Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоведение» Для специальности 020101, гсэ. Р. 1 «Химия»

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра Государственного и административного права

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Правоведение»

Для специальности 020101, ГСЭ.Р. 1 «Химия»

Кемерово

2008

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Декан юридического факультета

Ф.И.О._ Н.А. Юркевич______

«_____»__________________ 2008г.

Первый проректор КемГУ

Б.П. Невзоров___ _________________

«_____»__________________ 2008г.

УМК обсуждено и одобрено

Ученым советом юридического факультета

Протокол №___ от «___»_________200__г.

Председатель ученого совета факультета, Декан юридического факультета

Ф.И.О._Н.А. Юркевич______

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

Научно-методическим советом КемГУ

Протокол №___ от «___»_________200__г.

Председатель НМС, первый проректор КемГУ

Б.П. Невзоров ___________________

«_____»__________________ 200__г.


ОБСУЖДЕНО :

РАССМОТРЕНО:

Зав.кафедрой государственного и административного права

Ф.И.О.__Н.П. Ломанова___

«_____»__________________ 200__г.

Председатель методической комиссии

Ф.И.О. ___________________

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

На заседании кафедры

Протокол №___ от «___»_________200__г.

Зав. кафедрой государственного и административного права

Ф.И.О._Н.П. Ломанова

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

Методической комиссией юридического факультета

Протокол №___ от «___»_________200__г.

СОГЛАСОВАНО:

РАССМОТРЕНО:

Декан ___________________ факультета

Ф.И.О._ __________________

«_____»__________________ 2008г.

Председатель методической комиссии

Ф.И.О. ___________________

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

Ученым советом ___________ факультета

Протокол №___ от «___»_________200__г.

Председатель ученого совета факультета, Декан ____________________ факультета

Ф.И.О._____________________

«_____»__________________ 200__г.

УМК обсуждено и одобрено

Методической комиссией _________ факультета

Протокол №___ от «___»_________200__г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Рабочая программа учебной дисциплины………………………………………..4

Учебно-методические материалы ……………………………………………......34

Методические указания для преподавателей…………………………………….34

Контрольно-измерительные материалы………………………………………….35

Тестовые задания…………………………………………………………………..35

Методические рекомендации по подготовке рефератов и докладов………….57

Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов…..60

Словарь терминов и понятий……………………………………………………..69

Конспект лекций по дисциплине…………………………………………………83

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра государственного и административного права

«Утверждаю»

Первый проректор

Д.п.н., профессор

________________Б.П. Невзоров

«___» ________________ 200__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Правоведение», специальности:

020101, ГСЭ.Р. 1 «Химия»

Факультет: химический

форма обучения: очная

курс: 2

семестр: четвертый

лекции: 20 часов

самостоятельные занятия: 20 часов

зачет: четвертый семестр

всего: 40 часов

Составитель:

ассистент Моисеенко О.В.

Кемерово

Факультет: химический

форма обучения: очная

курс: 2 (бакалавры)

семестр: четвертый

лекции: 20 часов

самостоятельные занятия: 20 часов

зачет: четвертый семестр

всего: 40 часов

2008

Рабочая программа по дисциплине «Правоведение» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020101, ГСЭ.Р. 1 «Химия»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ___ от «___» _____________ 2008г.

Зав. кафедрой ____________________ Н.П. Ломанова

Одобрено методической комиссией юридического факультета

Протокол № ___ от «____» ______________ 2008г.

Председатель _____________________ И.В. Масалитина

Одобрено методической комиссией _______________ факультета

Протокол № ___ от «____» ______________ 2008г.

Председатель _____________________

Организационно-методический раздел

1. Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Правоведение» изучается на первом курсе в течение одного семестров студентами дневного и заочного обучения.

Дисциплина «Правоведение» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины «Правоведение» для изучения, не только всего блока гуманитарных и социально-экономических наук. В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

В российском обществе не должно быть места «правовому нигилизму», черты которого, к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности. Необходимо показать студентам весь существующий арсенал законных средства для защиты своих конституционных и иных прав и интересов, а также их конституционный и личный правовой статус, дать представление о том, как в Российской Федерации с помощью правовых норм регулируются общественные отношения, в том числе и в сфере будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа представляет собой комплекс учебно-методических материалов по учебному курсу «Правоведение» и включает в себя:

  1. пояснительную записку (введение);

  2. тематический план курса, составленный на основе государственного образовательного стандарта и учебного плана соответствующего факультета Кемеровского государственного университета;

  3. содержание учебной дисциплины с изложением вопросов, подлежащих рассмотрению;

  4. список нормативно-правовых актов, учебной и дополнительной литературы необходимых для изучения курс;

  5. темы контрольных работ, выполняемых студентами внеаудиторно;

  6. вопросы для зачета (устного).

Основные цели и задачи заключаются в том, чтобы:

- дать представление об особенностях правового регулирования будущей профессиональной деятельности;

- раскрыть особенности функционирования государства и права в жизни общества; дать представление об основных правовых системах современности;

- определить значение законности и правопорядка в современном обществе;

- познакомить с основополагающими жизненно-важными положениями действующей Конституции Российской Федерации - основного закона государства;

- показать особенности федеративного устройства России и системы органов государственной власти Российской Федерации;

- дать базовые знания (представления) по основным отраслям российского законодательства и особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни: гражданскому праву, трудовому праву, семейному праву.

Приведенные задачи и цели учебной дисциплины свидетельствуют о том, что правоведение занимает важное место в профессиональной подготовке специалиста.

Структура учебной дисциплины обусловлена системой дисциплины «Правоведение», действующего законодательства РФ, а также педагогическими целями и задачами.

Особенности изучения учебной дисциплины связаны с тем, что всовременных условиях государственного строительства Российской Федерации каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественно-политической активностью, уважать закон, бережно относиться к социальным ценностям и благам правового государства, обладать профессионализмом в избранной области жизнедеятельности, правовой культурой и сознанием, неотъемлемой частью которого должно стать правосознание, уважать права и свободы человека и гражданина. Правовой нигилизм, политическая и правовая пассивность гражданина недопустимы в современном мире. Однако очень часто в общественном сознании отсутствует вера в законность и социальную справедливость, которые формируются, в том числе и из-за недостаточности знаний в области права и государственного строительства. Студентам необходимо показать весь существующий спектр законных средств и методов правового осуществления жизнедеятельности, в том числе в области избранной ими профессии.

Большая мобильность законодательства, регулирующего вопросы государства и права, приводит к тому, что учебная литература быстро устаревает. Данное обстоятельство требует большего старания в работе, тщательной проработки новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, сосредоточения внимания на анализе материалов, публикуемых в официальных изданиях и юридических журналах.

Формами организации учебного процесса по учебной дисциплине являются, прежде всего, лекции и самостоятельная работа.

Лекции посвящены основам государства и права, основным отраслям российского права. По отдельным темам занятий возможно выполнение тестов. В рабочей программе предлагается примерное содержание тестовых заданий.

В процессе изучения учебной дисциплины предусматривается взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленной на изучение теоретических положений, анализ постоянно изменяющегося законодательства. Задания для самостоятельной работы студентов представлены в УМК по дисциплине.

В результате изучения предлагаемого курса студент должен приобрести умения и навыки, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:

 уметь правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты;

 уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

 уметь принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом;

 уметь ориентироваться в специальной юридической литературе;

 уметь четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;

 знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

 знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.

 иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации.

 знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

 уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.

Студент должен знать:

  1. определение государства и права, их роль в жизни общества;

  2. понятие нормы права и нормативно-правового акта;

  3. основные правовые системы современности;

  4. источники российского права;

  5. понятие закон и подзаконный акт;

  6. системы и отрасли российского права;

  7. понятие правонарушения и юридической ответственности, значение законности и правопорядка в современном обществе;

  8. определение правового государства;

  9. основные положения Конституции Российской Федерации;

  10. особенности федеративного устройства России, систему органов государственной власти в Российской Федерации;

  11. понятие гражданского правоотношения;

  12. определение физических и юридических лиц;

  13. понятие право собственности;

  14. обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение;

  15. основные положения наследственного права;

  16. правовое регулирование брачно-семейных отношений, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, ответственность по семейному праву;

  17. понятие трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Методы проведения занятий: лекции, самостоятельная работа, зачет (устный).

Форма контроля: тестовый опрос (учитываются: посещение лекций, активность за весь период занятий, написание лекций, устный ответ студента на зачете).

  1. Программа высшего профессионального образования по специальности 020101 химия квалификация химик

    Программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности «Химия» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом ВПО, утверждённым 10.
  2. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  3. Отчет о результатах самообследования за 2001-2005 гг

    Содержательный отчет
    Ростовский государственный университет принадлежит к числу семи старейших отечественных классических университетов. Его история восходит к Императорскому Варшавскому университету, который был основан Александром I в.

Другие похожие документы..