Мониторинг сми год учителя 3 сентября 10 сентября 2010 >

А у нас подшефный класс! // В подмосковных ПТУ начали готовить “хозяек усадеб”

Министр образования Московской области Лидия Антонова рассказала “МК” о том, как в регионе формируется престиж профессии, о замечаниях президента и о модернизации, которая никогда не наступит, если отношение к учителю и школе не поменяется.

- Недавно по поводу российского образования высказался президент. Одной из главных проблем он назвал существенный перекос в сторону высшего образования, в то время как качественного профобучения остро не хватает. Актуальна ли проблема для области?

- Если учитывать образовательные учреждения федерального подчинения и других регионов, вузов на территории области действительно больше. И тем не менее у нас очень развитая система профобразования: порядка 150 учреждений, около 200 специальностей, и эти показатели ежегодно растут.

- Какие направления в профобразовании сейчас популярны?

- Прежде всего профессии, связанные с ландшафтным дизайном, садоводством. В сельских районах востребованы сельскохозяйственные специальности: среди мальчиков - тракторист, среди девочек - "хозяйка усадьбы". В профессиональном лицее в Дубне даже есть коровье стадо - там учащиеся производят различные молочные продукты. В районе с красивым названием Серебряные Пруды вообще все школы сельские, при учреждениях есть свои поля, и круглый год дети едят пирожки с ягодой и овощами, которые сами собирают. Кроме того мы стараемся открывать новые направления: в училище №98 Раменского района, например, два года назад начали осваивать коневодство. При формировании специальностей мы учитываем потребность рынка и уже под запрос формируем ресурсные центры по разным направлениям (сельскохозяйственное, строительное, автомобильное и т.д.), где ребята имеют возможность получить более полное профобразование.

- Закрываете потребность рынка труда по области?

- На самом деле нет. Но здесь уже другая проблема: мы могли бы готовить больше кадров, если кроме бюджетных вливаний нам шли бы навстречу и работодатели, которые пока сотрудничают очень неохотно. В принципе их тоже можно понять: предположим, кто-то и хотел бы вложить средства в профобразование, но сегодня не совсем понятно, как именно это можно сделать, так как не прописана законодательная база.

С другой стороны, молодой сотрудник должен прийти на предприятие и быстро там адаптироваться. Для этого нужна качественная практика на этом предприятии - мы же не можем на базе колледжа строить производственные цеха. Сегодня работодатель зачастую игнорирует эту свою обязанность, так как студенческая практика - это дополнительные хлопоты и головная боль, и забывает, что на выходе такие практиканты - более ценные и качественные кадры для этого же предприятия.

Поэтому, если в результате заявлений президента будут сделаны какие-то подвижки именно в сторону разработки документов и более тесного союза образовательных учреждений и работодателей, - процесс подготовки востребованных кадров пойдет намного быстрее.

- В Москве сейчас довольно остро стоит вопрос о закрытии малокомплектных школ - сокращением и реструктуризацией таких учреждений очень недовольны родители. Насколько нам известно, в Московской области волны закрытия школ не ожидается?

- Проблема малокомплектных школ, конечно, существует и в Московской области, но мы стараемся их поддерживать, а закрытие - это самая крайняя мера.

Начальные школы, конечно, нужно сохранять везде - они должны быть в шаговой доступности, а старшие классы уже могут быть расположены и подальше от дома. Нужно учитывать, что сокращение малокомплектных школ (или их старших параллелей) дает детям возможность учиться в более качественных и современно оборудованных классах, которые, например, не может себе позволить малокомплектная школа. В этом году из малокомплектных у нас не открылась одна школа и второй год подряд простаивает начальная школа в Павловском Посаде: туда в этом году просто не набрали детишек.

Зато много детей в детских садах, так что, я думаю, эти школы еще заработают. Вообще в целом по области наблюдается существенный рост первоклашек - в этом году их 77 000, неплохо заполнены параллели средних классов. Думаю, демографическое дно мы уже прошли и сейчас идет прирост начального и среднего звена, кстати, в том числе за счет притока населения: сегодня Московская область - очень привлекательный регион.

- Как вы отметили - детишек в садах сегодня много. Но много и тех, кому места в них по-прежнему не хватает.

- В основном эта проблема типична для районов, граничащих с Москвой, - Мытищ, Балашихи, Красногорска. С другой стороны, сегодня в области есть районы, где очереди на сад уже полностью ликвидированы. Сегодня мы закрываем 58% необходимого минимума. Было время, когда сады отдавались под другие учреждения, - сегодня идет процесс возвращения зданий дошколятам.

Используются также различные нетрадиционные формы: неполный день пребывания, группы на базе школ и центров дополнительного образования. Строим, конечно, новые садики: в этом году их сдано 26.

Ситуация усугубляется тем, что сейчас очень высокие темпы жилищного строительства с одной стороны, а с другой - все больше молодых мам хотят работать. Но сегодня каждый район имеет свою программу решения этой проблемы, в среднем она занимает от 2 до 5 лет.

- Это означает, что через 5 лет проблема с садами в области будет решена? - Думаю, да. Проблема острая, но решаемая, просто на это требуется время. - Ходят слухи, что до конца 2010 года в области сократят тысячи преподавателей.

- Сокращения в сфере образования у нас действительно шли последние 2 года, но увольнялись не преподаватели, а управленцы. Это делалось для того, чтобы субвенции, которые мы выделяем на развитие образования, не "размазывались по тарелке", а адресно поступали именно учителям. Но дальнейшего сокращения мы не планируем.

- 2010-й - Год учителя; как вы поддерживаете преподавателей?

- Здесь можно отметить несколько аспектов. Во-первых, с 1 сентября мы начали приращивать бюджет образования. Вы знаете, что сегодня зарплата учителя состоит из двух частей: основной и стимулирующей; так вот, до конца года в стимулирующий фонд будет влито более 250 млн. рублей, а с первого июня будущего года планируется повышение зарплаты на 10% от сегодняшнего уровня. Нужно отметить, что зарплата в области у нас растет постоянно, один-два раза в год, а в кризисное время мы сумели удержать ее на прежнем уровне. В общем за 10 лет зарплата учителя выросла в 25 раз - неплохой показатель, по-моему. Символично, что в этом году очень много учителей получили квартиры - в Подольске, например, учительская очередь практически ликвидирована. Многие получили ключи на День знаний, и подобные подарки, я знаю, еще готовятся ко Дню учителя.

С другой стороны, за прошедшее полугодие прошло много встреч по обмену опытом, многие учителя "путешествовали" по области...

- Путешествовали? То есть?..

- У нас очень много проектов по обмену опытом. Например, есть такое понятие - "педагогическая ассамблея": мы выбираем два дня осенью и весной, когда преподаватели "мигрируют" - ездят в соседние районы и дают там открытые уроки. Кроме колоссального обмена информацией эти школьные праздники всегда очень нравятся детям. В прошлом году таким образом в один день мы дали 1800 открытых уроков!

Такие же обмены мы практикуем с регионами. В последнее время учителя стали больше ездить, активнее заводить профессиональные связи. Такую возможность мы в первую очередь предоставляем талантливым преподавателям, которым есть чем поделиться.

- Много грантов и субвенций выделяется школам, имеющим высокие показатели обучения. Школы, которые не имеют этих показателей, но иногда даже более остро нуждаются в финансировании, не остаются в стороне?

- В основном это как раз малокомплектные школы, мы их не забываем и постоянно выделяем им дополнительное финансирование. Всего таких школ более ста. Если бы они получали поддержку согласно нормативам, они просто перестали бы существовать. На это уходит примерно миллион рублей в год, в нынешнем же 2010-м предполагается потратить порядка 700 000 рублей.

- Современные школьники родились уже в эпоху глобальной Сети и постмодернизма; говорят, "дети Интернета" даже обладают другим сознанием, школа как-то учитывает эту особенность?

- Сейчас с ребятами действительно сложнее работать, чем раньше. Из Интернета они берут то, что хотят, а в школе, как во все старые добрые времена, им дают то, что надо. Получается нестыковка, которая все увеличивается, и сегодня ясно, что выстраивать формы работы школы с детьми нужно по-другому. Наша область, например, работает с рядом ученых, которые разрабатывают различные современные психологические программы, в том числе действующие в западных странах. Возьмем, к примеру, ситуацию с классным или родительским собранием: кто туда горит желанием идти? Да никто. Потому что никому не понравится, когда его при всех позорят. Мы же практикуем собрания, которые называются "классный совет": ребята сидят не за партами, а в кругу или на ковре, в свободной обстановке, и говорят на какую-то жизненную тему. А задача  педагога заключается не в том, чтобы сказать, например: "так, встали и пошли убирать вон ту помойку". Задача педагога - поговорить с детьми о чем-то хорошем, красивом, полезном так, чтобы мысль убрать помойку пришла им сама. И таких педагогов мы ценим и поддерживаем.

- Какие направления развития образования в области вы считаете перспективными?

- Учитывая, что Московская область - территория наукоградов, у нас очень высокий потенциал населения, и многие работают в наукоемких отраслях, конечно, приоритетное направление - объединение образования и науки. Важно, чтобы средние образовательные учреждения подпитывалось кадрами и программами из науки. С научными центрами сотрудничают многие наши школы, колледжи, которые часто для факультативной работы приглашают молодых ученых. Учащиеся, могу отметить, на такие кружки и семинары ходят с огромным удовольствием. - Совместные разработки учащихся и ученых находят воплощение на практике? - Эта система у нас пока отработана только в институте в Дубне: там на базе образовательного учреждения создали малое предприятие - студенческий центр, который как раз занимается внедрением научных разработок. Подобная практика распространена в Томске (всем известном городе студентов) - сибиряки специально приезжали к нам, делились опытом. Сейчас мы перед всеми вузами ставим задачу развивать это направление.

- И все-таки все, что связано с российским образованием, не пользуется особенной популярностью...

- К сожалению, это так. Сегодня мы говорим о том, что нам нужна новая страна, в которой будет интересно жить и работать молодым людям, страна с инновационными технологиями. Но мы должны четко понимать, что ниоткуда и само собой ничего не появится. Чтобы получить высокий уровень жизни, нам в первую очередь необходимо развивать образование, а по-хорошему - сделать его приоритетным направлением. Кто будет воспитывать кадры, которые будут двигать нашу страну? Кто будет воспитывать социально успешных, мотивированных граждан? Все ведь начинается со школы. Если школа будет как в том сериале - не думаю, что мы когда-то получим общество лидеров и нормальный уровень жизни.

- Вы про сериал "Школа"? Совсем не понравился?

- Признаюсь, не смотрела его полностью, времени не хватает. Такой сериал может подстегнуть учителя к переменам или сыграть роль сатирического произведения - ведь совсем не все школы таковы, как в "Школе". Но я все-таки считаю, что сейчас нам реально не хватает именно грамотного пиара профессии и позитивного, привлекательного образа учителя - он нужен как никогда. Я все-таки за позитивное искусство.

Вернуться к списку публикаций

Московская правда> 08.09.2010> Ирина Прочаковская

Реформы - прелюдия к модернизации

Год учителя изрядно расшевелил образовательную среду. Хорошо ли, плохо - судить рано. Тем не менее появилось много проектов, программ, конкурсов.  О школе, учителях, учениках и директорах стали говорить больше. В начале сентября свою порцию внимания получили не только школьники,  но и директора школ.

Осень для руководителей некоторых средних образовательных учреждений началась не только линейкой, сбором ребят, приветственной речью педагогов и почетных гостей.

Участники конкурса "Директор школы-2010" на состоявшейся недавно пресс-конференции председателя жюри, главного редактора журнала "Директор школы" и инициатора мероприятия Константина Ушакова узнали наконец, когда и где пройдет его финал.

Это первый подобный всероссийский конкурс. Его цель - выявить и изучить достижения руководителей и предложить их ценный управленческий опыт к использованию в других учебных заведениях. Стартовал "Директор школы-2010" в январе Года учителя. В эти дни завершается  первый тур, эксперты рассматривают конкурсные эссе участников. Оценивается, конечно, не писательство, хотя Константин Ушаков признался, что многие работы было очень приятно читать. Автор должен был определить критически важную для школы проблему и описать ее, способы решения и их реализацию. Задача - подтолкнуть директора заняться анализом своей деятельности.

- Количество заявок показало, что конкурс важен для наших директоров, - отметил Константин Ушаков. - Всего в оргкомитет поступило 792 заявки, из них 667 были признаны соответствующими условиям конкурса. Среди конкурсантов 168 человек - мужчины и 566 - женщины. Принял участие 81 регион России. В общей массе конкурсантов доля руководителей сельских школ составляет 44%, городских - 56%. Директоров сельских школ мы особенно благодарим, поскольку рассчитывали на их участие, но волновались, понимая, что у них могут возникнуть технические сложности.

Сельские школы - вообще отдельная тема. Директора именно так и думали: мол, условия в деревнях хуже, значит, будут привилегии. Но Константин Ушаков сразу уточнил, что никаких поблажек не было и не будет, они не бедные родственники в системе образования, их большинство. Более того, именно такие конкурсанты в жанре эссе оказались более успешны. Председатель жюри отметил, что директора сельских школ часто видят проблемы в своих заведениях значительно четче. На пресс-конференции обсуждались не только условия конкурса и его участники. Говорили и о глобальном.

- Ключевой проблемой в современной системе отечественного образования является проблема недоверия, - сказал Константин Ушаков. - Традиционно присутствующее недоверие в отношениях представителей вышестоящего уровня управления к представителям нижестоящего приводит к очень неприятным последствиям. Ситуация выглядит странно, ведь нам не боятся доверить своих детей, но боятся доверить рубль. Развитие и модернизация без доверия невозможны.

Затронув тему модернизации, не сказать о ЕГЭ было невозможно. Экзамен до сих пор не оставляет никого равнодушным. По мнению Константина Ушакова, эта инновация - идея хорошая, она позволяет объективно оценить усилия учителей и знания школьников третьему лицу. Но одно дело идея, другое - ее реализация. В этом-то и беда. По словам Константина Ушакова, все нововведения, в том числе и ЕГЭ, - не очень качественно сыгранная прелюдия к модернизации. Ни одна реформа не направлена на повышение качества образования. Председатель жюри уверен: сам школьный урок никаким изменениям не подвергся. А ведь цель всех этих преобразований - изменить процесс именно в классе.

Не обошли участники конференции и тему перехода работы школ в режим автономии. Сейчас это один из наиболее важных вопросов: в чем плюсы и минусы?

- Мы имеем определенный бюджетный дефицит, который отображается в серьезной нехватке средств, - сказал Константин Ушаков. - Увеличение автономии - это попытка опереться на собственные ресурсы организации. Но если этих ресурсов нет, риск, связанный с переходом к автономии, достаточно велик, и это делать нецелесообразно. А если есть на что опереться, тогда плюсы очевидны.

  1. Мониторинг сми год учителя 12 марта 19 марта 2010 >

    Краткое содержание
    Год учителя, как заявил президент России Дмитрий Медведев, положит начало серьезной модернизации отечественного образования. Главная цель - создать школу, развивающую способности детей, а не подавляющую их.
  2. Мониторинг сми год учителя 27 февраля 05 марта 2010 >

    Краткое содержание
    В Год учителя особо важен вопрос статуса профессии учителя. Министерство образования и науки одобрило проект профессионального кодекса педагога. По задумке разработчиков он должен стать своего рода "клятвой Гиппократа" для российских учителей.
  3. Мониторинг сми год учителя 29 октября 03 ноября 2010 >

    Краткое содержание
    Патриарх Кирилл направил приветствие форуму православной молодежи, в котором обозначил приоритет работы мероприятия в Год учителя – социальное служение.
  4. Мониторинг сми год учителя 05 марта 12 марта 2010 >

    Краткое содержание
    В 2010 году, объявленном в Татарстане и России Годом учителя, в республике запланированы мероприятия, направленные на повышение престижа учительской профессии.
  5. Мониторинг сми год учителя 18 июня 25 июня 2010 >

    Краткое содержание
    В Оружейной палате Московского Кремля в рамках VII Международного фестиваля "Москва встречает друзей" прошел концерт юных воспитанников Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
  6. Мониторинг сми год учителя 10 сентября 17 сентября 2010 >

    Краткое содержание
    14 сентября пройдет пресс-конференция председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина на тему: "Какие новые законы об образовании будут приняты в Госдуме?" Подведение промежуточных итогов 2010 г.
  7. Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 10 декабря 2010 года

    Документ
    Согласно данным предварительных итогов года ожидается, что в течение 2010 года свои пенсионные накопления НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» доверят около 380 тысяч россиян, что более чем на 22% превышает показатель прошлого года.
  8. Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 29 марта 2010 года

    Документ
    Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) намерены ввести обязательное страхование ответственности для управляющих компаний (УК),
  9. Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 27 декабря 2010 года

    Документ
    23 декабря Совет Ханты-Мансийского НПФ утвердил новый состав Попечительского фонда. Возглавила Попечительский Совет Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова

Другие похожие документы..