Программа дисциплины «История философии стран Востока» для подготовки бакалавра по направлению 032100 Востоковедение и африканистика профиль «Философия, общественная и религиозная мысль Востока»

Государственный академический университет гуманитарных наук

Философский факультет
Отделение востоковедения

Программа дисциплины

«История философии стран Востока»

для подготовки бакалавра

по направлению 032100 – Востоковедение и африканистика

профиль «Философия, общественная и религиозная мысль Востока»

Квалификация - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

Авторы: член-корр. РАН, д.филос.н., проф. каф. арабской филологии ИСАА МГУ А.В.Смирнов;

к.филос.н., доцент кафедры философской компаративистики Канаева Н. А.;

к.филос.н., преподаватель кафедры философской компаративистики Рыков С.Ю.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
«Философия» философской компаративистики
Председатель

_________________________

«_____» _________________ 2011 г. «____»____________________ 2011 г.

Утверждена УС

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.

Москва — 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Философский факультет 1

Отделение востоковедения 1

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры 1

«Философия» философской компаративистики 1

Председатель 1

1. Цели и задачи курса 3

2. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины 3

3. Тематический план курса 5

4. Формы контроля знаний студентов 6

Примерный перечень вопросов, выносимых на итоговый контроль 7

5. Содержание тем 11

Раздел 1. История философии Индии 11

Тема 1. Истоки традиции 11

Тема 2. Первые философы и школы. 12

Учение чарваков-локаятиков 12

Тема 3. Философия джайнизма 13

Тема 4. Буддийская философия 14

Тема 5. Философия вайшешики и ньяи 16

Тема 6. Системы санкхья и йога 17

Тема 7. Системы миманса и веданта 18

Тема 8. Современная индийская философия 19

Раздел 2. История арабо-мусульманской философии 20

Тема 1. Арабский язык и арабо-мусульманская философия 20

Тема 2. Авторитетные тексты ислама 20

Тема 3. Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития 21

Тема 4. Общая характеристика мутазилизма 22

Тема 5. Причинность, теория действия и этика мутазилитов 22

Тема 6. Общая характеристика фальсафы. Ал-Кинди 23

Тема 7. Ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Туфайл, Ибн Рушд 23

Тема 8. Исмаилизм как философское течение 24

Тема 9. Ранний ишракизм и суфизм 25

Тема 10. Постклассическая и современная арабская философия 26

Раздел 3. История китайской философии 26

Тема 1. Предфилософия Древнего Китая 26

Тема 2. Философия Конфуция 27

Тема 3. Философское учение Мо-цзы 28

Тема 4. Учение Ян Чжу 29

Тема 5. Философские идеи Школы имен 30

Тема 6. Философское учение легизма 31

Тема 7. Утопические концепции «школы аграриев» 33

Тема 8. Зрелое конфуцианство 33

Тема 9. Даосизм как направление философской мысли 35

Тема 10. Переход к новой философии 37

6. Примерные темы курсовых работ 39

7. Список литературы 42

Раздел. 1. История индийской философии 42

Раздел 2. История арабо-мусульманской философии 48

Раздел 3. История китайской философии 51

1. Цели и задачи курса

Учебная дисциплина «История философии стран Востока» имеет целью ознакомление студентов с особенностями трех основных философских традиций — индийской, арабо-исламской и китайской, — формирование самых общих представлений об их истоках в дофилософии и предфилософском культурном контексте, об основных существовавших в рамках трех названных традиций направлениях и школах философии, их эволюции, а также о новой тематике современной восточной философии.

В курсе рассматриваются собственно философские, а не доктринальные и вероучительные, идеи и концепции, влияние философии на все сферы культуры: идеологию, политику, социальные отношения.

В задачи курса входит:

  • дать общую характеристику осо­бенностей индийской, исламской и китайской цивилизаций, имеющих значение для развития философии;

  • сопоставить развитие философ­ского знания в Европе и на Востоке;

  • дать ясные критерии демаркации философского и нефилософского знания;

  • изучить основную тематику восточной философии и ее трансформации в историко-философском процессе;

  • показать обусловленность восточной философии внутренней проблематикой мировоззрения и картины мира, характерной для каждой из трех локальных цивилизаций, и ее нередуцируемость к другим философским традициям;

  • дать представление о восприятии античной философии арабской философской мыслью и о роли античной философии в развитии арабо-мусульманской философии;

  • уделить внимание изучению первоисточников.

2. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины обучаемые должны:

знатьпроблематику, главную для трех восточных философских традиций, а именно: онтологическую (первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования/несуществования и соотношение между ними, причинность и т.п.), эпистемологическую (понимание истины, типология знания, интуитивное и дискурсивное познание), антропологическую (природа человека, смысл и цели жизни), аксиологическую (универсалии восточных культур, их базовые ценности);

уметь самостоятельно работать с философскими первоисточниками, отличать философские тексты и проблемы от нефилософских, самостоятельно вычленять философскую проблематику в первоисточниках, сравнивать постановку и решение философских проблем различными мыслителями и аргументированно доказывать свою точку зрения;

быть ознакомленными с ролью и местом восточной философии в ряду других философских традиций, с их отношениями друг с другом и западными течениями и школами философствования.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами историко-философской востоковедческой компетенции. Понятие «компетенция» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей студента. Она определяется как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, благодаря освоению учебного курса «История философии стран Востока».

Выделяются следующие аспекты такой интегративной компетенции:

  • умение самостоятельно работать с первоисточниками на восточных языках (арабском, китайском (как современном, так и вэньяне), санскрите, хинди, пали и др.);

  • умение отличать философские тексты и проблемы от нефилософских;

  • умение самостоятельно вычленять философскую проблематику в первоисточниках, сравнивать постановку и решение философских проблем различными мыслителями и аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • умение видеть философское содержание мировоззренческих проблем, возникающих в повседневной жизни, применять наработанные решения для анализа сегодняшней ситуации

3. Тематический план курса

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

С/ з

Раздел 1. История философии Индии

1.

Истоки традиции

7

2

2

3

2.

Первые философы и школы.

Учение чарваков-локаятиков

7

2

2

3

3.

Философия джайнизма

7

2

2

3

4.

Буддийская философия

7

2

2

3

5.

Философия вайшешики и ньяи

14

4

4

6

6.

Системы санкхья и йога

10

3

3

4

7.

Системы миманса и веданта

11

3

3

5

8.

Современная индийская философия

7

2

2

3

Итого за раздел:

70

20

20

30

Раздел 2. История арабо-мусульманской философии

1.

Арабский язык и арабо-мусульманская философия

7

2

2

3

2.

Авторитетные тексты ислама

7

2

2

3

3.

Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития

7

2

2

3

  1. Программа дисциплины «История мировой философии» для подготовки бакалавра по направлению 032100 Востоковедение и африканистика профиль «Философия, общественная и религиозная мысль Востока»

    Программа дисциплины
    Философия (греч. – буквально, «любовь к мудрости») в ряду общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в высшей школе, занимает особое место. Это обусловлено тем, что она единственная сделала предметом своего изучения не какие-то отдельные
  2. Программа дисциплины «История и теория религий Индии» для подготовки бакалавра по направлению 032100 Востоковедение и африканистика профиль «Философия, общественная и религиозная мысль Востока»

    Программа дисциплины
    Курс "История религии" рассчитан на 216 академических часа в течение 3-х семестров занятий, включающих: 52 ч. лекций, 52 ч. семинарских занятий, 104 ч.
  3. «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века»

    Программа
    Дисциплина «История России» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин подготовки по направлению - 032100 «Востоковедение и африканистика», квалификационный уровень - бакалавр.
  4. Я. И. Кузьминов Присутствовали (2)

    Документ
    Проректору С.Ю. Рощину дополнить Отчет об итогах учебно-методической деятельности НИУ ВШЭ перечнем ключевых проблем учебно-методической работы в 2010/11 учебном году и сформулировать основные вызовы и риски на 2011/12 и 2012/13 учебные годы.
  5. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии 47 (1)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
  6. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии 47 (2)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
  7. Я. И. Кузьминов Присутствовали (3)

    Документ
    О Правилах приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» для обучения по программам бакалавриата в 2012 году.О Правилах приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» для

Другие похожие документы..