Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике)

РоссийскАЯ ФедерациЯ

Министерство образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра экономики, финансов и учета

«Интеллектуальные информационные системы »

Учебно-методический комплекс

для студентов заочного обучения

специальности Прикладная информатика ( в экономике)

Издательство

Тюменского государственного университета

Тюмень,2007

Интеллектуальные информационные системы

05.02.2007

Требования ГОС к содержанию курса

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны
з н а т ь:
особенности функционирования и решения задач интеллектуальными информационными системами;
области применения интеллектуальных информационных систем;
основные методы построения интеллектуальных информационных систем.

у м е т ь:
проводить анализ предметной области и определять задачи, для решения которых целесообразно использование технологий интеллектуальных систем;
формировать требования к предметно-ориентированной интеллектуальной системе и определять возможные пути их выполнения;
формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информационных систем с использованием технологий интеллектуальных систем.

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:
о перспективных направлениях развития интеллектуальных информационных систем.

Рабочая учебная программа

Вид занятий Всего часов Семестры
8
Общая трудоемкость 77 77
Аудиторные занятия 34 34
Лекции 17 17
Лабор. Занятия 17 17
Индивидуальная работа 4 4
Самостоятельная работа 39 39
Контрольные работы
Курсовая работа
Вид итогового контроля зачет

Программа составлена
д.т.н., профессором И.Н. Глухих

Цели и задачи курса

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование у студентов знаний в области современных и перспективных технологий обработки информации и поддержки принятия решений

Тематический план курса

Название тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час), в том числе:

Кол-во

часов на самостоятельную работу, формы контроля

Лекции

Семинары

  Введение  

1

10

  Понятие и особенности интеллектуальных информационных систем (ИИС).  

1

1

12

Системы, основанные на знаниях  

2

1

12

Механизмы вывода в ИИС  

1

1

22

Перспективные концепции ИИС  

1

1

11

Всего:

6

4

67

Содержание программы курса по темам

Введение.
Общая характеристика дисциплины. Цели, задачи и методы дисциплины. Связи с другими дисциплинами. Место дисциплины в профессиональной деятельности специалиста.

Т.1. Понятие и особенности интеллектуальных информационных систем (ИИС).
Исторический обзор исследований в области искусственного интеллекта. Понятие интеллектуальной информационной системы, основные свойства. Области применения и классификация ИИС.

Т.2. Системы, основанные на знаниях.
Знания и данные в информационных системах. Классификация знаний в ИИС. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания. Экспертные системы (ЭС). Составные части экспертной системы: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс. Организация базы знаний. Декларативная и процедурная формы представления знаний. Методы представления

знаний. Основные этапы построения экспертных систем (идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация). Участники процесса создания ЭС: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи. Проблемы и основные подходы в приобретении знаний. Особенности статических и динамических экспертных систем. Расчетно-логические ЭС, системы поддержки принятия решений.

Т.3. Механизмы вывода в ИИС.
Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Немонотонность вывода.
Стратегии вывода в ЭС. Представление и обработка неопределенности. ЭС с нечеткой логикой и нечеткий вывод. Ситуационная модель представления знаний и вывода решений.

Т.4. Перспективные концепции ИИС.
Извлечение знаний из данных. Системы интеллектуального анализа данных. Нейронные сети: основные понятия и области применения. Обучение нейронной сети. Алгоритм обратного распространения ошибки.

Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению

Тематика практических занятий.
1. выбор и анализ предметной области для построения ИИС;
2. определение назначения ИИС и решаемых задач, структурное моделирование, выбор методов и алгоритмов для решения задач ИИС;
3. реализация учебной версии ИИС (выбранных компонентов).

Литература

Основная:
1. Корнеев В.В., Гарев А.Ф. и др. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. – М.: «Нолидж», 2000.
2. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. – С-Пб: Питер, 2001.
3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы. – М.Финансы и статистика, 2004.
4. Зыков В.В. Основы информационной культуры. – Тюмень: ТГУ, 1996.

Дополнительная:
5. Джексон П. Введение в экспертные системы. - М.: «Вильямс», 2001.
6. Дюк В., Самойленко А. Data Mining. Учебный курс. – С-Пб: «Питер», 2001.
7. Змитрович А. И. Интеллектуальные информационные системы.- Мн: ТетраСистемс, 1997.
8. Каллан Р. Основные концепции нейронных сетей. – М.: «Вильямс», 2001.
9. Мелихов А.Н., Бернштейн Л.С., Коровин С.Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. – М.: Наука, 1990.
10. Попов Э.В. Экспертные системы: решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. – М.: Наука, 1986.
11. Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. – М.: Наука, 1986.
12. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике. – М.Юнити, 2000.

Ресурсы Интернет:
12. www.
13.
14.
15. /links/links.asp
16.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (5)

    Учебно-методический комплекс
    Теория вероятностей и математическая статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, математические модели статистики, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия,
  2. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (12)

    Учебно-методический комплекс
    В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление: об общих чертах информационных систем управления предприятием и их классификации; о стандартах управления предприятием – от MRP до ERP.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена на основании учебного плана специальности 351400-Прикладная информатика в экономике от 2 г. и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (6)

    Учебно-методический комплекс
    Новейшие направления в области создания технологий программирования. Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных программ, элементы теории модульного программирования, объектно-ориентированное проектирование
  5. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (17)

    Учебно-методический комплекс
    В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление: о современных международных стандартах информационных систем; о качественных и количественных методах описания профессионально-ориентированных информационных систем;
  6. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (24)

    Учебно-методический комплекс
    Виды занятий Всего часов Семестр 5 Общая трудоёмкость 150 150 Аудиторные занятия 72 72 Лекции 36 36 Практические занятия (ПЗ) 36 36 Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) Контрольные работы 4 4 Самостоятельная работа 68 68 Курсовой
  7. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике), Менеджмент организации, Мировая Экономика, Бухучет, анализ и аудит (2)

    Учебно-методический комплекс
    В курсе данной дисциплины студенты должны овладеть знаниями основ и методами решения задач с помощью аналитической геометрии. Студенты должны свободно ориентироваться в определениях и свойствах основных геометрических объектов: прямая,
  8. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (3)

    Учебно-методический комплекс
    Программу составила: ассистент И.В. Булыгина Целью курса «Сетевая экономика» ознакомление студентов с методами и подходами, применяющимися при переводе части бизнеса в Интернет.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (10)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Информационная безопасность» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с образовательным стандартом, содействует формированию мировоззрения и системного мышления.
  10. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Прикладная информатика ( в экономике) (13)

    Учебно-методический комплекс
    В результате изучения дисциплины студенты должны знать:  перспективные информационные технологии проектирования; методы научных исследований по теории, технологии разработки; уметь: формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных

Другие похожие документы..