Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «история» «Современные проблемы отечественной и зарубежной истории и историографии в вузовских блоках опд и гсэ»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.М. Горького»

Институт по переподготовке и повышению

квалификации преподавателей

гуманитарных и социальных наук

КАФЕДРА ИСТОРИИ ИППК

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ИППК В.И. Михайленко

«____» ____________2007 г.

ПРОГРАММА

курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

по направлению «ИСТОРИЯ»

«Современные проблемы отечественной и зарубежной истории и историографии в вузовских блоках

ОПД и ГСЭ»

(144 часа)

Екатеринбург

2007

АННОТАЦИЯ

Программа предусматривает рассмотрение актуальных проблем современной историографии отечественной и зарубежной истории, методологии исторического знания, их преподавания в вузовских блоках ОПД и ГСЭ. Цель курса  сформировать представление о современных концептуальных подходах и основных достижениях историографии в изучении ключевых проблем мирового цивилизационного развития, возможностях междисциплинарной кооперации в их исследовании, методических аспектах преподавания. Рассчитана на преподавателей исторических дисциплин вузов.

  1. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

Лекции

114

Практические занятия

30

Индивидуальные занятия с преподавателем

-

Самостоятельные занятия

-

ВСЕГО

144

Итоговая аттестация

защита отчетной работы

2. ТЕМЫ.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

    1. Наследие Древнего мира: современный взгляд

Культурное, экономическое и политическое наследие цивилизаций Древнего мира. Античная наука: теория и практика. Взаимодействие Запада и Востока в период Античности. Римская империя и формирование Средиземноморского мира-экономики.

2.1.2. Актуальные проблемы изучения Средневекового Востока

Проблемы взаимодействия Востока и Запада в период Великого переселения народов. Роль Византии и Арабского халифата в контактах цивилизаций. Крестоносное движение и его результаты. Средиземноморская экономика и ее влияние. Кризис и распад Средиземноморского мира-экономики.

2.1.3. Современные проблемы изучения формирования Западноевропейской средневековой цивилизации

Экономические, политические, социальные и культурные основы формирования Средневековой цивилизации Запада. Проблемы переходного периода от античности к средневековью. Особенности государственности и конфессиональной идентичности. Специфика политических отношений в Средневековой Европе. Проблемы формирования и эволюции средневекового общества: корпоративность и иерархичность.

2.1.4. Актуальные проблемы становления Российской цивилизации: история и историография

Восточные славяне и возникновение Древнерусского государства в свете современных научных подходов. Русь в период монголо-татарского нашествия и ордынского ига: дискуссионные вопросы. Образование и развитие Русского централизованного государства. Россия в ХУП в.: основные тенденции развития. Русская культура и общественная мысль в Х-ХУП вв.

2.1.5. Запад и Восток: проблемы модернизации и вестернизации в контексте всемирной истории

Теоретические аспекты модернизации. Западная цивилизация: от традиционного общества к индустриальному. Россия и Запад: общее и особенное в модернизационных процессах. Проблемы вестернизации и эндогенной модернизации восточных обществ в контексте глобализации Новейшего времени.

2.1.6. Актуальные проблемы новой истории России в современной исторической литературе

Российские реформы XVIII в. в новейшей историографии. Реформы и контрреформы в истории России XIX века: актуальные проблемы исследования. Социально-экономическая и политическая модернизация России в конце XIX  начале XX в. в отечественной и зарубежной историографии. Проблемы социокультурного развития России в новое время в исторической литературе. Россия и Первая мировая война: современная историография проблемы. Революция 1917 г. в России: от новых источников к новому осмыслению.

2.1.7. Актуальные проблемы изучения советского периода отечественной истории

История СССРв свете теории тоталитаризма. Истоки советского тоталитаризма, этапы становления. Дискуссионные вопросы сталинизма. Эволюция тоталитаризма в постсталинский период. Современные подходы к проблеме тоталитаризма. Концепция модернизации и ее эвристический потенциал в изучении проблем развития советского общества: дискуссии и достижения современной историографии. Вооруженные силы в отечественной истории ХХ в. . Участие военных в политической борьбе в межвоенный период и во время Второй Мировой войны. Армия и государство: проблемы взаимоотношений в процессе эволюции тоталитарного государства.

2.1.8. Мир на рубеже веков: глобальные проблемы и тенденции развития

Планетарная система межгосударственных отношений. Ядерное оружие и техногенное воздействие на окружающую среду. Глобализация. Демографические и миграционные процессы. Угроза наркомании. Международный терроризм. Международно-правовые основы поддержания мира, стабильности и безопасности. Запад, Россия, Восток на рубеже тысячелетий. Современный исламизм.

2.1.9. Методология современного исторического знания

Парадигма научного знания конца XX  начала XXI вв. Состояние цивилизационного перехода: основные черты, характеристики и проявления эпохи постмодернизма. Историческое знание в условиях глобализации и информатизации. Трансформация социокультурных функций научного исторического знания. Изменение взаимоотношений научного знания и массового исторического сознания. Основные интеллектуальные течения, концепции исторического процесса в мировой историографии на рубеже XX - XXI вв. История и смежные социальные и гуманитарные науки: перспективы междисциплинарной кооперации. Междисциплинарный синтез как современное направление в развитии методологии исторического познания.

2.1.10. Современная зарубежная историография

Место и роль Школы «Анналов» в мировом историографическом процессе. Основные достижения французской историографии XX века. Школа «Анналов» и ее взаимоотношения с отдельными национальными историографиями.

2.1.11. Основы риторики в преподавании исторических дисциплин

Основные понятия риторики. Техника устной профессионально ориентированной речи. Правильность русской речи. Общение в аудитории. Риторика публичного выступления. Речевой этикет современного человека. Речевая техника деловой беседы.

2.2. Распределение времени по темам

темы

Количество часов

2.1.1

8

2.1.2

8

2.1.3

10

2.1.4.

16

2.1.5.

16

2.1.6

16

2.1.7.

16

2.1.8.

12

2.1.9.

16

2.1.10

16

2.1.11.

10

2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

п.п.

Темы практических занятий

Количество часов

2.1.1

Древний Восток и Античность: общее и особенное

2

2.1.2

Актуальные проблемы изучения взаимодействия стран Востока и Запада в период Средневековья

2

2.1.3

Спорные вопросы происхождения государственности и эволюция общественного устройства Древней Руси

4

2.1.4

Основные проблемы формирования средневекового города

2

2.1.5

Опыт мировых модернизаций и проблемы истории России ХУШ – нач. ХХ вв.

4

2.1.6

Революция 1917 г. в России: предпосылки, сущность, последствия

4

2.1.7

Советская история в свете современной теории тоталитаризма

2

2.1.8.

Запад. Россия. Восток на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

2

2.1.9

Современные методы исторического исследования

4

2.1.10

Постмодернизм и эволюция школы Анналов

2

2.1.11

Риторика публичного выступления

2

2.4. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа в архивах, библиотеках. Консультации с научными руководителями по темам итоговых работ и преподавателями кафедры по темам учебных курсов.

2.5. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ

  1. Проблемы эволюции античной гражданской общины.

  2. Проблемы кризиса классического античного полиса: греческая и римская специфика.

  3. Образование единого Русского государства: предпосылки и основные этапы.

  4. Особенности развития русской культуры периода Средневековья.

  5. Особенности социально-экономического и политического взаимодействия стран Востока и Запада в период Средневековья.

  6. Современная историография формирования и эволюции средневековой государственности Западной Европы

  7. Основные проблемы историографии западноевропейского крестьянства.

  8. Национальная модель модернизации России: дискуссии в историографии.

  9. Проблемы социально-экономической и политической модернизации России на рубеже Х1Х-ХХ веков в оценках историков.

  10. Власть, общество, человек: взаимоотношения в советской политической системе в 1920-х-нач..1950-х гг.

  11. Армия в локальных конфликтах ХХ века.

  12. Взаимодействие военного и политического руководства в годы Второй Мировой войны

  13. Особенности социально-экономического развития СССР в 1920-е - 1930-е гг.

  14. Особенности и основные достижения французской микроистории.

  15. Менталитет и ментальная история.

  16. Постмодернизм и современные проблемы исторического познания.

  17. Междисциплинарная парадигма современного исторического знания.

  18. Становление индустриального общества и идейно-политические течения Х1Х века: особенности взаимодействия.

  19. Тоталитаризм и модернизация.

  20. Исламизм как социальный проект ХХ1 века.

  21. Планетарная система межгосударственных отношений на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

  22. Глобализация: причины, этапы, современные тенденции.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1. Основная литература

  1. Анкерсмит Ф.Р. Историография и постмодернизм. Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

  2. Васильев В.С. История Востока. Т. 1-2. М., 1993-1995.

  3. Введенский А.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. 2003.

  4. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

  5. Генезис личности демократической семьи гражданского общества и правового государства. СПб., 1999. Т. 1-2.

  6. Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы. М., 2004.

  7. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

  8. Дюби Ж. Средние века (987-1460): от Гуго Капета до Жанны д’ Арк. М., 2000.

  9. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России Х1Х-начала ХХ в. М., 1991.

  10. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в ХХ веке с Т. 3. мировых модернизаций. М., 1998.

  11. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

  12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

  13. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет. М., 2003.

  14. Либерализм Запада ХУП-ХХ века. М., 1995.

  15. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХУШ- начало ХХ в.).

  16. Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. М., 2005.

  17. Опыт российских модернизаций: ХУШ-ХХ века // Ред. В.В. Алексеев. М., 2001.

  18. Процессы глобализации: экономические, социальные и культурные аспекты. М., 2001.

  19. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.1998.

  20. Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002.

  21. Соколов А.К. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика. М., 2004.

  22. Холмс Л. Социальная история России, 1917-1940. Ростов-на-Дону., 1994.

  23. Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма (Запада и Востока). М., 1998.

3.2. Дополнительная литература

  1. Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. М., 2002.

  2. Богатуров А. Системная история международных отношений. М. 2004. Т. 3.

  3. Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М., 1989. Вып. 1.2.

  4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М.: Наука, 1999. Т. 1 - 2; М.: Наука, 2000. Т. 3 - 4.

  5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-Х1У вв.). М.2001.

  6. Данилевский И.Н. Русские глазами современников и потомков (ХП-Х1У вв.). М., 2001.

  7. Каппель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М., 2004.

  8. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. М., 1996.

  9. Поршнева О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны (1914-1918). М., 2004.

  10. 1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1997.

  11. Поршнева О.С. Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях. Екатеринбург, 2005.

  12. Практика глобализации. Игры и правила новой эпохи. М., 2000.

  13. Социальные трансформации в Российской истории. Екатеринбург – М. 2004.

  14. Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем в исторической науке вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

  15. Удченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969, 2005.

  16. Узловые проблемы истории докапиталисчтических обществ Востока: вопросы историографии. М., 1990.

  17. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993.

  18. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988; 2003.

  19. Хлевнюк О.В. Политбюро: механизмы политической власти в 1930-е годы. М., 1996.

  20. Эйзенштад Т.Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

3.3. Пособия и методические указания

  1. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций (Под ред. А.А. Радугина). М., 2001.

  2. История России: С древнейших времен до начала ХХ1 века: Учебник для вузов. Т. 1.-3. (Под ред. А.Н. Сахарова). М.2003.

  3. История исторического знания: Пособие для вузов/ Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М., 2004.

  4. История Древнего мира // Под. ред. И.Н. Дьяконова, В.Н. Нероновой, И.Г. Свенцицкой М. (Любое издание) Т.1-3.

  5. Кром М.М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2000.

  6. Новая история стран Европы и Америки / Под ред. И.М.Кривогуза. М., 2002.

  7. Новейшая история Отечества. Учебник для исторических факультетов вузов. М., 1998. Ч. 1-2.

  8. Одинцова Л.В. Основы информационной культуры: учебное пособие. Владивосток, 2002.

  9. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. М.1998.

  10. Романенко В.Н. Сетевой информационный поиск: Практ. пособие. СПб., 2003.

  11. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002.

  12. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1991. М., 1999.

Руководитель программы Поршнева О.С., д.и.н., доцент

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190109 наземные транспортно-технологические средства

    Основная образовательная программа
    бакалавриат – комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности;
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «психология»

    Основная образовательная программа
    В настоящем документе используются термины и определния в соответствии с Законом РФ «Об образовании», федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
  3. Заключение по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных (2)

    Документ
    В соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.12.2007 №2045-05 «О создании комиссий и организации экспертизы условий осуществления образовательного процесса и экспертизы соответствия
  4. О т ч ё т о результатах самообследования и готовности к комплексной оценке деятельности

    Документ
    Задачи самообследования включают анализ системы управления институтом, анализ структуры подготовки специалистов, анализ содержания подготовки выпускников, анализ качества подготовки специалистов и условий его обеспечения, анализ состояния
  5. Отчет о результатах самообследования по реализации профессиональных образовательных программ гоу впо «Адыгейский государственный университет»

    Содержательный отчет
    в период с 1 октября 2009 года по 30 апреля 2010 г. провела экспертизу реализации профессиональных образовательных программ ГОУ ВПО “Адыгейский государственный университет”.
  6. Отчет о самообследовании сергиев Посад

    Содержательный отчет
    Самообследование филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного индустриального университета в г.
  7. Отчет о результатах самообследования специальности 030501 «юриспруденция» Саранск 2008 (1)

    Содержательный отчет
    При подготовке к комплексной оценке деятельности и проведении самообследования Саранского кооперативного института (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центрсоюза Российской Федерации
  8. Отчет о результатах самообследования специальности 030501 «юриспруденция» Саранск 2008 (2)

    Содержательный отчет
    При подготовке к комплексной оценке деятельности и проведении самообследования Саранского кооперативного института (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центрсоюза Российской Федерации
  9. Справка о результатах самообследования кафедры истории по специальности «032600 (050401)–История» по состоянию на 12 мая 2008 года

    Реферат
    Самообследование кафедры истории историко-филологического факультета Карельского государственного педагогического университета проведено в связи с плановой аттестацией всего университета в соответствии с Программой аттестации образовательных

Другие похожие документы..