Впроцессе освоения учебной программы студент должен: иметь представление о месте и роли дисциплины «Семейное право» в системе юридических наук;

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

для специальности 021100 (030501) Юриспруденция

Семестр изучения и вид итогового контроля по очной форме обучения

Семестр изучения дисциплины – IV;

Вид итогового контроля по очной и заочной форме обучения – ЗАЧЕТ.

Для очной формы обучения:

общее число часов на изучение дисциплины – 132; общее число аудиторных часов –72; общее число часов, отводимых на самостоятельную работу – 60.

Для заочной формы обучения:

- полный срок:

общее число часов на изучение дисциплины – 132; общее число аудиторных часов – 12; общее число часов, отводимых на самостоятельную работу – 120.

- сокращенный срок:

общее число часов на изучение дисциплины – 132; общее число аудиторных часов – 6; общее число часов, отводимых на самостоятельную работу – 126.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ

Целью указанного курса является выработка у студентов целостного представления о роли и месте семейных отношений в системе правоотношений, на­выков в поиске и изучении нормативных документов, умении их анализировать и применять на практике. Именно поэтому студентам рекомендовано обратить внимание на Постановления Пленума Верховного Су­да РФ, посвященные семейно-правовым вопросам.

В процессе освоения учебной программы студент должен:

- иметь представление о месте и роли дисциплины «Семейное право» в системе юридических наук; о системе правоотношений, складывающихся между членами семьи и с их участием;

- знать основные институты семейного права; семейно - правовую юридическую терминологию;

- уметь использовать знание основных институтов семейного права при изучении основных отраслей права Российской Федерации и сравнительного пра­воведения;

- владеть семейно-правовой юридической термино­логией и понятиями основных правовых институ­тов семейного права, что существенно расширяет кругозор юриста и закладывает базу для творческо­го отношения к юридическим конструкциям в практической работе.

Достижение целей обучения но дисциплине предпо­лагает:

- формирование основы знаний о системе семейного права, основных институтах, о процессе их становления и развития;

- формирование умений правильного применения ос­новных семейно-правовых юридических понятий и ин­ститутов семейного права в практической работе и при изучении отраслей права Российской Федерации и фун­дамента юридического мышления в целом.

Учебный процесс включает: аудиторные занятия с преподавателем (лекции, семинары), групповые и инди­видуальные консультации, написание контрольных за­даний, зачет и другие формы контроля, самостоятель­ную работу студентов.

требования гос к обязательному минимуму

содержания учебной дисциплины «семейное право»

По специальности 021100 юриспруденция

Семейное право в системе права РФ; семейно-правовой метод регулирования общественных отноше­ний; понятие семейного правоотношения; субъекты, се­мейного права; юридические факты; защита семейных прав; основания возникновения и прекращения брачного правоотношения; личные и имущественные правоотно­шения между супругами и детьми; личные и имущест­венные правоотношения между другими членами семьи; формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.

ПРОГРАММА КУРСА

(курсивом выделены дидактические единицы для самостоятельного изучения)

Тема 1. Понятие и предмет семейного права. Семейные правоотношения

Социально-правовое значение семьи и брака в совре­менном обществе. Понятие семейного права. Предмет, метод и принципы семейного права. Круг отношений, регулируемых семейным правом. Соотношение личных и имущественных отношений в предмете семейного права. «Защита семьи государством. Источники семейного зако­нодательства. История семейного права. Роль актов высших судебных органов в регулировании брачно-семейных учреждений.

Понятие семьи и ее функции в теории социологии и права. Понятие и виды семейных правоотношений. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Содер­жание семейного правоотношения. Юридические факты в семейном праве и их виды, Акты гражданского со­стояния и их регистрация. Возникновение, применение и прекращение семейных правоотношений. Родство и свойство и их юридическое значение. Осуществление се­мейных прав и исполнение обязанностей. Защита семей­ных прав. Определение исковой давности и исчисление сроков в семейном праве,

Общее число часов – (в том числе: аудиторных – 4 ч. по очной форме обучения)

Тема 2. Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака

Понятие и правовая природа брака. Порядок заклю­чения брачного союза. Условия вступления в брак. Об­стоятельства, препятствующие заключению брака. Реги­страция брака. Сроки заключения брака. Порядок об­жалования отказа загсов в регистрации брака.

Возмещение убытков и морального вреда, вызванных незаконным отказом загса зарегистрировать брак.

Понятие недействительности брака. Недействитель­ность брака при отсутствии взаимного согласия всту­пающих в брак. Недействительность брака при заблуж­дении, обмане, принуждении. Недействительность брака с недееспособным лицом. Недействительность брака с несовершеннолетним. Недействительность брака, заклю­ченного без прекращения предыдущего. Недействитель­ность брака между близкими родственниками. Недейст­вительность фиктивного брака. Порядок признания бра­ка недействительным. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным. Санирование не­действительного брака. Последствия признания брака недействительным. Возмещение добросовестному супру­гу материального и морального вреда.

Общее число часов – (в том числе: аудиторных – 4 ч. по очной форме обучения)

Тема 3. Прекращение брака

Основания прекращения брака. Прекращение брака вследствие смерти одного из супругов или объявления одного из них умершим.

Прекращение брака путем его расторжения – разво­да. Условия расторжения брака в административном по­рядке, порядок расторжения брака в загсе. Сроки рас­торжения брака в загсе. Рассмотрение споров при рас­торжении брака в загсе. Размеры госпошлины при рас­торжении брака в загсе.

Бракоразводный процесс (расторжение брака в су­дебном порядке). Условия расторжения брака в судебном порядке. Подсудность. Подача искового заявления. Уп­лата госпошлины. Отказ в принятии искового заявле­ния. Расторжение брака в судебном порядке при взаим­ном согласии супругов на развод. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на развод. Подготовка дела к судебному разби­рательству. Право суда отложить разбирательство дела. Основания проведения бракоразводного процесса в за­крытом заседании. Выездные сессии. Рассмотрение дела по существу. Вопросы, разрешаемые судом при вынесе­нии решения о расторжении брака. Порядок государст­венной регистрации расторжения брака.

Общее число часов – (в том числе: аудиторных – 6 ч. по очной форме обучения)

Тема 4. Права и обязанности супругов

Личные права супругов. Право свободного выбора рода занятий, профессии, места пребывания и места жи­тельства. Равенство супругов в вопросах жизни семьи (материнства, отцовства, воспитания и образования де­тей). Право выбора фамилии. Право давать согласие на усыновление ребенка другим супругом. Личные обязан­ности супругов.

Равенство имущественных прав и обязанностей суп­ругов. Понятие законного режима имущества супругов. Совместная собственность супругов. Владение, пользова­ние и распоряжение общим имуществом супругов. Лич­ная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов.

Особенности раздела недвижимого имущества, общие долги супругов при разделе общего имущества.

Понятие брачного договора. Заключение брачного договора, его форма и содержание, изменение и растор­жение брачного договора. Признание брачного договора недействительным.

Ответственность супругов по обязательствам. Обра­щение взыскания на имущество супругов. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и растор­жении брачного договора. Право кредитора супруга-должника требовать изменения или расторжения брач­ного договора.

Общее число часов – (в том числе: аудиторных – 4 ч. по очной форме обучения)

Тема 5. Права и обязанности родителей и детей

Основания возникновения родительского правоотно­шения. Установление материнства. Установление отцов­ства. Презумпция отцовства. Лица, имеющие право об­ратиться в суд с заявлением об установлении отцовства. Юридическое оформление отцовства и материнства*. Статус одинокой матери.

Личные права ребенка. Право ребенка жить и воспи­тываться в семье. Имущественные права ребенка. Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Право собственности ребенка. Порядок расходования сумм, причитающихся ребенку. Защита прав несовершеннолетних детей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

Личные неимущественные права родителей. Особен­ности родительских прав и обязанностей. Ограничение при осуществлении родительских прав. Осуществление родительских прав родителями, проживающими отдельно от ребенка. Основания лишения родительских прав. Порядок лишения родительских нрав. Последствия ли­шения родительских прав. Восстановление в родитель­ских правах. Ограничение родительских прав. Процеду­ра ограничения родительских прав.

Общее число часов – (в том числе: аудиторных – 4 ч. по очной форме обучения)

Тема 6. Алиментные обязательства членов семьи

Обязанности родителей по содержанию несовершен­нолетних детей. Алиментные обязательства родителей. Соглашение об уплате алиментов. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Взыскание и использо­вание алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей. Алименты на совершеннолетних детей. Обя­занность совершеннолетних детей по содержанию роди­телей.

Обязанности супругов по взаимному содержанию. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака. Основания освобождения супруга от обязанности по содержанию другого супруга или огра­ничение этой обязанности. Понятия «нетрудоспособ­ный», «нуждающийся» супруг. Понятия «непродолжи­тельность пребывания супруга в браке» и «недостойное поведение в семье».

Понятия и перечень других членов семьи. Алимент­ные обязательства трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Алиментные обязательства дедушек и бабушек, трудоспособных совершеннолетних внуков. Обязанность воспитанников содержать своих фактиче­ских воспитателей. Обязанность пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.

Соглашение об уплате алиментов. Стороны и содер­жание соглашения об уплате алиментов. Форма согла­шения об уплате алиментов. Порядок его заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания, не­действительным. Содержание соглашений об уплате алиментов. Сроки обращения за алиментами. Взыскания алиментов до разрешения спора судом. Обязанность ад­министрации организации удерживать алименты, Обя­занность плательщика сообщать о перемене места работы или жительства. Определение задолженности по алиментам. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Невозможность зачета встречных требований и обратного взыскания алиментов. Порядок уплаты алиментов при выезде их плательщика на постоянное жительство в иностранное государство. Основания пре­кращения алиментных обязательств.

Общее число часов – (в том числе: аудиторных – 4 ч. по очной форме обучения)

Тема 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попе­чения родителей. Функции органов опеки и попечитель­ства по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Формы уст­ройства детей, оставшихся без попечения родителей. Пе­редача на воспитание в семью (усыновление или удоче­рение). Передача в приемную семью. Передача под опеку и попечительство. Устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без родителей. Иные формы устройства детей, предусмотренные законами РФ.

Условия усыновления ребенка, Порядок усыновле­ния ребенка. Лица, не имеющие права быть усыновите­лями. Согласие родителей на усыновление ребенка. Усыновление детей без согласия родителей. Согласие ре­бенка на усыновление. Правовые последствия усыновле­ния. Сохранение тайны усыновления. Прекращение усыновления. Основания к отмене усыновления.

Понятие института опеки и попечительства. Цели опеки и попечительства. Дети, над которыми устанавли­вается опека и попечительство, Опекуны (попечители) несовершеннолетних детей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, находящих­ся на государственном попечении. Права и обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних детей.

Понятие приемной семьи. Правовая основа приемной семьи. Образование приемной семьи. Содержание дого­вора о передаче ребенка в приемную семью. Приемные родители. Дети, передаваемые на воспитание в прием­ную семью. Содержание ребенка в приемной семье. Ос­нование прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

  1. Автор нев_домий - Прикладная юридическая психология

    Документ
    Общественный прогресси наука. Важнейшей тенденцией движения человеческой цивилизациейв будущее выступает создание обществ, основанных на законе. Все гуманистическиеидеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи
  2. «Прикладная Юридическая Психология»

    Документ
    Общественный прогресси наука. Важнейшей тенденцией движения человеческой цивилизациейв будущее выступает создание обществ, основанных на законе. Все гуманистическиеидеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи
  3. Учебник под редакцией профессора М. А. Василика >(М. А. Василик) Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы.

    Список учебников
    Рассматриваются наиболее важные проблемы современной политической науки, ее специфика, основные категории и парадигмы. На базе широкого использования зарубежной литературы и отечественной литературы анализируются такие проблемы, как
  4. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  5. Методические материалы для учащихся 9 классов по курсу «Обществознание» Составил А. Р. Махмудов

    Пояснительная записка
    Курс подготовки к итоговой аттестации по обществознанию разработан на основе требований к образовательному минимуму знаний основной школы. Курс рассчитан с учетом того, что учащиеся усвоили определенные социально-экономические, правовые
  6. 2: Антропогенез. Вехи исторической и культурной эволюции человека 14

    Документ
    Антропология в целом, как известно, изучает происхождение и историческую эволюцию человека. Существуют такие вполне сложив-шиеся отдельные ее направления, как физическая антропология, включающая в себя палеонтологию, учение об антропогенезе
  7. «Об обеспечении в 2007 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества»

    Исследование
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам I Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  8. Печатные (2)

    Обзор
    Вчера Владимир Путин призвал на своей традиционной ежегодной пресс-конференции в Кремле к "разбюрокрачиванию" строительной отрасли. Петербургские застройщики рады тому, что глава государства озаботился их проблемами, но предупреждают,

Другие похожие документы..