Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка)

ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»

Кафедра физического воспитания

(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)

ЛЕКЦИЯ

(методическая разработка)

для студентов __2__ курса факультета СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.

ЦЕЛЬ: способствовать формированию представления о физическая культуре и спорте как социальных феноменах общества.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Определение физической культуры как общественного явления.

  2. Цель и задачи физической культуры.

  3. Характеристика структуры и компонентов физической культуры.

  4. Современное состояние физической культуры и спорта.

ВЫВОДЫ:

  1. Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать необходимые человеку и обществу физические умения и навыки, физические качества и способности, улучшить состояние здоровья, работоспособность и жизненный тонус. Физическая культура это особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни физическая культура проявляет своё воспитательное (воспитание личности и физических качеств), образовательное (умение и навыки, знание), оздоровительное, экономическое и общекультурное значение.

  2. Цель физической культуры: удовлетворение общественной потребности в людях со всесторонне развитыми физическими способностями и хорошим здоровьем, способных к труду и защите Родины, так же удовлетворение потребностей самих людей в крепком здоровье, всестороннем гармоничном физическом развитии, необходимых для длительного сохранения творческих способностей.

  3. Физическая культура это ёмкое понятие, которое состоит из частей. Как вид деятельности физической культуры имеет структуру: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация, физическая стабилизация.

  4. Направления физической культуры: базовая, профессионально-прикладная, спорт.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

  1. Раскройте сущность физической культуры как общественного явления.

  2. Определите цель и задачи физической культуры.

  3. Охарактеризуйте компоненты физической культуры.

  4. Раскройте понятия: физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое совершенство, спорт.

  5. Опишите современное состояние физической культуры и спорта в нашей стране.

  6. Выберите наиболее значимые направления и компоненты физической культуры для различных групп населения.

ЛИТЕРАТУРА:

Базовый учебник

  • Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.

Основная:

  • Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.

Дополнительная:

  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:

зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».

Зав. кафедрой:

ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»

Кафедра физического воспитания

(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)

ЛЕКЦИЯ

(методическая разработка)

для студентов __2__ курса факультета СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: Социально-биологические основы физической культуры.

ЦЕЛЬ: укрепить понимание взаимосвязи биологических констант личности с социальными результатами деятельности человека.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 4 часа.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Определение понятия «гомеостаз», как система реакций организма, направленная на поддержание биологических констант.

  2. Морфология и функции систем организма человека, наиболее зависимых от двигательной деятельности и их изменчивость в результате регулярных физических упражнений. Сердечно-сосудистая система. Дыхательная система. Мышечная система. Костная система. Нервная система. Пищеварительная система. Выделительная система. Эндокринная система.

  3. Наиболее значимые природные и социально-экологические факторы, влияющие на здоровье и жизнедеятельность организма человека и объяснить корригирующее действие физических упражнений.

ВЫВОДЫ:

  1. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз – совокупность реакций, обеспечивающих поддержание и восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.).

  2. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека лежит принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.

  3. В процессе жизнедеятельности на человека воздействует различные факторы окружающей среды: природные факторы или физическая окружающая среда, биологические факторы растительного и животного окружения, а также факторы социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Охарактеризуйте организм человека как единую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему.

  2. Раскройте суть утомления и восстановления при умственной и физической деятельности.

  3. Дайте понятие гипокинезии и гиподинамии, назовите их неблагоприятные воздействия на организм.

  4. Раскройте изменения, происходящие в костной системе под влиянием физических нагрузок.

  5. Раскройте изменения, происходящие в сердечно-сосудистой системе под влиянием физических нагрузок.

  6. Раскройте изменения, происходящие в дыхательной системе под влиянием физических нагрузок.

  7. Раскройте изменения, происходящие в мышечной системе под влиянием физических нагрузок.

  8. Раскройте строение и механизм сокращения скелетной мускулатуры.

  9. Опишите механизм энергообеспечение мышечного сокращения.

ЛИТЕРАТУРА:

Базовый учебник

  • Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.

Основная:

  • Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:

зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».

Зав. кафедрой:

ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»

Кафедра физического воспитания

(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)

ЛЕКЦИЯ

(методическая разработка)

для студентов __2__ курса факультета СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: Основы здорового образа жизни студента.

ЦЕЛЬ: дать понятие здорового образа жизни и раскрыть содержательные характеристики его компонентов.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Определение понятия здоровья с точки зрения функционального подхода.

  2. Понятие здорового образа жизни, как уклад повседневной жизнедеятельности человека, направленный на поддержание и укрепление здоровья.

  3. Характеристика содержательных основ компонентов здорового образа жизни: режим, режим сметы труда и отдыха, режим питания, режим сна, режим двигательной активности, отказ от вредных привычек (табакокурение, алкоголь, наркотики), закаливание, личная и общественная гигиена, психо-эмоциональное регулирование, культура межличностных и сексуальных отношений.

  4. Характеристика образа жизни современного студента и выявить его отрицательные, с точки зрения здоровья, стороны.

ВЫВОДЫ:

  1. Здоровье – это такое психосоматическое состояние человека, которое отражает его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивает полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

  2. Практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Наиболее результативным способом устранения болезни является способ укрепления организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать влияние внешних причин.

  3. К основным составляющим ЗОЖ относятся: режим труда и отдыха, режим сна, режим питания, организация двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, отказ от вредных привычек, культура межличностных отношений, психофизическая регуляция организма, культура сексуального поведения.

  4. Анализ жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичности организации. Происходит все это на фоне нервно – эмоционального напряжения, связанного с контролем знаний, особенно в период экзаменационных сессий. Негативные последствия такой организации жизнедеятельности накапливаются в течение учебного года и наиболее ярко проявляются к его окончанию, что проявляется в увеличении числа заболеваний среди студентов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

  1. Раскройте суть функционального подхода в определении здоровья.

  2. Назовите факторы, влияющие на состояние здоровья и определите их значимость.

  3. Режим труда и отдыха как составляющая ЗОЖ.

  4. Режим и организация сна как составляющая ЗОЖ.

  5. Режим питания как составляющая ЗОЖ.

  6. Организация двигательной активности как составляющая ЗОЖ.

  7. Профилактика и отказ от вредных привычек как составляющая ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА:

Базовый учебник

  • Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.

Основная:

  • Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.

Дополнительная:

  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:

зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».

Зав. кафедрой:

ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»

Кафедра физического воспитания

(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)

ЛЕКЦИЯ

(методическая разработка)

для студентов __2__ курса факультета СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

ЦЕЛЬ: раскрыть особенности жизнедеятельности организма во время интеллектуальной деятельности; раскрыть содержание физических упражнений для восстановления умственной работоспособности.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Раскрыть психофизиологическую характеристику труда: рабочая поза, изменения, происходящие в организме под действием сидячей позы, особенности динамики кровотока во время интеллектуальной деятельности.

  2. Дать определение понятий: работоспособность, утомление, переутомление, усталость, реакция, релаксация, самочувствие.

  3. Содержание физических упражнений для восстановления умственной работоспособности

ВЫВОДЫ:

  1. В среднем масса мозга составляет 2-2,5%, однако, при этом но потребляет до 15-20% кислорода используемого организмом. Это свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов, протекаемых в мозге. Для поддержания этих процессов необходима стабильность кровообращения. Для умственного труда характерна «сидячая поза», при которой кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже уровня сердца. Также в сидячей позе уменьшается размах движения диафрагмы, что отрицательно сказывается на функции дыхательной системы – уменьшается ДО, МОД, что в свою очередь отрицательно сказывается на насыщенности крови кислородом. При эмоционально – напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снизиться на 80%.

  2. Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную работу в единицу времени.

  3. Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. Основную массу этих импульсов составляют импульсы приходящие от мышц. Движения мышц создают огромное количество нервных импульсов, которые поддерживают мозг в рабочем состоянии. Наиболее оптимальный режим интенсивности физических упражнений для оптимизации умственной работоспособности – ациклические упражнения с ЧСС 130-160 уд/мин.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

  1. Раскройте суть механизмов утомления и восстановления при умственной и физической деятельности.

  2. Раскройте особенности применения средств физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

  3. Назовите изменения, происходящие в организме во время интеллектуальной деятельности.

  4. Определите физиологическую стоимость умственного труда.

  5. Предложите средства физической культуры для регулирования умственной работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА:

Базовый учебник

  • Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.

Основная:

  • Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.

Дополнительная:

  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:

зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».

Зав. кафедрой:

ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»

Кафедра физического воспитания

(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)

ЛЕКЦИЯ

(методическая разработка)

для студентов __2__ курса факультета СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

ЦЕЛЬ: Раскрыть методологические основы физического воспитания.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Характеристика принципов физического воспитания (социальные: оздоровительной направленности, всестороннего развития личности, прикладности; методические: сознательности и активности, наглядности (виды наглядности), доступности и индивидуализации; специфические: непрерывности, системного чередования нагрузки и отдыха, постепенности, адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, цикличности, возрастной адекватности направлений физического воспитания).

  2. Классификация средств физической культуры: основные и вспомогательные.

  3. Суть методов физического воспитания (общепедагогических: словесные и наглядные; специфические: методы строго регламентированного упражнения (методы обучения, методы воспитания физических качеств); методы частично-регламентированного упражнения (игровой метод, соревновательный метод);

  4. Характеристика методик развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

  5. Суть методики обучения двигательным действиям;

ВЫВОДЫ:

  1. Принципы – наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания и образования. Знание содержания принципов позволяет строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса ФВ. Практическое значение принципов заключается в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации. Знание принципов помогает избегать ошибок в построении занятий.

  2. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Основным средством являются физические упражнения. Вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, которые являются важным и неотъемлемым дополнением основного средства. Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

  3. Только оптимальное сочетание методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию задач ФВ.

  4. Проявление физических качеств тесно связано с функционированием всех систем организма: ССС, ДС, ЦНС, системой пищеварения, выделительной системой, эндокринной системой. Физические качества как качества личности, характеризуют функциональное состояние внутренней природы человека, воспитывается только в процессе двигательной деятельности.

  5. Обучение действию (движениям) всегда представляет собой единство трех сторон: приобретение знаний, формирование двигательного умения, воспитание соответствующих физических качеств. Условно выделяют три уровня владения двигательным действием: элементарное умение, навык, умение высшего порядка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

  1. Назовите средства физической культуры.

  2. Охарактеризуйте принципы физического воспитания.

  3. Назовите отличительные особенности методов физического воспитания.

  4. Раскройте основы формирования двигательных умений и навыков (этапы обучения).

  5. Назовите закономерности и принципы воспитания физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА:

Базовый учебник

  • Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.

Основная:

  • Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.

Дополнительная:

  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:

зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».

Зав. кафедрой:

  1. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (2)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать
  2. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (5)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать
  3. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (4)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать
  4. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (3)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать
  5. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (6)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать

Другие похожие документы..