Научные основы формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

УДК 378.02:37.026.9 На правах рукописи

БЕГАЛИЕВА САУЛЕ БАЯЗОВНА

Научные основы формирования творческой активности
будущих учителей средствами современных
педагогических технологий

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора

педагогических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая

Научные консультанты:

доктор педагогических наук

Хмель Н.Д.

доктор педагогических наук

Пралиев С.Ж.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук

Илларионова Л. П.,

доктор педагогических наук

Тауланов С. С.,

доктор педагогических наук

Мусалимов Т. К.

Ведущая организация:

Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова

Защита состоится 27 октября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая (050010, г. Алматы, пр. Достык, 13, 2-й этаж, конференц-зал)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая ( 050010, г.Алматы, ул.Казыбек би, 3 этаж)

Автореферат разослан _____________ 2010 года

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Н. Кошербаева

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отвечая требованиям непрерывно меняющимся потребностям развития общества, Республика Казахстан успешно входит в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство. В последние десятилетия правительства развитых стран большое внимание уделяют сотрудничеству в области образования своих граждан. В резолюциях Болонской декларации отмечается необходимость установления более тесных связей в формировании и укреплении интеллектуального, социального и научно-технического потенциала. В связи с этим сформирован ряд целей для создания европейской зоны высшего образования и продвижения ее по всему миру.

В свете основных приоритетов Болонской декларации предъявляются новые требования к подготовке специалистов высшей квалификации, совершенствованию деятельности университетов.

На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования, что накладывает свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В Послании Президента страны народу Казахстана "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев (2010 г.) говорится, что одним из приоритетов является: "Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира. К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году она должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране".

Процесс превращения науки в непосредственную производственную силу изменил характер творчества – оно стало носить массовый характер. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческой активности, способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности. Все это вносит коррективы в цели и задачи процесса профессионального педагогического образования.

Коренные изменения, произошедшие в последние годы в системе образования, связаны с усилением внимания к личности обучающегося как основной социальной ценности. Происходят значительные качественные изменения в методологических и теоретических подходах к процессу образования, в котором четко наметилась тенденция гуманизации. Они предопределили необходимость соответствующей модернизации системы подготовки педагога в вузе, обеспечивающий индивидуальное профессиональное становление будущего учителя, максимальную реализацию его духовных, творческих возможностей. Усиливаются тенденции к изменению содержания образования, методов и форм работы со студентами, связанных, прежде всего, с вновь формирующимися концепциями развития профессиональных учебных заведений. Основным приоритетом профессиональной школы становится подготовка личности специалиста, профессионально грамотного, компетентного, творчески развивающегося, в которой доминируют духовно-нравственные, гуманные качества. В связи с этим возрастает потребность в активизации творчества учителей в процессе использования современных педагогических технологий, которые обеспечат удовлетворение запросов современной педагогической практики. В настоящее время для будущего учителя простого обладания некоторой суммой знаний и умений недостаточно, необходима его постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству.

Таким образом, актуальность разработки проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя в русле развития творческой активности мы рассматриваем в связи с усилением тенденции к все более глубокой ориентации на "собственно человека" в теории и практике образования.

Актуальность работы вытекает также из целого ряда других проблем, связанных с профессиональной подготовкой будущего специалиста: направленности педагогического процесса в вузах в основном на освоение знаний по предметам общекультурного, психолого-педагогического и специального циклов, а не на развитие профессионально-личностных качеств современного учителя; противоречивости подходов к профессиональной подготовке будущего учителя в условиях смены парадигмы учебно-воспитательного процесса в школе.

Сегодня актуальными требованиями являются персонификация и субьективация профессионально-педагогической подготовки студентов, формирование их готовности к творческой педагогической деятельности, способности осуществлять качественные изменения в профессиональной сфере. Поэтому на смену традиционной исполнительной деятельности учителя, должна прийти деятельность проблемно-исследовательского, творческого характера, способствующая осмыслению инновационных идей и инновационного опыта. Одной из предпосылок творческой деятельности является развитие профессиональной компетентности будущего педагога, заключающейся в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, личностных качеств будущих специалистов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Таким образом, становление творческой педагогической деятельности в рамках профессионального образования предполагает, с одной стороны, формирование психологической готовности студентов к ее осуществлению, наличие у них системы ценностей и приоритетов, определяющих поведение в конкретной ситуации, с другой стороны – сформированность системы знаний, умений, навыков, компетенций, обеспечивающих осознанное освоение педагогической техники и технологии. Однако практика традиционной подготовки специалистов в вузе не совсем полно нацеливает студентов на создание нового, в процессе обучения в основном происходит адаптация восприятия будущего педагога к ограниченному кругу рассматриваемых явлений, что создает основу психологической инерции, то есть предрасположенности к шаблонному способу мышления, сковывает активность при разрешении проблемных ситуаций. Целостность творческой педагогической деятельности обусловливает и необходимость интегративного характера ее формирования у будущих педагогов. Это подчеркивается в Государственном образовательном стандарте Республики Казахстан – Образование высшее профессиональное, Бакалавриат, специальность 050118 – "Русский язык и литература", где обозначены требования по подготовке профессионально компетентного специалиста решать вопросы становления, развития личности школьника; вооружение общими основами филологических знаний как основой для специальной филологической и педагогической деятельности.

Так как исследуемая нами проблема носит многоаспектный характер, то достижения в ее решении содержатся в разных науках. В различных областях знаний на современном этапе сложились подходы, позволяющие рассмотреть сущность творческой активности педагога, механизма и условий ее развития и служить теоретико-методологической основой исследования. Это философские, психологические, педагогические концепции индивидуальности, творчества, активности, личности, деятельности.

Нейрофизиологические основы психической активности и саморегуляции исследованы группой видных ученых физиологов, психологов – М.В.Бодунов, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, А.И. Крупнов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Б.М.Теплов и др.

Психологические исследования творческого мышления, творческих способностей личности (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, М.Р. Гинзбург), уровней, стадий творческого процесса (Р. Вудвортс, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров, Я.А. Пономарев), критериев продуктов творчества (Л.С. Выготский), методов исследования творчества (Е.П. Торренс, А.Н. Воронин, В.В. Иванов), психологической структуры творческой деятельности (Я.А. Пономарев, Т. Рибо, П.В. Симонов и др.), критериев диагностики творческого мышления (Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, условий формирования творческой деятельности (Л.М. Аболин, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин, А.З. Рахимов, Н.М. Яковлева) играют немаловажную роль в поиске средств, форм, методов формирования творческой активности будущих учителей.

В многочисленных исследованиях различных аспектов проблемы активности раскрывается сущность данного понятия при рассмотрении его проявлений на разных уровнях, в различных ситуациях и условиях (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, О.А. Конопкин, Ю.А. Миславский, А.К. Осницкий, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Секун, С.Д. Смирнов, В.И. Слободчиков, В.А. Татенко, Ж.И. Намазбаева и др.).

Анализ зарубежной психологической литературы показывает, что понятие активности индивида раскрывается чаще всего через другие понятия, такие как реакция, поведение, действие, активации и другим путем рассмотрения механизмов их реализации (Х. Хекхаузен, Дж.Б. Уотсон, Э.Ч. Толмен, К. Левин, К. Холл, Л. Фестингер, Р. Боллс, М. Элиот, Д. Биндра, Г. Олпорт, Е. Уолкер, К. Спенс, Дж. Роттер, Э. Фромм и др.).

Основные положения гуманистической психологии, характеризующие развитие активности человека представлены в известной иерархической модели потребностей А. Маслоу.

Современное представление о природе активности в значительной степени формировалось под влиянием работ таких психологов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.

Таким образом, активность как всеобщая характеристика жизнедеятельности человека, являясь основным свойством и постоянным состоянием, имеет сложную многостороннюю, многоуровневую структуру, функционирующую в сложной системе взаимодействия внутренних (психических, психофизиологических) и внешних (материальных и социальных) факторов.

Философские аспекты творчества поднимались в трудах таких мыслителей и ученых, как А. Бергсон, К. Маркс, Н. Бердяев, Э. Гуссерль, Н. Гартман, М. Хайдеггер, Э. Ильенков, В. Библер, М.Г. Ярошевский, Ф.Д. Батюшков, Г.С. Батищев, В.Л. Иноземцев.

В отечественной казахстанской философской школе творчество как проблема свободы и самопознания разрабатывалась в исследованиях Ж. Абдильдина, Н. Сейтахметова, А. Нысанбаева.

Ряд работ, посвященных философии творчества в казахстанской философии принадлежат М. Нурматову, К. Нурлановой, Т. Габитову и другим. Все эти исследования послужили также методологической основой нашего научного поиска.

Теоретико-методологическое значение в решении нашей проблемы имеют результаты педагогических исследований по профессиональной подготовке будущих учителей (Н.В. Кузьмина, И.Ф. Харламов, О.А. Абдуллина, А.К. Маркова, Н.Д. Хмель, Т.К. Мусалимов, С.Ж. Пралиев и др.), педагогических аспектах творчества (В.И. Андреев, Н.Ю. Посталюк, Д.В. Вилькеев, В.В. Белич), сущности педагогического творчества (Н.Ф. Талызина, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров), научно-исследовательской работе и исследовательской культуре учителя (В.Е. Гмурман, В.И. Загвязинский, В.В.Краевский, М.Н. Скаткин. Ф.Ф. Королев, Л.П. Илларионова, Н.В. Юсуфбекова, З.А.Исаева, Г.Б. Омарова, Ш.Т. Таубаева, Н.Д. Иванова, Н.Д. Хмель, А.А. Молдажанова, Н.А.Морева и др.).

В теории и практике педагогики в последнее время отмечается, что важнейшим условием формирования творческой активности будущего учителя является овладение педагогическими технологиями. Развитие современных педагогических технологий имеет свои истоки: в целом в демократических идеях истории педагогики, в творческих поисках многих учителей-мастеров, новаторов своего дела (Р.Г. Лемберг, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов. И.П. Волков, Е.Н. Ильин, И.П. Иванов, Г.М. Кусаинов, К.А. Айткалиев, Е.И. Очкур, Ю.П. Фокин, Р.Б. Нуртазина и др.).

В зарубежной и отечественной педагогической науке разносторонне раскрывается сущность педагогических технологий, обосновывается необходимость внедрения в школьную и вузовскую практику этих нововведении (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, В.М. Кларин, В.В. Гузеев, Г.К. Селевко, П. Митчелл, Н.Н. Хан, С.С. Кашлев, А.Е. Берикханова, Е.Н. Гусарова, Ж.А. Караев, Ж.У. Кобдикова и др.). Ряд принципов технологизации обучения в вузовском обучении представлены В. Монаховым, К.К. Кабдыкаировым. Казахстанский опыт технологизации учебного процесса рассматривается также М.Р. Ковжасаровой, Н.Н. Нурахметовым и Г.Д. Аульбековой, С.С. Тауланов, С.К. Исламгуловой, Н. Кошкарбековым, А.К. Мынбаевой, Б.С. Имандосовой и др. Весьма позитивна точка зрения М.М. Левиной о том, что современные педагогические технологии должны соответствовать методологии гуманистического, развивающего, личностно-обращенного проекта организации обучения.

Одним из вопросов теории педагогических технологий является их систематизация и классификация. Решение этой проблемы предпринималось рядом исследователей (Г.К. Селевко, В.С. Кукушин, Г.К. Левитес, Е.Н. Гусарова, В.С. Безрукова, Г.М. Коджаспирова и др.).

Важнейшей теоретико-методологической базой для нашего научного поиска являются результаты исследований казахстанского ученого Н.Д.Хмель и ее научной школы о целостном педагогическом процессе – объекте деятельности учителя (Н.Н. Тригубова, Н.Н. Хан, А.Е. Берикханова).

В целом, современной психолого-педагогической наукой наработана определенная основа для рассмотрения сущности творческой активности педагога, механизма и условий ее развития. Однако сложность и многоаспектность проблемы становления и развития творческой активности педагога предполагают необходимость использования комплексного подхода к ее исследованию, а также принципа системности, который позволяет рассматривать проблему в качестве динамичной, целостной системы, имеющей многообразие связей, сложную структуру. На фоне имеющихся исследований и практики внедрения современных педагогических технологий в образовании заметно, что, несмотря на декларацию о решающей роли творческой активности педагога в воспитании и обучении школьников, о необходимости ее развития, в теоретико-прикладных педагогических работах практически мало разработана проблема развития творческой активности будущего педагога с использованием современных педагогических технологий в условиях целостного педагогического процесса вуза.

  1. Формирование творческой самостоятельности студентов в культуросообразной среде педагогического вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «17» мая 2012 г. в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук в ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: г.
  2. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» марта 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности: 13.
  3. Развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов в высшем учебном заведении 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 июня 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности: 13.
  4. Индивидуальный подход в обучении студентов будущих учителей в педагогическом вузе 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «30» ноября 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени кандидата и доктора педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
  5. Развитие профессиональной позиции учителя в системе повышения квалификации 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 мая в 16-30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г.
  6. Индивидуализация самостоятельной учебной деятельности студентов в педагогическом вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «31» мая 2012 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук в ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: г.
  7. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «29» сентября 2011 года в часов на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
  8. Формирование технологической компетентности будущего учителя технологии в процессе его профессиональной подготовки 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится < 28 > октября 2010г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
  9. Формирование готовности будущих учителей к развитию активной личностной позиции младших школьников 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 ноября 2010 года, в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете

Другие похожие документы..