Учебно-методический комплекс дисциплины деньги, кредит, банки направление подготовки бакалавров

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт–Петербургский государственный политехнический университет»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра: Мировая экономика

ДЕЛО № ______

Учебно-методический комплекс

дисциплины

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

1. Направление подготовки бакалавров:

080100 «Экономика»

2. Специальность: 080102 (060600) «Мировая экономика»

Всего папок в деле: ___

Номер папки: ___

Преподаватель д.э.н., профессор ___________ Д.Ф. Скрипнюк

Санкт–Петербург

2007

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080102 «Мировая экономика». СПб: СПбГПУ, 43с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальности 080102 «Мировая экономика».

Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план; содержание курса; планы, вопросы и задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки к экзамену; список литературы.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и очно-заочной формы обучения факультета экономики и менеджмента.

Одобрено на заседании кафедры «Мировая экономика» (протокол № 8 от 17.04.07).

Автор-составитель: д.э.н., профессор Д.Ф. Скрипнюк

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГОУ «СПбГПУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра «Мировая экономика»

ОДОБРЕНО

Протокол заседания кафедры

№_____ от __________200__г.

Зав. кафедрой

_________________________

ОДОБРЕНО

Протокол заседания

Ученого совета ФЭМ

№_____ от __________200__г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФЭМ

_________________________

_________________________

«___»_____________ 200__ г.

СКРИПНЮК Д.Ф.

«Деньги, кредит, банки»

Рабочая учебная программа для студентов

специальности 080102 «Мировая экономика»

и направления 080100 «Экономика»

Санкт-Петербург

2006

1. НОРМАТИВНЫЕ УЧЕБНО-ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Дидактические единицы учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки», согласно государственного образовательного стандарта специальности 080102 «Мировая экономика» - СД 08:

«Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег; сущность и функции денег; роль и развитие денег в условиях рыночной экономики; виды денег и их особенности; денежный оборот и его структура; выпуск денег в хозяйственный оборот; налично-денежный оборот и денежное обращение; законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота; теории денег; безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов; понятие денежной системы страны, генезис ее развития; бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения; причины и сущность инфляции, формы ее проявления; закономерности инфляционного процесса; регулирование инфляции: методы, границы, противоречия; денежные системы отдельных стран; валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция; платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования; необходимость кредита; сущность кредита; функции и законы кредита; формы и виды кредита; роль и границы кредита; кредит в международных экономических отношениях; ссудный процент и его роль; основы формирования уровня ссудного процента; границы ссудного процента и источники его уплаты; возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики; понятие банковской системы, ее элементы; виды банков; центральные банки и основы их деятельности; функции центральных банков; основы денежно-кредитной политики; коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги); международные финансовые и кредитные институты».

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель и задачи дисциплины

Курс «Деньги, кредит, банки» является одной из основных базовых дисциплин для подготовки студентов по специальности 080102 «Мировая экономика».

Целью преподавания курса является подготовка высококвалифицированных экономистов для решения задач по переходу экономики на цивилизованный рыночный путь развития.

Цель обучения – обеспечение глубоких и всесторонних знаний, теоретических и практических основ денежно-кредитных отношений на макро- и микроуровне, их состояния и перспектив развития.

В процессе изучения курса «Деньги, кредит, банки» необходимо решить следующие задачи:

  • формирование знаний о сущности и видах денег, содержании денежно-кредитных отношений и их формах;

  • усвоение теоретических основ и закономерностей формирования и развития кредитных систем, экономических отношений и финансовых институтов;

  • приобретение навыков применения полученных в ходе обучения знаний для анализа конкретных практических ситуаций, касающихся как международных денежно-кредитных отношений, так и вопросов деятельности банковских и парабанковских институтов.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

  1. Изучение дисциплины предусмотрено стандартом высшего профессионального образования и учебным планом специальности 080102.

  2. Курс «Деньги, кредит, банки» базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении «Макроэкономики» и др.

  3. Полученные студентами знания позволяют более глубоко разбираться в событиях, происходящих на мировых кредитных рынках, а также изучать смежные профилирующие курсы: «Мировая экономика», «Страхование», «Рынок ценных бумаг», «Международные валютно-кредитные отношения» и др.

Требования к уровню освоения курса

В процессе изучения курса студенты должны:

1) знать:

  • Основные кредитно-финансовые институты, их виды, функции и принципы существования;

  • Структуру кредитной системы, ее звенья, типы и функции;

  • Особенности обращения современных денег;

  • Особенности функционирования кредитных рынков;

  • Сущность и значение системы кредитования;

  • Роль денег и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятия;

  • Состояние и перспективы развития международной денежно-кредитной системы.

2) уметь:

    • Оперировать теориями денег, теориями сущности кредитно-финансовых институтов и кредитных систем.

    • Решать на примере конкретных ситуаций проблемы, связанные с функционированием денежно-кредитных систем;

    • Выявлять наиболее выгодную схему погашения кредита;

    • Планировать денежные потоки.

3) ознакомиться со следующими базовыми вопросами:

  • Сущность, функции денег и виды денег;

  • Основные этапы эволюции денег;

  • Формы эмиссии денег, влияние денежной эмиссии на инфляцию;

  • Общее понятие и функции денежно-кредитной системы как экономической категории;

  • Понятие кредитной системы и кредитного механизма;

  • Принципы и формы современной мировой денежно-кредитной системы;

  • История развития и современные представления о сущности коммерческого банка;

  • Роль Центральных банков;

  • Структура и функционирование банковских систем различных стран;

  • Практика банковских операций;

  • Управление пассивами и активами, ликвидностью и прибыльностью банков;

  • Деятельность банков на рынке ценных бумаг;

  • Кредитные рынки и их функции в экономической системе;

4) иметь представление:

  • об основных тенденциях и закономерностях теории и практики использования денежно-кредитных отношений;

  • о роли денег и кредита в развитии экономики и социальной сферы;

  • о перспективах развития денежно-кредитных рынков в России и за рубежом.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ

Направление 080100 «Экономика»

очная форма обучения

Общие часы

51 час

Аудиторные занятия

34 час.

Лекции

17 час

Семинарские (практические занятия)

17 час

Самостоятельная работа,

17 час

Формы текущего и итогового контроля

Опрос, подготовка докладов, тестирование, курсовая работа, решение контрольных работ, выполнение тем в рамках СРС, зачет

Специальность 080102 «Мировая экономика»

очная форма обучения

Общие часы

68 час

Аудиторные занятия

51 час.

Лекции

34 час

Семинарские (практические занятия)

17 час

Самостоятельная работа,

17 час

Формы текущего и итогового контроля

Опрос, подготовка докладов, тестирование, курсовая работа, решение контрольных работ, выполнение тем в рамках СРС, экзамен

Специальность 080102 «Мировая экономика»

очно-заочная форма обучения

Общие часы

68 час

Аудиторные занятия

34 час.

Лекции

17 час

Семинарские (практические занятия)

17 час

Самостоятельная работа,

34 час

Формы текущего и итогового контроля

Опрос, тестирование, решение контрольных работ, зачет, экзамен

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины деньги, кредит, банки направление подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план; содержание курса; планы, вопросы и задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Рынок ценных бумаг Направления подготовки бакалавров

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с программой курса «Рынок ценных бумаг и биржевое дело». В нем содержится краткий обзор тем лекций, планы практических занятий, задания в виде тестов по каждой теме, а также рекомендуемая литература.
  3. Рабочая учебная программа по дисциплине Деньги, кредит, банки Для студентов, обучающихся по специальности 521600

    Рабочая учебная программа
    Деньги, кредит, банки. Рабочая программа. Для студентов, обучающихся по специальности 521600 «Финансы и кредит» специализация «Бакалавр экономики» – М.
  4. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Экономики от 26 января 2011г №5 Рецензент: Чередниченко Л. Г., доктор экономических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика» подготовлен в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражает содержание и основные методические
  5. Учебно-методический комплекс дисциплина Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины .
  6. Учебно-методический комплекс дисциплин специальность: Юриспруденция Специализация: Гражданско-правовая (1)

    Учебно-методический комплекс
    На кафедре преподается цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин для студентов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, обучающихся по специальности 030500 – бакалавр юриспруденции, специализация гражданско-правовая.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплин специальность: Юриспруденция Специализация: Гражданско-правовая (2)

    Учебно-методический комплекс
    Программы, предназначенные для подготовки бакалавров юриспруденции, охватывают несколько учебных дисциплин базовой подготовки, основой которой является гражданское право.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «учебный банк» Направление подготовки: Бакалавр по направлению 080100 «Экономика» Профиль подготовки: «Финансы и кредит» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Москва 2010

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Учебный банк» предназначена для студентов Высших учебных заведений банковского и финансово-экономического направлений. Изучаются основы организации работы банковских сотрудников по: кассовым, депозитным и кредитным операциям.
  9. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой экономики протокол от 26 января 2011 года №5 Рецензент: Чередниченко Л. Г., доктор экономических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» подготовлен в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражает содержание и основные методические

Другие похожие документы..