Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ПОЛИТИКА О.И.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Учебное пособие по дисциплине

«Физическая культура»

для студентов специальных медицинских групп

Рекомендовано

учебно-методическим советом УГАЭС

УФА 2008

УДК 159.91:613.7(075)

ББК 88.4

П 50

Рецензенты:

Галиуллина С.Д., канд. мед. наук,

доцент кафедры «Педагогика и психология» УГАЭС;

Погадаев М.Е., канд. биол. наук,

доцент кафедры «Спортивная медицина» БИФК

Политика О.И. Психология здоровья: Учебное пособие / О.И. Политика. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008. – 247 с.

ISBN 978-5-88469-368-5

В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп. Подробно изложена гармонизация развития личности: физический, социальный и психологический аспекты здоровья. Большое место уделено основам ведения здорового образа жизни. Детально проанализированы причины, особенности и условия возникновения психосоматических расстройств (болезней адаптации к современной жизни). Выделена роль дизонтогенеза и патологии эмоций в возникновении и развитии психологии профессиональных заболеваний, являющихся относительно новой и достаточно распространенной категорией болезней цивилизации. Важна и еще недостаточно изученная категория проблем профилактики старения. Описано формирующееся у человека с возрастом понятие «здоровье». Приводятся материалы, касающиеся причин и мотивов нарушения психологии здоровья.

Для углубленной проработки материала в конце каждой из глав предлагается практический материал и список дополнительной литературы. В приложении дан специализированный материал по тематике пособия.

ISBN 978-5-88469-368-5 © Политика О.И., 2008

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………..……………………………………..……4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    1. Место психологии здоровья в системе научного знания…………….……7

    2. Предмет и структура психологии здоровья………….……………………22

    3. Практические задания………………………………………………………27

    4. Контрольные вопросы………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………….30

ГЛАВА 2. ГАРМОНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Физический аспект здоровья………………………………………………..32

2.2. Социальный аспект здоровья……………………....………………………..46

2.3. Психологический аспект здоровья………………………………………….76

2.4. Практические задания………………………………………………………126

2.5. Контрольные вопросы………………………………………………………126

Список литературы………………………………………………………………127

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

3.1. Основы рационального питания……………………………………………130

3.2. Основы личной гигиены…………………………………………………….150

3.3. Двигательная активность…………………………………………………...157

3.4. Основы сексуального здоровья…………………………………………….165

3.5. Практические задания………………………………………………………180

3.6. Контрольные вопросы………………………………………………………182

Список литературы……….……………………………………………………...183

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

4.1. Проблемы профессионального здоровья. Безопасность труда…………..185

4.2. Стресс и посттравматическое стрессовое расстройство………………….193

4.3. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления……………...204

4.4. Основные понятия геронтологии. Профилактика старения……………...210

4.5. Практические задания………………………………………………………221

4.6. Контрольные вопросы………………………………………………………222

Список литературы………………………………………………………………223

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Требования к написанию научно-исследовательской работы…………...225

  1. Опросник Индекса жизненного смысла……………..…………………….233

  2. Опросник Копинг-механизмы совладания со стрессом (Э.Хайма)……...237

  3. Сайты о здоровье (Интернет-форма) ……………………………………...240

  4. Словарь терминов…………………………………………………………...242

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития общества высшее образование пере­живает период реформ, нацеленных на соответствие международным об­разовательным стандартам. Поэтому необходима организация такого педа­гогического процесса, в котором каждый студент мог бы стать субъ­ектом собственного развития. При этом все более актуальным становится выявление педагогических условий совершенствования образовательного процесса в вузе. Совершенствование учебного процесса должно способствовать переходу от воспроизведения новых знаний к активному и самостоятельному их усвоению, настрою на развитие творческих способностей и профессиональ-ного мышления.

Важнейшим условием приобретения качественных профессиональных знаний и трудовых навыков студентами высших учебных заведений является состояние их здоровья. Известно, что от 17 до 50 % из них при поступлении в вуз имеют те или иные хронические заболевания. С 2001 по 2007 год просле-живается выраженная тенденция к росту болезней эндокринной системы, (темп роста составил 77,76 %), болезней крови и кроветворных органов (43,01 %), нервных болезней (114,7 %), бо­лезней системы кровообращения (34,51 %), органов пищеварения (34,08 %), мочеполовой системы (52,78 %), болезней кожи и подкожной клетчатки (26,20 %), болезней костно-мышечной системы (76,64 %), врожденных ано­малий (83,04 %).

В связи с чем проблема здоровья обострилась до такой степени, что вы­шла за рамки медицины и здравоохранения и приобрела национальный и об­щегосударственный характер. Здоровье выступает одним из главных условий благосостояния страны и полноценной жизни каждого человека, поэтому важ­нейшая проблема защиты и улучшения здоровья находится в центре внимания всей мировой общественности. Анализируя состояние здоро­вья населения России, Совет Безопасности выявил острейшие и угрожающие факторы, от которых, в конечном счете, зависит здоровье и благополучие не только ныне живущих людей, но и будущих поколений. Государству наносит­ся огромный ущерб в виде утраты здоровья людей, человеческих потерь, эко­номических и материальных убытков от происшест­вий, происходящих в природе и техносфере. Повышение конфликтности общественных отношений, серьезных из­менений системы ценностей ведет к дегуманизации и деидеологизации личности.

В последнее десятилетие в российском обществе произошло снижение границы молодежного возраста, отмечается более раннее включение молодежи в общественную и трудовую деятельность, что предполагает соци­альную, гражданскую и нравственную зрелость молодых людей.

Однако, формирование социально зрелой личности с вы­сокоразвитым чувством собственного достоинства, самоуважения и лич­ной ответственностью за свою безопасность происходит лишь при условии функционирования в обществе отлаженных процессов социализации. При активной включенности в процесс основных агентов социализации – се­мьи, учебных заведений, средств массовой информации, и, конечно же, психологии физической культуры и спорта.

В ходе модернизации системы образования России, повышения культуросообразных функций средней и высшей школ делается поворот на подготовку не только яркой, самобытной, творческой личности, но и чело­века высокого уровня образованности и воспитанности. В УГАЭС и на кафедре «Физическое воспитание» считается, что будущий специалист должен обладать ве­дущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуман­ностью, демократичностью, нравственностью, трудолюбием; человека, ве­дущего здоровый образ жизни, т.к. без последнего определения невозмож­но решить всё вышеперечисленное.

Изучение феномена здоровья человека открывает поразительные противоречия человеческой природы: люди хотят быть здоровыми, но мало что для этого делают. Данное противоречие определяет проблему соотношения приобре­таемых студентами знаний, умений, навыков и развития психологии культуры здо­ровья в рамках профессиональной подготовки. Тем более эта задача встает перед преподавателями, работающими со студентами, ко­торые в школьные годы по состоянию здоровья были освобождены от за­нятий по дисциплине «Физическая культура».

Стратегические направления образовательного пространства Российской Федерации в период вхождения в болонский процесс требуют необходимости создания европейской сферы высшего образования. Для достижения этой цели необходимо предпринять конкретные шаги по модернизации образовательных систем внутри вуза, в том числе и кафедры физического воспитания.

Итак, по нашему мнению, обеспечение психолого-педагогического и медико-биологического подходов к преподаванию физической культуры в УГАЭС может стать эффективным средством коррекции здоровья и ча­стью профессиональной подготовки студентов к трудовой деятельности.

Таким образом, проведение дисциплины «Физическая культура» осуществляется с помощью распределения студентов в учебные отделения по пяти направлениям:

  1. основное отделение (для условно здоровых студентов);

  2. подготовительное отделение (для студентов временно отстраненных от интенсивной физической нагрузки);

  3. специальное медицинское отделение (с хроническими заболеваниями D2 и D3 групп здоровья);

  4. специальное отделение (для студентов, полностью освобожденных от занятий физической культурой заключением МСЭК – медицинская социальная экономическая комиссия);

  5. спортивное отделение (совершенствование по видам спорта; количество спортивных профильных групп определяется кафедрой физического воспитания с учетом штатных и материальных возможностей вуза).

Пособие «Психология здоровья» составлено в соответствии с учебной программой «Физическая культура» (автор Политика О.И.), разработанной для студентов очной формы обучения, специальной группы, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий (изд-во Уфа: УГИС, 2005)1.

В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья. Подробно изложена гармонизация развития личности: физический, социальный и психологический аспекты здоровья. Большое место уделено основам ведения здорового образа жизни. Детально проанализированы причины, особенности и условия возникновения психосоматических расстройств (болезней адаптации к современной жизни). Выделена роль дизонтогенеза и патологии эмоций в возникновении и развитии психологии профессиональных заболеваний, являющихся относительно новой и достаточно распространенной категорией болезней цивилизации. Важна и еще недостаточно изученная проблема психологии профилактики старения. Описано формирующееся у человека с возрастом понятие «здоровье». Приводятся материалы, касающиеся причин и мотивов нарушения психологии здоровья.

Для углубленной проработки материала в конце каждой из глав предлагается практический материал, представлены контрольные вопросы и список дополнительной литературы. В приложении дан специализированный материал по тематике пособия.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ:

НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  1. Работы студентов пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей дневного обучения Москва 2007

    Реферат
    Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета направление 020100 «Химия»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета специальность

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая теория» для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей
  6. Учебное пособие по дисциплине основы менеджмента махачкала 2006

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» поможет студентам закрепить полученные теоретические знания по дисциплине, расширить представление о различных терминологических понятиях дисциплины в дополнение к пройденному лекционному материалу.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Лекционные занятия проводятся для студентов Алтайского государственного университета в объеме 26 час. План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов специальности 050901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – дать представление о надежности водителей как операторов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для повышения безопасности дорожного движения.
  9. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.

Другие похожие документы..