Международная научно-практическая конференция «От Конвенции о защите прав человека к Европейской социальной хартии», организованная Уполномоченным по правам человека Свердловской области, Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.

Уполномоченный по правам человека Свердловской области

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Межвузовский центр по проблемам гуманитарного

и социально-экономического образования

Материалы международной научно-практической конференции

«От Конвенции о защите прав человека – к Европейской социальной хартии»

международная научно-практическая конференция «От Конвенции о защите прав человека - к Европейской социальной хартии», организованная Уполномоченным по правам человека Свердловской области, Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Межвузовским центром по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования, состоялась 8 ноября 2010 года в Екатеринбурге.

В конференции приняли участие эксперты в области международного права и прав человека, представители органов законодательной и исполнительной власти Свердловской области, судов и прокуратуры, представители вузовской науки, общественных организаций.

На современном этапе участие России в международных организациях, в частности, ее присоединение к Совету Европы в 1996 году, ратификация Конвенции о защите прав человека в 1998 году и ратификация Европейской социальной хартии в 2009 году, ставят перед государством новые задачи, связанные как с европейскими интеграционными процессами, так и с внутригосударственной модернизацией. В этом контексте необходимо серьезно ориентироваться на международные стандарты обеспечения и защиты политических и социальных прав личности и внимательно отслеживать практику их воплощения в российской действительности. Если с Конвенцией о защите прав человека Российская Федерация работает уже около 12 лет, то после ратификации Европейской социальной хартии перед Россией стоят новые задачи по обеспечению и защите социальных и трудовых прав с учетом международных требований.

В представленном сборнике содержатся материалы (доклады и выступления) участников конференции, с которыми они выступили на пленарном заседании и на заседаниях секций «Обеспечение социально-трудовых прав в соответствии с международными стандартами», «Защита политических и социальных прав женщин», «Миграция населения и права мигрантов».

Международная научно-практическая конференция и материалы, опубликованные по ее итогам, призваны определить перспективы дальнейшего развития российской национальной системы обеспечения прав человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

Т.Г. Мерзлякова,

Уполномоченный по правам человека Свердловской области

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

В.С. Шматко, директор департамента

по распределению Европейского социального фонда

и мониторингу национальных проектов ЕС (Брюссель)

В контексте амбициозного разговора о далеко идущей «третьей промышленной революции», которая прочно поставит европейскою экономику и рынки труда на низкоуглеродистую линию развития, потенциал для профессий, связанных с защитой окружающей среды, видится огромным. Но хотя многие с пафосом говорят о будущем «зеленых» профессий, лишь немногие говорят об этом конкретно. Причины, стоящие за этим, - огромные пробелы в знаниях и доступных данных о том, что же такое «зелёная профессия». Кроме того, риторика о «зеленых профессиях» не всегда подкрепляется серьезными программами и планированием.

На сегодняшний день во всем мире количество людей, нанятых в возобновляемом энергетическом секторе, составляет около 2,3 миллиона. США, Германия, Испания, Китай и Бразилия – лидеры в области трудоустройства работников «зеленых профессий», хотя в двух последних странах, несмотря на большое количество людей, профессионально занимающихся защитой окружающей среды, существуют сомнения, являются ли они все компетентными.

Вместе с тем не подтверждаются амбициозные заявления о стимулировании «зеленых» профессий. Так, например, если США и Китай в 2009 г. на мероприятия по очищению энергии в рамках возвращаемых блоков выделили по 67 млрд. долларов (каждая страна), то вклады Евросоюза, Германии, Италии, Франции, Испании и Великобритании вместе взятые составили менее 27 млрд. долларов.

Из-за сложного переходного процесса в «зеленом» трудоустройстве тренинговым (обучающим) проектам «зеленых» профессий следует уделить особое внимание. Тренинговые проекты будут способствовать значительным изменениям, которые породят новые профессии, приведут как к необходимости адаптирования современных профессий к новым «зеленым» технологическим модернизациям, так и к добавлению новых «зеленых» навыков к существующим профессиям. Эти изменения создадут спрос на рабочих квалифицированного труда и специалистов. Чтобы занять такие позиции, адекватные тренинговые программы должны быть усовершенствованы и проведены в жизнь. Потребуются как средства адаптации в подготовке новых рабочих, так и усилия по переподготовке рабочих, чьи традиционные сферы трудоустройства находятся в процессе перехода от старых отраслей промышленности к новым.

Наряду с недостатком умений может возникнуть «проблема менеджмента». Проблема потребует развития новых перспектив, сознательности и деловых качеств – еще одна задача в рамках инициативы «зеленых» профессий (Green Jobs Initiative). Существует шесть основных областей, где может быть реализован потенциал «зеленых» профессий: альтернативные энергоресурсы; строительство; транспорт; тяжелая промышленность; питание и сельское хозяйство; лесная промышленность.

Европейская Комиссия, Организация Объединенных Наций и ряд ее агентств, таких, как Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Международная организация туда, Организация Объединенных Нация по промышленному развитию, работающих во взаимодействии с бизнесом, профсоюзами и местными общественными организациями, могли бы сыграть решающую роль в создании и продвижении «зеленых» тренингов и центров профессиональной квалификации.

Реализация крупномасштабной программы «зеленые профессии» в Европейском Союзе была бы логичным и последовательным шагом, принимая во внимание первое, относящиеся к окружающей среде и трудоустройству цели Европейского Союза и его соответствующие попытки, предпринятые за последние годы, второе, интерес и достижения Евросоюза и отдельных стран-членов Сообщества конкретно в сфере «зеленого трудоустройства».

Масштаб относящегося к окружающей среде трудоустройства в Европейском Союзе оценивается по значительно колеблющимся цифрам – от 2.4 до 3.6 миллионов – зависящих от характера и полноты охвата подсчетов. Тем не менее, перспективы «зеленого» трудоустройства в Европейском Союзе считаются очень многообещающими. Достижение этой цели следует рассматривать в контексте амбициозных энергетических планов Европейского Союза, в частности, всеохватывающей ограничительной цели достигнуть к 2020 году по меньшей мере 20%-ного сокращения выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, по сравнению с 1990 годом, и генерировать к 2020 году 20% всей энергии, потребляемой в Евросоюзе из возобновляемых ресурсов. Именно поэтому имеет смысл начать внедрять инициативу «зеленых» профессий, особенно в рамках целей 20/20.

Другим весомым аргументом в пользу инициативы «зеленых» профессий является мнение граждан Евросоюза относительно вопросов окружающей среды. Согласно проведенным «Евробарометром» исследованиям, европейцы придают огромное значение окружающей среде и все более четко осознают ту роль, которую окружающая среда играет в их жизни. Граждане Евросоюза склонны ждать глобальных ответов на глобальные вопросы и поэтому поддерживают европейскую политику в области охраны окружающей среды и Евросоюз, проводящий ее в жизнь. Более того, они чувствуют, что смена климата может быть остановлена, и количество людей, считающих, что борьба со сменой климата может оказать благотворное влияние на экономику, увеличилось.

Таким образом, одна из главных задач сейчас – проинформировать граждан о проблемах охраны окружающей среды и подтолкнуть их действовать в соответствии со своими экологическими убеждениями.

Инициатива «зеленых» профессий будет реализована в рамках программ хозяйственной деятельности Европейского Социального Фонда (the European Social Fund’s Operational Programmes). В этом случае руководящие ведомства могут работать как в сотрудничестве с агентствами по охране окружающей среды стран-членов Сообщества, так и основывая национальные центры экологически чистого производства. Этот механизм имеет хорошие перспективы, принимая во внимание тот факт, что относящиеся к «зеленым» профессиям проекты уже были включены во многие программы хозяйственной деятельности стран-членов Сообщества.

Внедрение инициативы «зеленых» профессий в рамках Евросоюза потребует хорошо разработанной программы. Тесное взаимодействие Комиссии, национальных и региональных ведомств стран-членов Сообщества, различных главных управлений Комиссии, а также международных агентств будет решающим в достижении поставленных целей.

Таким образом, тренинговые проекты «зеленых» профессий создадут довольно сложные программы, в которые будут вовлечены не только международные организации и агентства по охране окружающей среды стран-членов Сообщества, но и правительственные органы, имеющие дело с определённым сектором экономики, а также организации, занимающиеся трудоустройством, торговые предприятия и неправительственные организации. Тем не менее, запуск инициативы «зеленых» профессий (Green Jobs Initiative) обладает потенциалом для того, чтобы приобрести решающее значение в контексте дальнейшего устойчивого развития Европейского Союза.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Т.Г. Мерзлякова,

Уполномоченный по правам человека Свердловской области

Глобальный кризис 2008 - 2009 годов показал, что без серьезных реформ невозможно противостоять любым рискам, которых накопилось много как в Российском государстве, так и во всем мире. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поставил задачу модернизации нашей экономики, государственной и общественной жизни.

Однако технологический прорыв не может быть обеспечен без связи с реформированием общественных отношений, без учета духовно-нравственных ценностей культурной составляющей жизни страны.

Острую боль за сельскую школу и ее учеников вызывает письмо от учителей Меркушинской школы Верхотурского района, полученное Уполномоченным по правам человека области.

"Наша школа является сельской малокомплектной, именно такой школой, которой грозит закрытие - в первую очередь, потому что она не подходит под новые стандарты, предлагаемые проектом "Наша новая школа".

Конечно, в проекте все написано гладко и красиво, трудно не согласиться с тем, что школе необходимо качественное оснащение как учебных кабинетов, так и всей хозяйственной части. Но настораживает то, как все это будет выглядеть в реальности. Ясно, что каждую сельскую школу таким образом оборудовать не смогут. Более того, с учетом особенностей Верхотурского района можно смело утверждать, что ни одну сельскую школу невозможно будет переоборудовать таким образом, чтобы она соответствовала требованиям проекта. Значит восемь сельских школ нашего района будут попросту закрыты, поскольку проще и дешевле довести до соответствующего уровня городские школы, а детей либо подвозить (а это значит, что ребенок будет в дороге от 90 до 20 километров в одну сторону ежедневно, то есть дорога до школы в одну сторону займет 1 - 2 часа), либо организуют для них интернат.

Считаем, что наряду с проектом городских школ необходимо создать проект новой школы для села.

Также считаем необходимым коренным образом пересмотреть систему распределения средств, где ключевым моментом будет не количество учащихся, а качество образования и воспитательной работы конкретной школы. Качество образования не следует приравнивать к качеству оснащенности кабинетов, а оценивать конкретные результаты работы. При выделении средств надо оказывать предпочтение тем школам, где выпускники лучше сдали ЕГЭ, выше количество медалистов, больший процент участников и победителей олимпиад, конкурсов и конференций различного уровня. Также поощрять школы, где поставлена воспитательная работа, поставлена на деле, а не в виде отчетов на бумаге, наименьший процент антисоциальных явлений и правонарушений, дети показывают высокие результаты в спортивных соревнованиях, творческой деятельности».

Если наше государство на самом деле заинтересовано в развитии качественного образования, то зачем же ломать сложившуюся систему, дающую высокие стабильные результаты, и строить очередную утопию, проводить эксперименты над детьми. Мы уже не раз убеждались на горьком опыте, как легко сломать систему (к примеру, ликвидация многих детских дошкольных учреждений) и как трудно потом к ней вернуться.

Конечно, эта школа сохранена, и она очень нужна России. Тем не менее, Уполномоченного не может не волновать появившееся противоречие между качественным образованием, качественным здравоохранением и их доступностью. Этот очень важный аспект необходимо анализировать руководителям всех ветвей власти. Ценой успешности реформы не должны стать жертвы со стороны любой группы населения. Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно отмечал, что модернизация - это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике, в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, молодежи.

Сегодня наиболее серьезным изменениям подверглись суд, милиция, пенитенциарная система страны. Но до желаемых результатов, которые требуются человеку и государству, пока еще далеко.

Неоднократно в ежегодных докладах Уполномоченный поднимал проблему соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав граждан, когда милиционеры применяли к ним ничем не оправданные методы физического воздействия. Необоснованное, грубое нарушение сотрудниками милиции прав задержанных во всех случаях должно приводить к закономерному итогу - наказанию.

Уполномоченный считает, что при оценке деятельности милиции (полиции) общественное мнение граждан является приоритетным. Должны быть приняты самые действенные меры для очищения милиции (полиции) от недостойных сотрудников. Нужно жестко укреплять дисциплину и особое внимание уделять вопросам проверки сотрудников на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств.

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году (1)

    Доклад
    В музее Бориса Николаевича Ельцина в Уральском федеральном университете накануне 80‑летия первого Президента Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин сравнил демократию
  2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году (2)

    Доклад
    В музее Бориса Николаевича Ельцина в Уральском федеральном университете накануне 80 летия первого Президента Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин сравнил демократию
  3. Материалы международной научно-практической конференциИ

    Документ
    Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.
  4. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году

    Содержательный отчет
    В соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека», Уполномоченный
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году

    Доклад
    Где тонко – там и рвётся: это показал глобальный кризис 2008-2009 годов. Без серьёзных реформ стране невозможно противостоять любым рискам, которых накопилось много как внутри государства, так и в мировом пространстве.
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  7. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  8. Отчет подготовлен в соответствии со статьей 14 Областного закона «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области»

    Содержательный отчет
    Отчет подготовлен в соответствии со статьей 14 Областного закона «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направляется в Законодательное Собрание Свердловской области, Губернатору Свердловской области, Председателю
  9. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).

Другие похожие документы..