба дали богатейший фактический материал для анализа уровня подготовки войск, командиров и штабов. Учитывался опыт кампаний начавшейся Второй мировой войны, требовавшей пересмотра многих положений военного искусства, доведения новых взглядов до руководящих кадров РККА.

Конечно, профессиональные и личностные качества Климента Ефремовича Ворошилова (1881 — 1969), 15 лет возглавлявшего Наркомат обороны*, накладывали отпечаток на решение сложных и многообразных вопросов жизни армии. По своим теоретическим знаниям и военному опыту он уступал многим видным советским военачальникам: Б. М. Шапошникову, М. Н. Тухачевскому, А. И. Егорову. Его военные знания остались, по существу, на уровне времен гражданской войны. Поэтому в 30-е годы Ворошилов уже явно не справлялся с решением сложных проблем военного строительства. Вместе с С. М. Буденным, Г. И. Куликом, Е. А. Щаденко он уповал на опыт граж­данской войны, преувеличивал роль кавалерии среди родов войск Красной Армии, недопонимал необходимость моторизации и перевооружения войск и фактически тормозил их. Неискупима вина К. Е. Ворошилова, как Наркома обороны, в содействии уничтожению командных кадров, а значит и в снижении тем самым готовности Красной Армии к войне.

В приказах Наркома обороны СССР подводились итоги и ставились задачи по боевой подготовке войск, ими вводились в действие воинские уставы, наставления, руководства, положения, инст­рукции, регламентировавшие различные стороны жизни, быта, подготовки и боевого использования Красной Армии. Материалы сборника дают представление об основных направлениях деятельности политического и военного руководства Советского государства по укреплению армии, о конкретных оценках состояния Красной Армии накануне войны, позволяют читателям глубже понять недостатки и просчеты в военном строительстве, их причины.

Столь многосторонняя направленность приказов Наркома обороны определяет большую научную значимость этого вида документов и позволяет отнести их к основополагающим источникам по истории Вооруженных Сил СССР.

* С 1934 до 1940гг. С ноября 1925 по июль 1934 — Нарком по военным и морским делам и председатель РВС СССР.

Публикацию этого важнейшего вида исторических источников решено начать с документов 1937 года, сыгравшего особую, роковую, роль в истории страны в целом и Вооруженных Сил в частности. Именно этот год положил начало массовому истреблению, либо отстранению от службы военных кадров, утверждению безоговорочного, основанного на страхе и репрессиях стиля руко­водства в армии. Все это резко подорвало качество управления, привело к отходу от передовых взглядов и начинаний в области военной науки и оборонного строительства, обернулось трагиче­скими последствиями в годы войны.

Следует обратить внимание читателей на «праздничные» приказы Наркома обороны (док. 46, 56, 61, 87, 104). В них, конечно, чет анализа недостатков в военном строительстве и боеготовности войск Красной Армии. Но документы интересны тем, что отражают жизнь страны и дух пропаганды того времени, позволяют проследить зигзаги во внешней политике, проводившейся советским и партийным руководством. В первомайском приказе 1939г., например, говорилось: «Капиталисти­ческий мир вступил в полосу новых сильнейших потрясений.. Фашистские агрессоры, насильст­венно перекраивая карту мира, втянули человечество во Вторую империалистическую войну... Разнузданная фашистская военная агрессия, упоенная легкими победами, не перестает грозить новыми нападениями...» (док. 46). Как видим, военно-политическая обстановка в Европе оценена трезво и объективно. Но минуло всего лишь полгода. И стрелка политического компаса развернулась в противоположную сторону. В приказе от 7 ноября договор о дружбе и границе между СССР и Германией выдается как торжество «подлинно народной сталинской политики мира», а Англия и Франция росчерком пера причисляются к агрессорам, «зачинщикам и усердным продолжателям» войны (док. 56).

Не всегда последовательные, а в ряде случаев и беспринципные внешнеполитические акции руководителей страны в последние предвоенные годы существенно подорвали престиж Советского государства на международной арене. Но они все же позволили отодвинуть на некоторое время непосредственную угрозу нападения с Запада и провести в жизнь многие мероприятия по подготовке страны и Красной Армии к войне. Публикуемые документы обнажают суть ошибок и просчетов в военном строительстве, которые были допущены в то время и не позволили Красной Армии в нужной степени подготовиться к отражению агрессии.

Неверной оказалась в преддверии войны и общая военно-политическая опенка обстановки. Не только И. В. Сталин, его окружение, но и японский, и британский генеральные штабы были уверены, что нападение Гитлера на СССР в июне 1941 и война Германии на два фронта вряд ли возможны.

Настоящий сборник документов, охватывающий период с 1937 г. по 21 июня 1941 г., первый из трех томов об истории Красной Армии в приказах Наркома обороны. В нем впервые вводится в научный оборот большое количество документов, ранее не известных широкому кругу читателей, раскрывающих деятельность центрального органа управления Красной Армии.

Издание рассчитано в первую очередь на специалистов-исследователей истории Вооруженных Сил, работников аппарата военного управления, командиров и офицеров штабов всех степеней, преподавателей, слушателей военно-учебных заведений. Однако оно, несомненно, привлечет вни­мание и тех, кто интересуется отечественной военной историей.

  1. «Военная тревога» весны 1930 г и советско-польские отношения

    Документ
    Начав на рубеже 1929/30 гг. «революции сверху», советское руководство столкнулось с серией кризисов. В первые недели 1930 г. напряженность в отношениях СССР с Западом (прежде всего – с Францией, Германией и Польшей) развивалась параллельно
  2. Государственный архив Российской Федерации (гарф)

    Документ
    Федеральная архивная служба РФ (Росархив) 103132 Москва, Ильинка, 12Тел.: (095) 206-24-21 (пресс-служба), 206-27-85, 206-23-25, 206-35-31Факс: (095) 200-42-05rosarkh@
  3. Государственная политика в системе органов юстиции СССР в 1933-1956 гг

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре Истории государства и права Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная Юридическая Академия»
  4. Советско-германское военное и военно-техническое сотрудничество 1920-1933 гг

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования. Для истории XX века характерно появление вооруженных конфликтов принципиально нового типа – мировых войн, потребовавших от вовлеченных в них государств изменения экономической и социальной политики.
  5. Российский Государственный Архив Древних Актов

    Документ
    Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. М.- Новосибирск: Российская политическая энциклопедия, Сибирский хронограф, 1997.
  6. Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности

    Международная научная конференция
    Проведена в Саратов, 14-19 сентября 2004 г. совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев, Международным союзом немецкой культуры.
  7. I. Архивные материалы. Архив внешней политики Российской империи. Историко-документальный департамент мид РФ (далее авпри)

    Документ
    Архивно-библиографический указатель раскрывает состав и содержание архивных документов, хранящихся в архивах, библиотеках и музеях Российской Федерации и Турции, а также представляет список опубликованных работ но истории чеченского народа.
  8. Методические рекомендации Управление по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан

    Методические рекомендации
    Всплеск интереса к истории своего рода произошел в 90-е годы прошлого века. Граждане стали активно интересоваться своими корнями. Возросло количество обращений в архивы.
  9. Административный регламент по предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги Организация информационного обеспечения граждан, органов го

    Регламент
    Административный регламентпо предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги "Организация информационного обеспечения граждан,

Другие похожие документы..