Институционально-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности малого предпринимательства на рынке бюджетных заказов

На правах рукописи

Чернышова Анна Николаевна

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ БЮДЖЕТНЫХ ЗАКАЗОВ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону - 2007

Диссертация выполнена на кафедре экономической теории экономического
факультета федерального государственного образовательногоучреждения
высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

Защита состоится «22» мая 2007 г. в 16.30 на заседании диссертационного совета Д212.208.02 по экономическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан «20» апреля 2007 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просьба отправлять по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, экономический факультет, диссертационный совет Д. 212.208.02, ауд. 209.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.э.н., доцент Малейко Л.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Ключевым условием финализации рыночно-трансформационных преобразований, особенно в условиях вступления России в ВТО, является повышение активности и конкурентоспособности национальных экономических субъектов. Наиболее адаптивным к инновациям как доминантному фактору экономического роста в формирующейся неоэкономике выступает малый бизнес, доля которого в ВВП развитых стран непрерывно растет. Поэтому обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства выступает важнейшим направлением экономической политики государства, как в сфере антимонопольного регулирования, так и в рамках селективной поддержки. Мировой опыт убедительно показывает, что государственная политика, ориентированная на поддержку конкурентоспособности малого бизнеса, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Малые предприятия играют важную роль в создании новых рабочих мест, оздоровлении экономической среды, нейтрализации монополизма, инновационном развитии.

Государственная экономическая политика, направленная на поддержку малого предпринимательства, включает ряд аспектов и направлений, важнейшим из которых является обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в бюджетных заказах. Государство, обладая значительными финансовыми ресурсами, при осуществлении закупок продукции для государственных нужд является крупнейшим субъектом рыночных отношений. Однако анализ развития малого предпринимательства и механизмов его привлечения к системе распределения госзаказов как в целом по России, так и в Ростовской области показывает, что существуют серьезные социально-экономические, организационно-правовые и др. проблемы, препятствующие эффективному использованию такого потенциально мощного инструмента государственной поддержки конкурентоспособности малого предпринимательства как бюджетные заказы.

Степень разработанности проблемы. До начала 1950-х гг. малые предпри­ятия не привлекали особого внимания исследователей и в экономической науке рассматривались лишь в качестве одной из форм предпринима­тельской деятельности. В трудах классиков экономической теории (Д.Кейнса, Д.Рикардо, А.Смита, Й.Шумпетера и др.) выявлены особенности малого предпринимательства, но специальные его исследования в тот период не проводились. За рубежом положение изменилось в по­слевоенный период в связи с появлением программ государст­венной поддержки малого бизнеса, что послужило катализатором активизации научных исследований в этой области, в которые включились специалисты в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. В отечественной литературе анализ места и роли малого предпринимательства в экономике России, особенностей поддержки его конкурентоспособности осуществлен в исследованиях В.Буева, А.Колесникова, Л.Колесниковой, В.Чепуренко, И.Южанова, И.Якобсона и др. Проблемы участия малого предпринимательства в распределении госзаказов выявлены и в определенной мере решены Е.Бухвальдом, А.Гладковым, М.Глазатовым, А.Виленским, В.Калининым, В.Лебедевым, Н.Нестеровичем, К.Перовым, В.Пономаревым, В.Смирновым и др. Исследование опирается на теоретико-модельные представления об организации системы государственных закупок региона, сформированные в работах О.Белокрыловой, В.Вольчика, Е.Гуцелюк, М.Корытцева, Е.Шадриной и др. Механизмы обеспечения конкурентоспособности экономических субъектов разного уровня смоделированы Е.Вигдорчиком, Н.Калюжновой, В.Кашиным, Н.Кетовой, И.Липсицем, В.Овчинниковым, Р.Фатхутдиновым, А.Яковлевым, Е.Ясиным и др. Однако, несмотря на достаточно глубокое обоснование в научной литературе необходимости поддержки малого предпринимательства и разработку эффективных механизмов обеспечения его участия в экономических взаимодействиях на уровне страны и региона, отсутствует комплексный подход к исследованию такой формы господдержки, как участие малых предприятий в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд.

Актуальность рассматриваемой проблемы, её практическая значимость, а также недостаточное теоретико-методологическое обоснование механизмов повышения конкурентоспособности субъектов малого бизнеса на рынке госзаказов, детерминирующим низкую активность участия малого бизнеса в выполнении бюджетных заказов, обусловили выбор темы работы, формулировку ее цели и этапных задач.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе экономико-теоретического анализа факторов конкурентоспособности малого предпринимательства в условиях повышения степени открытости национальной экономики выявить эффективные инструменты их государственной поддержки и обосновать институционально-экономический механизм стимулирования их участия в распределениибюджетного заказа региона (на примере Ростовской области). Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- выявить экономико-институциональные особенности малого предпринимательства и на этой основе оценить его роль и место в системе социально-экономических отношений;

- идентифицировать факторы конкурентоспособности малого предпринимательства;

  • определить место и роль малого предпринимательства в субъектной структуре рынка бюджетного заказа;

  • оценить эффективность и адаптивность мирового опыта государственного регулирования и поддержки малых форм предпринимательской деятельности, направленной на повышение их конкурентоспособности, определив возможность его применения в России;

  • смоделировать механизмы хозяйственного взаимодействия крупных и малых предпринимательских структур на основе субконтрактации и аутсорсинга на рынке государственных и коммерческих закупок;

  • разработать рекомендации по деблокированию административных барьеров развития предпринимательства на макро- и мезоэкономических уровнях;

  • провести комплексный анализ региональной практики содействия развитию малого предпринимательства (на примере Ростовской области);

  • разработать предложения по повышению эффективности участия субъектов малого предпринимательства в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает малое предпринимательство, его взаимоотношения с государством, крупным и средним бизнесом и обществом в целом. Предметом диссертационной работы является совокупность институционально-экономических инструментов, форм и методов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности малого предпринимательства на рынке бюджетных заказов посткризисной экономики, а также институциональная среда и перспективные направления его развития, отвечающие условиям финализации рыночно-трансформационных экономических преобразований.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых в области теории предпринимательства, институциональной экономики, теории переходной экономики, раскрывающие общие закономерности функционирования и развития малых форм предпринимательских структур, обеспечения их конкурентоспособности на рынке бюджетных заказов, основные направления и инструменты государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, а также программно-прогнозные разработки государственных органов Российской Федерации и Ростовской области в области развития малого предпринимательства и системы государственных и муниципальных заказов.

Инструментарно-методический аппарат работы. В ходеисследования состояния и перспектив повышения конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства в рамках общего системно-функционального подхода использованы методы категориального, эмпирического и субъектно-объектного анализа, неоинституциональный подход, историко-генетический, экономико-статистический, сравнительный анализ, программно-целевой и структурно-функциональный методы изучения явлений и процессов, метод экономико-социологического опроса.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы Минэкономразвития РФ, Администрации Ростовской области, результаты экономико-социологического опроса заказчиков региональных и муниципальных органов власти Ростовской области, проведенного Фондом «Содействие – XXI век» при непосредственном участии автора.

Нормативно-правовую основу работысоставили федеральные законы, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и органов государственной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства, размещения бюджетных заказов.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о целесообразности модернизации сложившейся практики государственного регулирования и поддержки малых предпринимательских структур с целью повышения их конкурентоспособности, в частности, на рынке бюджетных заказов. Для этого необходимо, с одной стороны, использование чисто рыночных (развитие кооперации) и квазирыночных (привлечение к участию в выполнении бюджетных заказов) институционально-экономических механизмов, а с другой, активное применение программно-целевых инструментов государственной поддержки субъектов малого бизнеса, направленных на формирование необходимой инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, центры субконтрактации и т.д.) и способствующих как повышению их общей конкурентоспособности, так и стимулирующих их участие в выполнении бюджетных заказов.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

По специальности 08.00.01 – экономическая теория:

  1. Конкурентоспособность малого предпринимательства как экономическая категория отражает совокупность отношений экономических субъектов по поводу реализации конкурентных преимуществ их позиционирования на соответствующем отраслевом рынке, включающих качественные характеристики производимой продукции, уровень менеджмента, инновационно-инвестиционную активность и др. В условиях повышения степени открытости национального хозяйства и предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) на стартовый уровень конкурентоспособности, детерминируемый макроэкономическими факторами (государственная политика, защита прав собственности, степень экономической свободы, развитость инфраструктуры и т.д.), негативно воздействует ухудшение качества трудовых ресурсов, неэффективность сложившихся систем управления, политические и экономические риски ведения бизнеса, наличие административных барьеров, недостаток финансирования, низкая производительность труда, изношенность основных средств.

  2. Поскольку рынок бюджетного заказа представляет собой квазирынок, то в отличие от традиционных детерминант конкурентоспособность малого бизнеса на рынке бюджетных закупок определяется ценовой офертой и в целом следующими факторами: если на отраслевом рынке потребитель максимизирует свою полезность от приобретения продукции, то на рынке госзаказа полезность общества персонифицирует чиновник, мотивируемый поисками ренты; победитель торгов обязан осуществлять поставки продукции сразу после объявления их итогов, что с учетом особенностей финансирования бюджетной сферы (отсутствие предоплаты, низкий уровень авансовых платежей, их нестабильность и др.) осложняет процессы планирования и производства на предприятии, требует наличия свободных средств, обусловливает потребность в кредитовании для пополнения оборотных средств; низкая адаптивная способность субъектов малого бизнеса к преодолению административных барьеров обусловливает потребность в наличии специалистов по госзакупкам, праву, кредитованию и др., а также использованию административного ресурса, что вызывает рост трансакционных издержек и снижает конкурентоспособность малых предприятий по сравнению с крупными компаниями.

  3. Вследствие недостатка долгосрочного финансирования, кадровых проблем, отсутствия управленческих навыков и т.д. малое предпринимательство обладает относительно низкой конкурентоспособностью и нуждается в активной государственной поддержке, включающей: мониторинг и модернизацию институционально-правовой базы его функционирования; разработку комплекса мер на уровне органов местного самоуправления по деблокированию административных барьеров; стимулирование формирования инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д.); организацию консультирования предпринимателей по вопросам бухучета, налогообложения, права; поддержку инициатив малых предпринимателей и их предпринимательских объединений; привлечение малых предприятий к выполнению бюджетных заказов.

  1. Развитие институтов поддержки малого предпринимательства в экономике россии 08. 00. 01 Экономическая теория

    Диссертация
    Защита состоится 18 мая 2012 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.198.01 при ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) по адресу: 125993, Москва, Миусская пл.
  2. Совершенствование системы инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства

    Диссертация
    Защита состоится «15» июня 2011 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 850.006.01 при НОУ ВПО Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы по адресу: г.
  3. Методика расчета интегральных индексов, отражающих состояние и развитие малого предпринимательства 34 Подходы к внедрению механизмов управления сектором малого предпринимательства по целям и результатам деятельности

    Документ
    Настоящий доклад подготовлен по результатам проекта «Разработка интегральных показателей и подготовка предложений по внедрению механизмов управления сектором малого предпринимательства по целям и результатам деятельности»,
  4. В. Ю. Буров, Н. А. Кручинина малое предпринимательство в забайкальском крае (современное состояние, проблемы, перспективы развития) 2011

    Документ
    В работе представлен анализ становления и развития субъектов малого предпринимательства в Забайкальском крае. Дан краткий сравнительный анализ его состояния в России и Байкальском регионе.
  5. Организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития жилищно-коммунального хозяйства ( на примере Московской области)

    Документ
    Защита состоится 19 апреля 2012 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 521.034.01 при Балтийской академии туризма и предпринимательства по адресу: 197110, г.
  6. Институциональная модернизация государственных закупок как инструмент обеспечения экономической безопасности россии

    Диссертация
    Официальные оппоненты: д.э.н., профессор кафедры международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии Кочергина Татьяна Евгеньевна
  7. Программа социально-экономического развития муниципального образования «еравнинский район» на 2011 2015 годы паспорт

    Программа
    Закон Республики Бурятия от 2 апреля 1996 года №284-I «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия»;
  8. Экономические основы и инструментарий государственной политики развития малого предпринимательства 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством: макроэкономика; предпринимательство

    Диссертация
    Защита состоится «20» ноября 2006 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета К 502.008.02 в ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» по адресу: 344002, г.
  9. Управление развитием региональных социально-экономических подсистем (на примере подсистемы занятости республики адыгея)

    Диссертация
    Защита состоится «22» декабря 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета по экономическим наукам ДМ 212.113.01 при ГОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет» по адресу: г.

Другие похожие документы..