Учебно-методический комплекс по дисциплине «история техники» Учебно-методический комплекс Составитель

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра машиноведения и

информационных технологий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ»

Учебно-методический комплекс Составитель:

обсужден и утвержден ассистент

на заседании кафедры С.Н. Петрова

«____»___________200___ г.

Заведующий кафедрой ____________ доцент С.М. Анохин

Оглавление

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение .............4

Объем дисциплины и виды учебной работы .............6

Содержание дисциплины......................................................................................7

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины........... 8

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.............................................12

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа для студентов дневной формы обучения 14

Пояснительная записка 15

Тематический план 17

Содержание дисциплины 18

Методические указания для студентов 22

Рекомендуемая литературы 28

Рабочая программа для студентов заочной формы обучения 29

Пояснительная записка 30

Тематический план 32

Содержание дисциплины 33

Методические указания для студентов 37

Рекомендуемая литературы 42

МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ 43

Практические задания к зачету для студентов дневной формы обучения 44

Практические задания к зачету для студентов заочной формы обучения 49

Словарь основных терминов ...........54

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ...........56

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с тенденцией быстрого продвижения общества к широкому и всестороннему использованию техники и бурно развивающихся технологий студенты, как будущие специалисты должны иметь представление о современных технологиях, знать проблемы разработки новых высокотехнологичных технических и технологических ресурсов.

Курс «История техники» относится к дисциплинам предметной подготовки, изучается студентами дневной и заочной форм обучения. Знания и умения, полученные во время освоения курса должны помочь студентам при изучении курса «Детали машин», при изучении других дисциплин технического цикла в процессе обучения в вузе, а также в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Изучение данной дисциплины позволит слушателям получить базовые знания о существующих видах технологических систем, о принципах создания и развития техники. Большое внимание в дисциплине уделяется истории развития техники и технологии.

Цель дисциплины: познакомить студентов с основными закономерностями и этапами развития технической и технологической культуры мировых цивилизаций.

Предмет дисциплины – теоретические и практические основы в области развития техники и технологии.

Задачи дисциплины:

  • помочь составлению мировоззрения студентов;

  • расширить кругозор студентов в области истории создания материальной культуры;

  • показать воздействие науки, техники и технологии на мир каждого человека, влияние на окружающую среду, здоровья поколений и их духовность;

  • показать вклад мировых обществ в развитие науки, техники и технологии, в том числе вклад отечественных достижений, существенно повлиявших на ускорение мирового технического прогресса.

Программой курса предусматривается проведение лекций, практических занятий. В ходе изучения данного курса студент должен прослушать курс лекций и выполнить практические работы.

Знания, полученные студентами в процессе изучения курса, могут быть использованы на уроках технологии в школе, а также при преподавании многих дисциплин естественного и гуманитарного направления.

Учащиеся должны иметь представление: о состоянии технической и технологической культуры в различные моменты развития мировой цивилизации.

Студент, изучивший дисциплину должен:

  1. ЗНАТЬ:
    • связь между общественными формациями мировой цивилизации и уровнем развития техники и технологии;
    • назначение основных технических механизмов;

    • историю развития техники в разные эпохи цивилизации;

    • понятие техника и технология;

    • возможности использования технических устройств в учебном процессе.

II. УМЕТЬ использовать полученные знания в будущей работе преподавателя.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Курс «История техники» относится к дисциплинам предметной подготовки, изучается студентами дневной и заочной форм обучения. Знания и умения, полученные во время освоения курса должны помочь студентам при изучении курса «Детали машин», при изучении других дисциплин технического цикла в процессе обучения в вузе, а также в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Дисциплина «История техники» изучается студентами специальности 050502 – «Технология и предпринимательство» на 5 курсе в 9 семестре в объеме 34 ч., из них: 18 ч. лекций, 16 ч. практических занятий. И также предусмотрена сдача зачета.

Преподавание учебной дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Методический курс построен на традиционном сочетании теории и практики в рассматриваемой области. Практический раздел представляет комплекс практических работ, главной задачей которых является закрепление теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений. Основным техническим средством для выполнения лабораторных работ является макеты и плакаты. Для проверки освоения учебного материала по разделам студенты выполняют контрольную работу в виде реферата.

В настоящей программе предусмотрены вопросы для самостоятельного рассмотрения студентов с указанием ориентировочного объема часов. Самостоятельная работа выполняется студентами после рассмотрения основного учебного материала на лекциях или практических занятиях (в аудитории). Служит для закрепления пройденной темы, расширения знаний студентов и закрепления их умений.

Объемы работ

пп

Наименование разделов и тем

Всего в
трудоёмкости

1

Введение в дисциплину

2

2

Основы проектирования и инженерной деятельности

22

3

Этапы развития технической и технологической культур

22

4

История развития техники

24

Всего по дисциплине

70

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в дисциплину. Цели и задачи курса. Методика работы над курсом. Техника. Технология и ее связь с техникой. Зарождение и развитие технических знаний в античности. Переосмысление представлений о природе, технике, науке в средние века. Формирование предпосылок науки и инженерии в эпоху Возрождения. Формирование технических наук. Технические знания в Новое время.

Основы проектирования и инженерной деятельности. Этапы развития научно-технической деятельности. Классическая инженерная деятельность. Системотехническое проектирование. Техническая теория. Специфика технического и технологического знания.

Этапы развития технической и технологической культур. Техническая и технологическая культура древних цивилизаций каменного и бронзового веков. Простые и сложные орудия труда. Начала науки (протонаука): представления о порстранстве и времени (солнечные и водяные часы), математика, астрономия. Техника земледелия, горного дела, строительства, военного дела и транспорта. Военная техника и оборонительные сооружения. Развитие металлургии. Технологии производства керамики и стекла, и изделий из них, изготовление ювелирных изделий, писчего материала (пергамент, папирус, бумага), тканей (хлопок, лен, шерсть, шелк), продуктов питания и напитков, выпечка хлеба. Знаменитые достижения древних цивилизаций. Техническая и технологическая культура средневековья. Научная революция 1500…1800 гг. Техника и технологии эпохи промышленной революции 1765…1830 гг. Появление машинного производства. Техника и технология эпохи становления индустриальной цивилизации 1830…1871 гг. Техника в период зрелости индустриальной мировой цивилизации. Наука, техническая и технологическая культура в период научно-технических революций ХХ века.

История развития техники. Метрическая система мер. Метрология. Стандартизация. Сертификация. История и тенденции развития современных технологий и промышленности в Республике Башкортостан. История развития кораблестроения: парусного, с паровыми котлами, атомными реакторами. История развития воздухоплавания и авиации. История развития автомобильной промышленности. История развития железнодорожного транспорта. История развития тяжелой и легкой промышленности. История развития промышленности и достижения науки и техники в военно-технической области.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «криминалистика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501.2 Юриспруденция / сост.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (1)

    Учебно-методический комплекс
    Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье.
  6. Учебно-методический комплекс по курсу «история религий» для студентов дневного отделения филологического факультета сгпа (Специальность 0504301 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология») (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (140 часов аудиторная работа, 200 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания

Другие похожие документы..