Рабочая учебная программа по дисциплине «Классические языки» (одо, озо) для студентов специальности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Классические языки» (ОДО, ОЗО)

для студентовспециальности 03150165 «Искусствоведение»

(квалификация «Искусствовед»)

Тюмень 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение латинского языка является неотъемлемой частью образования студента, специализирующегося в области гуманитарных наук. Студенту-искусствоведу латинский язык важен как письменный памятник по истории культуры различных эпох и народов. Одними из ранних письменных источников на латинском языке являлись прозаические сочинения Цицерона и Цезаря, в поэзии – Вергилия, Горация, Овидия. На латыни создавались документы по римскому праву, по истории славянских стран и России периода феодализма, труды философов античности, средневековья, эпохи Просвещения. На протяжении средневековья и в эпоху Возрождения латинский язык царил в науке и юриспруденции, на этом языке написаны важные исторические источники, в частности, труды по истории западнославянских стран и Руси. В России XVII – XVIII веков на этом языке делались надписи на медалях, планах, картах, портретах, гравюрах.

Латынь являлась языком науки, поэтому многие понятия обозначались и ныне обозначаются латинскими терминами, ставшими базовыми для формирования международной научной терминологической системы.

Овладение студентами навыками практической работы с текстами латинской письменности: чтение, определение грамматических форм лексики разных частей речи, способствует расширению их лингвистического мировоззрения, так как латынь – основа романских языков (испанский, итальянский, португальский, ретороманский, румынский, французский). Изучение классического латинского языка формирует у студента исследовательскую культуру, расширяет культурологический кругозор.

По учебному плану на курс латинского языка на дневном отделении института факультета отводится 68 часов (из них 34 – аудиторная нагрузка, 34 - СРС) на одну группу ОДО на 1 курсе и 68 часов (из них 10 часов - аудиторная нагрузка, 58 - СРС) на одну группу ОЗО на 2 курсе. Для студентов ОДО в 1-м семестре учебным планом предусмотрен зачет. Для студентов ОЗО в 3-м семестре – зачет.

1.1. Целью преподавания данной дисциплины является обеспечение усвоения студентами курса «Классические языки» (основы фонетики и грамматики, морфологии, словообразования, синтаксиса), формирование навыков языкового перевода, интерпретации текстов древнего (латинского) языка, знакомство с историей и культурой Древнего Рима и его основными письменными памятниками.

1.2.Задачи изучения дисциплины.

Основными задачамикурса «Классические языки» являются: освоение фонетики и базовой грамматики латинского языка, изучение особенностей истории и культуры Древнего Рима, связанных с письменными памятниками и отраженных в языке.

Место дисциплины в учебном процессе. Изучение основ классического языка способствует теоретическому углублению такой учебной дисциплины как Техника изобразительного искусства.

По государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению дисциплина включена в цикл: общепрофессиональные дисциплины (ОПД). Компонент: федеральный.

Требования ГОС. Основные дидактические единицы дисциплины.

Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии; лексические и грамматические основы.

1.3. Профессиональные умения и навыки, формируемые в процессе изучения дисциплины.

В результате изучения курса студент должен знать основные грамматические категории морфологического, синтаксического и лексического строя латинского языка; принципы латинского словообразования, парадигмы именного склонения и глагольного спряжения; основные культурные и языковые вехи истории Древнего Рима.

В соответствии с целевыми установками студенты должны приобрести твердые знания основ латинской грамматики, прочно закрепить в памяти определенный лексический запас. Грамматический и лексический минимум нужен для освоения общепринятых международных латинских выражений.

Студент должен иметь представления о закономерностях развития культуры и истории Древнего Рима, о латинских авторах и основных письменных памятниках.

Студент должен иметь практические навыкиграмматического комментирования явлений латинского языка, разбора и перевода латинских текстов.

РАЗДЕЛ 2. Тематический план изучения дисциплины

2.1. Тематический план дисциплины для студентов ОДО

Наименование тем занятий

Практ.

занятия

СРС

Форма

контроля

I курс, I семестр

1. Лексические и грамматические основы классических языков.

1.1.

Краткие сведения из истории латинского языка. Латинский алфавит и его происхождение.

2

2

Опрос по

определениям

1.2.

Морфология. Имя существительное. I склонение существительных. Глагол. Глагольные основы и типы спряжения.

2

2

Тестирование по правилам чтения

1.3.

Формы глагола. Praesens indicativi activi. Глаголы, производные от «esse».Повелительное наклонение (Imperativus). Сочинительные и подчинительные союзы.

2

2

Письменное

задание

1.4.

Имя существительное. II склонение существительных. Прилагательные I и II склонения. Притяжательные местоимения.

2

2

Письменное

задание

1.5.

Синтаксис. Структура простого предложения и методика его перевода. Местоимение в латинском языке. Местоименные прилагательные.

2

2

Письменное

Задание.

Тестирование по лексике

1.6.

Формы Imperfectum и Plusquamperfectum indicativi activi. Futurum I (primum) indicativi activi.. Futurum I indicativi activi глагола esse. Imperativus futuri. Imperativus futuri глагола esse.

2

2

Перевод текста.

1.7.

Futurum II (secundum) в латинском языке. Предлоги. Приставки, происходящие из предлогов.

2

2

Ответ на теоретич. вопрос.

Письменное

задание.

1.8.

Страдательный залог времен системы инфекта . Страдательный оборот. Двойной винительный и именительный падеж (Accusativus и Nominativus duplex).

2

2

Письменное

задание

1.9.

III склонение существительных. Функции родительного падежа.

2

2

Тестирование по лексике

Итого:

18

18

I курс, II семестр

1.10.

Прилагательные третьего склонения. Причастие. Participium praesentis activi. Функции дательного падежа.

2

4

Письменное

задание

1.11.

Существительные IV и V склонения. Функции аблятива.

2

2

Перевод текста

1.12.

Времена системы перфекта действительного и страдательного залога. Причастие. Participium perfecti passivi.

4

4

Опрос по теме.

Перевод

текста.

1.13.

Числительные (numeralia) в латинском языке.

2

2

Опрос по теме.

Тестирование по лексике.

2. Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии.

2.1

Инфинитивные конструкции: accusativus cum infinitivo, nominativus cum infinitivo. Ablativus absolutus.

2

2

Перевод текста.

2.2.

Грамматический разбор и перевод прозаических и поэтических произведений.

4

4

Перевод текста.

Итого:

16

16

ВСЕГО ЧАСОВ:

34

34

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине «Древний язык» (одо, озо) для студентов специальности

    Рабочая учебная программа
    Изучение латинского языка является неотъемлемой частью образования студента, специализирующегося в области гуманитарных наук. Студенту-культурологу латинский язык важен прежде всего как письменный памятник по истории культуры различных эпох и народов.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  3. Методические указания и практикум по дисциплине “Русский язык и культура речи” для студентов всех специальностей и направлений Кемерово 2010

    Методические указания
    Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для студентов заочного отделения и второго высшего образования)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для студентов дневного отделения)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов дневного отделения,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение и международный туризм» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страноведение и международный туризм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Страноведение
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 07 «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 07 «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» Для специальности 020401 – География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  9. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.

Другие похожие документы..